Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НАУКА


Версия для печати
Обсудить в форуме

Инновационное развитие технологии управления перевозочным процессом

В последние годы на железных дорогах европейских государств и России создаются и внедряются в эксплуатацию элементы интеллектуальной транспортной системы – ИТС, основанные на применении технологии спутниковой навигации для позиционирования железнодорожного подвижного состава, микропроцессорных устройств сигнализации и интервального регулирования движения поездов, а также интеллектуальных систем управления перевозками грузов и пассажиров. О внедрении интеллектуальных транспортных систем на железнодорожном транспорте пойдет речь статье генерального директора ОАО «НИИАС», доктора технических наук, профессора Сергея Евгеньевича Ададурова, и директора аналитического центра ОАО «НИИАС» доктора технических наук Виктора Степановича Наговицина.

С.Е. Ададуров
В.С. Наговицин
Инновационное развитие технологии управления перевозочным процессом
В апреле 2009 г. состоялся первый Международный конгресс по ИТС, на котором по рассматриваемой теме был представлен доклад ученых ОАО «НИИАС».

Создание ИТС на железнодорожном транспорте является главным приоритетом института, так как методы повышения конкурентоспособности, повышения эффективности и безопасности железных дорог представляют государственное значение.

Постановка задачи представлена в программных документах, определяющих развитие железнодорожного транспорта России, в том числе в «Концепции повышения безопасности движения на основе применения на железных дорогах многофункциональных комплексных систем регулирования движения поездов», утвержденной Президентом ОАО «РЖД».

В Концепции отражены положения стратегии глобального развития систем безопасности движения на железнодорожном транспорте с использованием интеллектуальных комплексов и технологий, над которыми работают ученые и специалисты института.

Базовыми составляющими железнодорожных ИТС являются средства телематики и современная система управления перевозочным процессом, позволяющая сократить влияние стыковых потерь при перевозке грузов и пассажиров на сети железных дорог, а также негативное влияние «человеческого фактора» на безопасность движения.

Комплексная автоматизированная система управления железнодорожным транспортом и движением поездов основана на использовании современных методов учета и анализа показателей перевозочного процесса, моделировании и прогнозировании ситуаций с использованием средств вычислительной техники и информационных технологий.

При этом возрастает роль оценки и учета экономических критериев принимаемых управленческих решений.

Такая оценка относится не только к сфере перевозок, но и к учету интересов потребителей услуг, перевозчиков и других участников транспортного рынка.

Основным критерием оценки качества технологического процесса перевозки грузов и пассажиров становится рациональное использование пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры железных дорог. Совершенствование технологии перевозочного процесса – главное в деятельности ученых и специалистов института, а конечной целью разработок является повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта.

В институте ведутся работы по созданию современных систем управления движением поездов, компонентов, включающих в себя средства сигнализации, автоматизации, блокировки, сопряжения с элементами системы централизации на станциях и контроля передачи приказов, обеспечения поездной безопасности.

Последние разработки, выполненные в институте, обеспечивают поэтапное упрощение работы машинистов (автоматизация управления): перенос показаний путевых сигналов в кабину машиниста, индикацию информации на бортовом дисплее, обеспечение непрерывного автоматического управления, когда внимание машиниста концентрируется на выполнении основных задач по безопасному ведению поезда.

В институте ведется разработка системы мобильной связи для оперативного состава работников железных дорог, телекоммуникационная компонента которой включает в себя сеть голосовой связи между поездными бригадами и диспетчерами.

Разрабатываемые системы позволяют оптимизировать движение поездов путем «интеллектуальной» интерпретации графиков движения на основе фактической информации о движении поезда, предполагают оптимизацию управления движением и планирования маршрута в режиме реального времени, рациональное использование пропускной способности железнодорожных узлов, информирование потребителей транспортных услуг и эксплуатационного персонала.

Развертывание согласованной системы управления, контроля и связи, создание средств управления перевозками представляет собой основу для интегрирования российской железнодорожной сети в сеть железных дорог европейских государств.

Системы управления железнодорожным транспортом должны обеспечивать эффективное использование специализированной инфраструктуры, включающей в себя не только устройства рельсового пути, искусственные сооружения, но и системы электроснабжения, сигнализации, централизации, блокировки, устройств связи и других технических средств различного назначения.

Системы управления движением поездов обеспечивают выполнение функциональных задач, а технические решения и программные средства автоматизированных систем управления увязаны с требованиями железных дорог, соответствуют требованиям безопасности и действующего законодательства.

Управление перевозками – одно из ключевых направлений программы оптимизации работы железных дорог.

Для обеспечения высокой пропускной способности создаются интегрированные системы координатного интервального регулирования и использования «виртуальных» блок-участков.

Спутниковые приемники, которые входят в состав локомотивных устройств безопасности КЛУБ-У в комплексе с существующей системой управления, дают необходимую информацию для расчета режима ведения поезда.

Опыт внедрения спутниковых систем навигации показывает, какие трудности организационного, экономического и технического характера возникают при эксплуатации.

В России ведутся работы по созданию трехсистемных приемников, обеспечивающих прием и обработку сигналов трех систем: ГЛОНАСС, GPS, GALILEO.

ОАО «НИИАС» ведет совместные разработки с фирмой «Ансальдо» по оборудованию опытного полигона железнодорожной линии по проекту ИТАРУС для организации перевозки пассажиров во время сочинской олимпиады 2014 г.

Отличительной особенностью этого проекта является применение спутниковых технологий определения местоположения поезда в комплексе с бортовыми осевыми датчиками. Местоположение поезда будет определяться с помощью датчиков скорости пути, при этом функции радара и бализ будут выполнять системы спутниковой навигации.

В этом случае предъявляются очень жесткие требования к спутниковым системам – они должны непрерывно и с высокой точностью определять координаты поезда.

Предполагается, что в системе ИТАРУС функцию интервального регулирования будет выполнять система АБТЦ-М. разработанная в институте.

Мы продолжаем научные исследования по проблемам комплексного применения спутниковых технологий с использованием инерциальной навигации (на российских железных дорогах такой опыт есть) и других решений, имея в виду существенное совершенствование использования данных спутниковой навигации.

В институте создаются проекты нормативных и регламентирующих документов по применению спутниковой навигации на российском железнодорожном транспорте.

Еще одним направлением в деятельности ученых и специалистов института является разработка и внедрение ресурсосберегающих средств и технологий.

Мы предлагаем железным дорогам новые технологии, позволяющие повысить производительность труда при управлении перевозками, сократить затраты на жизненный цикл технических средств и подвижного состава.

В первую очередь это комплексы систем автоматизированной организации управления перевозочным процессом на больших полигонах движения поездов с учетом диагностики технического состояния подвижного состава и объектов инфраструктуры.

Важным фактором повышения эффективности является организация безлюдных и малолюдных технологий обеспечения движения поездов на малодеятельных участках железных дорог и сортировочных станциях, а также создание системы электронного документооборота.

Наиболее ответственным сегментом разработок является техническое и технологическое обеспечение безопасности скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов с управлением из центра управления перевозками.

В первую очередь это связано с разработкой комплексной системы безопасности, средств управления движением скоростных поездов, цифровой сети радиосвязи, защищенности технологии управления движением поездов от негативного влияния «человеческого фактора».

Создание и постепенное нарастание внедрения элементов системы интеллектуального железнодорожного транспорта позволит обеспечить необходимый уровень безопасности процесса перевозок и эффективность транспортного конвейера.

© Евразия Вести VIII 2009



VIII 2009

VIII 2009

Транспортное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты

Стратегическое партнерство

Инновации и качество - основа безопасности

Инновационность - главное направление работы по качеству

Стратегия - качество!

Единство принципов технического регулирования на пространстве колеи 1520

Инновационность контроля - главный фактор обеспечения безопасности

Основные направления улучшения качества продукции

Инновация определяет развитие и качество производимой продукции

Система постоянных улучшений как основа инновационного развития предприятий железнодорожного машиностроения

Управление поставщиками

Повышение качества продукции - задача комплексная

Один из важнейших показателей - повышение качества

В аспекте инноваций и качества

Внедрение инструментов качества - залог стабильной работы

Освещение будущего - уже сегодня!

Комплексная система безопасности на «Cтарте»

Чтобы стальной путь оставался надежным

«Путевые» планы «Ремпутьмаш»

Безопасность и качество продукции предприятия

Современные методы управления качеством

Инновационный вклад компании «ВОТУМ» в надежность и безопасность подвижного состава

Устройства ЖАТ: новый уровень

ИНФОТРАНС - инновационные технологии безопасности

Управление качеством - необходимое условие успеха на рынке

Новинки «Вагонмаша» для современного подвижного состава

Качество, надежность, безопасность

PDF-формат



Rambler's Top100

Copyright © 2003-2014 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести