Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НАУКА


Версия для печати
Обсудить в форуме

Международные регламенты при транспортировке опасных грузов и ликвидации последствий аварийных ситуаций

На пленарном заседании XV научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», проходившей 23–24 октября 2014 года, выступил генеральный директор ООО НЦ «Транспортировка опасных грузов» кандидат технических наук Александр Васильевич Христолюбов.

Признанный эксперт в своей области, он посвятил свое выступление актуальной теме: «Использование требований международных регламентов при перевозке опасных грузов и ликвидации последствий аварийных ситуаций».

4-я сессия Постоянной рабочей группы комитета экспертов RID по перевозке опасных грузов (делегация РФ: П.В. Окорочков, А.Е. Волков, Е.В. Горячева, А.В. Христолюбов. Мадрид, 17–20.11.2014 г.)
Присутствие в поезде вагонов с опасными грузами
Важнейший элемент грузовых перевозок – транспортировка опасных грузов. Правовые документы, регламентирующие связанные с ней вопросы для международного железнодорожного сообщения, разрабатываются в рамках деятельности Комитета организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) совместно с ООН и другими международными организациями.

Эта тема особенно актуальна для России, где в условиях реформирования железнодорожной отрасли появились частные операторы подвижного состава, которые в случае перевозки опасных грузов в собственных вагонах часто стараются сэкономить и не соблюдают жесткие нормы и требования к вагонам, перевозке, хранению и т.п.

Важной представляется также унификация нормативно-правовой базы в странах Таможенного союза.

Согласно приложению 2 к СМГС «Правила перевозок опасных грузов», управляющий железнодорожной инфраструктурой в части соблюдения общих мер безопасности обязан обеспечить в любой момент получение незамедлительного и неограниченного доступа к следующей информации: состав поезда с указанием номера и типа каждого вагона (если тип не указан в номере); номера ООН перевозимых в каждом вагоне опасных грузов и местонахождение (расположение) данных вагонов в поезде.

Эта информация должна быть доступна только представителям организаций, которым она необходима для обеспечения безопасности, физической защиты и аварийно-спасательных действий. Однако порядок получения данных о положении опасных грузов в составе поезда в настоящее время надлежащим образом не урегулирован.

На дорогах колеи 1520 мм, согласно действующей Инструкции по составлению натурного листа поезда (утверждена на 34 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества), в части указания сведений о перевозимых опасных грузах действуют пункты 2.8 и 3.9.2.

Пункт 2.8 устанавливает приоритетность кодов прикрытия: 9, 3, 5, 6, 4, 8, 1, 2, то есть код прикрытия 9 является наиболее приоритетным.

Согласно требованиям пункта 3.9.2, во втором знаке графы «Особые отметки» (код прикрытия) одной цифрой отмечаются как вагоны с людьми, так и вагоны с опасными грузами.

Обращает на себя внимание широкий перечень грузов, содержащихся в кодах номеров 6 и 8. Каждый из них одновременно охватывает грузы шести классов опасности, существенно различающихся по своим физико-химическим и опасным свойствам. Так, код прикрытия 6 охватывает опасные грузы классов: 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 3 и 8.

Такое положение, безусловно, не способствует дальнейшей правильной идентификации опасных грузов, вовлеченных в возможную аварийную ситуацию.

Изучение международного опыта перевозок опасных грузов показывает, что на железных дорогах Польши, Финляндии, Швеции и некоторых других стран при составлении вагонного листа, списка вагонов поезда – национальных разновидностей «натурного» листа поезда – обязательно используется четырехзначный идентификационный номер вещества или изделия (номер ООН), указанный в Типовых правилах рекомендаций ООН по перевозке опасных грузов (18-е пересмотренное издание). В графе «Примечания» списка вагонов в составе поезда, применяемого на дорогах Польши, проставляется информация о вагонах, перевозящих опасные грузы, содержащая код опасности и номер ООН груза.

На финских дорогах применяется иная форма «натурного» листа поезда. В перечне вагонов указывается, что перевозимый груз является опасным (код «VAK»), приводится номер знака опасности и наименование груза. В конце «натурного» листа имеется отдельное предупреждение о том, что состав содержит вагоны с опасными грузами. В предупреждении указывается код опасности, номер ООН, надлежащее наименование груза, класс опасности/группа упаковки и порядковый номер вагона в поезде.

Таким образом, номер ООН выступает как своеобразный ключ к дальнейшим действиям при перевозке и ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.

При возникновении аварийной ситуации на перегоне поездной диспетчер (машинист поезда), имея «натурный» лист с внесенными в него номерами ООН перевозимых опасных грузов, получает возможность, используя информационно систему по транспортировке таких грузов или другие способы, незамедлительно:

– идентифицировать опасный груз и расположение в поезде вагона с ним, вовлеченным в аварийную ситуацию;

– получить номер аварийной карточки, ее содержание и немедленно приступить к проведению контраварийных мер согласно установленному регламенту действий.

Полагаю, что действующая на железных дорогах колеи 1520 мм «Инструкция по составлению натурного листа поезда» содержит устаревшие классификационные данные, значительно отличающиеся от требований актуальных международных регламентов по перевозке опасных грузов, сложна для практического использования, затрудняет идентификацию опасного груза и незамедлительное проведение контраварийных мер, нуждается в безотлагательной корректировке в части правильного указания сведений о перевозимых опасных грузах.

На состоявшейся в Мадриде 17–20 ноября 2014 года четвертой сессии постоянной рабочей группы комитета экспертов RID по перевозке опасных грузов позиция России по совершенствованию порядка информирования поездной бригады о перевозимых опасных грузах нашла поддержку представителей МСЖД и европейских железных дорог. МСЖД считает: с целью гармонизации и упрощения трансграничных перевозок было бы полезно, чтобы информация об опасных грузах, необходимая машинисту поезда, была четко определена и согласована. Возможность достижения данной цели представляется после пересмотра в наступающем году памятки МСЖД № 472 «Тормозной лист и состав международных грузовых поездов», включающей в себя требования к обмену данными, необходимыми для функционирования железнодорожного транспорта. Машинист должен знать, присутствуют ли опасные грузы в поезде, где они расположены. Он должен быть в состоянии принять меры, предписанные письменной инструкцией согласно знаку опасности в случае аварии или инцидента, без того, чтобы подойти к вагону и осмотреть знаки опасности и другую маркировку. (На западноевропейских железных дорогах институт аварийных карточек на опасные грузы не предусмотрен.)

В соответствии с планом работы комиссии ОСЖД по транспортному праву (II комиссия) в 2013 и 2014 годах проводились работы по подготовке новых «Правил перевозок опасных грузов» – приложения 2 к СМГС (по состоянию на 1 июля 2015 года).

Согласованные изменения и дополнения, связанные с ревизией основного текста СМГС, также были включены в «Правила перевозок опасных грузов».

По предложению ОАО «РЖД» и НЦ «Транспортировка опасных грузов» на глобальном уровне рассмотрены, согласованы и включены в приложение 2 к СМГС, а также в правила RID/ADR/ADN специальные положения по перевозке воспламеняющихся газов (номера 581, 582 и 583).

Совещание комиссии по транспортному праву в области перевозок опасных грузов (г. Варшава) обратилось к Российской Федерации с просьбой установленным порядком направить свои предложения в подкомитет экспертов ООН по перевозке опасных грузов относительно корректировки в типовых правилах рекомендаций ООН термина «переносная цистерна»; распространения требования специального положения 300 в отношении номеров ООН 1386, 2217; в КВТ ЕЭК ООН для представления на очередном совместном совещании RID/ADR/AND обоснования распространения специального положения CW36 на номер ООН 2211 («полимер вспенивающийся гранулированный, выделяющий воспламеняющиеся пары»).

Внедрение уже достигнутых результатов на сети стальных магистралей государств – участников СМГС позволит осуществить беспрепятственный пропуск вагонопотоков с опасными грузами, обеспечить безопасность их перевозок в международном сообщении, а также повысить доходность железных дорог.

Справочно

Научный центр имеет лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Подсистема анализа качества перевозок опасных грузов, созданная в Научном центре, входит в состав автоматизированной системы оперативного контроля и анализа качества коммерческой работы и безопасности грузовых перевозок и используется Ситуационным центром ОАО «РЖД».

Специалисты центра в составе рабочей группы экспертов Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также ОАО «Российские железные дороги» принимают активное участие в работе комиссии ОСЖД по транспортному праву в области правил перевозок опасных грузов. В рамках деятельности комиссии в 2014 году произведена актуализация этих правил – приложения 2 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) в соответствии с международными требованиями и регламентами с вводом их в действие с 1 июля 2015 года.

Научный центр участвовал в формировании Правил перевозок опасных грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении.

Специалисты Научного центра принимают участие в совместных совещаниях комитета экспертов МПОГ и рабочей группы по перевозкам опасных грузов WP.15, проводимых под эгидой комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической Комиссии ООН.

© Евразия Вести XII 2014



XII 2014

Евразия Вести XII 2014

Эффективность мер обеспечения безопасности

Безопасность и надежность функционирования железных дорог

Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов

Гарантировать безопасность

Важные для всех решения

Восстановительные поезда на службе безопасности движения

Транспортное образование: итоги пятилетия достойные, перспективы развития обнадеживающие

Опыт эксплуатации рельсовых скреплений

Стратегия развития железнодорожной автоматики и телемеханики как необходимый уровень обеспечения безопасности

Внедрение стандартов безопасности будет способствовать снижению рисков и аварийности

Международный союз железных дорог

Решение задач по развитию систем управления и обеспечению безопасности движения грузовых поездов повышенного веса и длины

Как доказать, что перевозки будут безопасными?

Инновационные разработки ООО «НТЦ Информационные Технологии»

Комплексная диагностика инфраструктуры - залог повышения безопасности движения поездов

Современные технологии на службе обеспечения безопасности движения поездов

Неразрушающий контроль - важнейшее средство обеспечения безопасности железнодорожных перевозок

Методология УРРАН: развитие технологии определения предотказного состояния железнодорожной инфраструктуры

В ОПЖТ обсудили проект «Логистика»

Без терпения и труда успехов не будет никогда

АСПО - высокая технология здоровья

Двадцать лет бодрствования: незамеченный юбилей ЗАО «НЕЙРОКОМ»

На страже стальных магистралей

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести