Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Центр технического аудита ОАО «РЖД» – обеспечить качество поставляемой продукции

Структурное реформирование железнодорожного транспорта охватывает все аспекты его деятельности. Наиболее важным является обеспечение безопасности функционирования транспорта. В последние годы в этой области проделана значительная работа, что, несомненно, дало определенный результат, это, в первую очередь, снижение количества аварий и крушений, уменьшилось число браков на измеритель работы.

О роли Центра технического аудита в обеспечении качества поставляемой продукции для железнодорожного транспорта пойдет речь в материалах статьи начальника Центра Сергея Никифоровича Гапеева.

Центр технического аудита ОАО «РЖД» – обеспечить качество поставляемой продукции
Центр технического аудита ОАО «РЖД» – обеспечить качество поставляемой продукции
Центр технического аудита ОАО «РЖД» – обеспечить качество поставляемой продукции
Большая роль в этих результатах принадлежит технической составляющей в виде системы технического регулирования функционирования железнодорожного транспорта, которая базируется на целом ряде законодательных, нормативных и технических документов. Главным элементом этой системы является механизм исполнения и методы контроля реализации установленных технических требований.

Как известно, оперативные функции постоянного контроля в линейных подразделениях выполняются, в основном, ревизорским аппаратом, а на промышленных предприятиях – системой инспекторского контроля и плановых технических аудитов. Указанные методы используются в ОАО «РЖД» параллельно происходящим системным изменениям в законодательной сфере.

Инспекторский контроль продукции железнодорожного машиностроения выявляет огромное количество нарушений не только в самой продукции, в процессах проектирования, постановки на производство, обязательных испытаниях, изготовления, но и в подготовке к эксплуатации и при использовании продукции по назначению. Инспекторский контроль на практике доказал свою необходимость в существующих условиях технического развития как самого производства, так и технического уровня используемой на железнодорожном транспорте продукции.

Центр технического аудита ведет активную работу по усовершенствованию системы постоянного контроля качества продукции железнодорожного назначения и процессов ее производства. Так, впервые в истории развития железных дорог России и стран Содружества разработан и введен в действие в августе 2014 года поддерживающий технические регламенты по безопасности железнодорожного транспорта стран таможенного Союза межгосударственный стандарт ГОСТ 32894-2014 «Продукция железнодорожного назначения. Инспекторский контроль. Общие положения», который распространяется на продукцию железнодорожного назначения, произведенную вновь или прошедшую капитальный ремонт или модернизацию, которая в силу законодательства, положений технических условий на производство продукции и др. документов подлежит инспекторскому контролю.

Этот документ впервые определил на межгосударственном уровне порядок организации и общие положения проведения инспекторского контроля продукции железнодорожного назначения на предприятиях-изготовителях и осуществляющих ее капитальный ремонт, предназначенной для эксплуатации на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего назначения, и закрепил за владельцем инфраструктуры право утверждения перечня продукции, подлежащей инспекторскому контролю. Также было принято решение изменить понятие «инспекционный и приемочный контроль продукции» на «инспекторский контроль продукции». Это решение отделило инспекционную деятельность государственных органов по надзору от инспекторского контроля продукции и производства со стороны владельца инфраструктуры.

Принятие этого стандарта большинством железнодорожных администраций подтвердило правильность и необходимость осуществления указанных выше процедур по инспекторскому контролю как одной из крайне важных процедур по обеспечению безопасности перевозочного процесса со стороны владельца инфраструктуры.

Кроме этого, в продолжение уже достигнутого, начата работа по написанию межгосударственного стандарта по аккредитации организаций и аттестации персонала, выполняющих работы по инспекторскому контролю продукции и ее производства. Этот стандарт определит порядок и установит требования, которым должны соответствовать структуры и работники, занимающиеся указанной работой.

Далеко не последнюю роль в создаваемой системе контроля качества продукции и процессов ее изготовления играет технический аудит, приобретающий все большее значение в обеспечении безопасности перевозочного процесса, охватывающий все области работы Российских железных дорог.

Центр технического аудита в этом направлении добился весьма серьезных результатов. Разработаны и активно применяются на практике стандарты по качеству ОАО «РЖД»:

– СТК 1.07.001 «Аудит систем менеджмента качества (бизнеса), технический аудит предприятий железнодорожного машиностроения. Общие положения»;

– СТК 1.07.002 «Методика проведения аудита систем менеджмента качества промышленных предприятий – поставщиков ОАО «РЖД»;

– СТК ЦТА 3.10.001 «Корректирующие и предупреждающие действия по результатам аудитов предприятий железнодорожного машиностроения».

Вопросы проведения технического аудита были внесены в специальную программу развития предприятий стран Евразийского экономического союза, поставляющих продукцию для нужд железнодорожного транспорта. Основой для реализации данной задачи послужит разрабатываемый по инициативе Центра технического аудита межгосударственный стандарт ГОСТ «Технический аудит предприятий – производителей железнодорожной техники. Основные положения».

При реализации задач по обеспечению безопасности функционирования транспорта у ОАО «РЖД» как у основного потребителя продукции железнодорожного машиностроения сегодня стоит задача в повышении качества потребляемой продукции и совершенствовании системы обслуживания подвижного состава. Этому способствует внедрение на машиностроительных предприятиях передовых методов и инструментов качества. Одним из них является международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS.

В соответствии с основными направлениями политики ОАО «РЖД» в области стратегического управления качеством продукции, крупнейшие системные интеграторы по производству подвижного состава – основные поставщики ОАО «РЖД» уже прошли сертификацию и привели свои системы менеджмента бизнеса в соответствие с требованием международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS. Менее крупные поставщики закончат процесс сертификации к концу 2015 года.

Следующим важным этапом станет сертификация предприятий-поставщиков крупнейших системных интеграторов и так далее, пока не будет охвачена вся производственная цепочка создания железнодорожной техники. ОАО «РЖД» уделяет большое внимание этим вопросам, участвует и следит за результатами аудитов, информирует органы по сертификации и Центр менеджмента IRIS о необходимости приостановки действия сертификата. За прошлый год действия сертификатов приостановлены на трех российских предприятиях.

1 июля 2015 года Центр менеджмента IRIS выпустил дополнение к стандарту IRIS (IRIS ADDENDUM 2015). Это дополнение вводит в стандарт IRIS новую область сертификации «Инфраструктура» и новый вопросник для проведения аудита, официальная версия которого доступна на русском языке. Следует отметить, что именно ОАО «РЖД» настаивало на внесении этого дополнения в стандарт. Теперь и предприятия – поставщики ОАО «РЖД», занимающиеся производством элементов верхнего строения пути, систем безопасности, энергоснабжения, смогут сертифицировать свои системы менеджмента бизнеса в соответствии с международным стандартом железнодорожной промышленности IRIS.

IRIS действительно, как показала практика, способствует улучшению качества продукции. К примеру, в 2010 году процент отклонения от приемочного контроля из-за неудовлетворительного качества локомотива 3ЭС5К на Новочеркасском локомотивостроительном заводе составлял 96%. В 2012 году завод приступил к внедрению требований стандарта – процент составил 91%. После сертификации в 2013 – 85%, а в 2014 – уже 60%.

Также по результатам мониторинга продукции в эксплуатации наблюдается снижение отказов технических средств, например, снижение количества отказов локомотивов производства ООО «Уральские локомотивы» после внедрения стандарта IRIS составило 10,3%, а Новочеркасского электровозостроительного завода – 13,6%.

Логичной инициативой менеджмента ОАО «РЖД» стало распространение лучших международных практик ведения бизнеса в соответствии с требованиями IRIS на предприятия, обслуживающие инновационную технику в процессе эксплуатации. Для успешного функционирования системы управления качеством продукции на протяжении всего жизненного цикла предприятия сервисного обслуживания должны соответствовать тем же обязательным требованиям, что и производители. Для инициализации данного проекта ОАО «РЖД» дан старт двум пилотным проектам по сертификации структурных подразделений компании в области технического обслуживания высокоскоростного мотор-вагонного подвижного состава (Южная дирекция скоростного сообщения на станции Адлер) и ремонта грузовых вагонов (Вагонное ремонтное депо Челябинск ОАО «ВРК-2»).

В рамках реализации этого проекта в дирекции скоростного сообщения утвержден план мероприятий по подготовке депо по обслуживанию электропоездов серии ЭС-1 «Ласточка» на станции Адлер к сертификации на соответствие требованиям стандарта IRIS. В соответствии с планом Южной дирекцией создана рабочая группа по внедрению стандарта, разработана и утверждена дорожная карта работ по внедрению IRIS, назначены ответственные за подготовку и внедрение документации системы менеджмента бизнеса. При координации Центра технического аудита ОАО «РЖД» проведен диагностический аудит производства и разработаны 28 стандартов организации. Проведение сертификационного аудита депо по обслуживанию электропоездов серии ЭС-1 «Ласточка» на станции Адлер запланировано на ноябрь 2015 года.

Внедрение требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS в структурных подразделениях, дочерних и зависимых обществах является новым этапом на пути повышения эффективности бизнеса, повышения надежности железнодорожной продукции и улучшения качества оказываемых услуг в холдинге «РЖД».

© Евразия Вести VIII 2015



VIII 2015

Евразия Вести VIII 2015

Развитие инновационных технологий в ОАО «РЖД»

Техническое регулирование: проблемы и решения

Формирование новой системы технического регулирования на железнодорожном транспорте

Проект стандарта по защите изделий от контрафакта

НП «ОПЖТ» – 2015: новые вызовы и новые возможности

Современные методы усиления земляного полотна

«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего

Импортозамещение? Нет – импортоопережение!

Потенциал ОАО «ЭЛАРА» соответствует международному уровню

Умело используя мировой опыт и собственные инновации

Уникальный опыт поставок инновационного подвижного состава

Подходим комплексно, изучаем основательно!

Система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ)

«ЭЛТЕЗА»: лидерство в отрасли сегодня и завтра

Сто лет безопасности

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести