Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2014


Версия для печати
Обсудить в форуме

О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ

В целях организации работ по реализации Стратегии развития холдинга на период до 2030 года Распоряжением ОАО «РЖД» от 16 июля 2014 года утвержден План мероприятий. В разделе по бизнес-блоку «Инфраструктура» предусматривается значительный объем работ по реконструкции и усилению инфраструктуры для обеспечения дальнейшего развития тяжеловесного движения, развитию пропускных способностей БАМа и Транссиба, подходов к портам Северо-Запада и Азово-Черноморского бассейна.

Вопросам анализа существующих инфраструктурных ограничений в хозяйстве автоматики и телемеханики ЦДИ, а также путям снижения этих ограничений посвящена статья заместителя директора Проектно-конструкторско-технологического бюро железнодорожной автоматики и телемеханики, кандидата технических наук Василия Николаевича Новикова.

О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ
О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ
О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ
О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ
О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ
О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ
О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ
В пределах утвержденного Плана поставлено несколько целевых задач по хозяйству автоматики и телемеханики:

– усиление инфраструктуры хозяйства автоматики и телемеханики с усилением обратной тяговой сети, обновление устройств электрической централизации и автоблокировки;

– внедрение систем ЖАТ на микропроцессорной элементной базе с расширенными функциональными возможностями;

– комплексное внедрение средств диагностики и удаленного мониторинга;

– внедрение систем интервального регулирования с централизованным размещением аппаратуры без проходных светофоров с дополнительными функциями на базе цифрового радиоканала.

В выступлении генерального директора Института экономики и развития транспорта Ф.С. Пехтерева на НТС ОАО «РЖД» по вопросу «Развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей» 5 февраля 2014 года дана оценка «барьерным местам», сдерживающим движение практически на всем протяжении БАМа (около 4350 км) и на Транссибе (3710 км). Наибольший дефицит в пропускной способности на однопутных участках БАМа.

Оценка инфраструктурных ограничений на сети железных дорог по состоянию на 2012 год была показана в газете «Гудок» (2012, 20 июня) под рубрикой «Цифра дня»: «7579 км составляет протяженность «барьерных» мест на инфраструктуре РЖД, что соответствует 8,9% эксплуатационной длины всей сети».

Опыт реализации инвестиционных проектов реконструкции и развития участков железных дорог показывает, что значительное влияние на эффективность, на комплексное решение проблем по снятию инфраструктурных ограничений оказывают принятые решения по применению в составе проектов технических средств ЖАТ.

Электрификация со строительством вторых путей участков Забайкальск – Карымская Забайкальской железной дороги, Сызрань – Сенная Куйбышевской железной дороги и Приволжской железной дороги, реконструкция участка Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги для организации движения пассажирских поездов со скоростями до 200 км/ч, другие проекты, где комплексно выполнены работы по развитию инфраструктуры всех хозяйств, в том числе автоматики и телемеханики, обеспечили на многие годы вперед соответствие инфраструктуры предъявляемым требованиям.

Формирование исходных данных и технических условий для проектирования разделов СЦБ, в том числе определение типов систем ЖАТ, производится с учетом необходимости получения набора функций в системах управления движением, заранее заданных для выполнения планируемых после реконструкции участка показателей: объема грузовых или пассажирских перевозок, скорости движения, веса поезда, длины составов, межпоездного интервала и других.

При этом должны быть обеспечены требования единой технической политики по ЖАТ, устанавливаемые Управлением автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры (ранее – Департаментом автоматики и телемеханики ОАО «РЖД») совместно с отраслевой наукой.

Для определения оптимального набора технических средств ЖАТ и технологических решений на реконструируемых участках оцениваются уже существующие и в перспективе возникающие инфраструктурные ограничения.

Систематизация задач, поставленных в последние годы перед хозяйством автоматики и телемеханики по обеспечению перевозочного процесса, позволила сформировать основные критерии инфраструктурных ограничений:

– несоответствие действующих технических средств ЖАТ требованиям «Правил технической эксплуатации железных дорог РФ» (ПТЭ);

– несоответствие существующих технических средств ЖАТ требованиям СТО РЖД 1.07.002-2010 в части устанавливаемых весовых норм, нормативных нагрузок на ось, планируемой длине составов в груженом и порожнем движении;

– отсутствие организованных маршрутов отправления на все пути прилегающих перегонов с главных и основных приемоотправочных путей станций и ограничение скорости движения в горловинах станций;

– отсутствие двухстороннего постоянно действующего движения по каждому из путей двух и многопутных перегонов по автоблокировке без дополнительных защитных блок-участков;

– физическое и моральное старение технических средств, как основная причина снижения надежности работы и увеличения количества отказов технических средств;

– технологическое несоответствие в хозяйстве автоматики и телемеханики, сдерживающее повышение качества и производительности эксплуатационной работы.

Безусловно, приведенный выше набор критериев – это тема для обсуждения. Но при рассмотрении у первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова 18 июля 2014 года проблемных вопросов в хозяйстве автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры поручено: «Разработать критерии оценки инфраструктурных ограничений по хозяйству автоматики и телемеханики для оптимизации набора работ по ЖАТ при реализации комплексных инвестиционных проектов реконструкции и развития участков железных дорог и отдельных объектов».

Технические средства ЖАТ – устройства сигнализации, централизации и блокировки – многофункциональны, являются инструментом по непосредственному управлению перевозочным процессом, обеспечивают контроль состояния пути, подвижного состава, систем электроснабжения, а также контроль за действиями исполнителей (поездные диспетчеры, дежурные по станциям, машинисты и др.), минимизируя влияние человеческого фактора, блокируя неправильные действия и ошибки. А современные микропроцессорные устройства фиксируют и архивируют действия персонала и хронику событий.

Введенные в действие с 2012 года новые ПТЭ потребовали серьезного анализа состояния железнодорожной инфраструктуры и оценки несоответствий, в том числе в хозяйстве автоматики и телемеханики.

Результат работы – «Паспорт несоответствия объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» требованиям ПТЭ», утвержденный старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем (№ 147 от 12.04.2013). Это 313 пунктов, в том числе 63 пункта, где к устранению недостатков и несоответствий причастно хозяйство автоматики и телемеханики. В числе несоответствий по ЖАТ – наличие негабаритностей, недостаточная техническая оснащенность сортировочных горок, искусственных сооружений, переездов и пешеходных переходов, сбрасывающих и охранных устройств, защищающих маршруты приема и отправления поездов. Значительный объем несоответствий в системах автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации, диспетчерского контроля, диспетчерской централизации. На устранение этих несоответствий требуется значительное количество средств и трудозатрат, в том числе и эксплуатационного персонала. Есть мероприятия, требующие немедленного оперативного выполнения, но основная часть реализуется в плановом порядке. В ОАО «РЖД» нет специально выделенной инвестиционной Программы приведения инфраструктуры к требованиям ПТЭ. Но задача приведения технических средств ЖАТ – первоочередная, учитывая их влияние на безопасность движения. В составе каждого инвестиционного или ремонтного проекта необходимо предусматривать в планируемых наборах работ сопутствующие мероприятия.

Результат системной, постоянной работы по повышению веса и длины грузовых поездов – увеличение веса поезда на 800 тонн за последние 25 лет.

Однако, в целях повышения эффективности перевозок, поставлена задача ускорить работу.

Распоряжением ОАО «РЖД» (№ 2412 от 25.11.2012) утвержден Корпоративный стандарт «Инфраструктура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. Технические требования».

В разделе 8 «Требования к устройствам СЦБ» предусмотрено обеспечить при подготовке участков к тяжеловесному движению:

– выполнение тяговых проверочных расчетов с корректировкой при необходимости длин блок-участков и перестановкой светофоров, применение условно-разрешительных сигналов;

– усиление обратной тяговой сети;

– проверка оснащенности участков КТСМ и УКСПС и координат их установки;

– обязательное переустройство однониточных РЦ в двухниточные;

– усиление энергоснабжения с применением УБП и оснащение участков системами ДЦ – в плановом порядке.

На участках основных направлений сети старшим вице-президентом А.А. Краснощеком (№ 191 от 15.05.2013) определены участки для пропуска сдвоенных поездов, ориентиры по весу поезда до 8000-9000 тонн, в т.ч. 12000 тонн на участке Бекасово – Орехово.

Единовременно подготовить инфраструктуру участков к тяжеловесному движению по всем параметрам невозможно, поэтому стоит задача плановой системной работы по снятию ограничений. В составе всех реализуемых на этих участках ремонтных и инвестиционных проектов необходимо предусматривать выполнение требований Стандарта, повышая готовность и надежность инфраструктуры.

Увеличение на сети объемов работ по ремонту, реконструкции и модернизации инфраструктуры и необходимость при этом обеспечить максимальный заданный объем перевозок требуют развития функциональности систем ЖАТ. Системы электрической централизации и автоблокировки, эксплуатируемые 30-40 и более лет, в своих технических решениях не отвечают требованиям двух следующих критериев: по обеспечению организованного по сигналам многовариантного в обоих направлениях движения поездов по главным и боковым приемоотправочным путям станций и всем путям перегонов. Модернизация с учетом этих требований устройств ЖАТ требует зачастую и путевого переустройства с укладкой «диспетчерских» съездов.

В числе многих проблемных вопросов, сдерживающих развитие тяжеловесного движения, в статье «Весомые доводы» первого вице-президента ОАО «РЖД» В.Н. Морозова (»Гудок», 2014, 17 марта) отмечено: «…очень важный вопрос – скорость движения по горловинам станций. Если она останется хотя бы на одной стрелке 25 км/ч, то все поезда поедут по этой горловине с такой скоростью. Таким образом, вырастет межпоездной интервал».

Хозяйство автоматики и телемеханики также причастно к снятию этого инфраструктурного ограничения. В 2011-2012 годах под руководством В.А. Гапановича была проведена работа по сокращению межпоездных интервалов при приеме-отправлении поездов на технических станциях Александров I, Рыбное, Москва-Пассажирская Казанская.

С учетом результатов, полученных на станциях Московской железной дороги, предложены мероприятия в части необходимости расчета пропускных способностей горловин, переустройства путевого развития и, соответственно, устройств СЦБ на станциях, дополнительного кодирования путей и ряд других мер, обеспечивающих повышение скорости движения поездов по горловинам станций, поставлена задача тиражирования опыта на сеть.

Изменения, связанные с реконструкцией и изменением зависимостей в действующих устройствах СЦБ, реализовать очень сложно. Особенно на устройствах со сроками эксплуатации 35-40 и более лет: ветхий монтаж, устаревшие зависимости, старые кабельные сети и т.д. Значительны технические риски из-за невозможности выполнения «макетной» регулировки и проверки устройств. Но выполнение этих требований во время нового строительства при реконструкции инфраструктуры в составе плановых реализуемых инвестиционных проектов позволит комплексно решать проблему поэтапного снятия инфраструктурных ограничений.

В целях снижения потерь пропускной способности и снятия ограничений при движении по неправильному пути при выполнении планируемых работ по модернизации пути телеграфным распоряжением вице-президента ОАО «РЖД» Целько А.В. от 12.08.2013 руководителям железных дорог, Дирекций инфраструктуры (ДИ), по ремонту пути (ДРП) и перевозок (Д) поручено рассмотреть в регионах дорог вопросы снятия инфраструктурных ограничений, в т.ч. определить необходимость переоборудования двухсторонней автоблокировки с ликвидацией при необходимости защитных участков по утвержденным техническим решениям, организации временных раздельных пунктов на длинных перегонах, укладки дополнительных диспетчерских съездов на станциях. Выполнение работ по снятию инфраструктурных ограничений предусмотреть в составе проектов модернизации (реконструкции) железнодорожного пути. На НЗ-1, ДИ, Д возложена ответственность за принятие эффективных решений по организации путевых работ и снятию инфраструктурных ограничений.

Проблема оптимального совмещения ремонтных работ на инфраструктуре с обеспечением необходимого объема перевозок многолетняя. Распоряжением ОАО «РЖД» (№ 588р от 25.03.2008) «О мерах по увеличению пропускной способности участков железных дорог при проведении ремонтно-строительных работ» предусматривались системные плановые мероприятия. НИИАСу, Департаментам капитального строительства и управления перевозками, техническим Департаментам даны задания по доработке технических средств, плановой, в составе реализуемых на участках инвестиционных проектов, модернизации систем автоблокировки, дооснащению подвижного состава современными системами безопасности.

Реализация этих и других принимаемых в ОАО «РЖД» решений позволит обеспечить снятие ограничений и ликвидацию «узких» мест, влияющих на предоставление технологических «окон» для ремонта и реконструкции инфраструктуры.

Физическое и моральное старение технических средств ЖАТ – основная причина увеличения эксплуатационных расходов, снижения надежности работы и увеличения количества отказов.

По состоянию на 1 января 2014 года с превышением срока полезного использования основных средств хозяйства автоматики и телемеханики эксплуатируется 78% систем электрической централизации и 62% автоблокировки.

Для оценки технического состояния более показателен назначенный срок эксплуатации, практически равный двойному сроку полезного использования. За пределами этого срока, составляющего 30-35 лет, начинается процесс физической деградации компонентов систем.

Анализируя период с 2004 по 2013 год, необходимо отметить, что количество систем ЭЦ со сроком эксплуатации более 30 лет возросло в 2 раза – с 23 до 46%, а систем АБ в 3 раза – с 10 до 31%.

Все это свидетельствует о снижении уровня готовности и надежности систем ЖАТ, повышении вероятности отказов и повреждений, следовательно, является инфраструктурным ограничением, отрицательно влияющим на процесс перевозок. Снятие этого ограничения зависит от увеличения объема обновления и модернизации технических средств ЖАТ, в первую очередь, на основных транспортных направлениях.

Технологическое несоответствие, сдерживающее повышение качества и производительности в хозяйстве автоматики и телемеханики, можно считать внутренним «узким» местом, но серьезно влияющим на общие результаты эксплуатационной работы.

В хозяйстве, единственном из всего инфраструктурного комплекса, не выделена ремонтная составляющая. Плановое внедрение в течение последних 10 лет инновационных технических средств на микроэлектронной элементной базе, применение программируемых устройств не обеспечены эффективным сервисным обслуживанием и ремонтом с привлечением на основе долгосрочных контрактов разработчиков и изготовителей систем.

Технологическое обеспечение процесса технической эксплуатации в части обеспечения стендовым оборудованием и измерительными средствами, малой механизацией и технологическим транспортом значительно отстает от современных требований.

Разработка «Регламента технической и технологической оснащенности структурных подразделений хозяйства» и Программы технологического усиления хозяйства автоматики и телемеханики на период 2015-2020 годов, выполняемая в настоящее время по поручению руководства компании, позволит в плановом порядке снимать это ограничение и повысить качество работы хозяйства.

© Евразия Вести IX 2014



IX 2014

Евразия Вести IX 2014

Безопасность, надежность, функциональность инфраструктуры ОАО «РЖД»

Эффективность работы инфраструктурного комплекса

Решение главных задач управления автоматики и телемеханики

Развитие железнодорожной автоматики и телемеханики в современных условиях

Интегрированние в современное производство

ПКТБ ЦШ: эффективное техническое обслуживание и ремонт средств ЖАТ

Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики

Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог

ОАО «Радиоавионика»: обеспечить текущие потребности и работать на перспективу

ОАО «НИИАС»: новые подходы к системам управления на железнодорожном транспорте

Константин Хромушкин: «Импортозамещение как основа инноваций в России»

ОАО «ЭЛТЕЗА» - от современного производства до комплексного обслуживания

Тенденции развития железнодорожного транспорта в России: взгляд производителя ж.д. Техники

Отечественные системы ЖАТ: эффективность, безопасность, надежность

Интеллектуальная диагностика в СЦБ

Диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Новые подходы к диагностике устройств ЖАТ

«НПО САУТ»: 20 лет на службе ЖАТ

От полигонных изысканий до комплексных технологических решений

Безопасность начинается с проекта

ЗАО НПО «РоСАТ»: Да будет свет!

Передовые технологии и высокоэффективные решения

ОАО «ЭЛАРА» - стандарты надежности и качества для железнодорожной отрасли

Новая серия устройств бесперебойного питания для аппаратуры ЖАТ

Светлая память …

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести