Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

НАУКА


Версия для печати
Обсудить в форуме

Комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры МТК

Российские железные дороги активно участвуют в развитии существующих и создании новых конкурентоспособных маршрутов международных транспортных коридоров (МТК).

Углубление интеграции в мировую транспортную систему на базе комплексного развития железнодорожной инфраструктуры МТК рассматривает в своей статье заведующий отделением развития транспортного рынка ОАО «Институт экономики и развития транспорта» к.э.н. Замковой Алексей Анатольевич.

Комплексное развитие железнодорожной инфраструктуры МТК
В целях реализации транспортно-транзитного потенциала российских участков железнодорожных коридоров «Восток – Запад» и «Север-Юг», Правительством РФ во взаимодействии ОАО «РЖД», определен курс на:

– активную поддержку транзитных проектов России на международной арене;

– реализацию комплексных инфраструктурных проектов с государственным участием;

– дальнейшее развитие логистических технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок;

– создание крупных международных мультимодальных операторов.

Повышение конкурентоспособности МТК носит комплексный характер: решаются задачи по совершенствованию таможенного законодательства и тарифной политики, упрощаются процедуры оформления транзитных грузов, разрабатываются технологические схемы взаимодействия различных видов транспорта.

Несмотря на замедление темпов экономического роста в стране, прогнозы социально-экономического развития России предусматривают достаточно устойчивый рост в долгосрочной перспективе. Вследствие активно протекающих в последние годы интеграционных процессов (формирование Евразийского экономического союза), минимизируются ограничения при пересечении границ для грузов международной торговли. Это способствует формированию дополнительных конкурентных преимуществ для сухопутных железнодорожных коммуникаций.

Данные предпосылки учитываются при прогнозировании перспективных показателей грузовой работы российских железных дорог в долгосрочном плане. В соответствии с оценками Института экономики и развития транспорта, перспективы развития работы железнодорожного транспорта России предусматривают прирост объемов перевозок грузов к 2020 году к уровню 2014 года в размере +18%, что в физическом выражении составит порядка

1,6 млрд т.

При этом, наиболее динамичный рост принимается в сегменте транзитных перевозок, прежде всего, за счет привлечения грузов евроазиатской торговли по международным транспортным коридорам «Запад – Восток» и «Север – Юг».

По оценкам отечественных и иностранных аналитиков, основным драйвером роста железнодорожных перевозок для железных дорог «пространства 1520», в перспективе выступят контейнерные перевозки.

Данные тенденции подтверждает динамика показателей перевозок внешнеторговых грузов в контейнерах, наблюдаемая в последние годы. Несмотря на продолжающееся отрицательное влияние мирового кризиса на железнодорожные перевозки, в 2014 году объемы перевозок внешнеторговых грузов в крупнотоннажных контейнерах составили 1,7 млн ДФЭ (на уровне 2013 года). При этом оборот крупнотоннажного контейнера ускорился на 0,4 суток.

В соответствии с «Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД», перспективные объемы международных перевозок контейнерных грузов к 2020 году (в консервативном варианте), прогнозируются в объеме 2,5 млн ДФЭ, то есть почти в 1,5 раза к показателю 2014 года.

Динамичный рост контейнерных перевозок обусловлен следующими основными факторами:

– активное формирование терминальных мощностей на маршрутах МТК, включая развитие мощностей в морских портах;

– диверсификация и развитие логистических цепочек, что делает контейнерные перевозки более эффективными по сравнению с другими видами перевозок;

– развитие рынка логистических услуг в России и в странах-партнерах.

Значительное влияние также окажут внешние факторы, способствующие переключению евроазиатских морских перевозок на железнодорожные маршруты. Это:

– активное развитие центральных, северо-восточных и северо-западных провинций КНР (расширение полигона тяготения Транссиба);

– наличие существенной доли дорогостоящих грузов в структуре товарооборота АТР – ЕС, для которых скорость доставки (наравне со стоимостью перевозки) выступает ключевым параметром выбора логистической схемы.

Большое значение придается реализации проектов по формированию многовариантных евроазиатских путей сообщения. Холдинг РЖД развивает сотрудничество с зарубежными партнерами, целью которого является завоевание новых сегментов рынка контейнерных перевозок, прежде всего, на основе запуска регулярных контейнерных поездов АТР – Европа.

В настоящее время в сфере международных контейнерных перевозок задействовано свыше десяти российских компаний и совместных предприятий, созданных при участии России, в их числе: ОАО «РЖД Логистика», ОАО «Трансконтейнер», «Транс Евразия Лоджистикс» и «Фар Ист Лэнд Бридж», «Чоунджинг Логистикс».

Наглядным подтверждением роста популярности среди грузовладельцев железнодорожных трансконтинентальных маршрутов является положительная динамика транзитных перевозок крупнотоннажных контейнеров в сообщении со странами АТР (в частности с Республикой Кореей, КНДР, Китаем, Монголией и Японией). По итогам 2014 года объемы перевозок транзитных грузов по Транссибирской магистрали увеличились более чем в 2 раза по сравнению с показателями предыдущего года. В абсолютном выражении они достигли показателя порядка 44,3 тыс. ДФЭ.

Согласно прогнозным оценкам, объемы транзитных контейнерных перевозок в целом по сети ОАО «РЖД» к 2020 году ожидаются на уровне свыше 600 тыс. ДФЭ с ростом в 2,5 раза к 2014 году. На приоритетном направлении «Запад – Восток» рост транзитных контейнерных перевозок прогнозируется в 10,5 раз – до 300 тыс. ДФЭ.

Первоочередную роль в реализации задачи по созданию глобальных мультимодальных операторов, должна сыграть Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК).

Сферой деятельности компании станет оказание комплексных транспортно-логистических услуг по схеме «от двери до двери» в сфере грузовых интермодальных контейнерных перевозок. Речь идет об операторе с сетевым охватом бизнеса и точками продаж в основных промышленных центрах евразийского пространства.

За счет широкого доступа к клиентской базе, откроются возможности «закольцовки» транзита на входящих потоках в восточном и юго-восточном направлениях (перевозки из ЕС в ЕЭП, перевозки внутри ЕЭП). В следствие снижения себестоимости (за счет появления «обратной загрузки») повысится эффективность трансконтинентальных перевозок, и, соответственно, конкурентоспособность евроазиатских трансконтинентальных железнодорожных маршрутов.

В 2014 году Правительством Российской Федерации было одобрено решение по внесению акций ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД Логистика», в качестве вклада в уставной капитал АО «ОТЛК».

Одним из первых результатов успешной реализации проекта ОТЛК и дальнейшего увеличения транзитных перевозок можно считать договоренность о снижении транзитных тарифов и применении единой сквозной ставки на перевозки контейнеров из Китая в Европу.

С учетом динамичного развития западных и центральных провинций Китая, в планы железнодорожных администраций входит привлечение создаваемой компанией до 2% Евроазиатского контейнерного транзита. Потенциал транзитных перевозок в сообщении КНР – ЕС с участием ОТЛК оценивается экспертами на уровне порядка 1 млн ДФЭ грузов.

Правительством Российской Федерации и ОАО «РЖД» проводится постоянная работа по развитию и модернизации сети железных дорог. Основополагающими документами в этой работе являются «Генеральная схема развития сети железных дорог ОАО «РЖД» до 2020 года», «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» и «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

В документах с целью освоения прогнозируемого роста объемов грузовых и пассажирских перевозок и ликвидации «узких мест» в пропускной способности сети железных дорог определены мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры.

В полигоне перевозок грузов в сообщении Запад – Восток, в соответствии с Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на период до 2020 года (консервативный вариант), планируется проведение ряда мероприятий:

– организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург – Бусловская (2 этап – вынос грузового движения со строительством новой линии Лосево – Каменногорск);

– развитие Санкт-Петербургского ж.д. узла (проектирование);

– развитие Московского ж.д. узла;

– модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных способностей. Данный комплексный проект ввиду своей масштабности и социальной значимости предполагает финансирование с участием государственной поддержки и др.

ОАО «РЖД» развивает инфраструктуру не только основного маршрута Транссиба, но и его ответвлений. Так, Компанией успешно реализован международный проект по реконструкции железнодорожного участка Хасан (Россия) – Раджин (КНДР). ОАО «РЖД» реконструирован железнодорожный участок с совмещенной колеей 1520/1435 мм Хасан (Россия) – Раджин (КНДР) и построен универсальный грузовой терминал в порту Раджин.

В перспективе данный проект позволит обеспечить прямое железнодорожное сообщение между странами Европы с Республикой Корея и значительно повысить привлекательность железнодорожной перевозки контейнерных грузов в евроазиатском сообщении.

Среди других масштабных международных проектов, для ОАО «РЖД» приоритетное значение имеют:

– реконструкция Улан-Баторской железной дороги в Монголии (в качестве одного из основных маршрутов доставки контейнерных грузов в связях между Китаем и странами Европы);

– формирование прямого железнодорожного сообщения с Ираном (строительство линии Решт – Астара) и другие.

Хотелось бы подчеркнуть приоритетность для Российской Федерации реализации взаимовыгодного партнерства для эффективного формирования международных транспортных коридоров.

Для ключевого российского МТК «Транссиб» важнейшими направлениями развития перевозок на сегодняшний день выступают:

– формирование системного подхода к развитию транссибирских контейнерных перевозок на железных дорогах, морских участках, в портах с участием экспедиторских компаний и ассоциаций Европы, России, Республики Корея, Японии, Австрии;

– выработка и применение конкурентоспособных тарифов для перевозки внешнеторговых и транзитных грузов с учетом направлений грузопотоков и условий перевозок грузов по альтернативным маршрутам;

– дальнейшее совершенствование технологии и организации перевозок грузов в международном сообщении;

– совершенствование условий и принципов совместной деятельности железных дорог, судоходных компаний, портов, экспедиторов и операторов по привлечению грузов на Транссиб;

– обеспечение высокого качества сервиса на основе координации деятельности всех участников транспортного рынка (соблюдение сроков доставки, сохранности грузов);

– информационное обеспечение перевозочного процесса по магистралям (предоставление клиентам информации в реальном масштабе времени о продвижении грузов до места назначения).

В рамках реализации Концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств СНГ до 2020 года, Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту СНГ ведется целенаправленная работа, направленная на обеспечение сбалансированного развития и функционирования систем МТК стран-участниц Совета.

На постоянной основе создана и функционирует Рабочая группа по вопросам международных транспортных коридоров. К ключевым задачам ее деятельности относятся:

– выработка рекомендаций по совместному проведению научно-исследовательских работ по общей стратегии развития модернизации МТК; и оценке перспектив межгосударственных торгово-экономических связей;

– разработка межгосударственных планов развития МТК (в т.ч. по реализации комплексных инфраструктурных проектов);

– выработка рекомендаций по финансово-экономическим механизмам реализации совместных проектов, и привлечению инвестиций;

– обмен опытом эффективного функционирования МТК.

Совместное согласованное развитие инфраструктуры на основных направлениях обслуживания мировых торгово-экономических связей (включая увязку инвестиционных планов), позволит нивелировать риски появления «узких мест» на сети отдельных стран-участниц.

© Евразия Вести V 2015



V 2015

Евразия Вести V 2015

Международное сотрудничество -инновационный путь развития

Международная конференция по железнодорожному транспорту

Промежуточные итоги. Цели. Перспективы

Белорусская железная дорога - надежное связующее звено между Востоком и Западом

Взаимодействие в области охраны и сопровождения перевозимых грузов в международном сообщении

Вся ее жизнь - железная дорога

Латвия - составная часть транзитного коридора

Совершенствование и развитие железнодорожного транспорта Армении

Стимул к совершенствованию

Полезный деловой разговор

Межгосударственный технический комитет по стандартизации

Установление единой системы работы на пространстве колеи 1520 мм

Растет качество контроля за состоянием подвижного состава

Пространство 1520: проблемы и перспективы

О тарифах, пожарной безопасности и других аспектах международных пассажирских перевозок

Федеральная пассажирская компания: главный ориентир – пассажир

Тарифная политика со странами СНГ и Балтии в 2015 году

Интеграция: новые возможности

Безопасность движения: итоги минувшего года

…И длится дольше века

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести