Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2014


Версия для печати
Обсудить в форуме

Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог

Важную роль в деятельности ОАО «РЖД» имеет международное сотрудничество. На протяжении многих лет Управление автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (ЦШ ЦДИ) и Проектно-конструкторско-технологическое бюро железнодорожной автоматики и телемеханики (ПКТБ ЦШ) – филиала ОАО «РЖД» сотрудничают с различными международными организациями. О взаимодействии с ними идет речь в материалах статьи начальника сектора внешнего научно-технического сотрудничества и информационного обеспечения Ирины Николаевны Дудкиной.

Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог
Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог
Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог
Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог
Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог
Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог
С 2007 года ЦШ ЦДИ и ПКТБ ЦШ ведут работу в V Комиссии Организации Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД) по теме «СЦБ и сети связи». ПКТБ ЦШ принимало активное участие в разработке новых и актуализации действующих международных памяток. В 2013 году ПКТБ ЦШ разработаны Методология и Программа создания комплекса нормативных документов ОСЖД в области автоматики и телемеханики, которые регламентируют и планируют на последующие годы разработку странами – членами ОСЖД комплекса нормативных документов в области автоматики и телемеханики, а также предполагают регламентировать применение устройств и систем автоматики и телемеханики на железных дорогах этих стран. Данная Программа предполагает учет требований по интероперабельности с железными дорогами стран Европейского Союза.

На сегодняшний день разработано и актуализировано пятнадцать памяток и ведется разработка еще двух.

ПКТБ ЦШ проведены анализ памяток, действующих на 1 января 2009 года, а также актуализация устаревших, которые были приняты в 80-е годы. Актуализация этих памяток произведена с учетом внедрения современных устройств железнодорожной автоматики и телемеханики в изменившихся условиях эксплуатации, связанных, прежде всего с увеличением скоростей движения.

С момента вступления ОАО «РЖД» в члены МСЖД, которое имело место 12 июля 2006 года, ЦДИ ЦШ И ПКТБ ЦШ принимают активное участие в сотрудничестве в области автоматики и телемеханики, регулярно принимая участие в проводимых МСЖД Глобальных Конференций по управлению движением и системам СЦБ.

В 2007 году прошла встреча Директора Департамента МСЖД по инфраструктуре Ж. Дальтона с руководителями ЦДИ ЦШ и ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД».

Представитель ПКТБ ЦШ с 2012 года является постоянным ответственным участником рабочей группы по проекту «Проблемы доступности и безопасности открытых сетей при их использовании в системах железнодорожной сигнализации (ARGUS)», представляя интересы ОАО «РЖД» в этой международной организации.

Основная цель проекта «ARGUS» состоит в консолидации знаний и опыта железных дорог по реагированию на угрозы, в объединении свойств надежности и безопасности, включая защиту от кибератак, в возможности определения и налаживания связей с другими потенциальными «жертвами», имеющими или нуждающимися в средствах защиты от киберугроз (авиация, банки, энергетика и др.).

В августе 2014 года в Париже проходило одно из заседаний проектной группы «ARGUS», где обсуждались определение безопасных и небезопасных систем, а также создание единого подхода к политике защиты от киберугроз современных информационных и информационно-управляющих систем.

В рамках колеи 1520 мм налажено тесное сотрудничество с государствами-участниками Содружества по железнодорожному транспорту. Специалисты ЦДИ ЦШ и ПКТБ ЦШ неоднократно принимали участие в заседаниях временной рабочей группы по организации получения достоверной информации о проследовании пассажирских поездов через межгосударственные стыки. Тема «Организация автоматического съема информации с устройств СЦБ на межгосударственных стыковых пунктах, принадлежащих железным дорогам государств – участников Содружества, Латвии, Литвы, Эстонии» является одной из важнейших в ежегодных совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций по научно– исследовательским работам.

ПКТБ ЦШ выполнило разработку пяти Межгосударственных Стандартов, а также в сотрудничестве с Центром компьютерных железнодорожных технологий Петербургского государственного университета путей сообщения (ЦКЖТ ПГУ ПС) работало над концепцией построения системы стандартов для составных частей систем диспетчерского управления движением поездов.

С 2010 года между ОСЖД и Европейским Агентством Железнодорожного Транспорта (ЕЖДА) подписан Меморандум о взаимопонимании в области проведения анализа взаимосвязи между железнодорожными системами, входящими и не входящими в ЕС, с шириной колеи 1520/1524 и 1435 мм. Совместно ЦДИ ЦШ и ПКТБ ЦШ ведут разработку документа «Анализ параметров, определяющих техническую и операционную совместимость железнодорожных систем колеи 1435 и 1520 мм на границе СНГ – ЕС. Подсистема: СЦБ и связь».

За прошедший период много сделано в области сотрудничества с иностранными компаниями. Наше сотрудничество в области автоматики и телемеханики дает ощутимые результаты. Так, в 1996 году создано совместное российско-шведское предприятие, известное сегодня как ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». Это позволило впервые внедрить на сети железных дорог РФ передовые западные технологии, отвечающие российским и европейским нормам безопасности.

На встрече президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина с президентом и главным исполнительным директором компании Bombardier Inc. П. Бодуаном 20 сентября 2005 года были согласованы основные направления дальнейшего сотрудничества в области применения системы МПЦ EBILock 950 на железных дорогах России:

– передача ОАО «РЖД» программного обеспечения системы МПЦ EBILock 950 и необходимых инструментальных средств по адаптации прикладного программного обеспечения;

– организация производства компонентов аппаратуры системы МПЦ EBILock 950 в соответствии с Программой русификации, а также сборки и наладки оборудования на производственных мощностях ОАО «ЭЛТЕЗА»;

– организация сервисного обслуживания системы МПЦ для дальнейшего сотрудничества в области применения системы МПЦ EBILock 950.

В рамках сотрудничества компаний «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» и ОАО «РЖД» рассматриваются вопросы внедрения, сопровождения, обслуживания и производства компонентов системы МПЦ EBILock 950, а также вопросы реализации плана передачи на заводы ОАО «ЭЛТЕЗА» технологий и адаптации других продуктов компании «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ», в частности EBITrack 400 (рельсовые цепи), EBISwitch 2000 (стрелочный электропривод невзрезного типа в шпальном исполнении), EBIGate 2000 (автоматическая переездная сигнализация).

Существующая совместная Рабочая Группа Экспертов компании «Бомбардье Транспортейшн АБ» и ОАО «РЖД» (СРГЭ) дважды в год подводит итоги сотрудничества и стратегического партнерства компании «Бомбардье Транспортейшн» с ОАО «РЖД». Одновременно фиксируется динамика процесса развития поставляемых на российский рынок продуктов, отмечается накопленный опыт работы с внедряемыми системами и определяются дальнейшие шаги по развитию систем и реализации программы локализации продуктов.

Компания «Бомбардье Транспортейшн» со своей стороны предлагает к рассмотрению новейшие разработки, которые уже внедрены на железных дорогах других стран. Принимая во внимание тот факт, что в практику СРГЭ входит проведение заседаний в странах мира, где успешно внедрены различные устройства автоматики и телемеханики производства «Бомбардье Транспортейшн», существует возможность наглядно продемонстрировать реализованные проекты потенциальным заказчикам и партнерам.

В частности, на последних заседаниях СРГЭ рассматривались вопросы:

– хода реализации плана передачи технологий компании «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» на заводы ОАО «ЭЛТЕЗА» с последующим увеличением локализации выпускаемой продукции;

– надежности работы системы МПЦ EBILock 950;

– использования полигона Восточно-Сибирской железной дороги для опытной эксплуатации локализованных продуктов EBI Gate 2000, EBI Switch 2000, МПЦ EBILock 950;

– внедрения мобильного комплекса МПЦ-М;

– применения устройств каскадной защиты от атмосферных и коммутационных перенапряжений на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД»;

– применения комплексной системы интервального регулирования движением поездов (КСИР);

– развития представительств в региональных сервисных центрах с обучением специалистов и передачи им функций текущего сервисного обслуживания МПЦ (в настоящее время ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» созданы региональные сервисные центры в Иркутске, Новосибирске, Красноярске, а также на Дальнем Востоке и на Урале, в планах – создание сервисного центра на Приволжской железной дороге);

– применения энергетического блок-модуля электропитания систем ЭЦ, МПЦ, АБТЦ на Восточно-Сибирской железной дороге;

– изучения предложений компании «Бомбардье Транспортейшн» по разработке системы диагностики и мониторинга устройств СЦБ, интегрирующей информацию от систем ДЦ, ДК и других систем управления движением на Московской железной дороге для выявления предотказных состояний оборудования ЖАТ;

– об опыте компании «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» по контрактам жизненного цикла, применяемых на железных дорогах Швеции.

Совместно с ПКТБ ЦШ ОАО «РЖД» компания «Бомбардье Транспортейшн» постоянно ведет разработку нормативной документации, технологических карт, в том числе – по централизованному техническому обслуживанию EBILock 950 и разработке других инновационных решений.

19 декабря 2013 года между ОАО «РЖД» и «Бомбардье Транспортейшн Швеция АБ» было подписано Соглашение о развитии сотрудничества в области кибербезопасности микропроцессорных систем управления.

Основные направления Соглашения:

– разработка мероприятий по обеспечению кибербезопасности систем ЖАТ на основе испытаний и анализа киберзащищенности МПЦ EBILock 950;

– передача ОАО «РЖД» исходных кодов программного обеспечения системы EBILock 950, а также средств разработки, тестирования и необходимой документации;

– возможность осуществления ОАО «РЖД» самостоятельной модификации программного обеспечения объектов инфраструктуры, оснащенных системой EBILock 950.

По вопросу кибербезопасности, ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» в 2014 году, в соответствии с нормативными документами ОАО «РЖД», запланированы совместные с Центром кибербезопасности ОАО «НИИАС» испытания системы МПЦ EBILock 950.

В составе инвестиционных проектов реализованы такие функциональные возможности системы МПЦ ЕBILock 950, как применение в системе высокопроизводительного центрального процессорного устройства R4М, разработка и применение на его базе релейно-процессорной централизации РПЦ-Е, цифровой увязки с устройствами САУТ-ЦМ/НСП, управление светофорами со светодиодными оптическими системами и др. По объекту «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» совместно с ОАО «НИИАС» на базе аппаратно-программных средств МПЦ EBILock 950 и АБТЦ-МШ ведется создание системы управления по автоматизированному пропуску поездов на главных путях Малого Московского кольца.

Программное обеспечение МПЦ Ebilock 950 для объектов, внедряемых в эксплуатацию на железных дорогах РФ, разрабатывается российскими специалистами совместного предприятия ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». В соответствии с требованиями ОАО «РЖД» исходные алгоритмы и коды программного обеспечения МПЦ EBILock 950 производства ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» переданы в Отраслевой Фонд Алгоритмов и Программ МПС России (регистрационный номер в базе данных ОФАП – 603). Также доступ к исходным кодам системы предоставлялся в Испытательный центр ПГУПС в необходимых объемах при проведении сертификации.

В соответствии с соглашением о сотрудничестве ОАО «НИИАС» с ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» от 19 февраля 2014 года ведется совместная деятельность по реализации проектов в области железнодорожной автоматики и телемеханики, технологического сотрудничества, повышения конкурентоспособности продукции в рамках договора. При принятии общих технологических решений и наличии не только российских, но зарубежных сертификатов на эту систему, ОАО «РЖД» получит эксклюзивный современный комплекс управления на перспективу.

По объекту «Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения» ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» совместно с ОАО «НИИАС» на базе аппаратно-программных средств МПЦ EBILock 950 и АБТЦ-МШ работают над созданием системы управления по автоматизированному пропуску поездов на главных путях Малого Московского кольца, также проводится стыковка со взаимным резервированием и технологией обеспечения высокой пропускной способности, которая ранее отсутствовала на российских железных дорогах. Кроме того планируется применение МПЦ EBILock 950 на участках модернизации железных дорог Восточного полигона и БАМ.

Следует особо отметить, что применение на российских железных дорогах МПЦ EBILock 950 и созданных на его базе систем интегрированной автоблокировки АБТЦ-Е, релейно-процессорной централизации РПЦ-Е и других продуктов позволило обеспечить переход систем железнодорожной автоматики и телемеханики на микроэлектронную базу, создание современных микропроцессорных систем управления и обеспечения безопасности, дало толчок к созданию и внедрению в ОАО «РЖД» аналогичных микропроцессорных систем электрической централизации и интервального регулирования, произведенных российскими изготовителями.

Активно развивается сотрудничество в рамках Меморандума о взаимопонимании между ОАО «РЖД» и компанией «Сименс AG» от 23 сентября 2008 года относительно применения системы MSR32 на Российских железных дорогах. При активном участии ЦДИ ЦШ и сотрудников ПКТБ ЦШ реализуется контракт на оборудование сортировочной горки станции Лужская – Сортировочная системой автоматизации MSR32 компании «Сименс AG». Решаются следующие постановочные вопросы, необходимые для заключения контракта.

Во исполнение положений Меморандума о взаимопонимании между ОАО «Российские железные дороги» и «Siemens AG» от 23 сентября 2008 года осуществляется взаимодействие по автоматизации сортировочной горки c применением системы автоматизации MSR32 компании «Siemens AG» на сортировочной горке станции Лужская Октябрьской железной дороги.

Проведены испытания по адаптации элементов системы MSR32 на станции Красноярск-Восточный. С 12 декабря 2012 по 26 сентября 2013 года, согласно договору, проводились испытания доработанных под требования железных дорог РФ гидравлического замедлителя «Sona» и стрелочного электропривода «Siemens AG» в условиях низкотемпературной зоны на сортировочной горке станции Новая Еловка Красноярской железной дороги.

30 мая 2013 года подписано двухстороннее соглашение о продолжении сотрудничества ОАО «РЖД» с компанией Сименс в области оборудования сортировочной горки ст. Лужская системой MSR 32 (№ 368).

В сентябре 2013 года подписан договор между ДКРС ОАО «РЖД» и ООО «Сименс» на выполнение комплекса работ, включая монтажные, пуско-наладочные работы и поставку гидравлической системы торможения, сортировки и управления сортировочной горкой MSR 32 на сортировочной станции Лужская.

15 ноября 2013 года подписано Соглашение между ОАО «РЖД», ООО «Сименс» и «Сименс АГ» «О совместных правах на результаты интеллектуальной деятельности», которое касается того, что будет создано исключительно в соответствии с договором при выполнении комплекса работ по поставке MSR 32 на сортировочной станции Лужская.

С развитием высокоскоростного движения появились не только возможности комфортно и быстро перемещаться по сети железных дорог. Также возникли и проблемы, одна из которых – выход диких животных на участки высокоскоростных линий. ОАО «РЖД» заинтересовало инновационное устройство для отпугивания диких животных УОЗ?1, разработанное компанией «NEEL». Проблема сделалась актуальной для ОАО «РЖД» в связи началом эксплуатации высокоскоростных электропоездов «Сапсан» на участке Москва – Санкт-Петербург. ПКТБ ЦШ приняло участие в разработке системы по предотвращению выхода животных на инфраструктуру высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург – Москва. С 2012 года система УОЗ?1 введена в опытную эксплуатацию на двух участках Октябрьской железной дороги: перегонах Боровенка – Окуловка и Зеленогорск – Рощино.

Подводя итоги, можно констатировать, что международное сотрудничество является одним из наиболее перспективных и динамичных направлений в деятельности инфраструктуры российских железных дорог.

© Евразия Вести IX 2014



IX 2014

Евразия Вести IX 2014

Безопасность, надежность, функциональность инфраструктуры ОАО «РЖД»

Эффективность работы инфраструктурного комплекса

Решение главных задач управления автоматики и телемеханики

Развитие железнодорожной автоматики и телемеханики в современных условиях

Интегрированние в современное производство

ПКТБ ЦШ: эффективное техническое обслуживание и ремонт средств ЖАТ

Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики

О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ

ОАО «Радиоавионика»: обеспечить текущие потребности и работать на перспективу

ОАО «НИИАС»: новые подходы к системам управления на железнодорожном транспорте

Константин Хромушкин: «Импортозамещение как основа инноваций в России»

ОАО «ЭЛТЕЗА» - от современного производства до комплексного обслуживания

Тенденции развития железнодорожного транспорта в России: взгляд производителя ж.д. Техники

Отечественные системы ЖАТ: эффективность, безопасность, надежность

Интеллектуальная диагностика в СЦБ

Диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Новые подходы к диагностике устройств ЖАТ

«НПО САУТ»: 20 лет на службе ЖАТ

От полигонных изысканий до комплексных технологических решений

Безопасность начинается с проекта

ЗАО НПО «РоСАТ»: Да будет свет!

Передовые технологии и высокоэффективные решения

ОАО «ЭЛАРА» - стандарты надежности и качества для железнодорожной отрасли

Новая серия устройств бесперебойного питания для аппаратуры ЖАТ

Светлая память …

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести