Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НАУКА


Версия для печати
Обсудить в форуме

Кадровое и научное обеспечение развития высокоскоростных магистралей

Деятельности отраслевых вузов в вопросах кадрового и научного обеспечения реализации проекта развития высокоскоростных магистралей в Российской Федерации посвящена статья Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктора технических наук, профессора Бориса Алексеевича Лёвина.

Кадровое и научное обеспечение развития высокоскоростных магистралей
Кадровое и научное обеспечение развития высокоскоростных магистралей
Кадровое и научное обеспечение развития высокоскоростных магистралей
Кадровое и научное обеспечение развития высокоскоростных магистралей
Кадровое и научное обеспечение развития высокоскоростных магистралей
Высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) эксплуатируются в мире с 1964 года. Общая протяженность ВСМ к концу 2012 года составила 17 000 км, к 2025 году прогнозируется рост до 40 000 км.

Строительство высокоскоростных магистралей во всем мире стало неотъемлемой тенденцией высокоразвитых стран Европы и Азии.

Россия активно включилась в мировой процесс создания и эксплуатации ВСМ, и на сегодня существует соответствующий федеральный проект, являющийся одним из приоритетов развития экономики государства.

Президент РФ Владимир Владимирович Путин на совещании 8.05.2013 «О перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации» отметил чрезвычайную важность для любой страны, а для России особенно, вопроса реализации скоростного и высокоскоростного движения, что предполагает формирование современной железнодорожной инфраструктуры, эффективного железнодорожного сообщения, создание принципиально новой идеологии пассажирских перевозок.

В истории железнодорожного транспорта в России строительство Транссиба дало импульс развитию регионов Сибири и Дальнего Востока, освоению новых технологий, созданию новых образцов транспортной техники мирового уровня. Сегодня можно с уверенностью сказать, что скоростное и высокоскоростное движение – это обеспечение интеграции территорий на новом уровне, создание условий для повышения мобильности населения и повышение эффективности использования трудовых ресурсов, сокращение сроков доставки грузов, новые возможности для роста экономики страны, для развития регионов. Более того, это принципиально другое качество жизни людей, успешная реализация транзитного потенциала России и тесная интеграция в евразийское транспортное пространство.

Реализация скоростного и высокоскоростного движения – это прежде всего крупные инновационные проекты в области создания транспортной инфраструктуры, подвижного состава, формирование новых технологий и транспортных идеологий. Все это возможно только на основе результатов спектра научных исследований, которые носят прорывной характер.

Получение новых научных достижений, современных знаний и компетенций невозможно без глубокого анализа мирового опыта, фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, наличия научной инфраструктуры, деятельность которой направлена на достижение конкуренто-способных результатов.

В качестве примера можно привести проект создания коммерчески успешного высокоскоростного поезда Next Generation Train (NGT), который разрабатывается исследователями Германского центра авиации и космонавтики DLR.

Проект предусматривает создание двухэтажного поезда, предназначенного для эксплуатации со скоростью 400 км/ч, а его энергопотребление будет вдвое меньше, чем у современных электропоездов. Анализ опубликованных результатов этого проекта уже сегодня свидетельствует о том, что по ряду технических и технологических решений новый поезд будет существенно превосходить существующие аналоги по всем показателям: скорости движения, плавности хода, энергопотреблению, обеспечению комфорта и экономичности.

Сегодня немецкие ученые создают технику и технологии нового поколения. При этом государства, реализующие проекты строительства ВСМ, вынуждены будут приобретать морально устаревшие технологии и технику.

Решение задачи организации скоростного и высокоскоростного движения невозможно без комплексного подхода, интеграции науки и производства, целевого финансирования со стороны государства и бизнеса, направленных на разработку собственных технологий и создание конкурентоспособной отечественной техники.

Для реализации программы развития скоростного и высокоскоростного движения в России необходимо формирование научно-технической политики, ориентированной на максимальное использование всех ресурсов, включая научный потенциал, испытательную и лабораторную базу, а также производственные мощности, ориентированные на выпуск отечественной продукции мирового уровня.

В рамках данной программы необходимо проведение фундаментальных поисковых, проблемно-ориентированных и прикладных исследований, формирование инфраструктуры, а также создание научно-технического и технологического заделов, предназначенных для последующей реализации результатов исследований в формате опытно-конструкторских и опытно-технологических работ с последующей реализацией в транспортном комплексе и включением результатов исследований в учебные программы вузов при подготовке специалистов для высокоскоростного движения.

Сегодня транспортная наука сосредоточена в транспортных вузах, НИИ и КБ, где накоплен богатый опыт исследований, сформированы и имеют многолетний опыт научные школы, лидеры которых признаны во всем мире. Научный потенциал этой среды должен быть с успехом использован для достижения главной цели – формирование развитой сети скоростного и высокоскоростного движения России на уровне, не уступающем мировому.

Достижение этой цели возможно только на основе разработки и реализации комплексной Программы научных исследований по высокоскоростному транспорту, включающей фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание и испытание опытных образцов с получением окончательного результата – внедрение на сети железных дорог России. Очевидно, что только долгосрочное целевое финансирование всего комплекса исследований на основе использования потенциала транспортной науки обеспечит успешную реализацию программы формирования сети скоростного и высокоскоростного движения в России.

Для минимизации рисков и получения конкурентоспособных научных результатов реализацию Программы научных исследований целесообразно осуществлять на основе отраслевой системы грантов (аналогичной Минобрнауки РФ), которая предполагает – наряду с использованием конкурсной процедуры отбора заявок – рассмотрение предложений только вузов, что не противоречит федеральному законодательству.

Рациональное построение сети ВСМ будет осуществляться с учетом задач социально-экономического развития страны, протяженности территории и сложившейся структуры экономики России.

По сути, речь идет не о модернизации, а о создании принципиально новой транспортной системы государства в рамках единой транспортной сети РФ, не ограниченной решением задач существенного увеличения скорости движения или созданием для ВСМ выделенных линий.

Необходимо не плавное техническое усовершенствование имеющихся технологий, а создание вида железнодорожного сообщения, принципиально отличающегося по своим техническим параметрам от существующих технологий.

Остановимся подробнее на очевидных преимуществах реализации проекта ВСМ для национальной экономики и социальной сферы. Прежде всего, это эффективный механизм интеграции России в общеевропейское экономическое транспортное пространство.

Строительство высокоскоростных магистралей в Российской Федерации будет сопровождаться внедрением новой техники и технологий строительства и эксплуатации инфраструктуры и подвижного состава.

Проект ВСМ привлечет значительные инвестиции со стороны отечественного и зарубежного бизнеса, обеспечит улучшение межрегиональных коммуникаций, повысит привлекательность России для иностранных граждан, принесет государству дополнительные доходы от туристического бизнеса и т.д.

Масштабы и значимость проекта ВСМ требуют принципиально новых подходов к его кадровому обеспечению и научному сопровождению, основанных на дальнейшей консолидации действий государства, бизнеса и системы транспортного образования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2011 года № 1522-р «О плане мероприятий по реализации проектов организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта» предусмотрен комплекс мер, направленных на обучение и подготовку квалифицированных кадров для организации и обеспечения высокоскоростного железнодорожного движения.

Учитывая высокую технологичность высокоскоростных магистралей, потребуются существенные инвестиции не только в программы подготовки кадров, но и в создание передовой образовательной инфраструктуры, отвечающей за подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников.

Вузы железнодорожного транспорта накопили достаточный опыт в сфере кадрового и научного обеспечения высокоскоростного транспорта.

Ведущие ученые и специалисты вузов вовлечены в разработку транспортных моделей, новых технологий контроля и диагностики, безопасности и управления высокоскоростным движением.

В отраслевых вузах Екатеринбурга, Москвы, Ростова-на-Дону, Самары и Санкт-Петербурга ведется подготовка кадров по специализации «Высокоскоростной наземный транспорт».

В МИИТ создана специализированная кафедра «Высокоскоростные транспортные системы», реализуются программы повышения квалификации руководителей и специалистов в области ВСМ.

Отраслевое образование успешно завоевывает «свою нишу» на международном уровне, осуществляя совместную работу с Немецкими и Французскими железными дорогами, компаниями «Альстом», «Бомбардье», Сименс».

МИИТ и ПГУПС в рамках программы «Темпус» при участии ведущих вузов Латвии, Польши и Украины реализуют проект подготовки магистров инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта. Данный проект предусматривает:

– повышение квалификации преподавателей со стажировкой на строительстве и эксплуатации ВСМ в Германии, Испании, Франции;

– реализацию программ подготовки специалистов в сфере ВСМ в соответствии с потребностями РФ;

– ежегодную подготовку 60 магистров ВСМ для России и 40 – для Украины.

В МИИТ создан Международный центр высокоскоростных железнодорожных и скоростных транспортных систем (МЦВТС).

Соглашение подписали: с российской стороны ОАО «РЖД» и МИИТ; с французской – Французские железные дороги и два ведущих транспортных университета Франции: Национальная школа мостов и шоссе и Национальная консерватория искусств и ремесел.

Основная цель деятельности Центра для российской стороны состоит в формировании мощной структуры – научно-образовательного центра (НОЦ) высокоскоростных железнодорожных и скоростных транспортных систем, обеспечивающего (с использованием французского опыта) методологическое сопровождение обучения и научно-исследовательских программ для реализации проекта ВСМ в России.

Для транспорта и экономики государства сегодня очень важно предусмотреть расширение спектра образовательной деятельности в области ВСМ, а именно:

– ввести дополнительные образовательные курсы (сверх федеральных государственных образовательных стандартов) в программы подготовки специалистов для железнодорожного транспорта;

– развивать подготовку специалистов со средним профессиональным образованием (при необходимости с разработкой новых федеральных государственных образовательных стандартов по ряду специальностей на основе новых требований к профессиональным компетенциям);

– организовать курсы подготовки и переподготовки рабочих кадров на базе учреждений СПО – филиалов университетов железнодорожного транспорта и корпоративных образовательных подразделений ОАО «РЖД»;

– предусмотреть разработку программ повышения квалификации модульного типа для руководителей и ведущих специалистов железнодорожного транспорта, привлекаемых к строительству и эксплуатации ВСМ;

– обеспечить подготовку (переподготовку) широкого круга специалистов, имеющих высшее образование по железнодорожным специальностям, по ряду направлений, связанных с проектированием, строительством инфраструктуры и эксплуатацией ВСМ.

Новый уровень развития техники потребует новых профессиональных компетенций персонала, введения новых специализаций подготовки, спецкурсов для всех железнодорожных направлений, более глубоких специализированных курсов по направлениям подвижного состава, инфраструктуры и т.д.

Вузы должны внедрять принцип следования ФГОС за профессиональными стандартами. Наряду с созданием новых специальностей нужно описывать квалификации и изменять корпоративные составляющие образовательных программ.

В формате проекта ВСМ особенно важно внедрять на практике принцип взаимодействия науки и образования. Студенты должны решать практические, востребованные задачи, участвовать в НИР и в ходе этого получать углубленное и качественное образование.

Учитывая, что дальнейшая работа выпускников вузов будет проходить совместно с иностранными специалистами, в процесс обучения должны включаться интенсивная подготовка по иностранным языкам, а также углубленные практические стажировки на зарубежных предприятиях, предусматриваться программы с двойным дипломом.

Комплексный подход к подготовке специалистов со специализациями по высокоскоростному железнодорожному транспорту позволит существенно повысить качество их подготовки и обеспечить вновь построенные ВСМ квалифицированным персоналом.

Вузовская наука в плане реализации проекта ВСМ оперативно реагирует на запросы государства. Пример – участие наших ученых в разработке специальных технических условий на строительство высокоскоростных магистралей Москва – Адлер и Москва – Казань – Екатеринбург.

Десятки инновационных разработок ученых отраслевых вузов направлены на разработку новой техники и технологий для реализации проекта ВСМ.

Многие из этих разработок защищены отечественными и международными патентами и внедрены на транспорте.

Сегодня транспортной наукой в отраслевых вузах накоплен богатый опыт исследований, действуют признанные за рубежом научные школы. Потенциал вузовской научной среды может быть с успехом использован для достижения главной цели – формирования развитой сети скоростного и высокоскоростного движения России на уровне, не уступающем мировому.

Перспективы кадрового и научного обеспечения ВСМ в России следует признать весьма обнадеживающими. Эти перспективы определяются тремя факторами:

– приоритет данного проекта для государства;

– готовность бизнеса к инвестированию проекта;

– высокий потенциал отраслевых вузов и их опыт работы в сфере ВСМ.

Но для того чтобы эти перспективы стали реальностью, необходимы новые механизмы поддержки железнодорожных вузов, о которых говорилось ранее. Общим интересам государства, предприятий транспорта и отраслевых вузов должно отвечать соответствующее законодательное поле.

В этом аспекте, на наш взгляд, необходимо, чтобы инвестиции в создание базовой научно-образовательной инфраструктуры вузов, деятельность которых будет связана с обеспечением эффективности ВСМ, вошли составной частью в бюджет строительства и последующей эксплуатации ВСМ.

© Евразия Вести VI 2014



VI 2014

Евразия Вести VI 2014

Скоростной транспорт - жизненная необходимость

Крупный инфраструктурный проект развития России

Экономические последствия развития ВСМ и транспортной инфраструктуры

ВСМ: от форума к реализации

«Сименс» - сотрудничество с Московским университетом путей сообщения

Прогресс высоких скоростей

Автоведение: необходимый инструмент для скоростного и высокоскоростного движения

Дорога жизни высокоскоростного подвижного состава

Отечественные системы управления скоростным движением

Диагностика высокоскоростных магистралей

ЗАО «СНАГА»: здесь знают все об алюминотермитной сварке

Больше скорости российским поездам

«Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)»: высокоскоростное движение - реальность сегодняшнего дня

Немецкий опыт ВСМ: скорость на экспорт

Новейшие технологии для реализации скоростного и высокоскоростного движения

Инновационная контактная сеть СНЦФ V350, испытанная скоростью свыше 500 км/ч

Знакомьтесь: Тальго

Российские перспективы Тальго

Магистрали инновационных прорывов

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести