Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Металлические гофрированные конструкции: достоинства и перспективы

В ООО «Мосттранспроект» с 2000 года занимаются проектированием металлических гофрированных конструкций (МГК) с армированными насыпями и стенами из габионов на железных и автомобильных дорогах. О достижениях фирмы и тех проблемах, которые решает ее коллектив, вы узнаете из материала генерального директора «Мосттранспроекта» Валерия Алексеевича Смородина и технического директора заслуженного работника транспорта РФ Валерия Викторовича Пименова.

Металлические гофрированные конструкции: достоинства и перспективы
Металлические гофрированные конструкции: достоинства и перспективы
Металлические гофрированные конструкции: достоинства и перспективы
Металлические гофрированные конструкции: достоинства и перспективы
Металлические гофрированные конструкции: достоинства и перспективы
Металлические гофрированные конструкции: достоинства и перспективы
В России сооружать гофрированные трубы было предложено еще в 1875 г. В те времена их, после заводских испытаний, было уложено около 1300 погонных метров на Закаспийской ж.д. С 1887 года по 1914-й добавилось около 64000 метров (примерно пять тысяч сооружений). Выпуск этих изделий был налажен на Петербургском металлическом заводе.

За рубежом металлические гофрированные трубы впервые появились в США (примерно в 1896 г.). Первоначально строили трубы небольших отверстий (до двух метров), позднее, по мере изготовления более мощного металлического профиля, стали возводить крупные сооружения – мосты типа арочных, путепроводы, тоннели, мощные ограждения… Исследовав долговечность, коррозионную устойчивость и надежность оцинкованных МГК, американцы сочли их годными как для суровых условий Канады и Аляски, так и для тропиков Африки, Азии и Южной Америки.

В других странах гофрированные тубы нашли широкое применение только в последние 50 лет. Теперь повсеместно известны канадская ARMTEC (гофр 152х51 и 400х150 мм при толщине 3–7 мм), итальянская FRACASSO (152х51, толщина 3–7 мм), норвежско-шведско-финская фирма VIA CON (150х50, толщина 3–7 мм). Они обеспечивают потребности в металлических гофрированных конструкциях Европы, Америки, Африки и Австралии.

C 2001 года предприятие ЗАО «Царскосельский завод «София» выпускает конструкции с гофром 164х57 толщиной от 3 до 8 мм. Элементы МГК, производимые этим заводом, не уступают по техническим характеристикам зарубежным образцам. При работе в одну смену «София» способна выпускать 2500 тонн МГК в год (это примерно пятьсот труб диаметром 1,5–2 метра или 60 путепроводов под одно-двухпутной линиями).

Для укрепления речных берегов от размыва габионы применяются уже свыше ста лет. А имеющие металлическую сетку двойного кручения в узлах переплетения габионы Маккаферри используются для инженерных сооружений, воспринимающих внешние нагрузки.

С появлением прочных полимерных и композитных материалов, устойчивых к коррозии и гниению, начали внедрять армирование грунтовых сооружений для повышения их стабильности при внешних воздействиях.

* * *

Не вдаваясь в технические детали, приведем примеры применения МГК с армированными насыпями и стенами из габионов.

Юго-Восточная ж.д.

На линиях Елец – Ефремов и Ефремов – Старый Оскол в 2000 году построено 20 водопропускных труб (1,5 и 2 метра) взамен дефектных железобетонных мостов.

Октябрьская ж.д.

На линии Ледмозеро – Кочкома в 2000–2001 гг. сооружен путепровод замкнутого типа со срезанными по откосу насыпи концами длиной 35 метров. Он предназначен для пропуска автодороги габарита Г-8. Стоимость снижена на 7, трудоемкость на 48 процентов. Срок строительства 2 месяца.

На четвертом километре той же линии заработал железнодорожный путепровод из двух МГК замкнутого типа длиной по 10 метров с армированными стенами подходной насыпи из габионов для пропуска автодороги Г-8 и однопутной железной дороги габарита «С». За счет применения стен сокращена длина МГК и стоимость снижена на 15 %, трудоемкость – на 30 %. Срок строительства 4 месяца.

На 463 км линии Санкт-Петербург – Москва в 2000 г. пущен путепровод для пропуска автодороги по обеим сторонам, вдоль трех главных путей, перекрытых железобетонными пролетными строениями, опирающимися на устои из армированного грунта, взятого в стены из габионов. Стоимость снижена на 8, трудоемкость – на 20 процентов. Срок строительства 7 месяцев.

На участке Выборг – Вещево в 2002 г. за два месяца построен путепровод для пропуска однопутной железной дороги габарита «С» (взамен деревянного).

В 2002 году при строительстве Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге через реку Оккервиль был возведен мост арочного типа из МГК на ростверках, опирающихся на сваи и перекрывающий 13 железнодорожных путей со стрелочными переводами. Стоимость снижена на 27, трудоемкость на 48 процентов. Срок строительства 7 месяцев.

На линии Санкт-Петербург – Псков в 2003 г. (взамен дефектного проржавевшего) построен автодорожный путепровод арочного типа для пропуска двух путей электрифицированной железной дороги габарита «С». Срок строительства 5 месяцев.

29 км автодороги Баксан – Эльбрус (Северный Кавказ).

В 2002 году через ручей Хаюко построен мост арочного типа, опирающихся на железобетонный лоток (взамен проектируемого моста с промежуточными опорами на естественном основании). Стоимость снижена более чем вдвое, трудоемкость – в 2.5 раза. Срок строительства 4 месяца.

Автодорога Южно-Сахалинск – Оха – Москальво, остров Сахалин.

В 2002–2004 гг. построено пять сооружений из МГК, в том числе два автодорожных путепровода и 3-пролетный мост через реку Чибри.

Линия Чум – Лабытнанги Северной ж.д.

В 2004 г. на вечномерзлых грунтах сооружено 17 труб диаметром 1,5 метра и одна труба диаметром 3 метра. Под ними уложен пенополистирол и щебень, армированный двумя слоями геосеток. Такое основание позволяет исключить неравномерную осадку.

Приволжская ж.д.

В 2004–2005 гг. при строительстве вторых путей на линии Сызрань – Сенная 16 железобетонных труб удлинены металлическими гофрированными на армированном геосетками основании. Такая конструкция основания в сопряжении с бетонным фундаментом обеспечивает осадки, соответствующие жесткому основанию.

* * *

Подытожим основные преимущества применения МГК с армированными насыпями и стенами из габионов.

Начнем с плюсов конструкций из габионов. Это – гибкость, которая позволяет применять их в условиях нестабильных грунтов и размывов; прочность, благодаря которой конструкции могут работать как на вертикальную, так и на горизонтальную внешнюю нагрузку; устойчивость по отношению к внешним воздействиям, в частности – сейсмическим; долговечность (срок службы до 80–100 лет); простота конструкции и быстрота строительства (монтаж габионов не требует тяжелой техники и квалифицированной рабочей силы); удобство и экономичность транспортировки; экономичность при эксплуатации; габионы одинаково хорошо работают в любых климатических условиях; нет необходимости в сооружении фундаментов; водопроницаемость, отсутствие нужды в застенном дренаже; низкая стоимость сооружения (сокращение затрат по сравнению с традиционно используемыми материалами на 10-50 процентов).

Каковы преимущества МГК? Гибкость, позволяющая конструкции перераспределять возникающие напряжения в зависимости от приложения внешней нагрузки; прочность, которая обеспечивается благодаря совместной работе металлической гофрированной конструкции и грунта засыпки; устойчивость перед внешнимии воздействиями; долговечность; простота и высокая скорость строительства; удобство и экономичность транспортировки (металлические гофрированные листы обладают малым весом и складируются в пакеты, что значительно экономит место и позволяет перевозить их любым видом транспорта); экономичность при эксплуатации, затраты по содержанию таких конструкций практически сведены к нулю; сооружения надежны в любых климатических условиях (металлические гофрированные конструкции одинаково хорошо работают как в условиях арктического холода, так и в странах с тропической жарой); под замкнутые сооружения из МГК не нужно строить фундаменты; низкая стоимость сооружения (применение сборных гофрированных структур позволяет сократить затраты по сравнению с традиционно используемыми на те же 10–50 процентов).

А теперь о выгодах, получаемых за счет совместного использования конструкции из МГК, армированной насыпи и габионов.

За счет применения габионов уменьшается отвод земли по сравнению с насыпью с откосами 1:1.5 более чем вдвое; по сравнению с объемом грунта для отсыпки насыпи объем перевозки камня оказывается в десять раз меньше; стоимость металлической гофрированной конструкции существенно сокращается за счет уменьшения ее длины почти вдвое; при высоте насыпи более 7 метров стоимость ее возведения из габионов меньше, чем расходы на отсыпку насыпи с откосами (без учета сокращения стоимости металлической гофрированной конструкции за счет уменьшения ее длины почти вдвое); применение на водотоках металлических гофрированных конструкций в сочетании с армированными стенами из габионов и матрасами Рено на входе и выходе надежно гарантирует сооружение от размыва.

За счет применения армирования насыпи (многослойное армирование) создается платформа для равномерного распределения нагрузки, а за счет послойной отсыпки грунта с уплотнением во время строительства удается исключить период ограничения скорости движения транспорта для обкатки на осадку; отпадает необходимость устройства участка переменной жесткости (мягкого въезда) в сопряжении с мостом или путепроводом из МГК с устоями из армированного грунта и боковыми стенами из габионов; возможно создание конструкции устоев из армированного грунта с боковыми стенами из габионов и применение таких конструкций устоев для замены деформированных и разрушающихся боковых стен эксплуатируемых устоев любых мостов; армированное основание под трубы МГК может соответствовать жесткому бетонному основанию по величине осадок.

В эксплуатации мосты, путепроводы и трубы из металлических гофрированных конструкций также имеют неоспоримые преимущества перед классическими сооружениями из металла или железобетона. Назовем хотя бы возможность использования МГК для замены старых каменных мостов, эстакад, малых железобетонных мостов и строительства путепроводов взамен железнодорожных переездов. Или то, что МГК позволяют решать вопросы реконструкции дефектных искусственных сооружений без перерыва движения поездов и с более низкой стоимостью (на 10–15 процентов) по сравнению с использованием традиционных железобетонных конструкций.

Из приведенных примеров и сравнения основных преимуществ видно, что эти конструкции органично сочетаются друг с другом и созданы для совместной работы.

© Евразия Вести II 2008



II 2008

II 2008

Итоги и задачи инфраструктуры

Соответствовать злободневным задачам

Создание на железных дорогах системы мониторинга состояния земляного полотна

Опытная эстакада в Щербинке - эффективный инструмент исследований

МГК: экзамен на прочность сдан

Сквозная информатизация при содержании искусственных сооружений на железных дорогах

ДВЖД: целенаправленно повышать надежность инженерных сооружений

Инженерные сооружения на Горьковской железной дороге

Задачи по выполнению современных требований

Транспортное строительство в содружестве с наукой

Новые технологии на службе отрасли

Антикоррозионная защита мостов: проблемы и задачи

«МОСТ» на главном пути

«Стройпутьинвест» - компания-универсал

Диагностические средства нового поколения

Безопасность в комплексе

Есть такая сварка!

Чтобы облегчить труд путейцев

Малые детали, с которых начинается большая надежость

«Тенсар Интернэшнл»: подпорные стены и устои мостов из армогрунтовых элементов

Новые технологии при строительстве искусственных сооружений

Партнерство, испытанное годами

Прорывные технологии в тормозостроении

Качество - продукт системный

Достойным транспортникам - достойная награда

Все о железнодорожном пути

PDF-формат



Rambler's Top100

Copyright © 2003-2014 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести