Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Версия для печати
Обсудить в форуме

«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего

В настоящее время диагностика и мониторинг становятся активными компонентами инфраструктуры, непосредственно влияющими на ее качество и готовность к решению стоящих перед ней задач.

Генеральный директор НПЦ ИНФОТРАНС Игорь Константинович Михалкин и первый заместитель генерального директора компании Олег Борисович Симаков рассказали нашему корреспонденту об уникальном инновационном направлении в диагностике, которым сегодня является диагностика высокоскоростных магистралей.

И.К. Михалкин
О.Б. Симаков
«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего
«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего
«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего
«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего
«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего
Казалось бы, совсем недавно, всего лишь в сентябре прошлого года, был подписан «Меморандум о сотрудничестве в области организации комплексной диагностики состояния инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации». Этот документ дал старт совместному проекту ОАО «РЖД», НПЦ ИНФОТРАНС и SIEMENS AG по оснащению высокоскоростных пассажирских электропоездов «Сапсан» системами диагностики инфраструктуры. В феврале этого года, после завершения необходимых организационных процедур, началась активная фаза проекта. И вот уже проведены комиссионные приемочные испытания и с 20 июля идет подконтрольная эксплуатация первого в мире пассажирского высокоскоростного поезда, оснащенного автономной системой диагностики.

Этот инновационный проект стал первой ласточкой той новой системы диагностики и мониторинга, которая сейчас прорабатывается в рамках создания «Концепции развития систем диагностики и мониторинга объектов путевого хозяйства на период до 2025 года».

До недавнего времени основным назначением диагностики являлось обеспечение безопасности движения. Сейчас интенсивное развитие систем и средств диагностики, автоматизация процессов измерения, обработки и анализа диагностической информации, с одной стороны, и необходимость бережливого отношения к ресурсам инфраструктурных подразделений, их рациональному использованию, с другой стороны, ставят перед диагностикой новую цель – обеспечение рационального и эффективного содержания инфраструктуры на основе ее фактического состояния.

Теперь основной целью диагностики, наряду с фиксацией отдельных нарушений, влияющих на безопасность движения, становится переход к непрерывному наблюдению за состоянием инфраструктуры – к ее мониторингу. Это позволяет на основе определения фактического состояния инфраструктуры осуществлять контроль динамики ее развития и перейти к прогнозированию момента перехода в предотказное состояние с целью своевременного принятия мер по недопущению этого. Диагностика и мониторинг становятся активными компонентами инфраструктуры, непосредственно влияющими на ее качество и готовность к решению стоящих перед ней задач.

Новым и одновременно важным и ответственным направлением диагностики является диагностика высокоскоростных магистралей. К этому направлению предъявляются особые требования. Прежде всего, в связи с жесткими нормативами на содержание, задающими небольшой разброс допустимых значений параметров элементов инфраструктуры, предъявляются высокие требования к точностям измерения, причем во всем диапазоне установленных скоростей движения. Для повышения достоверности измерений их необходимо вести в условиях, максимально приближенных к реальному взаимодействию обращающегося пассажирского состава с инфраструктурой. Для своевременного выявления начинающихся негативных процессов необходимо обеспечить высокую периодичность обследований, но при этом не допустить существенной нагрузки на трафик. И, конечно же, высокоскоростная диагностика должна быть всепогодной. В любое время года, в любую погоду должна обеспечиваться готовность к проведению измерений и получение кондиционных данных.

До недавнего времени самым скоростным средством диагностики на всем «Пространстве 1520» являлась самоходная путеобследовательская лаборатория на базе электровоза СПЛ-ЧС200, которая обеспечивала контроль путевой инфраструктуры в условиях реального взаимодействия с обращающимся подвижным составом на скоростях до 200 км/ч. Этот проект, а также многофункциональный диагностический комплекс на базе тепловоза СМДЛ-2ТЭ116, показали, что применение современных технических решений позволяет в ограниченном пространстве реализовать высокую функциональность и дали возможность пойти дальше.

Новый проект «ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus» удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к высокоскоростной диагностике, не имеет аналогов в мире и уникален по целому ряду причин. Проектом предусматривается три этапа оснащения поездов «Сапсан» системами диагностики путевой инфраструктуры и контактной сети. На первом этапе решается задача контроля наиболее ответственных параметров – геометрии пути и рельсов, включая измерение всех видов износов головки рельсов и волнообразного износа, а также эквивалентной конусности. Эквивалентная конусность – это новый параметр, который особенно актуален для высокоскоростных направлений и широко используется на европейских дорогах для оценки динамики взаимодействия подвижного состава с путем. Также в рамках первого этапа в обоих кабинах машинистов поезда устанавливается система обзорного видеонаблюдения, данные которой полностью синхронизированы с результатами измерений. На последующих этапах диагностические возможности поезда «Сапсан» расширятся за счет видеоконтроля верхнего строения пути, его очертаний, контроля габаритов приближения и системы контроля контактной сети. Впервые диагностическое оборудование такой широкой номенклатуры устанавливается на обращающемся пассажирском поезде вообще и высокоскоростном в особенности. Установка оборудования осуществляется без вмешательства в штатные системы поезда и практически без вмешательства в планировку с сохранением всех пассажирских мест.

Этот проект открывает новый класс средств диагностики – автономных высокоточных измерительных систем. Информационно-измерительная система работает полностью в автономном режиме и не требует участия оператора. Наиболее важная информация, получаемая в ходе проезда, автоматически пересылается по выделенному радиоканалу заданным потребителям для оперативного принятия управленческих решений.

Устанавливаемые высокоточные системы измерения могут работать во всех погодно-климатических условиях. Возможности, заложенные в новую систему диагностики, обеспечивают эффективный контроль на скоростях до 350 км/ч включительно.

Реализованные в проекте решения по ведению диагностики одновременно с перевозкой пассажиров позволяют полностью исключить влияние диагностики на перевозочный процесс. Не требуется выделение отдельного локомотива, специальных ниток графика для проведения обследования. При этом обеспечивается высокая периодичность контроля состояния высокоскоростных магистралей в условиях реального взаимодействия высокоскоростного подвижного состава с инфраструктурой. Все это вместе дает возможность вести эффективный мониторинг и прогнозирование развития инфраструктуры высокоскоростных магистралей в целях заблаговременного предупреждения и недопущения ее перехода в опасное состояние. Широкий спектр диагностируемых параметров, высокие точности и полная автоматизация всех процессов управления, измерения, обработки и анализа информации обеспечивают полноту, объективность и достоверность получаемых данных, необходимых для контроля таких особо ответственных направлений, как высокоскоростные.

Проект «ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus» осуществлялся в тесном сотрудничестве компаний ОАО «РЖД», НПЦ ИНФОТРАНС и SIEMENS AG. Монтаж первой информационно-измерительной системы был выполнен на высокоскоростном поезде SIEMENS Velaro «Сапсан» ЭВС1-06 в период его плановой ревизии в депо «Подмосковная» (г. Москва) и моторвагонном депо «Санкт-Петербург – Московское» (станция Металлострой, г. Санкт-Петербург). Специалистами SIEMENS были выполнены все подготовительные работы под установку в салоне вагона шкафа с оборудованием информационно-измерительной системы, выполнена разводка кабельной сети под все три этапа оснащения. Специалисты ИНФОТРАНС разработали информационно-измерительную систему, получившую название MIBIS-AutoHS (многофункциональная инерциальная бесконтактная измерительная система автоматическая для высокоскоростного движения).

Основу «MIBIS-AutoHS» составляют бесплатформенная инерциальная навигационная система разработки ИНФОТРАНС и специальные лазерные сканеры совместной разработки германской компании и ИНФОТРАНС. В процессе создания информационно-измерительной системы пришлось решать вопросы энергопитания, вписывания в имеющееся подвагонное пространство, компактного размещения шкафа с оборудованием в пространстве бывшей багажной полки, пожаробезопасности, электромагнитной совместимости, страховки и многие другие.

Отдельной задачей, которую пришлось решать в процессе проектирования, являлась необходимость обеспечения защиты MIBIS-AutoHS от ударных воздействий летящего щебня. Наряду с пассивной системой защиты (экран), информационно-измерительная система оснащена активной: на защитном экране установлены акселерометры, управляющие защитными шторками измерительной платформы при интенсивных ударных воздействиях на экран. Выполненные ИНФОТРАНС прочностные расчеты прошли независимую экспертизу в «Испытательном центре взаимодействия экипажа и пути железных дорог» и были самым тщательным образом проверены специалистами SIEMENS, по результатам чего было дано заключение об отсутствии проблем, негативно влияющих на безопасность пассажирской эксплуатации, и получен допуск к динамическим испытаниям.

В решении всех организационных вопросов, неизбежно возникающих при выполнении сложного проекта, большую помощь оказывали специалисты Департамента технической политики, Дирекции скоростного сообщения и Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Вся эта напряженная работа, в которой принимали участие представители разных организаций, шла под постоянным контролем со стороны старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича.

В ходе приемочных испытаний информационно-измерительная система «ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus» не только подтвердила заявленные высокие требования по показателям назначения, но и существенно превзошла их по точностям измерения. На основании всех полученных результатов испытаний было принято комиссионное решение о начале подконтрольной эксплуатации. 20 июля 2015 г. в свою первую поездку отправился высокоскоростной пассажирский электропоезд «Сапсан» со встроенной системой диагностики на борту...

Конечно, предстоит еще много сделать в рамках подконтрольной эксплуатации: отработать технологию использования, информационного обмена, определиться с регламентом обслуживания, возможно даже изменить само отношение к диагностике. Но начало положено. Все это могло бы не состояться, если бы все те, кто принимал участие в реализации этого поистине амбициозного проекта, не были бы нацелены на результат, совместно не искали бы решения возникающих проблем, зачастую не считаясь со временем.

© Евразия Вести VIII 2015



VIII 2015

Евразия Вести VIII 2015

Развитие инновационных технологий в ОАО «РЖД»

Техническое регулирование: проблемы и решения

Центр технического аудита ОАО «РЖД» – обеспечить качество поставляемой продукции

Формирование новой системы технического регулирования на железнодорожном транспорте

Проект стандарта по защите изделий от контрафакта

НП «ОПЖТ» – 2015: новые вызовы и новые возможности

Современные методы усиления земляного полотна

Импортозамещение? Нет – импортоопережение!

Потенциал ОАО «ЭЛАРА» соответствует международному уровню

Умело используя мировой опыт и собственные инновации

Уникальный опыт поставок инновационного подвижного состава

Подходим комплексно, изучаем основательно!

Система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ)

«ЭЛТЕЗА»: лидерство в отрасли сегодня и завтра

Сто лет безопасности

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести