Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов

Десять лет назад была образована Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Впервые в новейшей российской истории создано ведомство, осуществляющее государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ и международных договоров на всех видах транспорта.

На ХV научно-практической конференции «Безопасность движения поездов» с докладом выступил начальник Управления государственного железнодорожного надзора Геннадий Борисович Сарафанов. Публикуем материалы его выступления.

Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов
Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов
Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов
Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов
Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов
Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов
Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов
Основой работы Службы является ежегодный план проверок, согласованный с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, выполнение которого стабильно достигается.

Служба принимает активное участие в реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе – обеспечивших проведение Универсиады в Казани и Олимпиады в Сочи. Учитывая масштабность этих мероприятий, их международный статус, Ространснадзор мобилизовал все силы и ресурсы, чтобы со своей стороны обеспечить проведение их на высоком уровне, без сбоев и аварий в транспортном комплексе.

В прошедшем году работа была поднята на качественно новый уровень. Это стало возможным благодаря улучшению взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, изменениям в нормативно-правовых актах, регламентирующих работу Службы, а также благодаря ужесточению мер в отношении участников транспортного рынка, допускающих нарушения законодательства.

В целях реализации положений Послания Президента РФ, мы продолжили работу по повышению качества проводимых мероприятий. Были разработаны типовые методики оценки контрольно-надзорной деятельности, в которых сделан акцент на качественные показатели.

Продолжилось развитие единой информационной системы Ространснадзора АС «Мониторинг», что позволило не только проводить сравнительный анализ работы территориальных управлений, но и видеть динамику изменений показателей, своевременно реагировать на них, более качественно планировать работу Службы.

Разработана и внедряется Комплексная информационная система управления контрольно-надзорной деятельности, которая обрабатывает информацию в автоматическом режиме, что позволяет вести контроль устранения выявленных нарушений и дистанционный контроль и надзор за обеспечением транспортной безопасности на объектах инфраструктуры.

Близки к завершению работы по созданию Главного (г. Москва) и семи территориальных вычислительных центров контроля и надзора на транспорте в Федеральных округах.

Фактически в Службе создается система непрерывного мониторинга состояния безопасности транспортного комплекса.

За девять месяцев 2014 года были достигнуты все контрольные показатели работы Службы, утвержденные Минтрансом России. Проведено более 97 тысяч проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В ходе проверок выявлено 182 тысячи нарушений транспортного законодательства, наложено штрафов на сумму около 500 миллионов рублей.

Органами Госжелдорнадзора за нарушения законодательства в области железнодорожного транспорта за девять месяцев 2014 года привлечены к административной ответственности 8996 лиц. Наложено штрафов на сумму 20 089,4 тыс. рублей, из них привлечено к ответственности 2139 работников ОАО «РЖД» на сумму 3287,3 тыс. рублей.

Анализируя работу по безопасности движения в структуре ОАО «РЖД», необходимо отметить, что общее количество событий по безопасности движения выросло за девять месяцев на 6%, при этом в целом по инфраструктуре общего пользования ОАО «РЖД» снижение составило 27%, однако произошел рост событий:

– по хозяйству пути – 10%;

– по хозяйству автоматики и телемеханики – 30%;

– по Федеральной пассажирской компании – 18%;

– по Вагонной ремонтной компании № 1 – 5%; – по Вагонной ремонтной компании № 2 – 16%.

Вызывает тревогу работа ревизорского аппарата по предприятиям, не входящим в холдинг ОАО «РЖД», но влияющим на безопасность движения поездов.

Выше уже указывалось, что рост событий по инфраструктуре ОАО «РЖД» составляет 6%, если из общей цифры событий исключить показатели холдинга ОАО «РЖД», т.е. количество событий организаций, не входящих в структуру ОАО «РЖД», возросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года (2409/3998). За девять месяцев текущего года допущено 18 928 отказов технических средств, приведших к задержкам на 1 час и более, из них больше половины – 9916 – в локомотивном хозяйстве и МВС, 5750 – по неисправности грузовых вагонов, 1395 – устройств СЦБ и железнодорожной автоматики и телемеханики, 814 – по путевому хозяйству и, что удивительно, 322 случая – по контактной сети.

Нарушений безопасности движения, допущенных на инфраструктуре ОАО «РЖД» по вине сторонних организаций – 4392 случая. По причине некачественного технического обслуживания железнодорожного оборудования – 1707 случаев, из них 1307 – за ТМХ «Сервис», 982 случая – по вагонному хозяйству, 139 – по вине локомотивостроительных организаций, 79 – из-за некачественного ремонта локомотивов, 217 – по вине владельца подвижного состава приписки РФ и 288 – по вине владельцев подвижного состава приписки стран СНГ и Балтии. Из этого можно сделать вывод, что ревизорскому аппарату нужно усилить контроль над предприятиями, не входящими в структуру холдинга.

Настораживает положение дел с дорожно-транспортными происшествиями на железнодорожных переездах. За девять месяцев 2014 года допущено 205 столкновений, пострадали 169 человек, погибли 44 человека. Разбито 200 автомобилей, повреждено 110 локомотивов, 28 вагонов. Перерыв в движении поездов составил 359 часов, материальный ущерб составил около 25 миллионов рублей. Выявлено 241 453 случая нарушения порядка проследования железнодорожных переездов.

Количество ДТП на железнодорожных переездах увеличилось по сравнению с 2013 годом: в 2,3 раза на Западно-Сибирской железной дороге, в 2 раза на Куйбышевской, Горьковской и Забайкальской железных дорогах. Это говорит о недостаточной работе, проводимой на дорогах с местными администрациями, порой на расстоянии 3 километров находятся 4 железнодорожных переезда, а мер со стороны железной дороги для закрытия избыточных переездов не предпринимается.

Возросли проезды запрещающих показаний сигналов с 12 до 15 случаев или на 20%. Причины все старые: регламент, переработка машинистов, незнание ТРА станций.

Вопросы эксплуатации устаревшего подвижного состава становятся чрезвычайно острыми и злободневными, поскольку они провоцируют множество рисков возникновения транспортных происшествий на железнодорожной транспорте, особенно с опасными грузами, которые приводят, как правило, к тяжелым последствиям. Сюда же относятся и отказы тягового подвижного состава, тем более при пассажирских перевозках. Убытки, связанные с задержкой поездов дальнего следования, задержкой и отменой рейсов пригородных поездов, для пассажиров почти невосполнимы.

К рискам необходимо отнести и возникновение спекулятивного рынка перепродажи номеров вагонов и продажи «серых» и так называемых «номеров-близнецов» вагонов, контрафактных запасных частей для вагонов и локомотивов. Нельзя пройти мимо возникновения вокруг процедуры продления сроков службы подвижного состав коррупционных схем, позволяющих формально осуществлять продление.

И, наконец, к серьезным рискам можно отнести возможную потерю вагоностроительной области – очевидно, что снижение объемов производства приведет к сокращению персонала вагоностроительных предприятий и снижению уровня жизни в ряде регионов и моногородов.

Посмотрим, в каком состоянии на сегодняшний день эксплуатируется устаревший подвижной состав. Элементы несущих конструкций частично или полностью исчерпали свой ресурс. Отсутствует достоверная информация об оборудовании и деталях, установленных на подвижном составе, – по каким ГОСТам и техническим условиям их изготавливали, какие материалы применяли. Большое количество как вагонов, так и локомотивов имеют несогласованные изменения в конструкции, не заложенные в исходных проектах, да и сами они уже давно устарели и не соответствуют сегодняшним нормам безопасности. А беда при такой ситуации не заставляет себя долго ждать.

В поле зрения Ространснадзора оказываются недобросовестные владельцы подвижного состава, которые всеми способами пытаются продлить срок эксплуатации вагонов. Не гнушаются ничем: меняют на вагонах трафареты, регистрируют их по подложным документам. Покупают списанные вагоны и с помощью подкупа работников ремонтных предприятий наносят на них новые номера, выдают их за вагоны, годные к эксплуатации. Известны случаи, когда вагоны регистрируются в дочерних предприятиях на территории стран СНГ, а потом этот опасный «металлолом» оказывается на железных дорогах Российской Федерации.

Формальное диагностирование вагонов, отходивших по сети несколько десятков лет, при продлении в совокупности с некачественным ремонтом, нередко с использованием контрафактных запчастей, привело к росту сходов с железнодорожных путей старых грузовых вагонов.

Решения о продлении срока службы вагонов аккредитованными организациями нередко принимались без проведения мероприятий по определению остаточного ресурса, включающего исследования характеристик металла, расчетов на прочность, трещиностойкость и живучесть. В результате систематически происходят утечки грузов, относящихся к аварийно-химически опасным веществам, через коррозионные отверстия в котлах цистерн с причинением значительного ущерба санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и непоправимого вреда окружающей среде.

Ространснадзором в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации проверены 14 организаций, представленных Российской железнодорожной администрацией, имеющих право проведения работ по техническому диагностированию с целью продления сроков службы грузовых и рефрижераторных вагонов.

В 12-ти из них выявлены нарушения установленных требований при осуществлении продления срока службы подвижного состава. Техническое диагностирование не проводится в полном объеме, как это предусмотрено соответствующими методиками, или не проводится вообще. Не проводятся гидравлические испытания котлов вагонов-цистерн.

Имеются случаи продления назначенного срока службы вагонов для перевозки грузов, не соответствующих техническим условиям завода-изготовителя, причем зачастую в обход существующих нормативных сроков.

Проверено более 80 тысяч комплектов документации по продлению сроков службы грузовых вагонов. Всего с нарушениями продлен срок службы в 2012 году более 32 тысяч вагонов, в 2013 году – более 33 тысяч вагонов.

В 2012 и 2013 годах Ространснадзор запретил эксплуатацию грузовых вагонов с просроченным сроком службы и не прошедших процедуру продления. Также Службой запрещена эксплуатация вагонов, выпущенных ранее 1964 года. Встает вопрос о запрете эксплуатации вагонов, выпущенных с 1964 по 1976 год. А это около 39 тысяч вагонов. До сих пор никто не обосновал, что означает в положении о продлении срока службы вагонов понятие «исключительный случай».

Вопрос обновления вагонного парка – это вопрос комплексного характера. Сегодня много говорят об избыточности парка грузовых вагонов на магистралях страны, о том, что такое количество вагонов экономике не нужно. Однако операторы железнодорожного подвижного состава не спешат избавляться от старых вагонов. На сети сейчас работает несколько сотен тысяч вагонов, у которых истек срок службы.

При этом хочется отметить острую нехватку специализированных вагонов-цистерн, фитинговых платформ, рефрижераторного и изотермического подвижного состава.

На этом фоне вступление в силу регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», предусматривающего обязательную сертификацию вагонов с продленным сроком службы, несомненно является положительным фактором. Этот важнейший документ нацелен на прекращение практики недобросовестной и фиктивной процедуры продления срока службы вагонов.

Вопрос обеспечения пожарной безопасности при эксплуатации подвижного состава, а именно – локомотивного парка ОАО «РЖД» вызывает серьезную обеспокоенность, обусловленную ростом количества пожаров в локомотивах с выработанным сроком эксплуатации. За последние пять лет эта цифра превысила 52% от общего числа подобных ЧП. Только за девять месяцев 2014 года зарегистрировано уже 70 случаев, что составило 66% от численности всех пожаров.

Для их ликвидации привлекаются силы и средства не только ведомственной пожарной охраны, но и МЧС, что влечет дополнительные затраты государства.

За 2013 год и девять месяцев нынешнего года за нарушения требований пожарной безопасности к административной ответственности Ространснадзором привлечено более двух тысяч работников ОАО «РЖД» – от машинистов до вице-президента компании.

Вместе с тем существенного улучшения ситуации не произошло.

Ространснадзор считает, что причина такого положения – снижение, а в некоторых случаях и утрата контроля со стороны ОАО «РЖД» за положением дел в этой сфере.

Процесс разделения локомотивного хозяйства на две составляющие – эксплуатационную и ремонтную, а сегодня и переход на систему сервисного обслуживания локомотивов пока привел лишь к ухудшению противопожарного состояния существующего парка машин.

В ходе надзорной деятельности за пожарной безопасностью в ОАО «РЖД» мы видим, что из должностных инструкций руководителей дирекций исчезают положения, определяющие персональную ответственность по этому острейшему вопросу. Считаем это явление недопустимым самоустранением.

В стандарте «Система управления пожарной безопасностью в ОАО «РЖД». Основные положения» (введен в действие с 15 января 2014 года) ответственность за обеспечение пожарной безопасности за региональными дирекциями не закреплена. В результате эта важнейшая тема остается вне поля зрения дирекций.

Особо надо отметить безответственное отношение работников дирекции тяги, осуществляющих прием локомотивов после ремонта.

Проверки, проведенные Ространснадзором, показали, что при выдаче после ремонта в локомотивных депо Агрыз, Юдино, Лихоборы, Туапсе, Тында, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск-2 и других локомотивы были приняты в эксплуатацию с неисправными средствами пожаротушения. В актах же приемки недостатки не отражены. Налицо грубейшие нарушения исполнения должностных обязанностей.

Даже после проведения комиссионных осмотров остается много нарушений технического и противопожарного состояния локомотивов.

По результатам проверок уже установлено, что в 2014 году 163 локомотива после прохождения комиссионного осмотра были выпушены на линию с неудовлетворительным противопожарным состоянием. Невзирая на наличие предписаний ведомственной пожарной охраны о запрете их эксплуатации, 139 локомотивов были выданы в работу с неисправными системами пожаротушения, а 24 локомотива с неполным комплектом огнетушителей. К чему это приводит? Показательный пример. В конце августа на Горьковской железной дороге произошел пожар в тепловозе 2ТЭ10М из-за некачественно проведенного технического обследования сервисным локомотивным депо «Ульяновск».

В регламентах взаимодействия между региональными дирекциями тяги и ООО «ТМХ-Сервис» отражены далеко не все важнейшие вопросы пожарной безопасности. Так, в Регламенте взаимодействия эксплуатационного депо Лиходоры-Окружные Московской дирекции тяги и «Филиала Московский» Сервисного локомотивного депо Лихоборы «ТМХ-Сервис», утвержденном в июле 2014 года, нет обязательств сторон по соблюдению законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности. То есть «ТМХ-Сервис», как следует из положений документа, не берет на себя ответственность за обеспечение пожарной безопасности при проведении сервисного обслуживания локомотивов.

Как результат, действия компании «Отраслевой Центр Внедрения», привлеченной «ТМХ-Сервис», снизили уровень пожарной безопасности на 18-ти локомотивах серии ВЛ-80р на Красноярской железной дороге.

Большой резонанс вызвал случай гибели помощника машиниста при пожаре в тепловозе на Горьковской железной дороге в апреле этого года. Тепловоз ЗТЭ10У после планового ремонта за две декады эксплуатации трижды заходил на внеплановые ремонты. Последний из них был проведен 21 апреля и в этот же день на локомотиве произошел пожар в связи с поломкой системы отвода выхлопных газов.

Сопутствующим фактором интенсивного распространения пожара явилась неисправность установки пожаротушения. Помощник машиниста погиб от отравления угарным газом, применяя при тушении пожара внутри тепловоза самоспасатель СПИ-20. В противоречии с инструкцией завода-изготовителя распоряжением ОАО «РЖД» предписывалось локомотивным бригадам при тушении пожаров применять самоспасатель.

Инструкцией же завода-изготовителя предписано: при пожаре самоспасатель применять исключительно для эвакуации в безопасную зону.

В связи с этим Ространснадзор выдал предписание ОАО «РЖД» отменить применение Порядка действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации.

Хотел бы обратить внимание на организацию движения и маневровой работы на стыке ОАО «РЖД» и промышленных предприятий. При выходе локомотивов компании на пути необщего пользования, в том числе – тракционные пути, где система контроля обеспечения безопасности движения ОАО «РЖД» практически перестает работать, резко возрастает риск транспортных происшествий.

В заключение хочется пожелать ревизорскому аппарату ОАО «РЖД» внести коррективы в работу и усилить контроль для достижения условий, исключающих нарушения законодательства и нормативных документов в вопросах безопасности движения поездов, а также пожелать успешной работы юбилейной научно-практической конференции.

© Евразия Вести XII 2014



XII 2014

Евразия Вести XII 2014

Эффективность мер обеспечения безопасности

Безопасность и надежность функционирования железных дорог

Гарантировать безопасность

Важные для всех решения

Восстановительные поезда на службе безопасности движения

Транспортное образование: итоги пятилетия достойные, перспективы развития обнадеживающие

Опыт эксплуатации рельсовых скреплений

Стратегия развития железнодорожной автоматики и телемеханики как необходимый уровень обеспечения безопасности

Внедрение стандартов безопасности будет способствовать снижению рисков и аварийности

Международный союз железных дорог

Решение задач по развитию систем управления и обеспечению безопасности движения грузовых поездов повышенного веса и длины

Как доказать, что перевозки будут безопасными?

Международные регламенты при транспортировке опасных грузов и ликвидации последствий аварийных ситуаций

Инновационные разработки ООО «НТЦ Информационные Технологии»

Комплексная диагностика инфраструктуры - залог повышения безопасности движения поездов

Современные технологии на службе обеспечения безопасности движения поездов

Неразрушающий контроль - важнейшее средство обеспечения безопасности железнодорожных перевозок

Методология УРРАН: развитие технологии определения предотказного состояния железнодорожной инфраструктуры

В ОПЖТ обсудили проект «Логистика»

Без терпения и труда успехов не будет никогда

АСПО - высокая технология здоровья

Двадцать лет бодрствования: незамеченный юбилей ЗАО «НЕЙРОКОМ»

На страже стальных магистралей

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести