Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Версия для печати
Обсудить в форуме

«НЕЙРОКОМ» работает на перспективу

В ОАО «МТЗ Трансмаш» 29 апреля 2008 года состоялось совместное заседание дирекции Ассоциации производителей и потребителей тормозного оборудования для подвижного состава железнодорожного транспорта (АСТО) и Комитета по координации локомотивостроения некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники». Главная тема повестки дня была сформулирована так: «Перспективы развития тормозных систем и систем безопасности подвижного состава».

На заседание были приглашены ведущие специалисты, разработчики и производители тормозной техники. Содержательный доклад, посвященный задачам в этой области в свете реализации программ развития и технического перевооружения железнодорожного транспорта, сделал вице-президент компании «Российские железные дороги» В.А. Гапанович.

Мероприятия такого уровня позволяют активизировать усилия в решении накопившихся проблем, повысить рейтинг предприятий, продвинуть инновационную работу, подкрепить широкое внедрение конкретных достижений на новом и модернизируемом подвижном составе.

С большим интересом было выслушано предлагаемое вашему вниманию выступление исполнительного директора ЗАО «НЕЙРОКОМ» Леонида Аркадьевича Галченкова.

«НЕЙРОКОМ» работает на перспективу
«НЕЙРОКОМ» работает на перспективу
Для Российских железных дорог предприятие «НЕЙРОКОМ» разрабатывает и выпускает продукцию разнообразного назначения: это и контроль состояния машиниста (в самом широком смысле – в рейсе, перед ним, диагностика состояния здоровья), и управление электропневматическими тормозами, и связь между локомотивами...

Временные рамки заставляют меня ограничиться рассказом лишь о некоторых наших перспективных изделиях в области устройств безопасности и управления тормозами.

Начну со средств управления электропневматическими тормозами. К числу удачных среди них можно отнести стабилизированный преобразователь напряжения «НЕЙРОКОМовской» разработки – СПН ЭПТ М. Его задача – преобразовать сигналы с контроллера крана машиниста в управляющие и питающие напряжения для вентилей электровоздухораспределителей локомотива и вагонов пассажирского поезда. Этот отечественный прибор пришел на смену комплекту управления электропневматическими тормозами украинского производства и один заменяет сразу три блока, входящих в комплект устройства предыдущего поколения.

Помимо этого, по сравнению со своим предшественником наш преобразователь обладает рядом существенных преимуществ. Это и более стабильное выходное напряжение, что гарантирует более надежное торможение; это и больший нагрузочный ток, что позволяет формировать поезда с существенно большим числом вагонов; это и отсутствие необходимости регламентного обслуживания, что удешевляет эксплуатацию.

Вместе с тем за те восемь лет, что производится и эксплуатируется это изделие, появились новые радиокомпоненты с улучшенными характеристиками, позволяющие повысить надежность нашего прибора. Не упускаем мы и другие возможности улучшить его потребительские качества.

К настоящему времени в «НЕЙРОКОМе» найдены технические решения, благодаря которым удается эффективнее контролировать целостность линии электропневматического тормоза; передавать сигналы о состоянии ЭПТ по общей CAN-шине; повысить надежность за счет применения новых радиоэлементов; улучшить фильтрацию напряжения.

Модернизированное изделие будет совместимо с ныне действующими.

Если наше начинание получит одобрение в «РЖД», мы могли бы провести ОКР по согласованному техническому заданию и выйти через год на опытные образцы усовершенствованного стабилизированного преобразователя напряжения.

* * *

Теперь о наших разработках в области локомотивной безопасности.

Как я уже сказал, они связаны с контролем состояния машиниста. Основные понятия тут – бдительность и бодрствование.

Бдительность машиниста обусловлена тем, как он реагирует на стимулы, возникающие в процессе ведения поезда. Она является основным фактором в связке человек – машина, влияющим на безопасность ведения состава.

Бодрствование сопряжено с работоспособностью человека и представляет собой необходимое условие бдительности.

Чтобы машинист был бдителен, он должен быть бодр и работоспособен. Однако бодрый машинист не обязательно бдителен.

Исторически сложилось так, что контроль бдительности был возложен на основную систему безопасности в локомотиве – автоматическую локомотивную сигнализацию – АЛСН. Это предусматривало, что при смене сигнала светофора вырабатывался проверочный сигнал (свисток электроклапана), в ответ на который машинист должен был нажать на специальную рукоятку бдительности. Кроме того, при некоторых светофорных сигналах вводилась периодическая проверка бдительности.

Затем появился прибор УКБМ, проверяющий бдительность машиниста по усложненному алгоритму. Позднее такая периодическая проверка была возложена на систему «КЛУБ».

Следует отметить, что всегда предполагается, что с помощью названных приборов контролируется бдительность машиниста, хотя на самом деле проводится контроль в основном бодрствования, да и то не вполне эффективный.

Практика показала также неэффективность периодических проверок бдительности (бодрствования) из-за выработки у машиниста способности в дремотном состоянии рефлекторно периодически нажимать рукоятку бдительности.

В настоящее время контроль бодрствования машиниста и функция внешнего внимания контролируется в локомотиве с помощью разработанного нами прибора – ТСКБМ, о котором ваша газета уже рассказывала. Система ТСКБМ постоянно следит за фунциональным состоянием ведущего поезд машиниста с помощью регистрации физиологического параметра с кисти руки.

В настоящее время «Нейроком» совместно с Отраслевым Центром Внедрения в рамках создания единой комплексной системы безопасности и автоведения (ЕКС) разрабатывает новую подсистему контроля состояния машиниста. В ней реализуется интеллектуальная система контроля бодрствования и бдительности машиниста – введена функция поддержания работоспособного состояния. Суть в том, что оценка бодрствования по алгоритму ТСКБМ дополнена контролем за действиями по управлению поездом и предусмотрены дополнительные проверки бдительности на опасных участках пути. Помимо таких проверок поддержание бдительности на должном уровне организовано в данной системе с помощью смены режимов автоведения (с автоматического – на режим подсказки), что уменьшает монотонность окружающей обстановки. Система сделана рассредоточенной: часть ее реализована в процессоре автоведения, часть – в модернизированной ТСКБМ.

В 2005 году в ЗАО «НЕЙРОКОМ» была разработана система контроля бодрствования для машинистов маневровых локомотивов. Мы изготовили макетные образцы, провели их испытания. Фактически это вариант исполнения ТСКБМ – с дополнительными рукояткой бдительности, световым сигнализатором и блоком мониторинга активности машиниста. Дополнительные рукоятка и сигнализатор ставятся со стороны второго пульта управления локомотивом. Блок мониторинга активности выполняет функции известного прибора Л116, откладывающего периодические проверки бдительности при осуществлении рациональных действий по управлению локомотивом. Сочетание этой функции с контролем бодрствования по физиологическим параметрам позволило сократить количество учитываемых действий машиниста, оставив только безопасные – сброс тяги и торможение. Внедрение предлагаемой нами системы поможет повысить безопасность маневровых работ. Сейчас мы ожидаем решения ЦТ по поводу судьбы этой системы.

* * *

Следующая разработка, проводимая совместно предприятиями «НЕЙРОКОМ» и ОЦВ РЖД, – объединенная система контроля и поддержания бдительности и бодрствования. Цель – повысить эффективность и надежность проверки состояния машиниста.

Объединение всех функций контроля и поддержания оптимальным образом обеспечит физиологический контроль бодрствования машиниста по алгоритмам ТСКБМ, удастся реализовать в расширенном виде интеллектуальные функции, уже внедренные в ЕКС.

Контроль бдительности будет максимально осуществляться «внутри» профессиональной деятельности машиниста – в диалоговом режиме. Тем самым не понадобится прибегать к дополнительной нагрузке. При этом с целью обеспечения максимальной безопасности в необходимых случаях экстренное автостопное торможение будет заменено служебным. Использование речевого синтезатора позволит сделать свисток ЭПК редким событием.

Благодаря повышению надежности и оптимизации алгоритмов работы намечено минимизировать число случаев выключения системы. Она сможет взаимодействовать с локомотивными системами безопасности и управления по стандартизированным интерфейсам, что позволит использовать ее в различных конфигурациях локомотивного оборудования (как с КЛУБ, так и с АЛСН, и в составе ЕКС).

На этом перспективном направлении в нынешнем году запланировано разработать технические требования и алгоритмы действия системы, проверить верность решений на моделях и функциональных макетах. В течение будущего года мы намерены сделать опытные образцы и провести стендовые испытания, в 2010 году можно будет организовать эксплуатационные.

© Евразия Вести V 2008







V 2008

Евразия Вести V 2008

Совет по железнодорожному транспорту - испытанный инструмент международного сотрудничества

Совместными усилиями обеспечить устойчивое развитие железных дорог

«Золотая Колесница» обрела еще одного надежного партнера

Дальнейшее развитие транспортной интеграции

На страже стальных магистралей

Конкретные решения конкретных проблем межгосударственного масштаба

Информатизация - важнейшее средство повышения эффективности работы отрасли

Развитие системы безопасности и страхования рисков на железнодорожном транспорте

Безопасность движения: пути решения проблем

Экономическая интеграция в рамках Содружества

Жизненные артерии Кыргызстана

«…Мы будем обеспечивать интересы казахстанской экономики, в том числе на новых рынках»

Евро-азиатский транспортный рынок - сфера взаимодействия и стратегического сотрудничества

На перекрестке международных транспортных коридоров

Совершенствование структуры и номенклатуры парка путевой техники

Реализация крупных комплексных научных проектов - основная задача отраслевой науки

Наш девиз - Быстро! Надежно! Качественно!

Стратегия, инновации, профессионализм

Джон Д. Рокфеллер: «Никогда не экономьте на страховании, и ваши дела пойдут в гору»

Рельсовое скрепление для высокоскоростного пути

Даугавпилсский ЛРЗ - марка авторитетная

Тормоза - двигатель железнодорожного прогресса

Совершенствовать международные перевозки

Нормативно-техническая гармонизация

Финансовый гарант транспортной перевозки грузов

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2015 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести