Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Безопасность движения - важнейший показатель качества работы ОАО "РЖД"

Доклад вице-президента ОАО "РЖД" В.Н. Сазонова на заседании правления ОАО "РЖД" 21 ноября 2003 года о совершенствовании системы по организации обеспечения безопасности движения по снижению аварийности на железнодорожном транспорте (продолжение)

Безопасность движения - важнейший показатель качества работы ОАО "РЖД"
Безопасность движения - важнейший показатель качества работы ОАО "РЖД"
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ В ОАО "РЖД"

Ядром этой системы мог бы быть Департамент безопасности движения и экологии, которому в филиалах ОАО "РЖД" подчиняются аналогичные службы, а последним - соответствующие отделы в территориальных представительствах филиалов ОАО "РЖД". Предлагаемая система управления безопасностью движения в ОАО "РЖД" максимально сохраняет действующую на железнодорожном транспорте организационную структуру управления, но дополняет ее новыми функциями.

Обязанности по обеспечению безопасности движения сохраняются за хозяйствами железнодорожного транспорта (пути, вагонным, локомотивным хозяйствами и т.д.), организованными по существующему принципу специализации, но с предлагаемой корректировкой организационной и функциональной структур:

- разделение функций управления ремонтом подвижного состава, пути и их эксплуатацией в хозяйствах, в настоящее время совмещающих эти функции;

- созданием во всех хозяйствах систем управления качеством с учетом показателей безопасности движения. При этом, учитывая, что основной задачей железнодорожного транспорта является перевозка пассажиров и грузов, первоочередное внимание следует уделить созданию системы управления качеством перевозочного процесса;

- созданный в центральном аппарате ОАО "РЖД" Департамент безопасности движения и экологии кроме подразделения, выполняющего традиционные функции внутреннего контроля за соблюдением требований безопасности движения во всех хозяйствах ОАО "РЖД", должен быть дополнен подразделением, осуществляющим руководство по созданию и развитию систем качества в интересах всей компании. Такую же реорганизацию необходимо провести в ревизорском аппарате каждой железной дороги, т.е. подразделения ревизорского аппарата должны выполнять аналогичные задачи в интересах всей железной дороги.

При создании систем качества в отраслевых хозяйствах Департамент безопасности движения и экологии совместно с техническими департаментами определяет исходные целевые установки по обеспечению безопасности движения, которые, в конечном итоге, определяют эффективность функционирования систем управления качеством в этих хозяйствах.

Существующий институт приемщиков на предприятиях-изготовителях технических средств, поступающих на железнодорожный транспорт, а также на ремонтных предприятиях железных дорог сегодня подчинен руководителям соответственно департаментов и служб железных дорог, осуществляющих эксплуатационную деятельность. На период становления упомянутых систем качества целесообразно рассмотреть вопрос о создании самостоятельного органа в центральном аппарате ОАО "РЖД", в состав которого должны войти приемщики подвижного состава, пути и технических средств как на предприятиях Компании, так и на заводах-поставщиках. Данная структура должна быть подконтрольна Департаменту безопасности движения и экологии. Цель этого мероприятия - не допустить выход на сеть железных дорог ОАО "РЖД" технических средств, не соответствующих установленным требованиям безопасности. Другая задача этой структуры - за счет осуществления традиционной функции внутреннего контроля обеспечить, в конечном итоге, пригодность этих средств к безопасной эксплуатации в перевозочном процессе.

При ОАО "РЖД" предлагается создать Аналитический центр по вопросам безопасности движения, в котором должно быть обеспечено представительство железнодорожных компаний, научно-исследовательских организаций и вузов. В его состав могут входить эксперты в области права и финансов, а также другие специалисты.

Функции Аналитического центра:

- подготовка руководству ОАО "РЖД" объективной аналитической информации по вопросам безопасности движения, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, безопасности перевозок опасных грузов;

- разработка мер, направленных на повышение безопасности движения;

- подготовка проектов решений по вопросам издания, пересмотра и отмены нормативных актов по безопасности движения для последующего доклада руководству ОАО "РЖД".

ВНЕДРЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ (АСУ БД)

Цель внедрения АСУ БД: снижение числа переходов движения пассажирских и грузовых поездов в опасные состояния (крушений, аварий, браков, сходов, столкновений).

К функциям АСУ БД относятся, в частности, пооперационный контроль (надзор) за своевременностью и качеством исполнения технологических процессов технического обслуживания и ремонтов технических средств - автоматический, автоматизированный, неавтоматизированный; контроль остаточного ресурса технических средств - автоматический, автоматизированный, неавтоматизированный; автоматизированная выработка оперативных рекомендаций по предотвращению нарушений условий безопасности перевозок и другие.

Техническую базу АСУ БД образуют АСУ хозяйств, ИВЦ дорог, ГВЦ, средства контроля точности исполнения технологических процессов. Таким образом, внедрение АСУ БД будет происходить за счет интенсификации использования уже применяемых технических средств и поэтому потребует незначительных капитальных вложений и эксплуатационных затрат.

Готовность к внедрению: в 2003 году заканчивается разработка технического проекта АСУ БД. В 2004 году необходимо начать поэтапное внедрение системы на опытных полигонах сети железных дорог.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТОВ ОАО "РЖД" В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК (СС БП) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПЕРЕВОЗОК ОАО "РЖД" НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗОЙ

Актуальность создания СС БП ОАО "РЖД" обусловлена тем, что отраслевые и государственные стандарты отменены, национальные стандарты носят рекомендательный характер, поэтому, кроме специальных технических регламентов, необходимы стандарты ОАО "РЖД" (стандарты предприятия), обязательные для исполнения всеми его физическими лицами и структурными подразделениями.

В СС БП должны входить, к примеру, следующие объекты стандартизации: организационно-методические вопросы обеспечения и экспертизы безопасности перевозок; анализ безопасности перевозок, функционирования технических средств и персонала; нормирование показателей безопасности перевозок, функционирования технических средств и персонала и другие.

Разработаны классификаторы опасных отказов технических средств хозяйств П, В, Т, Л и методики анализа показателей безопасности функционирования технических средств этих хозяйств.

В 2004 году необходимо продолжить разработку стандартов СС БП ОАО "РЖД".

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА И ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА НОВОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Основой технико-технологической базы новой системы управления безопасностью перевозок пассажиров и грузов должен стать весь арсенал технических средств, имеющихся в хозяйствах, в том числе автоматизированные системы с информационными и управляющими функциями, охватывающие по возможности все виды управляемых объектов железнодорожного транспорта и представляющие собой сочетания АСУ разных видов: АСУ технологическими процессами (АСУ ТП), АСУ предприятиями (АСУП), АСУ гибкими производственными системами (АСУ ГПС) и т.д.

Особо следует отметить создаваемую в соответствии с указанием Министра путей сообщения Российской Федерации от 29 ноября 2002 года №191у многоуровневую систему управления и обеспечения безопасности движения поездов (МС). Она фактически представляет собой АСУ технологическим процессом движения поездов на участке. Ее основное назначение - обеспечение безопасного движения конкретного поезда по участку на основе информации, поступающей с бортовых и напольных устройств. Ядром этой системы является единая комплексная система управления и обеспечения безопасности движения на тяговом подвижном составе (ЕКС) с функциями:

- предупреждение проезда запрещающих сигналов на кодированных и станционных не кодированных путях;

- предупреждение превышения допустимых скоростей движения;

- предотвращение возникновения недопустимых по условиям безопасности движения продольных сил в составе поезда;

- объективный контроль грубых отступлений от норм содержания пути и др.

Информационная поддержка всей работы по обеспечению и контролю безопасности движения должна осуществляться путем применения информационных технологий в каждом хозяйстве (с использованием АСУ-П, АСУ-В, АСУ-Т и т.д.), а также в аппарате по управлению безопасностью движения всех уровней ОАО "РЖД" (АСУ РБ).

Среди функций автоматизированных систем, обеспечивающих информационную поддержку работы хозяйств, которые имеют прямое отношение к обеспечению безопасности движения, относятся:

- мониторинг состояния технических средств каждого хозяйства по показателям безопасности движения;

- учет отказов технических средств и ошибок персонала;

- анализ и прогнозирование состояния безопасности движения, оценка состояния технических средств с использованием результатов мониторинга, данных об отказах технических средств, ошибках персонала, математических моделей, в том числе взаимодействия подвижного состава и пути, разработка рекомендаций по повышению надежности технических средств и безошибочности работы персонала и др.;

- учет и анализ потерь от нарушений безопасности движения;

- учет и анализ затрат на реализацию мероприятий по повышению безопасности движения;

- контроль полноты и своевременности выполнения производственных процессов, а также допуска к безопасной эксплуатации технических средств и сооружений железнодорожного транспорта по показателям технического состояния и остаточного ресурса до плановых видов ремонта.

Функции АСУ, предназначенной для аппарата управления безопасностью движения всех уровней ОАО "РЖД", должны быть следующими:

- учет и отчетность в области нарушений безопасности движения (существующая функция действующей ИСП МАСУ БД);

- организация расследования случаев нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе, контроль своевременности и качества расследования этих случаев, правильности их учета и квалификации;

- анализ состояния безопасности движения;

- прогнозирование состояния безопасности движения;

- контроль выполнения ревизорских указаний и устранения выявленных недостатков по результатам ревизий и проверок линейных предприятий, отделений железных дорог и железных дорог;

- проведение технических ревизий и организация проверок состояния подвижного состава, технических средств и сооружений требованиям ПТЭ;

- контроль организации проведения периодических проверок знаний работниками железных дорог требований ПТЭ, ИСИ, ИДП, других нормативных актов и должностных инструкций;

- контроль личного участия руководящего и ревизорско-инструкторского состава в осуществлении мер по предупреждению аварийности;

- ведение документации по обеспечению безопасности движения и предотвращению чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте;

- нормирование годности технических средств и сооружений железнодорожного транспорта к безопасной эксплуатации на основе требований закона Российской Федерации "О техническом регулировании";

- сертификация производств, технических средств, технологических процессов и персонала ОАО "РЖД";

- лицензирование всех видов деятельности, влияющих на безопасность движения;

- стандартизация требований к продукции, поставляемой предприятиям ОАО "РЖД";

- страхование пассажиров, персонала ОАО "РЖД", грузов, имущества; гражданской ответственности грузоотправителей, перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования за причинение вреда третьим лицам;

- пропаганда безопасности движения;

- информирование общественности о проводимой ОАО "РЖД" работе по повышению безопасности движения.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМА МИНИМИЗАЦИИ РЕСУРСОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК (ММР БП)

ММР БП включает следующие этапы:

- определение показателей рисков возникновения опасных отказов технических средств и опасных ошибок персонала, приводящих к сходам и столкновениям поездов;

- определение значений показателей эффективности мероприятий по снижению значений показателей рисков опасных отказов и ошибок; показатель эффективности мероприятия должен отображать соотношение величины уменьшения показателя риска вследствие применения мероприятия к объему ресурсов, необходимых для его применения;

- концентрация основных ресурсов на мероприятиях, обладающих наибольшей эффективностью и, как следствие, обеспечивающих минимизацию ресурсов, необходимых для обеспечения заданных показателей безопасности перевозок.

Принятие решения о применении того или иного метода, системы или устройства с целью повышения безопасности перевозок должно происходить лишь на основе результатов оценки эффективности всех возможных методов, систем и устройств и определения их оптимального, в смысле минимизации ресурсов, сочетания.

ММР БП является, таким образом, механизмом рационального распределения ресурсов между различными мероприятиями повышения безопасности перевозок.

В первой половине 2004 года необходимо произвести количественный анализ эффективности всех мероприятий, направленных на повышение безопасности перевозок, и определить оптимальную, в смысле минимизации ресурсов, программу мер по достижению стратегической цели в области безопасности перевозок.

ПРИМЕНЕНИЕ ПООПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Цель применения пооперационного контроля состоит в повышении качества и своевременности исполнения технологических операций по техническому обслуживанию и ремонту технических средств.

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОАО "РЖД" МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ГОСТ Р ИСО 9000-2001

Применение данных стандартов способствует повышению качества технологических процессов, в том числе и ремонта технических средств, что приведет к повышению безопасности перевозок. Эффективность применения стандартов ГОСТ Р ИСО 9000-2001 подтверждена международным опытом. На железных дорогах Российской Федерации также имеется положительный опыт его применения. Руководством МПС России определены предприятия для первоочередного внедрения стандартов.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК

Качество исполнения технологических процессов существенно зависит от эффективности системы мотиваций своевременного и качественного исполнения персоналом железных дорог этих процессов. В ряде стран в специальных инструкциях четко сформулированы возможные нарушения условий безопасности перевозок и четко определены уровни административных штрафов. При этом уровни штрафов весьма высоки относительно уровней заработных плат специалистов.

В этом направлении ОАО "РЖД" предстоит значительная работа по созданию эффективной системы мотиваций своевременного и качественного исполнения персоналом железных дорог технологических процессов, влияющих на безопасность пассажиров и грузов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПРОИСШЕСТВИЙ - СТРАХОВАНИЕ

Экономическая оценка безопасности движения должна базироваться на изучении аварийных ситуаций и вероятности их возникновения.

Эффективным экономическим инструментом защиты от последствий аварийных ситуаций и происшествий является страхование. С учетом полученных вероятностных оценок уровня и видов рисков на железнодорожном транспорте должна быть разработана комплексная программа страхования объектов железнодорожной инфраструктуры, принадлежащего отрасли вагонного и локомотивного парка, а также гражданской ответственности основных участников перевозочного процесса за возможный ущерб, который может быть причинен по их вине имущественным интересам владельца инфраструктуры, юридических лиц - владельцев грузов и подвижного состава, окружающей природной среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Механизм страхования должен предусматривать страхование ответственности изготовителей технических средств, включая устройства пути, СЦБ, связи и другой продукции, связанной с обеспечением движения поездов, за качество поставляемой продукции и ее соответствие техническим требованиям владельца инфраструктуры.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ БАЗЫ

Совершенствование кадровой базы Системы управления безопасностью перевозок ОАО "РЖД" должно идти в двух направлениях:

- повышение технологической дисциплины;

- повышение профессионального уровня.

Образовательные учреждения всех уровней должны воспитывать у своих учеников прежде всего чувство ответственности за соблюдение условий безопасности перевозок.

В области профессиональных знаний совершенствование должно идти в направлении изучения методов анализа безопасности перевозок, движения поездов, функционирования технических средств и персонала железных дорог; методов нормирования показателей безопасности; методов доказательства соответствия значений показателей безопасности перевозок, движения поездов, функционирования технических средств и персонала железных дорог их нормативным значениям; методов снижения интенсивности опасных отказов технических средств, опасных ошибок программных средств и персонала железных дорог; структурных методов снижения числа видов опасных отказов технических средств, опасных ошибок программных средств и персонала железных дорог; методов парирования опасных отказов технических средств, опасных ошибок программных средств и персонала железных дорог.

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

Цель разработки систем: исключение опасных ошибок машинистов локомотивов, дежурных по станциям и поездных диспетчеров или предотвращение воздействий этих ошибок на процесс движения.

СОЗДАНИЕ КООРДИНАТНОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (АСУ-ДЕ)

Система АСУ-ДЕ позволяет создать запас пропускной способности и тем самым увеличить продолжительность "окон" для ремонта пути.

О ПОЛОЖЕНИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ

В связи с ростом количества дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах предлагаются следующие технические решения и меры: сосредоточить работы по оборудованию железнодорожных переездов устройствами заграждения (УЗП) в первую очередь на главных направлениях пассажирского движения Москва - Владивосток, Москва - Адлер, Москва - Смоленск, Москва - Брянск с их завершением в 2004 году; с учетом опыта Московской железной дороги увеличить объемы работ по установке на переездах с дежурным персоналом автоматических шлагбаумов, полностью перекрывающих проезжую часть автодороги; по опыту Западно-Сибирской железной дороги железнодорожные переезды без дежурного, расположенные в пределах станций и примыкающих к ним блок-участков, дополнительно оборудовать автоматическими шлагбаумами; в первом полугодии 2004 года завершить работы по исключению возможности пропуска автотранспорта дежурными по переезду с помощью кнопки "Открытие аварийное" без предварительного включения заградительной сигнализации; увеличить темпы замены переездных светофорных головок на светодиодные улучшенной видимости и, в первую очередь, на переездах без дежурного с окончанием работ в 2004 году; оборудовать подходы к железнодорожным переездам искусственными препятствиями (типа "лежачий полицейский"), принуждающими водителей автотранспортных средств снижать скорость движения через переезд; на всех железнодорожных переездах без дежурного персонала установить дорожные знаки приоритета "Движение без остановки запрещено" и другие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос, который вынесен сегодня на расширенное заседание Правления, глубок и многогранен. Безопасность движения - интегральный показатель качества работы нашей Компании, во многом определяющий ее лицо, имидж и, если хотите, менталитет.

Хочется выразить надежду, что мой доклад и меры, в неасширен

© Евразия Вести I 2004







I 2004

Евразия Вести I 2004

"Трансмашхолдинг" успешно интегрирует предприятия железнодорожной отрасли

Новые разработки для железнодорожно-строительных машин

Оптимальная длительность работы и отдыха локомотивной бригады. Какой ей быть?

Мы работаем на реформу и будущее отрасли

Поднять уровень безопасности поможет "ЕКС"

"Искусственный интеллект" помогает управлять локомотивами и электропоездами

Снизить уровень загруженности машиниста позволяет система автоведения поезда

"ИСАВП-РТ" - новая технология грузовых перевозок

Подвижной состав идентифицирует автоматика

Большие преимущества маленького компьютера

Неразрушающий контроль рельсов при их восстановлении и сварке на РСП

"ИНФОТРАНС" выходит на новые рубежи

Кабельная промышленность для транспорта

"Самарская кабельная компания" продолжает лидировать

Красноярская магистраль развивает инфраструктуру

Переворот в "рецептуре" пропитки шпал

Повысить эффективность неразрушающего контроля

Первый отечественный автоматизированый комплекс ультразвукового контроля колесных пар вагонов "Пеленг-автомат"

Как усилить защиту поездов от пожаров

Испытания локомотива после среднего ремонта

Ставка на новые средства контроля

Самый мощный в мире экскаватор-погрузчик "ХЬЮДДИГ-1160 экстра"

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести