Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Современные технологии на службе обеспечения безопасности движения поездов

Созданное в 1991 году ОАО «Радиоавионика» сумело за прошедший период сформировать коллектив специалистов и ученых, которым удалось разработать и реализовать технические средства и технологии, обеспечивающие высокий уровень безопасности движения на железнодорожном транспорте, используя при этом все передовые достижения науки и техники в данной области. Микропроцессорный комплекс электрической централизации с интегрированной в него автоблокировкой (ЭЦ-ЕМ/АБТЦ-ЕМ), целая линейка средств дефектоскопии от носимых приборов до мобильного комплекса АВИКОН-03М.

Постоянная работа по совершенствованию выпускаемой продукции, наращивание ее функциональности позволили компании как по объемам внедрения, так и по качеству поставляемого оборудования войти в число лидеров среди поставщиков аналогичной техники.

В.И. Талалаев заместитель генерального директора
Р.Ф. Дружинин заместитель генерального директора - финансовый директор
Современные технологии на службе обеспечения безопасности движения поездов
Современные технологии на службе обеспечения безопасности движения поездов
Системы железнодорожной автоматики

Более 40% от всех микропроцессорных систем электрической централизации, оборудованных в ОАО «РЖД», составляет система ЭЦ-ЕМ, производства ОАО «Радиоавионика». В том числе самый крупный объект в России, это ст. Бологое Октябрьской железной дороги (202 стр).

Реализация в 2013 году проекта системы управления движением на участке Адлер – Альпика-Сервис на базе микропроцессорной ЭЦ-ЕМ с интегрированной бессигнальной автоблокировкой АБТЦ-ЕМ позволила впервые обеспечить двумя каналами локомотивной сигнализации АЛСН-АЛС-ЕН пропуск поездов на интенсивном участке движения с интервалом 5–6 минут. При этом в период Олимпиады не допущено ни одного отказа в работе устройств. Особо хочется отметить, что система управления движением по данному участку на 80% соответствует техническим требованиям на проектирование ВСМ.

Особенностями станционных микропроцессорных систем ЭЦ-ЕМ, повышающими безопасность движения и отличающими их от наиболее распространенных релейных систем электрической централизации, являются:

– резервирование электронных компонентов системы, что позволяет в случае их неисправности избежать отказа системы;

– контроль логической занятости участков пути, защищающий от потери шунта под составом;

– исключение автоматического посекционного размыкания маршрута при проезде состава перекрытого светофора;

– контроль и архивирование данных о действиях ДСП и другие.

В наших системах реализован ряд функций, снижающих роль человеческого фактора:

– проверка условий безопасности при частичной неисправности напольных устройств;

– контроль и архивирование данных о текущем состоянии объектов ЖАТ и состояния системы с их отображением у оператора;

– автоматизация управления объектами (режим автодействия, автооборот поездов зонных станций, исполнение ранее накопленных маршрутов по времени или очереди);

– ДСП парков могут видеть на резервном АРМ ДСП поездную ситуацию смежных парков, не отвлекая их операторов.

Показатели безопасности системы ЭЦ-ЕМ были определены в Техническом задании на разработку, подтверждены расчетными методами и результатами статистических данных в процессе эксплуатации.

По результатам эксплуатации систем на конец 2013 года их надежность на порядок выше расчетной. Это подтверждается протоколами периодических сертификационных испытаний. Все новые технические решения также проходят экспертизу в специализированной лаборатории.

Созданный специалистами ОАО «Радиоавионика» тестирующий комплекс дает возможность проведения заводских испытаний этих систем, проверки взаимозависимости устройств и устранения возможных ошибок при монтаже и разработке программного обеспечения.

С учетом решения ОАО «РЖД» о реализации мер по повышению надежности систем ЖАТ для высокоскоростного хода Санкт-Петербург – Москва на основе дополнительного технического задания идет разработка проекта системы автоблокировки для перегона Саблино – Колпино с резервированием передачи данных по радиоканалу системы Тетра. В сотрудничестве с ведущими научными и проектными организациями (ОАО «НИИАС», ГТСС) определен перечень технических решений для разработки в составе проекта.

Реализация этих решений позволит создать российский аналог европейской системы управления движением ETCS с возможностью применения ее для участков скоростного и высокоскоростного движения, смешанного движения и малодеятельных участков.

Средства и технологии диагностики элементов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Несмотря на увеличивающиеся скорости движения поездов и грузонапряженность, количество допущенных изломов рельсов за последние годы в несколько раз меньше, чем в 1995–2000 годах, и не превышает 50 изломов в год.

К 2007–2008 гг. завершилась стадия полного внедрения систем регистрации сигналов в средствах дефектоскопии на всех железных дорогах России, основным результатом которой стало наглядное снижение (в 4 раза!) количества допущенных изломов рельсов.

Дальнейшее снижение уровня изломов рельсов в пути может быть достигнуто благодаря внедрению новых технологий и приборов неразрушающего контроля рельсов, которые разработаны нашим предприятием:

– многофункциональные вагоны-дефектоскопы АВИКОН-03М;

– съемные дефектоскопы АВИКОН-14, АВИКОН-15 и АВИКОН-17;

– комплексные установки для контроля сварных стыков АВТОКОН-С и МИГ-УКСМ.

Вагоны-дефектоскопы

Успешно развивается решение вопроса создания комплексной мобильной лаборатории на базе аппаратуры АВИКОН-03М, где помимо основной функции (выявление дефектов в рельсах на скоростях до 60 км/ч), отработаны задачи видеорегистрации многих объектов железнодорожной инфраструктуры, находящихся в зоне обзора, в стадии завершения – автоматизация расшифровки дефектограмм. Система оперативной передачи диагностических данных с вагона-дефектоскопа на сервер железной дороги позволяет руководителям путевого хозяйства в любое время видеть на экране компьютера реальное состояние рельсового пути и объектов инфраструктуры.

Набирается опыт комплексирования задач дефектоскопии с системой бесконтактного измерения параметров рельсов, габаритов приближения строений. На очереди объединение с аппаратурой контроля за состоянием ЖАТ, связи и радиосвязи.

Эффективность реализованных технических решений и технологий доказана успешной эксплуатацией вагонов-дефектоскопов с комплексом АВИКОН-03М не только на железных дорогах России, но и в странах Центральной Европы и Казахстана.

Съемные дефектоскопы

Двухниточные дефектоскопы АВИКОН-14 впервые в России оснащены специальными преобразователями с упругим протектором – так называемыми «ультразвуковыми колесами». Такие преобразователи широко применяются за рубежом, поскольку имеют значительные преимущества перед применяемыми преобразователями скольжения – стабильный акустический контакт на любых рельсах. Это позволяет особенно эффективно проверять проблемные участки пути: зоны болтовых стыков, рельсы с интенсивным износом или с поврежденной поверхностью катания. Достоинством дефектоскопа АВИКОН-14 является большой сенсорный экран, позволяющий оператору мгновенно «увидеть» дефект. Дефектоскопы АВИКОН-14 с ультразвуковыми колесами при их эксплуатации на Октябрьской железной дороге выявляют в 2–3 раза больше дефектов, чем штатные дефектоскопы.

Для проверки стрелочных переводов, рельсов станционных путей и вторичного контроля отдельных участков пути нашим предприятием разработан однониточный дефектоскоп-штанга АВИКОН-15. Прибор имеет схему прозвучивания рельсов, идентичную схемам вагонов-дефектоскопов, и позволяет выявлять дефекты в момент контроля с документированием результатов. Несмотря на компактные размеры и вес (8 кг), дефектоскоп имеет широкие функциональные возможности.

Для обеспечения тщательной проверки рельсов с поверхностными повреждениями в ОАО «Радиоавионика» разработан уникальный дефектоскоп АВИКОН-17, позволяющий за 3–5 минут просканировать головку рельса с ее боковых граней и обнаружить опасную внутреннюю трещину даже под поверхностным расслоением. После завершения сканирования дефект с реальными размерами и конфигурацией отображается на 3D-изображении головки рельса.

Контроль сварных стыков

Одной из наиболее проблемных зон контроля рельсового пути являются сварные стыки (до 35% изломов ежегодно). Разработанная по заказу ЦП ОАО «РЖД» установка МИГ-УКСМ является единственным прибором, позволяющим контролировать все сечение рельса (включая перья подошвы) за 2–3 минуты в автоматизированном режиме с получением документа контроля. Необходимо принять организационные меры по внедрению этих дефектоскопов на дорогах с наибольшим выходом рельсов по дефектам сварки.

На рельсосварочных предприятиях (РСП) Московского метрополитена и РСП в Азербайджане успешно эксплуатируется модификация дефектоскопа МИГ-УКСМ/РСП на постах приемочного контроля сварных стыков.

На Петербургском рельсосварочном предприятии (РСП-1, ст. Предпортовая) внедряется новая установка АВТОКОН-С, разработанная нашими специалистами для комплексного автоматизированного контроля сварных стыков рельсов. Сварные стыки тщательно сканируются со всех поверхностей (головка, шейка, подошва) рельса с помощью 8 ультразвуковых колес. Время контроля одного стыка составляет всего 3 минуты. На экране установки оператору индицируются подробные результаты с подсвечиванием дефектного сечения. Кроме дефектоскопирования, АВТОКОН-С позволяет осуществлять видеорегистрацию поверхности сварного стыка, а также измерение прямолинейности и твердости металла в зоне сварки.

Подготовка кадров

Разрабатываемые ОАО «Радиоавионика» приборы представляют собой сложные радиоэлектронные комплексы. Их эффективная эксплуатация и техническое обслуживание возможны лишь квалифицированными специалистами, специально обученными для работы с данной техникой. C 2003 года на базе ОАО «Радиоавионика» открыт Центр подготовки. За 11 лет обучено более 3000 специалистов со всех 16 железных дорог России, Украины, Казахстана, Эстонии и Азербайджана, 4-х метрополитенов и крупных промпредприятий.

Заключение

В 2013 году органом по сертификации «Русский Регистр» выдан документ, подтверждающий соответствие системам менеджмента бизнеса ОАО «Радиоавионика» международному стандарту IRIS, а в 2014 году проведена процедура подтверждения.

В целом проведенная работа по аттестации на IRIS как направления ЖАТ, так и средств неразрушающего контроля позволила нашей организации систематизировать методы управления персоналом и производством, убрать лишние звенья в этой структуре, включить неиспользованные ранее ресурсы по повышению качества продукции, эффективности работы со своими партнерами.

Имея собственное производство, серьезное внимание уделяем качеству поставок комплектующих, контролю всех технологических звеньев, тестированию готовой продукции на соответствие техническим условиям, а объектно-ориентированные микропроцессорные устройства на соответствие проектным решениям.

© Евразия Вести XII 2014



XII 2014

Евразия Вести XII 2014

Эффективность мер обеспечения безопасности

Безопасность и надежность функционирования железных дорог

Государственный надзор и контроль безопасности движения поездов

Гарантировать безопасность

Важные для всех решения

Восстановительные поезда на службе безопасности движения

Транспортное образование: итоги пятилетия достойные, перспективы развития обнадеживающие

Опыт эксплуатации рельсовых скреплений

Стратегия развития железнодорожной автоматики и телемеханики как необходимый уровень обеспечения безопасности

Внедрение стандартов безопасности будет способствовать снижению рисков и аварийности

Международный союз железных дорог

Решение задач по развитию систем управления и обеспечению безопасности движения грузовых поездов повышенного веса и длины

Как доказать, что перевозки будут безопасными?

Международные регламенты при транспортировке опасных грузов и ликвидации последствий аварийных ситуаций

Инновационные разработки ООО «НТЦ Информационные Технологии»

Комплексная диагностика инфраструктуры - залог повышения безопасности движения поездов

Неразрушающий контроль - важнейшее средство обеспечения безопасности железнодорожных перевозок

Методология УРРАН: развитие технологии определения предотказного состояния железнодорожной инфраструктуры

В ОПЖТ обсудили проект «Логистика»

Без терпения и труда успехов не будет никогда

АСПО - высокая технология здоровья

Двадцать лет бодрствования: незамеченный юбилей ЗАО «НЕЙРОКОМ»

На страже стальных магистралей

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести