Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Переворот в "рецептуре" пропитки шпал

Поставляемый ООО "ГРАНД МАРКЕТ" новый антисептик "ЖТК" для шпалозаводов России в десятки раз безопаснее и значительно эффективнее каменноугольного масла "КС"

Результаты научно-технического прогресса амбивалентны. Даруя человечеству многочисленные блага, они очень часто наносят непоправимый ущерб окружающей среде и здоровью людей. Так называемые "вредные производства" - бич нашего времени. И шпалозаводы в их ряду занимают далеко не последнее место.

Ежегодно в России около 7 млн. шпал и около 4 тыс. комплектов брусьев для стрелочных переводов пропитывают высокотоксичным (2-й класс опасности), с резким неприятным и стойким запахом каменноугольным шпалопропиточным маслом. О том, как удалось решить эту проблему, рассказывают профессор УГНТУ Л.В. Долматов и аспирант российской экономической академии имени Г.В. Плеханова А.Б. Тарасевич.

Переворот в "рецептуре" пропитки шпал
Переворот в "рецептуре" пропитки шпал
Переворот в "рецептуре" пропитки шпал
Еще во второй половине 1990-х Департаментом пути и сооружений МПС РФ перед нефтепереработчиками была поставлена задача - разработать нефтяные пропиточные материалы-антисептики с улучшенными экологическими, технологическими и эксплуатационными свойствами. Эти материалы, по замыслу разработчиков, должны были быть менее токсичными на всех этапах производственной цепочки: в процессах пропитки, эксплуатации и утилизации отработавших шпал. И результаты превзошли ожидания.

В 1998 году специалистами Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) были разработаны рецептура и технология опытного производства нового нефтяного антисептика типа ЖТК по временно действующим ТУ 0258-007-3381815-99.

У истоков разработки ЖТК стояли профессора кафедры технологии нефти и газа УГНТУ Лев Васильевич Долматов и Арслан Фаритович Ахметов.

Опытное производство антисептика было начато Уфимским нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ). А положительные результаты позволили специалистам МПС РФ принять решение о широком применении нефтяного антисептика ЖТК в технологии пропитки деревянных шпал.

Для реализации этого решения специалистами фирмы ООО "Гранд Маркет" была проведена большая работа - от приобретения патента до промышленного изготовления ЖТК. Одновременно были решены ключевые вопросы по подбору географически рационального расположения завода-изготовителя и отработки самой технологии промышленного производства ЖТК на этом заводе.

После принятия совместного решения с ОАО НК "ЛУКОЙЛ" производство антисептика ЖТК с ноября 2002 года начато заводом ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез". Сегодня ООО "Гранд Маркет" является единственным обладателем патента на изготовление, заказчиком на изготовление и поставку антисептика ЖТК для шпалозаводов России.

За 14 месяцев выпуска антисептиком ЖТК было пропитано более 7,5 млн. шт. шпал тринадцатью шпалопропиточными заводами РФ.

В 2002 году специалистами УГНТУ, ВНИИДТ, ОАО "ЛУКОЙЛ", ГП "Росжелдорснаб" (МПС РФ) и ООО "Гранд Маркет" проведена работа по разработке постоянно действующих ТУ 0258-126-00148636-2002. Выпуск антисептика ЖТК-3 по новым ТУ начат заводом ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" с апреля 2003 года.

За все время использования антисептика ЖТК, выпускаемого Пермским НПЗ, получены положительные отзывы не только от специалистов ШПЗ и железных дорог РФ, но и от Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) и НИИ канцерогенеза "Онкологического научного центра АМН России".

Проведены исследования опасности и токсичности антисептика по следующим направлениям воздействия при эксперименте на животных:

- определение острой токсичности антисептика;

- кумулятивные свойства;

- кожно-резорбтивное действие;

- кожно-раздражающее действие;

- аллергенное действие антисептика;

- характер действия на слизистые оболочки глаза;

- ингаляционное воздействие;

- фотодинамическое действие.

Результаты по всем показателям оказались положительными. Это позволило отнести антисептики ЖТК к 4 классу опасности, т.е. малоопасному. Заключение "Онкологического научного центра АМН России" более чем весомо: "вероятность возникновения онкологических болезней у человека снижается более чем в 125 раз при контакте с ЖТК, чем при контакте с каменноугольным маслом КС. Поэтому в качестве защитного шпалопропиточного материала наиболее предпочтительно использовать антисептик нефтяного происхождения ЖТК, исключив применение каменноугольного масла (выдержка из заключения № 11-13/1208 от 20.10.2003 г.)".

17 июля 2003 года на Решотинском ШПЗ было проведено "Сетевое совещание по итогам работы шпалопропиточных заводов в первом полугодии 2003 года", на котором департаментом пути МПС было предложено выступающим обменяться информацией о применении ЖТК как антисептика для пропитки шпал. В основном были положительные отзывы по работе с ЖТК, однако были высказаны замечания и пожелания по улучшению качества поставляемого антисептика.

Так, при использовании в технологическом процессе пропитки шпал ЖТК в смеси с каменноугольным маслом Решотинским ШПЗ была получена продукция с "налипанием сгустков на поверхности шпал", а само оборудование (теплообменники, трубопроводы) забито твердым осадком. В то время как при крайне чистом ЖТК (без смешивания с КС) подобных случаев на других заводах (Бологовский ШПЗ, Навлинский ШПЗ, Пронинский ШПЗ, Харовский ШПЗ и др.) не наблюдалось.

Обобщив и проанализировав все высказанные замечания и пожелания, было принято решение провести исследование с привлечением необходимых специалистов на предмет выявления причин образования таких "сгустков" и осадков. Были отобраны пробы выпускаемого ЖТК и каменного масла, получаемого Решотинским ШПЗ.

Трехмесячные эксперименты в лабораторных условиях УГНТУ и ОАО "Пермнефтеоргсинтез" показали:

- смесь (в различных пропорциях) ЖТК и КС может образовывать сгустки и выпадает в осадок, т.к. ЖТК сам по себе является хорошим растворителем. Такая картина может наблюдаться не только при смешивании, но и при любом попадании в него КС (сливная емкость с осадками КС, "нечистая" технологическая схема и т.д.);

- при применении в пропитке одного антисептика ЖТК не образуется осадков, а "сгустки" отсутствуют.

В процессе экспериментов подобран такой состав ЖТК, который не только исключает образование осадков, но и придает эстетический вид шпале после пропитки. Вот основные визуальные показатели шпал, пропитанных таким антисептиком:

- шпала отвечает всем предъявляемым к ней требованиям;

- цвет от светло-коричневого до темно-коричневого (в зависимости от древесины);

- на ощупь - не липкая и не имеет резкого запаха.

Фактическое содержание воды в составе ЖТК менее 0,5%, но при нарушении технологии пропитки шпал и попадании в него воды более 10% могут появляться побочные явления в виде "замасленных пятен" на поверхности шпал.

После получения заключения о проведенном силами лаборатории Решотинского ШПЗ исследования содержание твердых остатков взятых технологической схемы совмещенной сушки-пропитки шпал профессором УГНТУ Долматовым Л.В. сделан вывод - осадок не нефтяного происхождения и к ЖТК никакого отношения не имеет.

Основываясь на вышеизложенном и по результатам всех проведенных экспериментов, специалистами УГНТУ и ОАО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" были выданы следующие рекомендации по применению улучшенного состава ЖТК, выпуск которого начат в ноябре 2003 года:

- смешивать ЖТК и КС не рекомендуется;

- слив ЖТК с цистерн осуществлять в очищенные от других продуктов емкости;

- вся технологическая схема должна быть тщательно промыта от присутствия ранее образованных от КС твердых остатков.

Соблюдение всех этих условий гарантирует получение качественной шпалы как при схеме с раздельной сушкой и пропиткой, так и совмещенной. Правильное выполнение технологического процесса пропитки технологами и рабочими ШПЗ - основные факторы успеха в решении этой задачи.

Применение антисептика ЖТК в шпалопропиточном производстве - это не только внедрение нового, более эффективного материала, но и весомый вклад в оздоровление условий труда на ШПЗ России, в улучшение экологии окружающей среды верхних строений железнодорожных путей.

© Евразия Вести I 2004







I 2004

Евразия Вести I 2004

Безопасность движения - важнейший показатель качества работы ОАО "РЖД"

"Трансмашхолдинг" успешно интегрирует предприятия железнодорожной отрасли

Новые разработки для железнодорожно-строительных машин

Оптимальная длительность работы и отдыха локомотивной бригады. Какой ей быть?

Мы работаем на реформу и будущее отрасли

Поднять уровень безопасности поможет "ЕКС"

"Искусственный интеллект" помогает управлять локомотивами и электропоездами

Снизить уровень загруженности машиниста позволяет система автоведения поезда

"ИСАВП-РТ" - новая технология грузовых перевозок

Подвижной состав идентифицирует автоматика

Большие преимущества маленького компьютера

Неразрушающий контроль рельсов при их восстановлении и сварке на РСП

"ИНФОТРАНС" выходит на новые рубежи

Кабельная промышленность для транспорта

"Самарская кабельная компания" продолжает лидировать

Красноярская магистраль развивает инфраструктуру

Повысить эффективность неразрушающего контроля

Первый отечественный автоматизированый комплекс ультразвукового контроля колесных пар вагонов "Пеленг-автомат"

Как усилить защиту поездов от пожаров

Испытания локомотива после среднего ремонта

Ставка на новые средства контроля

Самый мощный в мире экскаватор-погрузчик "ХЬЮДДИГ-1160 экстра"

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести