Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2014


Версия для печати
Обсудить в форуме

Константин Хромушкин: «Импортозамещение как основа инноваций в России»

Новые тенденции глобальной политики существенно осложнили работу международных компаний, связавших свою деятельность с Россией. Связи, которые создавались годами в исключительно мирных секторах экономики, оказались под угрозой разрыва под мощным политическим прессингом, стремящимся развязать новую холодную войну.

О том как живется и работается в таких условиях, мы побеседовали с Генеральным директором совместного предприятия ОАО «РЖД» и Bombardier Transportation – ООО «Бомбардье Трансппортейшн (Сигнал)» Константином Хромушкиным.

Лаборатория тональных рельсовых цепей ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)»
Пуск СИРДП-Е в Казахстане
Пуск первой МПЦ EBILock 950 в Монголии
Учебный центр Московской ж.д.
АРМ ДСП на ст. Купавна
Награждение В.И. Якуниным К.Д. Хромушкина почетной грамотой ОАО «РЖД»
Константин Хромушкин: «Импортозамещение как основа инноваций в России»
Константин Хромушкин: «Импортозамещение как основа инноваций в России»
Подписание «Соглашения о сотрудничестве в области кибербезопасности» между ОАО «РЖД» и Bombardier Transportation (П. Седервалл и В. А. Гапанович)
– Константин Дмитриевич, примечательно, что наша беседа проходит в перерыве между крупнейшей европейской железнодорожной выставкой Innotrans в Берлине и главным событием России в области СЦБ – конференцией Трансжат. Каковы Ваши впечатления от только что завершившейся выставки в Берлине? Каково отношение к России?

– Впечатления самые положительные. Еще никогда у меня не было такого напряженного графика встреч. Столько наших заказчиков и партнеров приехало в этом году на Innotrans, столько важных вопросов удалось обсудить. Безусловно такой формат мероприятия дает уникальные возможности для укрепления существующих и поиска новых связей, решения текущих и стратегических задач, ну и конечно демонстрации последних достижений железнодорожной отрасли. Что же касается отношения, то не смотря на угрозу «политической палки», бизнес ищет сотрудничества и развития, и Россия и страны СНГ воспринимаются как полноценный партнер, причем партнер с большим потенциалом. Руководство РЖД и железных дорог других стран пространства 1520 приняло активное участие в выставке Innotransили проходивших одновременно железнодорожных форумах. Одним из главных объектов стенда Бомбардье Транспортейшн, стала демонстрация наших достижений в области систем управления движением поездов по радиоканалу, реализованных на пространстве 1520 в Казахстане. Эта система стала предметом гордости для компании и вызвала повышенное внимание посетителей.

– Прошло 2 года с предыдущего Трансжата. Чего удалось достичь Вашей компании за это время? Чем рассчитываете поразить посетителей в этот раз?

– Да мы в общем-то никогда не стремились кого-то поразить. Мы просто ищем и реализуем идеи, которые окажутся наиболее востребованными и принесут наибольшее развитие нашим железным дорогам, технологии, за которыми будущее.

Если же говорить о достижениях, то сразу после предыдущей конференции ТрансЖат наша компания была удостоена Первой Премии в конкурсе ОАО «РЖД» на лучшее качество в номинации «системы диагностики и управления» за систему МПЦ «EBILock 950». Нам очень приятно что наши усилия по внедрению и постоянному развитию этой системы в очередной раз получили высокую оценку заказчика.

Кроме того, за это время мы полностью освоили технологию управления движением поездов на базе радиоканала и первыми на постсоветском пространстве открыли счет километров линий, оборудованных радиоблокировкой. Нами уже оборудовано более 500 км ж.д. линий, а благодаря успешному внедрению и вводу систем в постоянную эксплуатацию заключены контракты на оборудование еще нескольких участков общей протяженностью более 1000 км.

Участок Узень – Болашак стал первой железнодорожной линией на постсоветском пространстве, где управление движением поездов осуществляется по радиоканалу, а безопасность движения локомотива находится под полным контролем бортовой системы безопасности. Система интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала (СИРДП-Е), внедренная нашей компанией,в полной мере реализует концепцию подвижных блок участков. Проведенные нами работы позволили выполнить всю необходимую адаптацию к эксплуатационным требованиям «пространства 1520» и осуществлять тиражирование системы на участке Жетыген – Хоргос и следующих участках.

Обмен данными между поездом и центром радиоблокировки осуществляется через радиосвязь стандарта TETRA. При этом СИРДП-Е может свободно работать с другими существующими стандартами радиосвязи. Для постоянного контроля целостности состава используется система контроля целостности поезда (СКЦП), реализовано регулирование движения с расчетом точки прицельного торможения»на хвост» впереди идущего поезда, в отличие от систем автоблокировки, в которых регулирование осуществляется на границу занятого блок-участка. Все это позволило обеспечить повышенную пропускную способность участка, полностью отказаться от напольного оборудования на перегонах и, как следствие, существенно сократить потребность в обслуживании системы, и при этом обеспечив высочайший уровень безопасности движения. СИРДП-Е управляет всей поездной работой на линии.

Это прекрасный вариант для больших стран с высокими транспортными потребностями, а также в условиях, когда обслуживание ж.д. инфраструктуры, расположенной на огромных безлюдных пространствах, таких как например в Казахстане, чрезвычайно затруднено.

Продолжая историю развития партнерства, хотелось бы отметить последние шаги в области сотрудничества с ОАО «НИИАС». В тесном взаимодействии со специалистами этого института разрабатывается уникальная система интервального регулирования движения на станциях и перегонах Малого московского кольца, ведется разработка систем интервального управления движением поездов для высокоскоростных линий на основе рельсовых цепей и использования радиоканала с прицельной точкой торможения на границу рельсовой цепи, занятой впереди идущим поездом.

Стала доступной организация движения поездов необорудованных системами бортовой безопасности без существенных потерь по пропускной способности линий.

Принятый вариант аналогичен требованиям метрополитенов по пропускной способности, обязательному резервированию аппаратных средств и использованию укороченных длин рельсовых цепей.

Также призом ОАО «РЖД» были отмечены наши достижения в области частичной и поэтапной модернизации станций с помощью системы релейно-процессорной централизации РПЦ-Е, как результат успешных внедрений на станциях Абакан и Рудногорск. В условиях жесткой экономии средств внедрение наших решений позволило добиться максимально возможного эффекта при минимальных затратах. Такие технические решения позволяют поэтапно модернизировать и реконструировать станции с реконфигурированием зоны управления нескольких операторов при сохранении принципа единоначалия. Эргономика рабочих мест, удобство использования, наличие расширенной диагностической и справочной информации и системы подсказок повышает культуру производства и производительность труда оперативного и эксплуатационного персонала. При необходимости действующие парки могут оснащаться в дальнейшем устройствами микропроцессорной централизации (МПЦ). Замена релейных устройств на микропроцессорные может проходить поэтапно, начиная с любой зоны станции, в том числе с одной из горловин. В случае поэтапного перехода на устройства МПЦ большая часть оборудования (автоматизированные рабочие места (АРМ), серверы, центральный процессор, объектные контроллеры, сеть передачи данных), установленного на первом этапе, сохраняется.

Внедрение РПЦ-Е оправдано в случае, когда как напольное, так и постовое оборудование еще не выработало срок службы, но функциональность действующей релейной системы уже не удовлетворяет возросшим требованиям. Актуально это также и при дефиците площадей для размещения оборудования.

Как и микропроцессорная система, РПЦ-Е имеет функции диагностики и самодиагностики, архивирования и протоколирования работы устройств. Это гибкая реконфигурируемая система, имеющая универсальную цифровую увязку с другими микропроцессорными системами. Она позволяет отказаться от повторного ввода данных со всех контактов реле для систем ДЦ, ДК, СТДМ, МАЛС и др.С учетом эксплуатационных реалий, нами разработана и внедрена Питающая установка на шине постоянного тока – ПУШП-Е, предназначенная для электроснабжения устройств МПЦ на объектах, имеющих не стабильные параметры фидеров электроснабжения, а также при наличии однофазного и трехфазного фидеров на вводе постов ЭЦ.

Установка имеет модульную конфигурацию и включает вводные устройства фидеров раздельные для каждого фидера и ДГА; устройства бесперебойного питания вводно-выпрямительного -УБПВВ– выполняющий функции автоматического выбора фидеров АВР и устройства бесперебойного электропитания на шине постоянного тока (48 вольт), распределительный шкаф нагрузок резервированного питания – РЩ для включения процессорных и релейных устройств; батарейный шкаф БШ, и шкаф изолирующих трансформаторов РЩТ для обеспечения гальванической развязки различных нагрузок.

Для облегчения работы и повышения производительности труда электромеханика разработан Модуль контекстной помощи АРМ электромеханика СЦБ. Он позволяет электромеханику получить целый ряд дополнительных возможностей, как например оперативный доступ к принципиальным схемам и таблицам проектной документации, расширенная справка по активным алармам в системе объектных контроллеров, справочные материалы по индикации основных объектов контроля.

При наличии неисправностей, требующих замены плат объектных контроллеров, в момент выбора проблемного объекта автоматически запускается пошаговая слайд-инструкция по требуемым операциям. Инструкции и справочный материал доступны в любой момент времени. Кроме этого, осуществляется проверка связи с сетевыми устройствами подсистем АРМ / ЦП. Выбирая из списка ту или иную схему проверки, можно получить информацию о состоянии связи с определенными устройствами и, в случае наличия проблем, рекомендации по поиску возможного места их возникновения.

Хотелось бы отметить еще одну новинку, призванную решить задачу оперативного получения диагностической информации при полном обеспечении информационной безопасности. Разработанный рами АРМ кибербезопасного мониторинга ARMCyberSafemon служит для обеспечения безопасного доступа диагностических систем из небезопасных сетей, включая сеть Internet. Таким образом можно безопасно осуществлять удаленный мониторинг, извлечение журналов с рабочих мест сети АРМ и другие функции без изменений существующего программного обеспечения АРМ. При этом отсутствует прямое подключение к сети, как следствие, минимизирована вероятность вредоносного вмешательства, обеспечена информационная безопасность и удобство работы.

Программно-аппаратный модуль разработан на базе операционной системы FreeBSD, обеспечивающей функциональную информационную безопасность, большую устойчивость системы по сравнению с операционными системами на базе Windows. Модуль позволяет отключить приемник от передатчика на физическом уровне и создать односторонний физический канал передачи данных из сети АРМ к диагностическим системам. Таким образом, отсутствует возможность передачи информации в сеть АРМ, соединения петель связи, обновления ПО и выдачи запросов на скачивание журналов ЦП.

– Сегодня, под воздействием политических реалий, возникает все больше разговоров об импортозамещении. Осложнившаяся международная обстановка поставила под вопрос многие проекты сотрудничества. Не секрет, что некоторые компании, позиционирующие себя как отечественные производители, вовсю используют это в качестве лозунга для того чтобы претендовать на дополнительную долю рынка, ранее им недоступную. На отраслевых форумах обсуждаются даже такие их действия, как письма «на высочайшее имя» с требованием запретить иностранные технологии как «угрозу национальной безопасности». Как вы действуете в данной ситуации, как это повлияло на работу Вашей компании, являющейся связующим звеном между РЖД и BombardierTransportation?

– Цель импортозамещения – не в том чтобы окружить свою страну железным занавесом. Настоящий процесс импортозамещения ставит целью сделать свою продукцию по-настоящему конкурентноспособной по сравнению с импортом. В этом смысле наша компания, является одним из ярких примеров. Мы уже давно и успешно реализуем данную стратегию.

Хотелось бы напомнить путь Японии, которая оказавшись в технологической яме после 2 мировой войны,именно путем приобретения технологий, организации совместных предприятий, перенятия процессов производства и технологий внедрения, активного участия в международных проектах, сумела постепенно выйти на лидирующие технологические позиции в мире, став полностью самостоятельной.

Именно формат совместного предприятия дает уникальную возможность обретения передовых технологий на основе взаимной выгоды, путемпереработки решений ведущих компаний – производителей для их применения в действующих условиях железных дорог пространства 1520.

ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» – первое международное совместное предприятие на российских стальных магистралях. Главная задача СП – повышение эффективности работы железнодорожного транспорта через внедрение новейших технологий, разработку и адаптацию инновационных решений.Наше СП является зависимым предприятием по отношению к ОАО «РЖД».

Начав с адаптации и внедрения, российские специалисты активно перенимали опыт и знания компании-лидера в отношении технологии и принципов работы систем нового типа. Путем активного сотрудничества, перерабатывая и улучшая систему год от года, мы пришли к созданию новых технических решений своими силами. Накопленный опыт и знания, а также искренняя заинтересованность наших инженеров и их стремление к достижению целей позволили нам перейти к полноценному участию в создании и внедрении самых передовых технологий.

Сегодня наши инженеры востребованы в международных проектах по всему миру. Особо хочется отметить недавний проект в Великобритании по внедрению ERTMS уровня 3. И все это наши – российские граждане. Они полноправно участвуют в разработке новых решений и идей, которые затем получают внедрение в других странах.

Масштабы внедрения наших систем на сегодня, а это более250 станций (более 5 000 стрелок и 1500 километров ж.д. линий) в практически во всех странах пространства колеи 1520, требуют от нас руководствоваться в работе исключительно долгосрочными стратегическими интересами нашего обширного региона, решать проблемы, по-настоящему важные для отрасли в целом. Количество людей, знающих и понимающих наши системы постоянно увеличивается. Сегодня они есть и не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Украине, Латвии. Литве, Беларуси и Монголии. Мы создали и внедряем учебные классы, курсы и программы. Мы установили обучающие комплексы на дорогах, в институтах и колледжах таких как МИИТ, «Андреевский» и Иркутский железнодорожный колледж, в Якутии. Это и электромеханики, диспетчера и простые студенты – будущие инженеры. Это все местные специалисты. Из них формируются локальные команды, для организации оперативного обслуживания, а по мере дальнейшего роста компетенций, и внедрения новых систем. В свое время мы первыми организовали сервисные центры начала в Москве, затем в Иркутске. Благодаря росту количества обученных людей теперь мы расширили эту сеть, организовав командыв Поволжском, Красноярском, Новосибирском, Уральском и Дальневосточном регионах, а также в Украине и Латвии.

Мы добились главного – мы получили специалистов, досконально знающих лучшие технологии отрасли. Причем наши специалисты не просто теоретики, а практики, умеющие внедрять эти технологии именно в наших условиях, отвечающих правилам и интересам нашего государства. Они не следуют слепому очарованию Западом или слепому отрицанию всего «чужого». Они грамотно сравнивают, анализируют и выбирают наиболее подходящее из существующего в мире для железных дорог пространства 1520.

Вопрос стратегической безопасности в области оборудования – это вопрос серийного производства. Опыт ЭЦ-И показал бесперспективность внедрения систем, которые уже завтра могут быть полностью сняты с производства и найти запчасти будет не возможно.Поэтому принципиально важным является выбор поставщиков, чьи масштабы позволяют рассчитывать на долговременное сотрудничество.

Масштабы нашей страны и региона в целом, потенциал нашего рынка и необходимость обеспечения стратегической безопасности позволяют нам организовать серийное производство оборудования. Поэтому при нашем активном участии осуществлено привлечение инвестиций Бомбардье в российскую экономику и начат естественный процесс локализации производства передовых систем ЖАТ на мощностях крупнейшего российского производителя – ОАО «ЭЛТЕЗА». Первостепенная цель – передать опыт, технологии и понимание процессов. Это самое сложное. Научиться работать по-новому с системами нового поколения, в полном соответствии с передовыми стандартами. Мы активно поддерживаем внедрение стандартаIRIS, так как он не дает ограничиваться разовыми достижениями, требуя постоянного развития. Наша компания первой из производителей МПЦ в России прошла сертификационный аудит и доказала соответствие IRIS, и с тех пор ежегодно проходит надзорные аудиты, улучшая достигнутые результаты. Сейчас, совместно с НП ОПЖТ, делимся опытом внедрения IRIS с другими предприятиями.

Осуществлена передача всей необходимой документации, а также обучение персонала ОАО «ЭЛТЕЗА» для создания локального центра компетенций, способного реализовать процесс производства. Сборка центрального процессорного устройства микропроцессорной централизации EBI Lock 950 IPU R3 локализована на производственных площадях ОАО «ЭЛТЕЗА». Первые локализованные EBI Lock 950 IPU R3 уже поставлены ОАО «РЖД».Локализация производства успешно реализована для продуктов EBISwitch 2000 и EBIGate 2000. Первые локализованные стрелочные приводы EBISwitch 2000 уже поставлены ОАО «РЖД», вступая в процесс опытной эксплуатации. Первые локализованные микропроцессорные системы АПС EBIGate 2000 будут поставлены ОАО «РЖД» до конца этого года.

Особо подчеркну, что все внедряемые системы сертифицированы в соответствии с международными стандартами и имеют успешную практику эксплуатации на участках высокоскоростного движения.

Продолжая тему стратегической безопасности, хотелось бы отметить, что за это время нам удалось добиться результатов в еще одной важнейшей теме – обеспечение кибербезопасности микропроцессорных устройств ЖАТ.

В настоящее время ОАО «РЖД» совместно с Бомбардье Транспортейшн уже предприняло ряд конструктивных шагов по решению проблемы кибербезопасности микропроцессорных систем управления (МПСУ ЖАТ).

Первым из них стало подписание «Соглашения о сотрудничестве в области кибербезопасности» между Старшим Вице-президентом по инновационному развитию – Главным инженером ОАО «РЖД» Валентином Александровичем Гапановичем и Президентом подразделения RCS Бомбардье Транспортейшн Питером Седерваллом.

В рамках соглашения в настоящее время головной институт ОАО «РЖД» – «НИИАС» проводит испытания функционирования аппаратно-программного комплекса МПЦ EBILock 950, включающий в себя макет управляемой станции с элементами исполнительных устройств, в условиях воздействия кибератак.

Испытания подразумевают и проведение специализированных проверок исходных кодов программного обеспечения системы, которые также были переданы в ОАО «НИИАС».

Результаты совместных работ лягут в основу нормативной базы и комплекса мер по обеспечению кибербезопасности всех МПСУ ЖАТ.

Наша компания – российское предприятие, действующее в интересах России. И поэтому, не смотря на наше стремление и веру в международное сотрудничество, на сегодняшний день мы обладаем полным спектром компетенций для самостоятельной работы.

Тем же, кто под лозунгами о импортозамещении стремится занять на рынке место, которое не смог завоевать своим трудом и технологиями, с намине попути. Это для них всего лишь метод конкурентной борьбы. Для нас же импортозамещение – важнейшая часть нашей стратегии развития, которую мы последовательно реализуем уже более 18 лет.

– А какие методы и стратегии конкурентной борьбы использует ваша компания?

– Мы неизменно следуем принципам лидерства путем инноваций, стремясь постоянно быть на шаг впереди, открывать новые горизонты, создавая новые и улучшая существующие технические решения. Наш путь – стратегия опережения, позволяет нам побеждать в конкурентной борьбе, используя прежде всего реальные успехи и достижения в качестве аргументов. Мы постоянно инвестируем в будущее. За нами попросту трудно угнаться.

– Говоря о новых горизонтах, какие планы, какие перспективы на пространстве 1520 Ваша компания видит в ближайшее время?

– Помимо обозначенного обширного фронта работ, уже очевидно, что в ближайшее время сильное развитие получат высокоскоростные магистрали и системы городского транспорта. Это тенденции мирового рынка, и наша страна, как активный его участник, также идет в данном направлении.

В арсенале Бомбардье Транспортейшн немало эффективных решений для высокоскоростного движения. Они уже получили успешное внедрение в таких международных проектах как самая длинная линия скоростного пассажирского движения WuGuang-Guangzhou железных дорог Китая (1070 километров двухпутной дороги, максимальная скорость движения 380 километров в час, сокращении времени в пути с 10 до 3 часов, пропускная способность линии до 124 пар поездов в сутки), а также линии высокоскоростного движения Gyeongbu-Yjman (Южная Корея), пригородная пассажирская линия Nyland Umea (Швеция), линия Amsterdam – Utrecht (Голландия), выделенная пассажирская линия Villar de Chinchilla – La Encina (Испания).

Что касается систем городского транспорта и метро – то Бомбардье Транспортейшн – один из крупнейших поставщиков решений CBTC в мире, с полным комплексом успешно реализованных решений по автоматизации управления городским рельсовым транспортом вплоть до автоведения поезда без участия машиниста и полностью автономной работы поезда. При этом обеспечивается соответствие самым высоким стандартам безопасности и возможность наиболее рентабельного функционирования транспортной системы. На данный момент наиболее крупные проекты реализованы в Великобритании (London Heathrow Terminal 5), Корее (Yong In), Тайвани (Neihu), США (San Francisco APM, Dallas Forth Worth, Seattle), Китае (Guangzhou APM), Испании (Metro Madrid L1, L6).

Мы рассчитываем, что обретение этих технологий принесет ощутимую пользу нашей стране, иуже работаем над тем чтобы сделать эти планы реальностью.

© Евразия Вести IX 2014



IX 2014

Евразия Вести IX 2014

Безопасность, надежность, функциональность инфраструктуры ОАО «РЖД»

Эффективность работы инфраструктурного комплекса

Решение главных задач управления автоматики и телемеханики

Развитие железнодорожной автоматики и телемеханики в современных условиях

Интегрированние в современное производство

ПКТБ ЦШ: эффективное техническое обслуживание и ремонт средств ЖАТ

Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики

О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ

Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог

ОАО «Радиоавионика»: обеспечить текущие потребности и работать на перспективу

ОАО «НИИАС»: новые подходы к системам управления на железнодорожном транспорте

ОАО «ЭЛТЕЗА» - от современного производства до комплексного обслуживания

Тенденции развития железнодорожного транспорта в России: взгляд производителя ж.д. Техники

Отечественные системы ЖАТ: эффективность, безопасность, надежность

Интеллектуальная диагностика в СЦБ

Диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Новые подходы к диагностике устройств ЖАТ

«НПО САУТ»: 20 лет на службе ЖАТ

От полигонных изысканий до комплексных технологических решений

Безопасность начинается с проекта

ЗАО НПО «РоСАТ»: Да будет свет!

Передовые технологии и высокоэффективные решения

ОАО «ЭЛАРА» - стандарты надежности и качества для железнодорожной отрасли

Новая серия устройств бесперебойного питания для аппаратуры ЖАТ

Светлая память …

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести