Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

РЕФОРМЫ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса

Как было определено Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному собранию, развитие инфраструктуры - "это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом - на обеспечение единства страны, на то, чувствуют ли себя люди гражданами единого и большого государства и могут ли пользоваться его преимуществами". Сегодня необходимо точно представлять себе перспективы развития транспортного комплекса, основные направления работы отрасли. Этому посвящен доклад министра транспорта Российской Федерации И.Е. Левитина на расширенном заседании Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации 28 сентября 2004 года.

Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса
Основные направления работы и перспективы развития транспортного комплекса
В ходе административной реформы изменилась система и структура федеральных органов исполнительной власти, в том числе и Минтранса России. В ведении министерства - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и пять отраслевых федеральных агентств. Такие изменения открывают новые возможности для совершенствования транспортного комплекса и управления им.

Четкое разграничение полномочий и функций между подразделениями сегодняшнего министерства делают его структуру прозрачной и понятной. Повышается ответственность департаментов, служб и агентств за выполнение конкретных задач. Впереди - создание региональных территориальных органов министерства.

Как отметил председатель Правительства Михаил Ефимович Фрадков, "необходимо повысить эффективность транспортных инфраструктур, которые должны развиваться в комплексе, включая в себя железные и автомобильные дороги, порты и подходы к ним, аэропорты. Развивая регионы, транспорт, можно выполнить задачу удвоения ВВП".

* * *

Коротко остановлюсь на основных показателях работы транспорта.

В отрасли занято 2 миллиона 800 тысяч человек (около 6 процентов всех работающих в экономике страны). Их заработная плата в 2004 г. колеблется от 5 тысяч 600 рублей в месяц (в трамвайном транспорте) до 13 тысяч (в авиации), в целом по транспорту она составляет 8 тысяч 800 рублей, что выше, чем в среднем по экономике, но в два с лишним раза ниже, чем на трубопроводном транспорте.

В нынешнем году наблюдается устойчивый рост пассажирских перевозок, увеличение пассажирооборота составило 4,7 процента (наибольший показатель на воздушном транспорте - 23,3 процента).

Грузооборот отраслей Минтранса (без трубопроводного транспорта) за первое полугодие 2004 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, стал больше на 7,4 процента и превысил 1 триллион ткм. 86 процентов всей транспортной работы приходится на железнодорожный транспорт.

Расширение внешней торговли обусловило дальнейший рост переработки грузов в морских портах. За первую половину текущего года переработано 175 млн тонн (132,4 процента к уровню аналогичного периода 2003 г.).

Можно также отметить увеличение удельного веса международных автомобильных перевозок по территории России, выполняемых отечественными перевозчиками. За первое полугодие оно составило 38 процентов (на 2 процента выше уровня 2003 г.).

Индексы тарифов на пассажирские и грузовые перевозки в целом на транспорте не превысили индекса потребительских цен и индекса цен производителей промышленной продукции и, следовательно, не стали фактором, стимулирующим инфляционные потоки.

* * *

Наряду с позитивными тенденциями следует отметить ряд накопившихся проблем.

Озабоченность вызывает состояние автодорожного хозяйства. При общей протяженности федеральных автомобильных дорог 46,8 тыс. км только 36 процентов их по несущей способности и состоянию покрытия соответствует нормативным требованиям. Согласно результатам диагностики в текущем и капитальном ремонте нуждается две трети сети федеральных дорог. Более 17 процентов мостов на ней находятся в неудовлетворительном состоянии.

Развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации. 8 тыс. км федеральных дорог работают с загрузкой, превышающей нормативную, в том числе около 2 тыс. - более чем в полтора раза. На таких участках систематически возникают заторы. По этим причинам происходит снижение средней скорости движения на 30 км/ч, увеличение стоимости автоперевозок на половину. Ежегодные потери и упущенная выгода, связанные с недостаточным развитием сети автодорог и их техническим состоянием, оцениваются в 130-140 млрд рублей.

Ухудшилось качество аэродомной инфраструктуры в гражданской авиации. Системы безопасности большинства аэропортов нуждаются в модернизации.

Общий грузооборот на морском транспорте в первом полугодии 2004 г. сократился на 34,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это - следствие продолжающегося ухода российского флота под иностранные флаги.

Недостаточное оснащение пограничных пунктов пропуска практически всех видов транспорта сдерживает развитие международных, в частности транзитных перевозок.

Проблемы в транспортной отрасли приобрели системный характер. Можно констатировать ситуацию "тройного несоответствия": между требованиями развивающейся экономики двухтысячных годов, транспортной системой, сформировавшейся в семидесятые-восьмидесятые прошедшего столетия, и рядом решений, принятых в девяностые годы.

Такое несоответствие порождает ограничения экономического роста со стороны инфраструктуры и ведет к увеличению разрыва между потребностями населения в территориальной мобильности и уровнем транспортного обеспечения. В перспективе рост доходов россиян существенно превысит общий рост экономики. Соответственно, спрос на транспортные услуги также будет иметь опережающий характер.

* * *

Миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы определена как содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.

На выполнение этой миссии направлена Транспортная стратегия Российской Федерации, доработанная с учетом Концепции реформирования бюджетного процесса, административной реформы, а также основных тенденций развития экономики и общества.

В Транспортной стратегии развитие инфраструктуры увязано с перспективными сценариями роста производительных сил на основе принципов устойчивого прогресса транспортной системы и сбалансированности транспортного процесса.

Сформулировано пять стратегических целей нашего министерства. Основной инструмент их реализации - целевая программа "Модернизация транспортной системы России". Ведущая роль в ее осуществлении принадлежит Министерству транспорта и подведомственным ему агентствам. Вместе с тем, министерство заинтересовано в проведении комплекса мероприятий по взаимодействию с региональными органами исполнительной власти.

Общий объем финансирования целевой программы из федерального бюджета в 2005-2007 гг. составит около 500 млрд рублей.

* * *

Первая стратегическая цель - построение современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек.

Достижение этой цели позволит обеспечить экономический рост и социальное развитие, укрепление связей между регионами России, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики (прежде всего за счет снижения доли транспортных издержек в конечной стоимости продукции), повышение предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Выполнение мероприятий на этом направлении поможет улучшить внутреннюю связность транспортной системы страны. Планируется повысить показатели инфраструктуры транспорта за счет создания единой опорной транспортной сети, сбалансированного развития всех видов транспорта.

На достижение первой цели программы "Модернизация транспортной системы России" в 2005-2007 гг. потребуется около 129 млрд рублей из федерального бюджета.

* * *

Вторая стратегическая цель - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Ее достижение означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей жителей страны в передвижении, устранение дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры.

Все это относится к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни, уровень экономики в любом государстве. Для России с ее огромными расстояниями, трудоспособностью большинства внутренних территорий, сложностью климатических условий достижение второй цели - вдвойне актуальная проблема.

Свобода перемещения - конституционное право граждан. Возможностью беспрепятственно передвигаться по стране во многом определяется социально-политическая целостность государства и общества, восприятие населения как единой нации. Свободное перемещение товаров - непременное условие формирования единого национального рынка.

Решение этой проблемы должно в основном удовлетворить потребности в передвижении, сделать эффективнее и совершеннее транспортную инфраструктуру, расширить перспективы развития и освоения территорий, а также повысить ценовую доступность социально значимых услуг транспорта.

Соответствующие мероприятия предусмотрены на всех видах транспорта. По прогнозам, в результате реализации федеральной целевой программы транспортная подвижность населения России увеличится к 2007 г. на 14,6 процента и составит 4381 пасс./км на человека в год. (Это в два с лишним раза ниже, чем в странах Европы и США.)

На достижение второй цели в соответствии с программой необходимо направить до 2007 г. около 125 млрд рублей.

* * *

Третья стратегическая цель - повышение конкурентоспособности транспортной системы нашей страны и реализация ее транзитного потенциала. Это означает формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и крупных, успешных транспортно-логистических компаний, создание прочной основы для успешной интеграции в мировую систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

Поставленной задачи не решить без модернизации существующих и строительства новых морских терминалов, без создания современных мультимодальных логистических центров, без совершенствования системы управления движением. В перечень первоочередных дел входят рационализация обработки и распределения грузов, проведение комплексного обновления автодорожной и железнодорожной сети, сооружение многочисленных международных аэропортов-хабов, развитие инфраструктуры пограничных пунктов пропуска, гармонизация международно-правовых отношений.

Добившись намеченного, мы увеличим протяженность федеральных автомобильных и железных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, поднимем пропускную способность морских портов (а объем грузопереработки в них планируется увеличить на 66 процентов и достигнуть в 2007 г. 430 млн тонн). Перевозки международных транзитных грузов, как ожидается, вырастут за этот же период на 42 процента по сравнению с уровнем 2003 г. и составят ориентировочно 63 млн тонн.

Наша страна объективно призвана играть роль моста между странами Европы (прежде всего расширяющегося Евросоюза) и государствами Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии. По территории России проходят три из девяти общеевропейских транспортных коридора, а также евроазиатские - "Запад-Восток" и "Север-Юг". Коридор "Запад-Восток" совпадает с Транссибирской железнодорожной магистралью и выходит на Транскорейскую. "Север-Юг" соединит страны Западной Европы с Индией и государствами Персидского залива (28 июля нынешнего года состоялась церемония открытия железнодорожного участка этого международного транспортного коридора).

Согласно целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" на реализацию третьей цели планируется направить из федерального бюджета в 2005-2007 гг. 244 млрд руб.

В числе приоритетных задач, поставленных Президентом страны перед транспортной отраслью на заседании Госсовета, следует особо отметить обеспечение внешнеполитического сопровождения российских проектов на глобальном рынке транспортных услуг. Предстоит серьезная работа по поэтапному формированию единого транспортного пространства государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и объединенной транспортной системы союзного государства Белоруссии и России.

Нельзя забывать и о европейском направлении, ведь на участников расширенного Европейского союза приходится теперь около 51 процента объема российской внешней торговли. Эти торговые связи нуждаются в надежном, безопасном и конкурентоспособном транспортном обеспечении. Исключительное внимание необходимо уделять налаживанию взаимовыгодного и равноправного транспортного диалога с ЕС на разных уровнях. Наряду с взаимодействием в энергетике и в реализации одобренной на высшем уровне концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) транспорт должен стать одним из краеугольных камней формируемого общего пространства Россия - Евросоюз в сфере экономики и торговли.

В этом плане будут использованы и возможности, которые предоставляет председательство России на Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) с мая 2004 г. ЕКМТ - уникальная международная организация, объединяющая руководителей транспортных ведомств всех стран Европейского континента, а также США, Японии, Южной Кореи. В рамках ЕКМТ рождается долгосрочная стратегия развития и работы железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта Европы.

Практическим шагом на пути повышения уровня интеграции и координации деятельности транспортных ведомств государств-соседей можно назвать принятую соответствующими министерствами 3 сентября текущего года Концепцию интеграции транспортных систем Российской Федерации и Украины. Это - только начало. Аналогичные шаги будут сделаны навстречу другим странам, выстраивающим интегрированную транспортную сеть.

* * *

Четвертая стратегическая цель - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Надо поднять уровень мобилизационной готовности и таким образом создать условия, необходимые для укрепления общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Одновременно с развитием транспортной системы неизбежно возникают вопросы обеспечения надлежащей технической безопасности транспортной деятельности.

Кроме того, огромна роль транспорта как одного из определяющих структурных компонентов системы общенациональной безопасности, непосредственно влияющего на эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, системы правоохранительных органов, на уровень мобилизационной готовности.

Создание безопасных условий, повышение качества жизни - среди главных задач, поставленных Президентом страны в его последнем послании Федеральному Собранию.

Трагические события 24 августа, когда в результате террористических акций почти одновременно произошли две авиационные катастрофы, выявили слабые места существующей системы обеспечения безопасности пассажиров и работников отрасли.

Переоценка рыночных механизмов в такой важной сфере, как безопасность, привела к ослаблению регулирующего влияния государства, к развитию кризисных явлений.

Не случайно глава государства дал ряд поручений, связанных с созданием правовых и организационных основ обеспечения безопасности на транспорте, с усилением государственного контроля в сфере авиационной безопасности.

Сегодня становится абсолютно ясно: социально приемлемый уровень транспортной безопасности невозможно обеспечить оперативными, тактическими мерами, принимаемыми, как правило, после очередной террористической акции или иного незаконного вмешательства в деятельность транспорта. Здесь нужен концептуальный подход.

Необходимо разработать до ноября текущего года проект концепции транспортной безопасности и предложить соответствующие изменения в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы.

Нуждаются в поправках Воздушный кодекс Российской Федерации, законы Российской Федерации "О милиции" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", ряд других нормативных правовых актов. Сейчас Минтрансом разрабатывается проект федерального закона "О транспортной безопасности".

В первую очередь, следует создать организационную структуру управления транспортной безопасностью. Поскольку функция обеспечения безопасности выходит на первый план, становится универсальной, сквозной, соответствующие структурные подразделения должны появиться не только в центральном аппарате министерства и федеральной службе по надзору в сфере транспорта, но и во всех федеральных агентствах и территориальных подразделениях.

Важно нормативно обеспечить четкое разграничение полномочий между ними, предусмотреть эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности.

В перспективе обеспечение безопасного функционирования транспортного комплекса связано с разработкой технических регламентов, предусмотренных Федеральным законом "О техническом регулировании".

Одна из неотъемлемых функций государства и важнейшая составная часть обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны - мобилизационная подготовка.

В сложившихся условиях министерство принимает все возможные меры для поддержания мобилизационного потенциала государства. Тут мы тесно взаимодействуем с Министерством обороны, Минэкономразвития и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Мероприятия, связанные с достижением четвертой цели, в значительной степени реализуются в рамках ведомственных программ. В федеральной целевой программе на период до 2007 г. на это предусмотрено около 306 млн рублей.

Говоря о данной стратегической задаче, следует упомянуть о развитии профессионального образования в нашей сфере. От качества подготовки кадров, уровня квалификации преподавателей в конечном счете зависит стабильность работы транспорта, безопасность пассажиров и грузов. Представляется целесообразным дополнительно рассмотреть вопрос о сохранении системы специализированных образовательных учреждений Минтранса России. Надеемся на поддержку и понимание в этом вопросе со стороны Правительства России. (Средства на образование, предусмотренные в ведомственной программе на 2005 - 2007 гг., составляют 24 млрд рублей.)

* * *

Пятая стратегическая цель - улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе.

Серьезной проблемой остается недостаточное бюджетное финансирование инфраструктуры нашей отрасли. Программа модернизации транспорта России предусматривает финансирование транспортного сектора на уровне 4 процентов ВВП. Фактический объем выделения средств в рамках программы не превышает 2,2 процента ВВП. Для достижения целей Транспортной стратегии необходимо привлечение в инфраструктурные проекты не менее 600 млрд рублей ежегодно.

Конечно, нельзя опираться только на бюджетные ассигнования, необходимо развивать механизмы привлечения внебюджетных средств, в частности - в форме государственно-частного партнерства.

Необходимо учитывать, что государство будет еще длительное время контролировать развитие инфраструктуры, вместе с тем создавая конкурентные условия для широкого использования частных инвестиций, способных стать весомым вкладом в прогресс единой транспортной системы России.

Транспортная стратегия позволит инвесторам выделить приоритетные сферы - те, которые государство намерено развивать на долгосрочной основе. А приоритеты определяют, в свою очередь, взаимодействие государства с отечественными и международными финансовыми институтами, направления развития государственно-частного партнерства на транспорте.

В рамках работы по внедрению таких механизмов завершается подготовка законопроектов "О платных дорогах", "О морских портах" и др.

Чтобы достичь пятой стратегической цели, задача обновления парка транспортных средств будет решаться с использованием государственно-частного партнерства в форме лизинга и возмещения части затрат на оплату процентов по кредитам, полученным в российских финансовых организациях.

К 2007 г. при государственной поддержке будет приобретено 48 воздушных, 37 морских и 14 речных судов.

* * *

Следует особо подчеркнуть, что достижение поставленных перед министерством целей требует проведения комплексных мер в сфере отраслевого управления федеральной собственностью.

Это обусловлено, в частности, необходимостью решить в максимально короткие сроки институциональную задачу, связанную с вовлечением в гражданский оборот земельных участков.

Предстоит принять новый, соответствующий логике административной реформы порядок управления акциями открытых акционерных обществ, находящимися в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями. Ситуация, когда в принятии решений по порядку голосования в органах управления акционерных обществ задействованы одновременно четыре федеральных органа исполнительной власти, не позволяет добиться нужной оперативности, а подчас парализует деятельность органов управления.

* * *

Коснусь проблемы отраслевой науки. Многообразие комплексных задач, предусмотренных Транспортной стратегией, сопряжено с поиском точно выверенных, обоснованных и наиболее целесообразных решений. Однако теперешнее состояние отраслевых научных учреждений и самой науки как таковой далеко от идеального.

Несмотря на большой научный потенциал, на который мы могли бы опереться, Министерство транспорта вынуждено ставить перед собой задачу координации отдельных, разрозненных научно-исследовательских институтов, не способных справляться с общетранспортными проблемами стратегического характера. Вот почему речь должна идти о перестройке всего научного комплекса отрасли, что может и должно дать мощный толчок в реализации инновационной политики Минтранса России.

* * *

В заключение хочу подчеркнуть: масштабы транспортной системы страны и характер проблем, которые предстоит решить, не оставляют сомнений в том, что предстоит пусть не простая, но чрезвычайно важная работа. От ее успешного выполнения во многом зависит социально-экономическое развитие России в целом, обеспечение конституционных прав ее граждан.

© Евразия Вести XI 2004



XI 2004

XI 2004

Москва приняла первый международный конгресс "ЕврАзЭС - Деловой мир"

Современные средства ЖАТ на службе безопасности

Перспективы эффективного применения средств ЖАТ

ЖАТ - инструмент и средство прогресса

Модернизация: ставка на микропроцессорные средства

Совершенствовать эксплуатацию железнодорожной автоматики и телемеханики

ФПЦ: многообещающие перспективы

Организация электронного документооборота на полигоне Октябрьской железной дороги

Знакомьтесь: центр компьютерных железнодорожных технологий

Пути радикального повышения безопасности железнодорожных перевозок

Новинка диспетчерской централизации - "Cетунь"

Аппаратура ЖАТ: качество и надежность на всех этапах жизненного цикла

Комплексная система автоматизированного управления сортировочной станцией

УрГУПС - Железная дорога: связь прямая и обратная

"Радиоавионика": микропроцессорной автоматике - высочайшую надежность

Вклад "Югпромавтоматизации" в совершенствование технологических процессов

Система диспетчерской централизации "Юг"

Микропроцессорные системы с маркой Санкт-Петербургского электротехнического

НПЦ "Промэлектроника" на рынке ЖАТ

КИТ: интегрированный комплекс автоматизированных систем сигнализации и связи

Пути решения проблем разработки и внедрения устройств ЖАТ

НПЦ "Инфотэкс" - железнодорожному транспорту

КЛУБ-У на службе безопасности движения поездов

Автоматизированная система диспетчерского контроля "ГТСС-СЕКТОР": перспективы роста

Сименс: заслуженная высокая репутация

"Гипротранссигналсвязь" работает на прогресс автоматики

Вехи железнодорожной медицины

PDF-формат



Rambler's Top100

Copyright © 2003-2013 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести