Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2014


Версия для печати
Обсудить в форуме

Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики

Эффективность перевозочного процесса напрямую зависит от состояния объектов железнодорожной инфраструктуры в целом и железнодорожной автоматики и телемеханики в частности.

О возможностях применения методологии управления ресурсами, рисками и анализом надежности (УРРАН) с целью оптимизации использования материальных и трудовых ресурсов на основе минимизации стоимости жизненного цикла систем ЖАТ, при обеспечении требуемого уровня надежности их функционирования, рассказал нашему корреспонденту главный инженер ПКТБ ЦШ, доктор технических наук, профессор Борис Федорович Безродный.

Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики
Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики
Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики
Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики
Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики
Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики
Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики
Чтобы уйти от традиционного подхода, когда основным критерием для оценки качества работы предприятий хозяйства автоматики и телемеханики является сокращение числа отказов устройств по сравнению с предыдущим периодом, было предложено оценивать эффективность устройств и качество работы эксплуатационного штата на основе значений показателей надежности, рассчитанных в соответствии с «Методическим руководством по управлению ресурсами и рисками в хозяйстве автоматики и телемеханики на основе методологии УРРАН» для станций и перегонов, с учетом их технической оснащенности, интенсивности движения, климатических условий и других факторов. При этом для каждого перегона и для каждой станции определяют допустимые, фактические и проектные значения этих показателей.

Внедряемая в настоящее время методология управления ресурсами, рисками и анализом надежности (УРРАН) дает возможность не только решить эту задачу, но и произвести сравнительный анализ упомянутых трех уровней показателей надежности объектов железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) с целью выработки управленческих решений, направленных на повышение надежности устройств. Ее основная цель – оптимизация использования материальных и трудовых ресурсов на основе минимизации стоимости жизненного цикла систем ЖАТ, при обеспечении требуемого уровня надежности их функционирования.

Согласно этой методологии для каждого объекта ЖАТ используются: в качестве комплексного показателя надежности – коэффициент готовности; в качестве показателя безотказности – интенсивность отказов; в качестве показателя ремонтопригодности – среднее время до восстановления работоспособности. Фактические значения этих показателей надежности вычисляются на стадии эксплуатации в соответствии с «Методикой расчета и анализа достигнутых значений показателей надежности функционирования средств ЖАТ». При этом используются методы математической статистики на основе сведений о различных отказах на заданном участке железной дороги, полученных с помощью системы АСУ-Ш-2.

Допустимое значение коэффициента готовности определяется, исходя из требований перевозочного процесса. В качестве допустимого значения среднего времени до восстановления работоспособности технических средств ЖАТ принимается регламентное время восстановления для каждого перегона и каждой станции. Далее по эти данным рассчитывается допустимое значение интенсивности отказов технических средств для каждого объекта ЖАТ.

Проектные значения показателей надежности определяются согласно «Методике расчета и анализа проектных значений показателей надежности функционирования средств железнодорожной автоматики и телемеханики» на стадии проектирования и являются максимально приемлемой интенсивностью потока отказов данной системы для каждого участка. Он рассчитывается на основе структурных схем надежности и представляет собой постоянную величину для каждого объекта ЖАТ.

В методологии УРРАН при расчете показателей надежности в качестве базового лежит понятие эталонного объекта – типового, наиболее распространенного на сети дорог элемента соответствующих систем ЖАТ. При расчетах различают эталонные объекты перегонной и станционной систем ЖАТ.

Под эталонным объектом перегонной системы понимают эталонный блок-участок (ЭБУ), соответствующий участку пути с электротягой постоянного тока, на котором по условиям безопасности движения может находиться одна подвижная единица. Он оборудован системой трехзначной автоблокировки с частотой сигнального тока 50 Гц и централизованным размещением аппаратуры. Его элементами являются устройства контроля свободности, сигнализации и управления светофорами, канализации обратного тягового тока, а также передачи сигналов на локомотив.

Под эталонным объектом станционной системы понимают эталонный комплекс технических средств управления стрелкой (ЭКС). Он соответствует стрелочному участку с одной стрелкой и одним электроприводом с двухпроводной схемой управления и централизованным питанием. По условиям безопасности движения поездов на нем может находиться одна подвижная единица. Участок должен быть включен в электрическую централизацию МРЦ-13, оборудован рельсовой цепью частотой 50 Гц с реле ДСШ и огражден одним четырехзначным карликовым светофором.

Элементами ЭКС являются устройства обеспечения логической зависимости, управления и контроля, электропитания, а также комплект переводных и замыкающих устройств.

Первоначально рассчитывают значения допустимой, проектной и фактической интенсивности потока отказов для эталонных объектов ЭБУ и ЭКС. Затем эти значения пересчитывают для различных типовых объектов ЖАТ с учетом фактических условий эксплуатации. Для этого применяют систему поправочных коэффициентов, в которую входят коэффициенты оснащения и нагруженности участка, а также климатический коэффициент.

Поправочный коэффициент оснащения участка характеризует зависимость технических и надежностных показателей средств ЖАТ на конкретном участке от состава технических средств. Поправочный климатический коэффициент учитывает влияние климатических особенностей района. Поправочный коэффициент нагруженности участка зависит от интенсивности работы аппаратуры, следовательно, от категории участка.

Сравнение допустимого и проектного уровней выбранных показателей позволяет оценить – удовлетворяет ли надежность технических средств перегонов и станций требованиям перевозочного процесса или те подлежат модернизации.

Сопоставление проектного и фактического уровней этих показателей информирует о том, насколько эксплуатационные подразделения обеспечивают изначально заложенные в технических средствах показатели надежности при проведении регламентных и восстановительных работ.

Сравнение допустимого и фактического уровней дает возможность определить – соответствует ли последний из них требованиям перевозочного процесса.

Методология УРРАН позволяет объективно оценить не только степень надежности систем ЖАТ, но и результативность работы структурных подразделений по их обслуживанию.

Такой подход позволяет оценить эффективность работы различных структурных подразделений ОАО «РЖД» в зависимости от качества функционирования типовых объектов инфраструктуры конкретного хозяйства, расположенных в зоне ответственности любого из подразделений.

Следует отметить, что методология УРРАН, являясь универсальным инструментом оценки надежности технических средств на конкретном объекте инфраструктуры, помогает, подобно лакмусовой бумажке, выявлять факты внесения в АСУ хозяйств недостоверных сведений. Фиксируемые случаи, когда значения проектных и фактических показателей надежности разнятся в разы, практически стопроцентно свидетельствуют об ошибках в учете отказов.

Таким образом, при наличии объективных данных, методология УРРАН позволяет анализировать эффективность работы средств ЖАТ с различным уровнем детализации. В частности, на этапе проектирования можно оценить целесообразность применения той или иной системы ЖАТ на конкретном участке дороги, а в процессе эксплуатации – качество технического обслуживания на различных уровнях хозяйства автоматики и телемеханики (станция, перегон, цех, линейно-производственный участок, дистанция, дорога, сеть в целом). Можно также планировать эксплуатационные расходы на содержание средств ЖАТ с целью минимизации стоимости жизненного цикла.

Методология УРРАН имеет все шансы стать тем рычагом управления, которое обеспечит оптимальное использование инвестиционных вложений и эксплуатационных расходов, что будет способствовать повышению эффективности работы хозяйства автоматики и телемеханики.

© Евразия Вести IX 2014



IX 2014

Евразия Вести IX 2014

Безопасность, надежность, функциональность инфраструктуры ОАО «РЖД»

Эффективность работы инфраструктурного комплекса

Решение главных задач управления автоматики и телемеханики

Развитие железнодорожной автоматики и телемеханики в современных условиях

Интегрированние в современное производство

ПКТБ ЦШ: эффективное техническое обслуживание и ремонт средств ЖАТ

О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ

Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог

ОАО «Радиоавионика»: обеспечить текущие потребности и работать на перспективу

ОАО «НИИАС»: новые подходы к системам управления на железнодорожном транспорте

Константин Хромушкин: «Импортозамещение как основа инноваций в России»

ОАО «ЭЛТЕЗА» - от современного производства до комплексного обслуживания

Тенденции развития железнодорожного транспорта в России: взгляд производителя ж.д. Техники

Отечественные системы ЖАТ: эффективность, безопасность, надежность

Интеллектуальная диагностика в СЦБ

Диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Новые подходы к диагностике устройств ЖАТ

«НПО САУТ»: 20 лет на службе ЖАТ

От полигонных изысканий до комплексных технологических решений

Безопасность начинается с проекта

ЗАО НПО «РоСАТ»: Да будет свет!

Передовые технологии и высокоэффективные решения

ОАО «ЭЛАРА» - стандарты надежности и качества для железнодорожной отрасли

Новая серия устройств бесперебойного питания для аппаратуры ЖАТ

Светлая память …

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести