Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Робоскоп ВТМ 3000/РСП для рельсов будущего

Компанией «Вотум» создан роботизированный комплекс диагностики сварных стыков – «Робоскоп ВТМ 3000/РСП». Он выполняет измерительные функции – лазерный обмер геометрических параметров сварного стыка и дефектоскопию – ультразвуковой контроль по всему сечению рельса.

Потенциал системы таков, что ее возможности наращиваются и изменяются в зависимости от требований действующих методик неразрушающего контроля, – в этом убеждает читателей материал, подготовленный директором по маркетингу ООО «Вотум» Натальей Анатольевной Слядневой.

Робоскоп ВТМ 3000/РСП для рельсов будущего
Робоскоп ВТМ 3000/РСП для рельсов будущего
Робоскоп ВТМ 3000/РСП для рельсов будущего
Робоскоп ВТМ 3000/РСП для рельсов будущего
Робоскоп ВТМ 3000/РСП для рельсов будущего
Современные рельсы производятся из высокотехнологичных материалов – вакуумированной кислородноконверторной и бейнитной стали (последняя более устойчива к повреждениям, трещинам, имеет более высокие показатели предельной прочности). Тенденции развития скоростного движения предъявляют новые требования к качеству высокоскоростных магистралей (ВСМ) – к рельсовому пути. Чтобы этого добиться, стандартные 25-метровые рельсы свариваются в стометровые плети. Процесс сварки осуществляется на рельсосварочных предприятиях (РСП).

В дальнейшем эксплуатационные характеристики бесстыкового рельса (гарантированный ресурс, предел выносливости и др.) напрямую зависят не только от качества стали рельса, но и от качества сварных стыков. Поэтому на РСП вопрос обеспечения качества сварки и последующей диагностики являются неразделимыми и взаимозависимыми понятиями.

После сварки очередного стыка рельса и проведения необходимых технологических режимов правки, зачистки, охлаждения и т.д. сварной стык подается на участок диагностики (пост неразрушающего контроля, НК) – обособленное место в основном рольганге, по которому перемещается рельсовая плеть. Оператор-дефектоскопист, используя ультразвуковые методы НК, поочередно проводит контроль сварного стыка по всему сечению рельса (отдельно головка, шейка, подошва) и формирует итоговый протокол, являющийся прототипом сертификата качества для каждого стыка.

На практике производительность РСП за смену на одном сварочном потоке составляет порядка 40 стыков. Брак в поточно-серийном производстве – явление редкое. Поэтому у оператора складывается ложное представление о том, что его функция не совсем востребована, из-за чего снижается концентрация внимания и изменяются критерии оценки состояния сварного шва, что способствует пропуску дефекта из-за т.н. «человеческого фактора». Такая плеть, попадая в высокоскоростную магистраль (ВСМ), перерастает из локальной проблемы РСП в глобальную для ОАО «РЖД». Так, например, по статистике Центральной дирекции инфраструктуры и мониторинга (ЦДИМ) за первое полугодие 2014 года порядка 50% выявленных опасных дефектов рельсов (ОДР) пришлось на долю сварных стыков.

Понимая и оценивая важность стоящих перед отраслью задач, приоритетным для ЦДИМ является локализация всех возможных дефектов в сварных стыках на начальной стадии зарождения, т.е. РСП. Как следствие, повышение качества применяемых технологий – сведение человеческого фактора, участвующего в объективности и достоверности контроля к минимуму.

Данные требования восприняты компанией ООО «Вотум» как руководство к действию. В кратчайшие сроки был разработан «Роботизированный комплекс диагностики сварных стыков – «Робоскоп ВТМ 3000/РСП». Инновацией проекта является робот-дефектоскоп, совмещающий измерительные функции – лазерный обмер геометрических параметров сварного стыка и дефектоскопию – ультразвуковой контроль по всему сечению рельса. Потенциал созданной системы таков, что ее возможности наращиваются и изменяются в зависимости от требований действующих методик по НК.

В качестве опытной базы для установки «Робоскоп ВТМ-3000/РСП» как полигон для отработки технологий НК в реальных условиях эксплуатации выбрано одно из старейших (организовано в 1942 году) РСП-1 Октябрьской железной дороги. Там с 2007 года проводятся работы по реконструкции и перевооружению предприятия современным технологическим оборудованием для обеспечения потребностей Октябрьской железной дороги в высококачественных сварных рельсовых плетях и организации высокоскоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Москва. РСП-1 является флагманом по отработке и претворению в жизнь различных инновационных решений в области дефектоскопии. Данное РСП всегда находится в зоне особого внимания ведущих специалистов рельсовой науки: ФГУП «НИИ Мостов и дефектоскопии» и ПГУ ПС.

Установка «Робоскоп ВТМ-3000/РСП» встраивается в технологический поток РСП как отдельный модуль автоматизированной линии перемещения рельса (рольганга). Установка запрограммирована на выполнение ультразвукового контроля (УЗК) каждого сварного стыка рельса по всему сечению и проведению лазерного обмера геометрических параметров.

Преимущества:

– cовмещение методов измерения и дефектоскопии;

– стопроцентный контроль по всему сечению рельса. Формирование томографического протокола включает 3D-изображение дефекта с оценкой его размеров и координат залегания;

– слежение за акустоконтактом;

– формирование электронного паспорта стыка.

Основная задача системы – замена ручного контроля (одно из приобретаемых преимуществ – точность). Помимо дефектоскопии решается вторая задача – комплексный мониторинг с накоплением информации (создание электронного паспорта сварного стыка рельса) для проведения в последующем анализа причин появления дефекта и его развития.

Установка «Робоскоп ВТМ-3000/РСП» разработана за собственные средства компании «Вотум» и предлагается как готовое решение «под ключ», надеясь, что в будущем она станет надежной основой рельсовой дефектоскопии в РСП-1, а также послужит базой для применения на других РСП.

Для предприятий РСП, на которых еще не установлен Робоскоп ВТМ-3000/РСП альтернативой, только в виде портативного прибора, остается дефектоскоп нашего производства – «Томографик» УД4-ТМ. Универсальность УД4-ТМ делает его узнаваемым среди дефектоскопов, применяемых на пространстве 1520. Он надежен, по параметрам точности соответствует всем необходимым требованиям. Отдельно хотелось бы сказать относительно его технических особенностей. Для любой области назначения и применения (УД4-ТМ очень компактный и легкий, размеры 125х210х85 мм, вес – 2,2 кг с батареей) он мобильный, что достаточно важно.

В РСП «Томографик» УД4-ТМ применяется с комплектом специализированных сканеров типа «Сладер М3 (М4)», для контроля сварных стыков рельсов. В этом случае для сварных швов применение УД4-ТМ значительно упрощает поиск дефекта (программное обеспечение «Томографик 2.4.» – Контроль стрелочных переводов и сварных стыков рельс (ТИ 07.47-2005, ТИ 07.96-2011).

«Томографик» УД4-ТМ проверяет не только объект контроля, но и действия самого оператора, т.е. регламент проведения процедуры дефектоскопии. Подключенный к УД4-ТМ «Слайдер» отслеживает координатную зону перемещения рабочего преобразователя (ПЭП) по контролируемой поверхности рельса. В УД4-ТМ процесс работы дефектоскописта упрощен, и пристальная концентрация внимания не требуется, его работа сводится к «закрашиванию» необходимой области экрана (контролируемого участка рельса). Отображение пройденной преобразователями области контроля отслеживается на мониторе прибора в on-line режиме. Это дает возможность оценить все траектории перемещения ПЭП и позволяет строить 3D-изображение контролируемого объекта.

По результатам контроля сварного стыка формируется итоговый протокол, в котором наглядно отмечены все зоны контроля. Не проверенные участки и отсутствие акустоконтакта индицируются как ошибка и помечаются красным цветом. В протокол также попадают условные размеры дефектов и их координаты залегания, никакой дополнительной расшифровки не требуется. Оценка дефекта происходит на месте измерения.

Возможно, на практике все не так гладко, как планировалось разработчиками, но мы не стоим на месте, совершенствуемся и с благодарностью принимаем Ваши замечания и конструктивную критику. Что, в целом, предопределяет новый виток развития средств НК.

Пользуясь случаем, выражаем свою признательность всем коллегам ОАО «РЖД» и поздравляем с профессиональным праздником Днем Железнодорожника.

© Евразия Вести VII 2014



VII 2014

Евразия Вести VII 2014

Инновационное развитие инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД»

Эффективность работы инфраструктурного комплекса

Спутниковые и геоинформационные технологии в инфраструктурном комплексе ОАО «РЖД»

Эксперименты становятся нормой

Перспективы производственной и экологической безопасности

Комплексный подход к оздоровлению путевой инфраструктуры

Инновационные технологии для железных дорог

Состояние земляного полотна железных дорог

Наука о земляном полотне для железнодорожных магистралей

Трудовой путь «Ремпутьмаша»

ОАО «БЭТ» на лидерских позициях

Путевой комплекс: что ждут от транспортного машиностроения?

ОАО «Кировский машзавод 1 Мая» - профессиональные решения, качество и надежность

«Кубаньжелдормаш»: в 80 лет ставка на перспективу

К переменам готовы!

ИНФОТРАНС - инновационные технологии для транспорта

Формула успеха - немецкое качество плюс российское мастерство

Развитие и оптимизация путевого комплекса

«ВПИ-Навигатор»: точность, надежность, экономия

НПО «ВИГОР»: безопасность превыше всего

Технологии «РИТТРАНССТРОЙ» для усиления земляного полотна железных дорог России

Подготовить завтра для геосинтетических материалов

Мониторинг состояния объектов инфраструктуры

Передовые технологии обеспечения надежности инфраструктуры

Рельсовые скрепления ЗАО «РСК» - надежность и эффективность

Гарантия успеха - комплексный подход к проблемам автоматизации

ПТКБ ЦП - роль в развитии и укреплении инфраструктуры

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести