Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

КТЖ: стратегия модернизации

В Послании Президента Республики Казахстан народу страны «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставлена стратегическая цель по вхождению республики в число 30-ти самых развитых государств мира к 2050 году. Форсированное формирование транспортно-логистической системы мирового уровня, поддерживающей создание наукоемкой экономики Казахстана, является одним из стратегических направлений по достижению национальной цели по вхождению в 30-ку развитых стран мира к 2050 году.

Корреспондент нашего издания побеседовал с Президентом АО «Национальная компания «Казакстан темір жолы» Аскаром Маминым.

КТЖ: стратегия модернизации
В силу геостратегического потенциала Казахстана и системообразующей роли транспортной инфраструктуры в экономике, корпоративная стратегия национального транспортно-логистического оператора АО «НК «Казакстан темір жолы» является важной составляющей стратегии модернизации страны.

Бизнес КТЖ динамично трансформируется в соответствии с обновленной миссией и структурой целевых рынков. Портфель группы АО «НК «Казакстан темір жолы», кроме базовой деятельности по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, сегодня включает услуги логистического оператора и провайдера терминальной инфраструктуры разных видов транспорта, производство и поставку, в том числе, на экспорт продукции транспортного машиностроения: локомотивов, вагонов, оборудования.

В соответствии с изменением бизнес-портфеля и институциональной реформой отрасли трансформируется структура активов и компетенций.

По объемам оборота и капитала АО «НК «Казакстан темір жолы» является одной из ведущих корпораций Казахстана и входит в десятку крупнейших железнодорожных компаний мира.

В период с 2008 по 2013 годы грузооборот Компании увеличился с 214,9 до 231,2 млрд т-км, пассажирооборот – с 10,6 до 16,9 млрд пасс-км, доходы Компании возросли в 1,8 раза.

Финансовая устойчивость и улучшение корпоративного управления позволяет Компании привлекать на выгодных условиях заемные средства для масштабных инвестиций в реновацию технического комплекса, системы управления и технологические процессы.

В результате в 2013 году по сравнению с 2008 годом износ локомотивов снизился с 78% до 64%, пассажирских вагонов – с 75% до 58%, грузовых вагонов – с 71% до 46%. Существенно снижен уровень износа магистральной железнодорожной сети.

Стратегические вызовы

Ключевым посылом Стратегии «Казахстан-2050» стала тема модернизации страны.

Осуществляемая модернизация АО «НК «Казакстан темір жолы» является стратегическим ответом компании на глобальные вызовы.

В условиях усиления глобальной конкуренции, замедления темпов роста мировой экономики и высокой волатильности рынков в результате мирового финансового кризиса вопросом выживания стала способность нахождения нестандартных решений по повышению конкурентоспособности.

Краеугольным камнем Стратегии компании стал поиск новых источников роста и формирование долгосрочных ориентиров развития, отвечающих на ключевые вызовы:

– какие ниши на рынке может занять или сформировать компания для устойчивого развития;

– какие транспортные продукты нужны и как железнодорожный бизнес намерен соответствовать требованиям «умной» экономики будущего;

– какие факторы оказывают позитивное и негативное влияние на качество и стоимость транспортных услуг;

– возможны ли инновационные решения в части новых потребительских свойств транспортных услуг и каков спрос на инновационные решения в железнодорожном бизнесе;

– какие институциональные реформы может предложить Компания для повышения глобальной конкурентоспособности транспортного комплекса Республики Казахстан, эффективности отраслевых рынков и устранения барьеров развития;

– смогут ли высокотехнологичные производства стать основой инновационного прорыва и расширения спроса на транспорте;

– что необходимо предпринять для повышения заинтересованности бизнеса в железнодорожной модернизации.

Проведенные исследования рынка, анализ возможностей и угроз дали нам исходную информацию для формирования стратегического видения, позволили определить и структурировать на долгосрочную перспективу целевые рынки, позиционирование Компании в рыночных сегментах.

Вектор модернизации

Анализ сильных и слабых сторон, соотнесение их с состоянием и прогнозируемой динамикой внешней среды позволил нам определить долгосрочные ориентиры развития, цели и задачи модернизации системы для ее перехода на качественно новый уровень.

Модернизация АО «НК «КТЖ» включает комплекс целевых программ и мероприятий по следующим направлениям.

Во-первых, сохранение и завоевание лидирующих позиций на существующих и новых сегментах рынка, на основе:

– дифференциации и стандартизации адекватно структуре спроса линейки транспортных продуктов;

– расширения бизнеса посредством строительства новых объектов инфраструктурной сети;

– внедрения всеобъемлющей системы менеджмента качества;

– реинжиниринга коммерческих и технологических процессов по критериям клиентоориентированности;

– создания новых сегментов рынка на основе инновационных транспортных продуктов.

Во-вторых, повышения эффективности операционной деятельности, за счет ре-инжиниринга и внедрения инноваций в системы организации перевозочного процесса и обслуживания активов; перехода на систему управления стоимостью жизненного цикла производственных активов.

В-третьих, формирования эффективной структуры портфеля активов.

В-четвертых, повышения эффективности управления и формирования корпоративной культуры, нацеленной на результат.

В дополнение к традиционному рынку перевозок массовых грузов внутри и за пределы Казахстана, корпоративная стратегия предусматривает рост бизнеса в таких целевых нишах, как интегрированные услуги по перевозке грузов в трансконтинентальном сообщении Юго-Восточная Азия (ЮВА) – Европейский Союз, ЮВА – Центральная Азия и страны Персидского залива от центров консолидации грузовой базы до центров ее дистрибуции; мультимодальное транспортно-логистическое обслуживание материальных потоков промышленных кластеров Казахстана; перевозки пассажиров в скоростных поездах; производство продукции транспортного машиностроения.

Расширение сегментов перевозок промышленной продукции с высокой добавленной стоимостью требует от нас предложения на рынке высокотехнологичных транспортных услуг, поскольку условие обеспечения ее конкурентоспособности переносит международные требования к эффективности производства и логистики на наш рынок.

С учетом этого Компания осуществляет внедрение инноваций в процессы организации и осуществления перевозок; формирование линейки транспортных услуг с гарантированными сроками доставки; расширение спектра логистических услуг и развитие соответствующей инфраструктуры.

При этом основным вызовом для железнодорожного транспорта сегодня является комплексная модернизация, подразумевающая перестройку институциональной и экономической структуры отрасли, технологическое развитие и обновление производственных активов, формирование оптимальной конфигурации магистральной и локальной инфраструктуры.

В этом контексте нами поставлена цель трехкратного увеличения производительности труда на железнодорожном транспорте к 2020 году по отношению к уровню 2010 года.

Таким образом, стратегия АО «НК «Казахстан темiр жолы» направлена на обеспечение адекватной транспортной основы экономического роста Республики Казахстан. Она охватывает развитие отрасли транспортного машиностроения на основе инвестиционного спроса железнодорожного транспорта, стимулирует развитие смежных отраслей экономики и обеспечивает мультипликативный эффект в ВВП страны.

Развитие транзитного потенциала

АО «НК «КТЖ» успешно расширяет бизнес до модели международной транспортно-логистической компании за счет наращивания присутствия в целевых сегментах.

В 2013 году Компания запустила масштабные проекты развития транспортной системы на суше, в воздухе, в морской гавани и в свободных экономических зонах.

В структуре АО «НК «КТЖ» создан оператор транспортной логистики Республики Казахстан – АО «KTZ Express», интегрирующий железнодорожные, морские, авиа, автомобильные и терминальные виды услуг, как на внутреннем, так и на международном рынке перевозок. Компания является оператором проекта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», в доверительном управлении компании находится МЦПС «Хоргос» и Актауский международный морской торговый порт.

С октября 2013 года стартовал проект по расширению порта Актау в северном направлении. С приобретением двух сухогрузных судов дедвейтом 5 тыс. тонн «Бекет ата» и «Туркестан» Компания приобрела статус – судоходной.

К 2020 году собственный сухогрузный флот морской компании будет доведен до 20 судов.

Формируется национальная и зарубежная сеть транспортно-логистических центров и терминалов в центрах зарождения, консолидации и дистрибуции грузопотоков.

В целях привлечения транзитных грузов в/из стран Юго-Восточной Азии, Австралии и Канады нами реализуется проект создания терминальной инфраструктуры в порту Ляньюньган (Китай).

АО «НК «КТЖ» активно продвигает услуги на внешнем рынке посредством организация скоростных транзитных контейнерных поездов по твердым ниткам графика. В 2013 году проследовало 1653 поезда по маршрутам «Чэнду (Китай) – Достык – Лодзь (Польша)», «Чженчжоу (Китай) – Достык – Гамбург (Германия)», «Сиань (КНР) – Кызыл-орда – Жем – Актобе». Благодаря эффективной логистике, время следования поездов из Китая в Европу через Казахстан сократилось до 13 суток.

Реализация комплекса мероприятий по развитию транспортно-логистической системы Республики Казахстан позволит увеличить транзитные перевозки к 2020 году в 2 раза с 18 до 36 млн тонн.

При этом количество новых рабочих мест составит 28 тысяч человек.

Необходимо отметить, что транспортно-логистический комплекс является одним из драйверов роста экономики страны. Среднегодовой эффект в приросте ВВП до 2020 года от деятельности и развития транспортно-логистического комплекса Казахстана составит один процентный пункт.

Итоги первого этапа модернизации

В период с 2008 по 2013 год произошло значительное обновление подвижного состава: 913 локомотивов, 35 055 грузовых вагонов, 937 пассажирских вагонов, капитальный ремонт и модернизация 3 390 км пути.

Это позволило переломить многолетний тренд накопления износа активов.

На смену отработавшим свой ресурс активам в эксплуатацию вводится самое современное высокопроизводительное оборудование. Совокупные издержки в течение жизненного цикла нового оборудования ниже, чем у старого.

В результате первого этапа модернизации, по ряду показателей, таких как средняя участковая скорость, мощность локомотива на тонну состава, доля времени работы локомотива в голове поезда, АО «НК «КТЖ» сегодня вышел на уровень высокоэффективных железных дорог Северной Америки.

Несмотря на особое внимание всех железнодорожных компаний вопросам безопасности, существующий уровень развития технологий, а также неустранимый человеческий фактор не позволяет полностью исключить инциденты и аварии на железнодорожном транспорте, являющимся источником повышенной опасности.

С учетом этого АО «НК «Казакстан темір жолы» придает приоритетное значение повышению уровня безопасности движения поездов.

Компанией проводится работа по приведению Системы управления безопасностью движения поездов требованиям лучшей мировой практики.

Система менеджмента безопасности движения в Компании приведена в соответствие требованиям международного стандарта OHSAS 18001.

В 2013 году утверждены функциональная Стратегия обеспечения безопасности движения и Руководство по системе управления безопасностью перевозочного процесса.

С 2008 по 2013 годы общее количество браков снизилось в 2 раза.

Дальнейшие этапы модернизации

Несмотря на достигнутые на первом этапе показатели эксплуатационной деятельности, мы видим значительные резервы повышения качества услуг, производительности подвижного состава, энергоэффективности и эффективности содержания инфраструктуры, заключающиеся в модернизации технологий организации перевозочного процесса.

В декабре 2013 года принята Стратегия инновационно-технологического развития группы компаний АО «НК «?ТЖ» на период с 2013 по 2018 годы, предусматривающая внедрение инноваций и модернизацию бизнес-процессов и производственных активов во всех основных областях деятельности КТЖ.

До 2018 года нами запланированы мероприятия и целевые параметры по всем основным направлениям стратегии.

До 2018 года мы намерены достичь таких целевых показателей, как снижение до 48% износа основных средств инфраструктуры, увеличение участковой скорости до 43,18 км/час; 100% внедрение к 2017 году технологии продажи билетов электронным способом (интернет-витрина, платежные терминалы, транзакционные терминалы самообслуживания) и др.

Модернизация и обновление технического комплекса будет сопровождаться внедрением передовых информационных технологий в производственные процессы управления движением поездов, сервисного обслуживания клиентов, процессы содержания и обслуживания объектов инфраструктуры и подвижного состава на базе разработок ведущих мировых вендоров Siemens, HP, Bombardier, Teltronic, Tera, а также собственных know-how Компании.

Углубленные исследования потенциала оптимизации работы и повышения производительности с учетом внедрения «рейсовой» модели позволили компании сформировать комплекс мероприятий по модернизации технологий, систем управления, эксплуатации и обслуживания локомотивов, вагонов, магистральных путей и пассажирского хозяйства. В результате будут значительно улучшены показатели производительности и оборота эксплуатации, содержания и обслуживания производственных активов, персонала и энергоэффективности.

Ожидаемый кумулятивный эффект от реализации Программы повышения производительности труда и эффективности производственных процессов в период с 2013 по 2020 годы составит 573 млрд тенге.

© Евразия Вести IV 2014



IV 2014

Евразия Вести IV 2014

Высокий эффект взаимодействия

Общие задачи - совместные решения

Инновации при организации перевозочного процесса

Единая система технического регулирования и гармонизации национальных нормативных баз

Южно-Кавказская железная дорога: инвестируя сегодня, создаем будущее

Финляндия - высококачественный транзитный маршрут

ГАО «Latvijas dzelzcels» (LDz) решения и их воплощение в жизнь

«Азербайджанские железные дороги» на этапе интенсивной модернизации

В дискуссиях и спорах рождается истина

Чтобы что-то изменить, надо в чем-то уступить

Автоматика работает, контролирует и гарантирует

«ВРК-3»: быть на шаг впереди обстоятельств и конкурентов

ОАО «ФПК»: Первая российская компания - перевозчик в дальнем сообщении

Точность - это перспективно

В будущее смотрим с оптимизмом

Кто виноват? И что делать?

Сотрудничество производителей и операторов железнодорожного транспорта

Эффективность межгосударственных стандартов - залог выпуска безопасной железнодорожной продукции

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести