Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

Автоматика работает, контролирует и гарантирует

На состоявшемся в начале марта 57-м заседании Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства большое внимание было уделено вопросам инновационного вагоностроения, автоматизации и контроля за технологическими процессами изготовления литых деталей тележек грузовых вагонов. А поскольку эта встреча второй раз проходила на тихвинской земле, мы попросили высказаться по данному вопросу заместителя генерального директора по производству ООО «Объединенная Вагонная Компания» (управляющая организация ЗАО «ТВСЗ») Олега Евгеньевича Меньшикова и главного эксперта по развитию систем контроля качества ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» Елену Николаевну Петрянкину.

Управление плавкой на линии Siemens VAI
Система сбора параметров оборудования, технического процесса и продукции, интеграция в электронный паспорт изделия
Контроль процесса формовки на линии HWS
Контроль отливок после термообработки
3000-й инновационный полувагон для СУЭК
В. Бардашевич
А. Гайдук
Осмотр тележки вагона ТВСЗ
Прежде всего наши собеседники подчеркнули, что их предприятие сейчас является флагманом инновационного вагоностроения в России. При этом большое внимание уделяется как качеству данной продукции, так и обеспечению безопасности перевозок при дальнейшей эксплуатации подвижного состава. С целью недопущения выхода на пути общего пользования продукции, имеющей какие-то изъяны, на ТВСЗ действует автоматизированная система контроля процессов литейного производства и сборки тележек и вагонов (АСКП), которая охватывает как технологические процессы, так и процессы контроля качества.

Требования, предъявляемые к качеству продукции, например, на литье, на предприятии выше, чем государственные или отраслевые требования, и АСКП должна их отражать в полной мере. Автоматизированная система контроля качества ТВСЗ базируется на международном опыте в этой области. В частности, при подготовке к проекту были проанализированы передовые решения по обеспечению качества продукции в железнодорожном машиностроении, в том числе американская система BlueWave («Голубая волна»). При этом АСКП учитывает огромный опыт эксплуатации железнодорожной техники и в нашей стране. На этой основе были выработаны принципы и подходы к реализации уникальной автоматизированной системы контроля процессов литейного производства и сборки тележек и грузовых вагонов.

В основу создания АСКП на Тихвинском вагоностроительном заводе были заложены следующие принципы.

Во-первых, обеспечение сквозного жесткого технологического контроля всего процесса производства деталей вагонных тележек, начиная от закупки материалов и комплектующих и заканчивая выпуском готовой продукции. Другими словами, при наличии дефектов либо несоответствии заданных в процессе производства параметров отгрузка готовой продукции будет невозможна.

Во-вторых, результаты выполнения технологических процессов контролируются на каждом переделе. Это предупреждает возможные дефекты и, как следствие, исключает появление брака.

В-третьих, технологические процессы и контроль параметров максимально автоматизируются, минимизируется влияние человеческого фактора.

В-четвертых, полная и детальная информация о качестве выпущенной продукции, накапливаясь, позволяет обеспечивать статистический анализ данных системы для того, чтобы подтверждать стабильность процессов и проводить корректирующие мероприятия. Важно, что информация собирается не только в разрезе смены или процесса, но и по каждой отливке.

Базис для создания АСКП закладывался уже в процессе проектирования, строительства и запуска завода. Прежде всего, это относится к информационной системе управления предприятием на основе системы ERP и интеграционной платформы Infor ION. Система ERP отражает современный подход к управлению предприятием и охватывает все ключевые процессы выпуска продукции: производство, сбыт, закупки, финансы, управление запасами, логистику, послепродажный сервис. Особенностью созданной информационной системы, построенной на инновационной сервисно-ориентированной архитектуре, является управление и контроль за производством с полной логистической поддержкой изготовления готовой продукции.

В плотном взаимодействии со всеми логистическими и производственными процессами АСКП находится модуль управления качеством (QMS), который является одним из ключевых компонентов построения автоматизированной системы. При внедрении этого модуля использовался опыт и ведущие практики железнодорожного, атомного машиностроения и авиастроения.

Вторым ключевым компонентом АСКП являются информационные системы управления технологическим и лабораторным оборудованием литейного производства. Эти системы управления находятся непосредственно в составе современного оборудования, используемого на ТВСЗ, и позволяют собрать максимально большое количество параметров технологического процесса и контроля качества. Кстати, в процессе создания АСКП был сформирован список параметров, которые должны контролироваться на протяжении всего цикла изготовления конечного продукта. В этот список вошло более 400 параметров, отражающих, в том числе, государственные и отраслевые требования.

Контроль качества продукции осуществляется уже на стадии входного контроля материалов для литейного производства. Данный контроль осуществляет Центральная заводская лаборатория, оборудованная автоматизированными комплексами. Все лабораторные замеры каждой партии материалов фиксируются и отражаются в системе АСКП. В случае отклонений от нормы блокируется вся партия материалов.

Ярким примером тому может служить работа плавильного цеха. В автоматическом режиме проходит управление процессом плавки, дозированием и подачей легирующих добавок в сталь. В процессе плавки несколько раз проводится спектральный анализ и контроль химического состава материала с помощью экспресс-лаборатории, которая представляет собой уникальный для российских производств роботизированный комплекс, который в считанные минуты делает пробу плавки. Если все показатели в норме – сталь идет на разлив.

При таком анализе исключаются ошибки в производстве стали нужной марки. Результаты анализа доступны работникам ОТК и сталеварам, данные автоматически поступают в модуль управления QMS и «привязываются» к конкретной плавке, что в дальнейшем отражается и в паспорте готового изделия. Если в процессе плавки обнаружилось отклонение от заданных параметров, дальнейшее использование такого металла автоматически блокируется. Контроль качества на этом не заканчивается: если в результате механических испытаний свойства стали после термообработки не соответствуют заданным параметрам, то все произведенные отливки система АСКП направляет в изолятор брака.

Сбор полной технологической информации автоматически происходит и на линии изготовления стержней. Информация собирается по каждому из них. Стержни, произведенные на одной машине и с одной рецептурой, являются партией и маркируются этикетами с 2D кодом. В случае выявления проблем с качеством литья по причине стержней можно получить всю информацию о том, какие стержни в какие формы были установлены и каковы причины брака. Это позволяет анализировать параметры технологического процесса и устранять причины несоответствий.

Система АСКП привязывает и автоматически контролирует параметры процесса изготовления каждой отливки, включая, например, автоматический контроль вакуума в каждой опоке по всем зонам ее движения. Полностью автоматизирован процесс изготовления полуформ, автоматически осуществляется контроль времени и скорости заливки, что также фиксируется АСКП и отражается в ERP системе.

В процессе изготовления каждой отливке присваивается уникальный заводской номер, позволяющий на 100% идентифицировать и проследить технологический процесс, который она прошла. Каждая отливка маркируется штрих-кодом, который в процессе изготовления изделия используется для занесения информации в АСКП. Если на каком-либо из этапов производства продукция была признана несоответствующей, присвоенный заводской номер уже никогда не может быть использован при идентификации новых отливок. Это гарантированно дает возможность потребителю отличить контрафакт от качественного изделия.

Роботизированные комплексы используются и в процессе обрубки: удаления литниковой системы и зачистки отливок, что обеспечивает точность геометрии готового изделия. После зачистки отливок система автоматически дает заказ на визуальный контроль отливок, данные которого сотрудники ОТК заносят в систему ERP с помощью мобильных терминалов. В случае необходимости формируется задание на доработку отливки и контроль качества. Если сотрудником ОТК изделие признано несоответствующим, АСКП автоматически направляет отливку в изолятор брака. Таким же образом проходит и контроль качества отливок после процесса термической обработки, в ходе которой идет on-line мониторинг и фиксирование температурного режима в привязке к каждому поддону.

Контроль качества отливки завершается автоматизированным магнитно-порошковым контролем, автоматизированным контролем геометрии по основным размерам отливок, контролем толщины стенок и УЗК внутренних радиусов буксовых проемов отливок. Вся эта информация автоматически загружается в АСКП и отражается в электронном паспорте отливок, который и является конечным результатом работы АСКП. В паспорте отливки отражаются параметры всех метаморфоз, которым подвергалось изделие в процессе изготовления.

Сегодня электронные паспорта полностью заменили свои бумажные аналоги и находятся в промышленной эксплуатации на Тихвинском вагоностроительном заводе, а автоматизированная система контроля непрерывно расширяет границы и оптимизируется, облегчая работу специалистов в системе.

Внедренная на ТВСЗ автоматизированная система контроля процессов литейного производства и сборки тележек гарантирует, что на путях общего пользования будут эксплуатироваться качественные вагонные тележки. Однако и на протяжении всего срока службы вагонов на инновационных тележках потребитель должен быть уверен, что использует оригинальную продукцию ТВСЗ, произведенную в соответствии со всеми требования безопасности и качества. Для этого на предприятии внедрен уникальный для отечественного вагоностроения проект защиты от контрафакта ответственных узлов и деталей грузовых вагонов с помощью 2D-маркировки. В прошлом году ООО «Объединенная Вагонная Компания» совместно с ведущими производителями железнодорожной техники занялась разработкой методики внедрения такой маркировки.

Основная идея проекта заключается в том, чтобы отслеживать оригинальную продукцию производителя вагонов, в частности, ТВСЗ, на протяжении всего срока службы изделия, что даст возможность защитить интересы производителей и потребителей железнодорожной техники от подделок.

Дополнительная маркировка изделий представляет собой двумерный матричный код (Data Matrix), в который будет зашифрована идентификационная информация. Метка будет наноситься на деталь, прошедшую контроль ЦТА, в присутствии контролера ОТК и будет использоваться на протяжении всего срока жизни изделия. Информация об изделии от начала ввода его в эксплуатацию до окончания срока службы будет накапливаться в базе данных на протяжении всего жизненного цикла изделия. Если метку будет невозможно считать, изделие будет исключено из эксплуатации.

2D-маркировке будут подвергаться следующие изделия и детали: надрессорная балка, боковая рама, клин фрикционный, корпус и колпак скользуна, адаптер, вкладыш, планка фрикционная, вставка, планка износостойкая, хомут тяговый, корпус автосцепки. Параллельно прорабатывается внедрение 2D-маркировки на другие детали. При нанесении маркировки на предприятии используются ударно-точечные маркираторы, лазеры, специализированные сканеры.

После того как на детали нанесена маркировка, они поступают на линию сборки тележек, где сотрудники, непосредственно занимающиеся сборкой, считывают коды в процессе комплектации тележки. В системе ERP отображается полное описание укомплектованной вагонной тележки, включая информацию обо всех компонентах.

С 1 января 2015 года данный тип маркировки станет обязательным для всех производителей комплектующих для железнодорожного транспорта. Это даст возможность снизить уровень недоброкачественной и контрафактной продукции на железных дорогах России и СНГ, и тем самым снизить риски схода вагонов.

Конкурентные преимущества ТВСЗ ООО «Объединенная Вагонная Компания» (управляющая организация ЗАО «ТВСЗ») создало Центр транспортных технологий (ЦТТ) – конструкторское бюро по проведению опытно-конструкторских работ и внедрению технологических разработок в сфере грузового железнодорожного транспорта, который позволит наращивать конкурентные преимущества ТВСЗ. В 2014–2016 гг. инжиниринговый центр планирует разработать и поставить на производство более 60 проектов новых экономически эффективных вагонов, ходовых частей и комплектующих.

Железнодорожный R&D центр объединил в себе ведущих специалистов отрасли – 20 докторов и кандидатов наук и более 100 конструкторов и технологов с опытом работы на крупнейших вагоностроительных заводах СНГ. Основными направлениями его деятельности станут проектирование грузовых вагонов, ходовых частей и комплектующих, их эксплуатационное сопровождение и применение новых конструкционных решений и материалов. А также создание новых и модернизация действующих производств.

Ключевыми задачами ЦТТ являются развитие технологий производства ходовых частей грузовых вагонов, создание предпосылок для выпуска качественно новой продукции, в том числе вагонной тележки с нагрузкой 27 тонн на ось, и дальнейшее снижение себестоимости высокотехнологичного производства Тихвинского вагоностроительного завода. Важно отметить, что ключевые конструктивные и технологические решения на ранних этапах создания перспективных вагонов будут приниматься действующим в составе ОВК научно-техническим советом.

Партнерами Центра транспортных технологий являются ведущие компании отечественной железнодорожной индустрии, среди которых ОАО «ВНИИЖТ», ООО «Инженерный центр вагоностроения», «НВЦ «Вагоны», ОАО «Алтайвагон», ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», а также международные технологические лидеры в области вагоностроения.

Генеральный директор ООО «Объединенная вагонная компания» Роман Савушкин заявил: «Для сохранения конкурентного преимущества мы постоянно работаем над обновлением своей продуктовой линейки. Опираясь на успешный опыт российской науки и международных партнеров, мы выходим на новый уровень развития нашей компании. Создание R&D центра позволит оперативно реагировать на запросы рынка и предвосхищать его потребности».

Партнерами Центра транспортных технологий являются ведущие компании отечественной железнодорожной индустрии, среди которых ОАО «ВНИИЖТ», ООО «Инженерный центр вагоностроения», «НВЦ «Вагоны», ОАО «Алтайвагон», ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», ОАО «Рославльский вагоноремонтный завод», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», а также международные технологические лидеры в области вагоностроения.

Генеральный директор ООО «Объединенная вагонная компания» Роман Савушкин заявил: «Для сохранения конкурентного преимущества мы постоянно работаем над обновлением своей продуктовой линейки. Опираясь на успешный опыт российской науки и международных партнеров, мы выходим на новый уровень развития нашей компании. Создание R&D центра позволит оперативно реагировать на запросы рынка и предвосхищать его потребности».

И еще одним важным событием был отмечен первый квартал нынешнего года. На Тихвинском вагоностроительном заводе состоялось торжественное мероприятие по случаю выпуска и отправки 3000-го инновационного полувагона в адрес Сибирской угольной энергетической компании.

Юбилейный универсальный полувагон с разгрузочными люками отвечает высоким требованиям к качеству перевозки насыпных промышленных грузов. Его грузоподъемность составляет 75 тонн, что позволяет собственнику перевозить на 5,5 тонны груза больше по сравнению с типовым вагоном. Кроме того, инновационный полувагон обладает увеличенным до 6 лет сроком проведения первого деповского ремонта при сохранении норматива пробега в 500 тыс. км. Массовая эксплуатация инновационных вагонов позволит владельцу инфраструктуры за счет увеличения грузоподъемности повысить пропускную способность и безопасность движения, а собственнику подвижного состава – уменьшить потребный парк вагонов, получить экономию на тарифе и повысить эффективность бизнеса за счет сокращения затрат на эксплуатацию и ремонт подвижного состава.

История отношений вагоностроительного предприятия и угольной компании насчитывает уже несколько лет. В феврале 2012 года в рамках программы поднадзорной эксплуатации СУЭК первой в России получила полувагоны на инновационных тихвинских тележках. Вагоны проходят обкатку между станциями Челутай Восточно-Сибирской железной дороги и Ванино Дальневосточной железной дороги со сложными условиями эксплуатации. На сегодняшний день поднадзорные вагоны прошли свыше 180 тыс. км и, неоднократно подвергаясь осмотрам, демонстрируют стабильно высокие результаты работы. Заложенные в конструкции ходовой части полувагонов передовые инженерные технологии и решения полностью подтверждают экспертные прогнозы: максимально допустимые параметры износов могут быть достигнуты при пробеге не менее 500 тыс. км по всем деталям.

В сентябре 2013 года Сибирская угольная энергетическая компания и Объединенная вагонная компания заключили договор о поставке до 6000 инновационных полувагонов на тележках с осевой нагрузкой 25 тонн. Это была первая в истории российского рынка грузового вагоностроения крупная сделка по поставкам инновационных вагонов.

«СУЭК первой стала эксплуатировать инновационные вагоны ТВСЗ, – отметила заместитель директора по транспорту СУЭК Людмила Пушкина. – Мы начали активно использовать их на маршрутах со специально организованной диспетчеризацией, и ожидаем качественный эффект от их применения».

Общая потребность СУЭК в вагонах составляет 45 000 – 50 000 единиц, собственный парк – около 20 000. За счет большей грузоподъемности и скидки на инновационные вагоны компания рассчитывает увеличить пропускную способность на погрузке и в портах на 8%, уменьшить затраты на перевозку.

В планах Тихвинского вагоностроительного завода на 2014 год намечено произвести 11 000 инновационных грузовых вагонов.

А вот мнение железнодорожников о достоинствах продукции ТВСЗ.

Андрей Гайдук, начальник ПТО станции Челутай Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры:

– Уже 2 года ПТО Челутай формирует угольные маршруты СУЭК, в том числе из вагонов на инновационных тележках ТВСЗ. Их массовое поступление на станцию Челутай началось с середины 2013 года, и уже сегодня число таких вагонов в обороте превысило тысячу. Ежедневная работа с вагонами нового поколения показала их высокую конструкционную надежность. За время их эксплуатации не было ни одного серьезного случая отказа тихвинских тележек. Все работники ПТО отмечают удобство и простоту в обслуживании вагона, особенно это касается проведения оценки износов деталей тележки по встроенным, визуально контролируемым индикаторам, не требующим применения ряда измерительных инструментов. Хочу отметить, что колеса у вагонов при пробеге, близком к 100 тыс. км. не имеют износов и дефектов на поверхности катания».

Владимир Бардашевич, начальник эксплуатационного вагонного депо Улан-Удэ Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры:

– Увеличение в составе поезда числа вагонов на тихвинских тележках с прогрессивными методами контроля износа фрикционных клиньев и скользунов постоянного контакта не только поможет нам сократить время технической обработки поезда, но и позволит уменьшить влияние человеческого фактора на своевременное обнаружение опасных неисправностей. Примечательным является то, что динамика износа этих узлов в тележке ТВСЗ, как показывает практика, значительно ниже серийных тележек модели 18-100, и вряд ли предельно допустимые значения появятся в межремонтный период.

© Евразия Вести IV 2014



IV 2014

Евразия Вести IV 2014

Высокий эффект взаимодействия

Общие задачи - совместные решения

Инновации при организации перевозочного процесса

Единая система технического регулирования и гармонизации национальных нормативных баз

КТЖ: стратегия модернизации

Южно-Кавказская железная дорога: инвестируя сегодня, создаем будущее

Финляндия - высококачественный транзитный маршрут

ГАО «Latvijas dzelzcels» (LDz) решения и их воплощение в жизнь

«Азербайджанские железные дороги» на этапе интенсивной модернизации

В дискуссиях и спорах рождается истина

Чтобы что-то изменить, надо в чем-то уступить

«ВРК-3»: быть на шаг впереди обстоятельств и конкурентов

ОАО «ФПК»: Первая российская компания - перевозчик в дальнем сообщении

Точность - это перспективно

В будущее смотрим с оптимизмом

Кто виноват? И что делать?

Сотрудничество производителей и операторов железнодорожного транспорта

Эффективность межгосударственных стандартов - залог выпуска безопасной железнодорожной продукции

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести