Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НАУКА


Версия для печати
Обсудить в форуме

Влияние инженерных сооружений на безопасность движения

В Московском государственном университете путей сообщения состоялась ставшая традиционной XI научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов», представляющая не только практическую полезность, но и теоретический интерес. Эта прекрасная традиция позволяет профессорско-преподавательскому составу МИИТа, другим участникам получать информацию об имеющихся в отрасли проблемах что называется «из первых рук». Руководители и ведущие специалисты компании, являясь представителями верхних уровней управления ОАО «РЖД», формулируют в ходе конференции насущные задачи отрасли по выполнению одной из важнейших миссий компании – обеспечению безопасности движения поездов – и информируют о предполагаемых путях их решения с использованием разработок вузовской и отраслевой науки. О работе секции «Инженерные сооружения» пойдет речь в материалах статьи первого заместителя директора Института пути, строительства и сооружений МИИТа, профессора Т.В. Шепитько.

Влияние инженерных сооружений на безопасность движения
Сохранение традиционного уклада коренных малочисленных народов Севера с учетом экологических требований при строительстве транспортной инфрастуктуры. (Фото С. Худи)
Оленепрогоны с уположенными откосами для перетаскивания аргишей (Фото С. Худи)
На фоне прорыва в области высокоскоростного движения, успешной реализации инфраструктурных и бизнес-проектов, утверждения правительством Российской Федерации новых Технических регламентов, одной из первоочередных задач в 2010 г. явилась необходимость совершенствования существующей нормативной базы. Первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н. Морозов на пленарном заседании подчеркнул, что в ближайшее время надлежит переработать 860 нормативных документов.

В ряду других, не менее важных проблем – обеспечение качества поставляемой для нужд ОАО «РЖД» продукции, адресное вложение инвестиций, обеспечение производственно-технологической дисциплины, подготовка конкурентоспособных кадров.

Академический подход к решению таких сложных, разноплановых задач предполагает в качестве эффективного инструмента использование системного подхода. Только в его рамках может быть найдено наиболее рациональное из всех возможных решений. Именно об этом говорил на пленарном заседании вице-президент ОАО РЖД А.Г. Тишанин. Он предложил стройную и продуманную систему менеджмента безопасности движения – СМБД – на основе многофакторного анализа состояния безопасности движения, учитывающего факты наступления транспортных событий и связанные с ними экономические последствия. СМБД должна позволять прогнозировать возникновение рисков опасных состояний объектов инфраструктуры, подвижного состава и др. элементов системы «Железнодорожный транспорт». Составляющими успешной и действенной СМБД, по мнению автора, являются объективность информации, которая достигается за счет эффективного контроля и аудита, а также – использование новых технологий, новой техники, эффективное управление человеческими ресурсами и т.д. Не последнее место в СМБД отводится культуре безопасности, имея в виду культуру информирования, культуру коммуникаций, общую культуру, культуру обучения и т.д.

Пути решения большей части перечисленных проблем обсуждались на заседаниях 13 секций конференции, часть из них – в ходе работы секции «Инженерные сооружения».

Строительному делу в истории развития и становления железнодорожного транспорта всегда уделялось особое внимание. При этом главными строительными объектами были и остаются инженерные сооружения, которые концентрируют более половины основных производственных фондов железнодорожного транспорта. Такой высокий уровень затрат на их проектирование и сооружение при достаточно жестких рамках экономических ограничений вызывает необходимость в разработке четкого научного обоснования принимаемых инженерных, конструктивно-технологических и организационно-управленческих решений не только на стадии строительства, но и эксплуатации.

С позиций системного подхода инженерные сооружения являются одним из важнейших, наиболее ресурсоемких срокообразующих элементов системы «Железнодорожный транспорт». Их состояние существенно влияет на безопасность движения поездов, экономические показатели работы железнодорожного транспорта, эффективность инвестиций. Именно поэтому обеспечение надежной работы инженерных сооружений, постоянное совершенствование технологии, организации, управления и используемой техники при их строительстве, реконструкции и текущем содержании являются важными направлениями деятельности ОАО «РЖД».

Рассмотрение перечисленных проблем выделено руководством компании в отдельную секцию «Инженерные сооружения», в работе которой приняли участие 49 человек. К обсуждению были рекомендованы 27 докладов представителей МИИТа, ОАО «Росжелдорпроект», Восточно-Сибирской железной дороги – филиалов ОАО «РЖД», Российской академии наук, ОАО «Проекттрансстрой», ОАО «Газпромтранс», ОАО «Урал Промышленный – Урал Полярный», ОАО «Ямалтрансстрой», МВТУ им. Баумана, НИИ прикладной математики и механики, НИП «Байкальская лаборатория», ЗАО «Проминдустрия АГ», ОАО «Мосгипротранс», НИМЛ МИИТа и др. организаций.

Открыл работу секции профессор Спиридонов Э.С. с презентацией своей книги «Методология управления рисками при проектировании, строительстве и реконструкции железных дорог», вышедшей в 2010 г. Сообщение было встречено с большим интересом, состоялась содержательная дискуссия, т.к. учет рисков является осознанной необходимостью в деятельности как строительных, так и эксплуатирующих транспортные объекты организаций. В книге приведены результаты анализа рисков и методология управления ими при проектировании, строительстве и реконструкции инженерных сооружений как железной дороги в целом, так и отдельных ее подсистем.

Не меньший интерес вызвало сообщение профессора Шепитько Т.В. об участии коллектива ученых МИИТа и представителей ОАО «Ямалтрансстрой» в работе VI Международной конференции по мерзлотоведению GEO-2010, прошедшей в сентябре 2010 г. в г. Калгари, Канада. Исследования канадских ученых представляют для России большой интерес в силу схожести природно-климатических условий; климат Юкона, Квебека и др. северных провинций Канады аналогичен климату Российского Севера, п-ва Ямал, где завершается строительство уникальной железнодорожной линии Обская – Бованенково – Карская протяженностью более 600 км. Условия строительства инженерных сооружений на территории полуострова Ямал таковы: низкие деформационно-прочностные свойства грунтов, вызванные повсеместным распространением вечной мерзлоты, высокая заболоченность и заозеренность территории, сложные климатические условия, почти полное отсутствие местных кондиционных строительных материалов. Такие уникальные по сложности условия требуют разработки новых подходов к обеспечению эксплуатационной надежности объектов добычи, транспорта газа и инфраструктуры на Ямале. Именно их освоение является перспективой газодобывающей отрасли России на ближайшие десятилетия. На сегодняшний день можно считать доказанным, что эффективная разработка месторождений углеводородного сырья затруднительна без основного объекта транспортной инфраструктуры – железной дороги Обская – Бованенково – Карская.

На заседании секции рассмотрены вопросы обеспечения комплексной безопасности и эксплуатационной надежности как завершенных инженерных сооружений, так и исходных компонентов, необходимых для их возведения. Представители Восточно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» представили доклад, в котором в качестве основы безопасности движения обосновывают необходимость перехода на обслуживание инфраструктуры по техническому состоянию.

Участники секции рассмотрели проблемы обоснованного выбора рациональных конструктивных, организационно-технологических решений при возведении инженерных сооружений, в том числе – с использованием нейросетевых технологий. В этом смысле перспективными являются исследования доцента кафедры «Организация, технология и управление строительством» А.В. Полянского.

В докладе аспиранта МИИТа Е.С. Алексеенко речь идет о необходимости учета отепляющего воздействия на многолетнемерзлые основания водопропускных труб при их возведении в криолитозоне. Это исследование является актуальным, т.к. большинство железнодорожных линий строятся на многолетнемерзлых грунтах; это титулы Обская – Бованенково – Карская на Ямале, Беркакит – Томмот – Якутск, Улак – Эльга в Якутии, Нарын – Лугокан в Читинской области, Кызыл – Курагино в Тыве. Для последней из перечисленных линий Одринский А.М. (ОАО «Газпромтранс») предложил интересное конструктивное решение водопропускной трубы на косогорном прижимном участке. Одним из способов предупреждения неравномерных осадок и деформаций водопропусков в процессе эксплуатации является использование композитной технологии Ringtrac уплотнения слабых оснований для повышения безопасности транспортных коммуникаций в районах распространения просадочных грунтов (асп. Бурукин А.В.).

Следует отметить, что при выборе конструктивно-технологических решений в криолитозоне акцент явно сместился в сторону технологии, т.к. не всякая предлагаемая конструкция может быть реализована технологически.

Реализация предлагаемых решений невозможна без эффективных управляющих воздействий, поэтому секцией рассмотрены как глобальные вопросы управления проектами в целом (доклад асп. МИИТа Телятниковой Н.А. «Влияние системотехнических особенностей на повышение эффективности управления проектами строительных объектов»), так и локальные, например, по экологическому соуправлению в конкретных строительных компаниях. С.Х. Худи (ОАО «Ямалтрансстрой») в своем выступлении сообщил, что в ОАО «Ямалтрансстрой» эта идея реализуется в качестве пилотного проекта, в соответствии с которым администрацией Общества совместно с районными структурами землепользования, охраны окружающей среды проводятся ежеквартальные проверки отведенных для строительства земельных участков, организуются общественные слушания по поводу устройства оленепрогонов в соответствии с пожеланиями оленеводов, мест стойбищ. На Севере это дефицитные места – чум должен стоять на сухом месте, а сухие места обычно идут под карьеры; в таких ситуациях жертвуют карьерами. Особенно тщательно в рамках экологического соуправления отслеживается сохранность рыбных озер, в связи с чем Генеральный заказчик – ОАО «Газпром» – запретил любые виды охотничьей деятельности, рыболовства любыми средствами. Во избежание образования глубоких колей запрещено передвижение техники в летнее время. Такой подход позволит снизить техногенное влияние транспортной коммуникации на окружающую среду и обеспечит безопасность ее эксплуатации. В этом контексте секцией рассмотрены вопросы ликвидации загрязнений грунтов нефтепродуктами с использованием активной биоочистки (НИП «Байкальская лаборатория», ВСЖД – филиал ОАО «РЖД»), сравнения загрязнения окружающей среды от различных источников твердых выбросов (МИИТ).

Козлов И.Н. (ОАО «Газпромтранс»), Ситникова О.В. (МИИТ) предложили методику мониторинга инвестиционной деятельности по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В области подготовки специалистов по строительству и текущему содержанию инженерных сооружений участники работы секции отметили необходимость формирования постоянно действующей системы подготовки по вопросам управления качеством, безопасностью и рисками на всех этапах жизненного цикла инженерных сооружений.

Решение перечисленных задач позволит обеспечить безопасность движения поездов по департаментам капитального строительства, технической политики, пути и сооружений с системотехнических позиций в рамках разрабатываемой в ОАО РЖД Системы менеджмента безопасности движения (СМБД) на основе многофакторного анализа состояния безопасности движения.

© Евразия Вести I 2011



I 2011

I 2011

Надежность и гарантии в обеспечении безопасности движения поездов

Новые принципы управления безопасностью движения

Безопасность движения - важнейшая задача ОАО «РЖД»

Законодательное обеспечение безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта

Умелое управление персоналом - инструмент обеспечения безопасности движения

Использовать потенциальные возможности современных технологий

Управление безопасностью в новой структуре эксплуатационного комплекса

Ключевое звено эффективной работы отрасли

Безопасность движения поездов в хозяйстве электрификации и электроснабжения

Безопасность движения поездов в путевом хозяйстве

Система менеджмента безопасности через оценку работы персонала

Современные средства обеспечения комплексной безопасности движения поездов с применением спутниковых технологий

Отраслевые вузы в кадровом и научном обеспечении безопасности перевозочного процесса

Концепция развития и преобразования системы менеджмента безопасности движения

Обеспечить безопасность, сохранить профессиональное долголетие

Проблемы обеспечения безопасности движения на пространстве 1520

Безопасность движения поездов: измерить, исправить, выдать прогноз

Безопасность движения поездов

Мощная и надежная техника - по заказу железнодорожников

Знания - как ключевой ресурс развития и поддержания экономической безопасности

PDF-формат



Rambler's Top100

Copyright © 2003-2013 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести