Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2014


Версия для печати
Обсудить в форуме

От полигонных изысканий до комплексных технологических решений

Современные тенденции развития железнодорожного транспорта страны связаны с необходимостью обеспечения роста скоростей и объемов перевозок грузов и пассажиров. А это предъявляет повышенные требования к их энергоэффективности еще на стадии реализации инфраструктурных проектов.

О вкладе специалистов проектно-изыскательского института электрификации железных дорог и энергетических установок «Трансэлектропроект» – филиала ОАО «Росжелдорпроект» в инновационное развитие новейших систем и технологий на всех этапах проектирования, строительства и ввода объектов тягового энергоснабжения в эксплуатацию нашему корреспонденту рассказывает директор института Сергей Владимирович Логинов.

От полигонных изысканий до комплексных технологических решений
С.В. Логинов
Реконструкция контактной сети участка Шепси – Дедеркой
Строительство и реконструкция контактной сети постоянного тока на участке Туапсе – Адлер
Строительство тяговой подстанции Барановка на участке скоростного движения Санкт-Петербург – Москва
Строительство вторых путей участка Волгоград – Котельниково
От полигонных изысканий до комплексных технологических решений
– Сергей Владимирович, как, по-Вашему, можно коротко обозначить стоящие перед институтом задачи?

– История института «Трансэлектропроект» неразрывно связана с развитием электрификации железных дорог России. За восемь десятилетий были выполнены проекты для многих стратегически важных железнодорожных участков нашей страны и других государств. Мы осуществляем комплексное проектирование электрификации. При этом решается большой объем задач, включая выполнение специфических работ по тяговым и электрическим расчетам с учетом заданных показателей веса поезда, интенсивности и скорости движения, типа подвижного состава, а также общей энергетической инфраструктуры конкретных участков.

В настоящее время в институте проводятся тяговые и электрические расчеты для участков Восточного полигона, в том числе для Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, выполнены расчеты для организации пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги.

– Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что повышение энергоэффективности обеспечивает переход на электро-тягу. Подтвердит ли это начинающаяся реконструкция Малого кольца Московской дороги для организации пассажирского движения?

– Это подтверждается для участков с большими объемами грузоперевозок либо с интенсивным пассажирским движением, как по Малому кольцу.

Тяговыми и электрическими расчетами определилась: расстановка тяговых подстанций на участке, их мощность, тип контактной подвески и другие параметры системы.

Расчетами определена необходимость реконструкции трех существующих подстанций, с которых осуществляется электроснабжение радиальных направлений Московского узла, а также строительства двух новых подстанций для электроснабжения только Малого кольца.

Тяговые подстанции «Окружная» и «Москва-Киевская» подлежат полной реконструкции с заменой практически всего оборудования из-за изменения питающего напряжения с 6 кВ на 10 кВ и с 10 кВ на 20 кВ соответственно. На подстанции «Покровское-Стрешнево» питающее напряжение изменяется с 35 кВ на 20 кВ, что фактически также приводит к полной реконструкции с заменой практически всего оборудования. В соответствии с решением Научно-технического совета ОАО «РЖД» по применению инновационных технологий при проектировании инфраструктуры Малого кольца на тяговых подстанциях все защиты присоединений должны быть выполнены на микропроцессорных терминалах или управляющих контроллерах. Данные устройства, кроме функций управления и защиты, производят также самодиагностику, диагностику силового оборудования, запись процесса аварийного отключения. Передача информации энергодиспетчеру службы электрификации, в энергосистему и центр безопасности осуществляется по оптоволоконному кабелю связи в цифровом формате.

Использование такого современного оборудования, как малогабаритные выкатные ячейки, выпрямители с уменьшенными энергопотерями и габаритами, сухие силовые трансформаторы, позволяет говорить о новом техническом уровне проектируемых тяговых подстанций.

На сегодняшний день проектная документация на все пять тяговых подстанций разработана и передана заказчику – ДКРС-Москва ОАО «РЖД». Для оперативного телеуправления устройствами электроснабжения Малого окружного кольца предусматривается создание нового энергодиспетчерского круга в составе энергодиспетческого центра Московского узла.

После завершения строительства, благодаря образованию на Малом кольце ряда транспортно-пересадочных узлов, появится возможность упорядочить и увязать между собой работу всех видов общественного транспорта столицы.

– Сергей Владимирович, Ваш коллектив участвовал в проектировании, реконструкции устройств электрификации к Сочинской Олимпиаде. Расскажите, пожалуйста, какие там применялись новые инженерные решения и что показала практика эксплуатации этих объектов?

– Прежде всего, надо отметить, что стесненность на прибрежных площадках строительства объектов железнодорожной инфраструктуры повлияла на примененные технические и конструктивные решения. На существующих площадках тяговых подстанций применены сложные проектные решения по планировке для реконструкции без их полного отключения.

В части устройств контактной сети были применены металлические опоры с покрытием методом горячего цинкования и дополнительное покрытие специальным лаком, алюминиевые консоли, как наиболее устойчивые к агрессивной морской среде. Использовался метод установки опор контактной сети в теле подпорных стен с устройством закладных болтов и новые конструктивные решения по устройству контактной сети в существующих железнодорожных тоннелях, имеющих минимально допустимый вертикальный габарит.

Ярким примером инновационного инженерного технического решения, принятого при проектировании объектов железнодорожного транспорта в Сочи, явилось также применение современных устройств освещения объектов транспортной инфраструктуры на базе светодиодной техники. Это позволило значительно снизить потребление электрической энергии, улучшить освещенность и эстетичность объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

– А что можно сказать конкретно об участках Адлер – Аэропорт и Адлер – Красная Поляна?

– Для участков Туапсе – Сочи – Адлер – Аэропорт и Адлер – Красная Поляна были выполнены расчеты обратных тяговых токов в рельсах. От качества проделанной специалистами технического отдела института работы напрямую зависит бесперебойность и безопасность движения на этих участках. Необходимо было учесть огромное количество факторов: от высокой интенсивности движения до климатических и ландшафтных особенностей территорий. Сложность работы на участке стыкования электротяги постоянного и переменного тока подтверждается многократными контрольными расчетами канализации тягового тока, которые проводились уже во время строительства, наладки и пуска объектов.

– Уточните, для каких именно направлений: грузонапряженных, пассажирских или также для высокоскоростных?

– Согласно стратегии развития ОАО «РЖД», показатели электрической тяги для всех этих направлений будут возрастать, подтвержденная необходимость усиления устройств электрификации на грузонапряженных направлениях с одновременным обновлением техники.

Для совершенствования и развития технических средств и их обслуживания, повышения надежности устройств электроснабжения и достижения требуемой устойчивости работы системы тягового электроснабжения в условиях повышения веса, скорости и интенсивности движения, в проектах предусматривается новое оборудование и аппаратура, технологии строительства и содержания, ремонта техники с учетом задач обеспечения безопасности движения. Решаются вопросы сокращения энергозатрат эксплуатационных расходов на основе применения автоматизированных систем мониторинга, диагностики и управления. При проектировании и сооружении объектов электрификации применяется новое энергосберегающее оборудование, которое обеспечивает не только эффективность и надежность функционирования, но и снижает эксплуатационные расходы. Это относится, прежде всего, к устройствам защиты, телемеханики и диагностики, созданным на современных микропроцессорных системах, а также к силовым устройствам систем тягового и нетягового электроснабжения.

Перспективные технические решения по конструкциям опор и контактной подвески позволяют обеспечить устойчивую работу контактной сети на участках постоянного и переменного тока. Модернизация тяговых подстанций, проводимая на основе принципов концепции ОАО «РЖД», обычно включает в себя комплексную реконструкцию с использованием укрупненных функциональных блоков полной заводской готовности. Такая функционально-блочная технология хорошо зарекомендовала себя не только при строительстве, но и в условиях эксплуатации. Ее экономическая эффективность весьма высока, в частности, благодаря использованию нового комплектующего электрооборудования – полупроводникового, вакуумного и элегазового на различные классы напряжений.

– На чем основываются конкретные проектные решения? Ведь природно-экологические условия на просторах нашей страны сильно различаются и не учитывать это, видимо, нельзя?

– Одним из обязательных требований при разработке проектной документации является проведение предпроектных работ, в составе которых выполняются инженерно-экологические изыскания. Их основной задачей является оценка состояния природной среды до начала предполагаемого строительства сооружений и прогнозирование возможных изменений при эксплуатации объектов.

Ввиду важности экологических решений при проектировании и строительстве в 2012 году в отделе инженерных изысканий была создана Экологическая группа. Теперь там есть высококвалифицированные специалисты, которые прошли немало изыскательских маршрутов – от Краснодарского края до Дальнего Востока, от Крайнего Севера до границ России с Казахстаном.

Специалисты Экологической группы выполняют целый комплекс работ – описание почвенного и растительного покрова, животного мира, опасных экзогенных процессов, проводят радиационное обследование и отбор проб на анализ химического загрязнения почв, поверхностных и подземных вод. Группа оснащена современным оборудованием для измерения уровня шума, электрических и магнитных полей, вибрации, измерения мощности эквивалентной дозы гамма-излучений, определения содержания радионуклидов и радона.

Только за минувший год были выполнены инженерно-экологические изыскания более чем по 30 объектам. В настоящее время группа выполняет инженерно-экологические изыскания на объектах БАМа и Транссиба.

– Судя по всему, без работы ваш коллектив не останется ни в ближайшие годы, ни в отдаленной перспективе.

– Я на это надеюсь. Только реализация амбициозных проектов в Сибири и на Дальнем Востоке наверняка вызовет необходимость прокладки, усиления существующих и новых железнодорожных магистралей. На очереди строительство высокоскоростной трассы Москва – Казань. Начинается проектирование электрификации железной дороги на Таманском полуострове.

© Евразия Вести IX 2014



IX 2014

Евразия Вести IX 2014

Безопасность, надежность, функциональность инфраструктуры ОАО «РЖД»

Эффективность работы инфраструктурного комплекса

Решение главных задач управления автоматики и телемеханики

Развитие железнодорожной автоматики и телемеханики в современных условиях

Интегрированние в современное производство

ПКТБ ЦШ: эффективное техническое обслуживание и ремонт средств ЖАТ

Внедрение методологии УРРАН в хозяйстве автоматики и телемеханики

О критериях инфраструктурных ограничений в хозяйстве ЖАТ

Международное сотрудничество - перспективное развитие инфраструктуры российских железных дорог

ОАО «Радиоавионика»: обеспечить текущие потребности и работать на перспективу

ОАО «НИИАС»: новые подходы к системам управления на железнодорожном транспорте

Константин Хромушкин: «Импортозамещение как основа инноваций в России»

ОАО «ЭЛТЕЗА» - от современного производства до комплексного обслуживания

Тенденции развития железнодорожного транспорта в России: взгляд производителя ж.д. Техники

Отечественные системы ЖАТ: эффективность, безопасность, надежность

Интеллектуальная диагностика в СЦБ

Диагностика и мониторинг объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Новые подходы к диагностике устройств ЖАТ

«НПО САУТ»: 20 лет на службе ЖАТ

Безопасность начинается с проекта

ЗАО НПО «РоСАТ»: Да будет свет!

Передовые технологии и высокоэффективные решения

ОАО «ЭЛАРА» - стандарты надежности и качества для железнодорожной отрасли

Новая серия устройств бесперебойного питания для аппаратуры ЖАТ

Светлая память …

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести