Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Потенциал ОАО «ЭЛАРА» соответствует международному уровню

Деятельность ОАО «ЭЛАРА» широка и разнообразна. Со дня своего основания предприятие специализируется на производстве электроники для авиации. В настоящее время на заводе также реализуются следующие перспективные направления деятельности по производству гражданской продукции: станционные и перегонные системы железнодорожной автоматики, бортовые системы управления для российских железных дорог, электронные приборы для автомобильного транспорта, оборудование для автоматизированных систем управления технологическими процессами и т.д.

Накануне важного для железнодорожной отрасли V юбилейного железнодорожного форума «ЭКСПО 1520» редакция обратилась к генеральному директору ОАО «ЭЛАРА» А.А. Углову с просьбой ответить на вопросы нашего корреспондента и рассказать читателям о деятельности компании в сегодняшних непростых условиях.

Потенциал ОАО «ЭЛАРА» соответствует международному уровню
Вручение сертификата
IX региональная конференция НП «ОПЖТ»
Монтажно-сборочный цех
Цех механообработки
– Андрей Александрович! Расскажите, пожалуйста, о значении проведения в ОАО «ЭЛАРА» выездного заседания НП «ОПЖТ» 12 февраля 2015 г. с участием президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина. Что дает участие компании в НП «ОПЖТ»?

– ОАО «ЭЛАРА» с первых лет создания некоммерческого партнерства принимает активное участие в проводимых НП «ОПЖТ» мероприятиях. Наша республика уже в третий раз за последние пять лет открывает двери для предприятий, входящих в состав НП «ОПЖТ». Безусловно, для ОАО «ЭЛАРА» и Чувашской Республики почетна роль принимающей стороны и площадки для диалога представителей федеральных и региональных властей, государственной компании ОАО «РЖД», частного среднего и крупного бизнеса. Такие встречи в режиме прямого общения позволяют повысить эффективность коммуникаций и отдачи от инвестиций. Они особенно необходимы и важны в условиях экономического кризиса.

– Какие конкретно решения удалось совместно реализовать?

– Нам удалось успешно реализовать не просто проект, а целую Программу научно-технического и производственного сотрудничества ОАО «РЖД» и ОАО «ЭЛАРА» на 2005–2010 годы. Даже после завершения срока ее реализации, с 2010 г. предприятие продолжает развивать железнодорожное направление и наращивать объем выпускаемой продукции. С 2010 по 2014 гг. мы увеличили объем железнодорожной продукции почти в 2,8 раза, превысив рубеж в 1 млрд рублей. А это, пожалуй, главный результат для промышленного предприятия.

– Как ОАО «ЭЛАРА» участвует в программе импортозамещения, какие проблемы есть у инновационных российских предприятий, и что нужно сделать на уровне государства, чтобы программа реализовывалась успешнее?

– Наше предприятие всегда было и остается сторонником и участником процессов, нацеленных на существенное снижение технологической и программной зависимости от зарубежных компаний. К примеру, с самого начала разработки системы АБТЦ-МШ совместно с ОАО «НИИАС» взят курс на полную технологическую независимость программного обеспечения и сервисного обслуживания, минимизацию зависимости аппаратной части. Совместно с поставщиками комплектующих постоянно проводится мониторинг используемой компонентной базы на предмет снятия с производства или запрета поставок в РФ. В тандеме с разработчиками системы прорабатывается возможность перехода от импортных микроконтроллеров на отечественные аналоги или аналоги из стран БРИКС, решается вопрос о замене шкафных конструкций фирмы Schroff на отечественные.

При производстве микропроцессорных систем управления ведутся работы по переходу от европейских промышленных компьютеров и дисплеев на российские аналоги. Уже сегодня для аппаратуры МСУ имеется несколько технических решений, проходящих испытания в реальных условиях эксплуатации и готовых к внедрению в сотрудничестве с ведущим производителем микропроцессорной техники промышленного назначения – фирмой «Доломант» (г. Москва). Также совместно с ОАО «ВНИКТИ» проводится кропотливая и сложная работа по переходу на отечественных производителей кабельной продукции в части изготовления проводов и кабелей огнестойких и не поддерживающих горение.

Так или иначе, каждый разработчик, производитель самостоятельно принимает решение, какую элементную базу применить, поскольку какая-либо унификация или перечень разрешенных к применению ЭРИ отсутствуют. При этом количество потребляемых компонентов отдельно взятым предприятием настолько мало, что отечественные производители компонентой базы просто не заинтересованы осваивать производство импортных аналогов – затраты по ним не окупятся никогда. Возможно, выход из данной ситуации лежит в создании координационного совета, который смог бы сформировать унифицированный перечень компонентной базы, необходимой производителям железнодорожной техники. В последующем его можно было бы согласовать с ВПК, Росатомом и другими потенциальными заказчиками, а заводы, производящие компонентную базу, смогли бы оценить агрегированные потребности заказчиков и начать осваивать выпуск компонентов.

– Расскажите о сотрудничестве ОАО «ЭЛАРА» с ОАО «НИИАС».

– Партнерские отношения с ОАО «НИИАС» установились еще в 2004 году. За последние несколько лет развитие взаимовыгодного сотрудничества между нашими организациями получило новый виток. Толчком к этому стало подписание на IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий «EXPO 1520» (11–14 сентября 2013 г.) Соглашения о поставках систем автоматической блокировки АБТЦ-МШ для Малого кольца Московской железной дороги. За 2013–2014 гг. совместно с ОАО «НИИАС» и ОАО «ЭЛТЕЗА» нами поставлено более 300 шкафов микропроцессорной автоблокировки для нужд МК МЖД. В 2015 г. планируется завершение работ по данному проекту. В настоящее время ОАО «ЭЛАРА» технологически готово к поставкам аппаратуры АБТЦ-МШ для реализации таких важных государственных инфраструктурных проектов, как Восточный полигон, ВСМ, обход Украины и др.

– Как строится сотрудничество с региональными властями?

– Еще в начале своей деятельности на посту генерального директора ОАО «ЭЛАРА» я принял решение активно участвовать в политической жизни региона и в 2011 году был избран депутатом Государственного Совета Чувашской Республики. Это накладывает определенные обязательства не только на меня лично, но и на предприятие в целом – мы позиционируем себя как социально ответственный, высокотехнологичный, стабильно развивающийся бизнес. Региональные власти регулярно привлекают нас к мероприятиям по межрегиональному сотрудничеству, взаимодействию с федеральными органами власти, крупными государственными компаниями, способствуют развитию государственно-частного партнерства.

Я и наше предприятие всегда ощущали и чувствуем со стороны представителей органов власти Чувашской Республики, главы региона полную поддержку, гордость населения, общественных деятелей тем, что именно в Чувашии, в Чебоксарах, находится одно из ведущих предприятий электронной промышленности нашей страны.

– Известно, что для модернизации производства сложного производственного цикла нужны инвестиции и дешевые кредиты. Ваши предложения, как решить эту проблему для инновационных отраслей экономики, роль в этом вопросе Минпромторга, ЦБ РФ.

– Работу с банками по привлечению кредитных ресурсов в сегодняшних условиях можно описать коротко: ставки выше, ковенанты жестче, документов больше, процедура длиннее. Хотя рынок кредитования сейчас более жесткий, чем в прошлом году, однако безупречная история и деловая репутация ОАО «ЭЛАРА» позволяет нам привлекать ресурсы на более выгодных условиях, чем в среднем по рынку.

Действующие на текущий момент виды господдержки – субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и на пополнение оборотных средств для финансирования текущей производственной деятельности, по различным причинам не доходят до нашего предприятия. Поэтому остается надеяться на дальнейшее снижение ЦБ ключевой и процентных ставок. Реальная ставка, позволяющая инвестировать в производство промышленных предприятий и покрывать кассовые разрывы, на наш взгляд – 6–7% годовых.

Вообще, в ситуации дефицита ликвидности было бы целесообразно, как в девяностые годы, предприятиям, осуществляющим модернизацию производства за счет собственных средств, предоставлять льготу по налогу на прибыль. Очень надеемся, что наши запросы будут услышаны на всех уровнях и ситуация с государственной поддержкой промышленности изменится в лучшую сторону в самое ближайшее время.

– Расскажите, как решаются вопросы сертификации изделий, где проходите испытания? Существуют ли здесь проблемы, и как, на Ваш взгляд, предотвратить появление в ОАО «РЖД» контрафактной продукции?

– Важным показателем качества железнодорожной техники для потребителя является наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии. ОАО «ЭЛАРА» стремится обеспечить высокое качество выпускаемой продукции и в связи с этим старается сертифицировать всю номенклатуру выпускаемых изделий в интересах железнодорожного машиностроения и ОАО «РЖД».

Сертификация продукции в ОАО «ЭЛАРА» начинается с подготовки комплекта доказательной документации, который вместе с заявкой на сертификацию направляется в Орган по сертификации. Предприятие сотрудничает со следующими Органами по сертификации: ФБУ «РС ФЖТ», НП «ОПЖТ» (ООО «Центр технической компетенции»), ФБУ «Нижегородский ЦСМ» и другими. После проведения необходимой процедуры Орган по сертификации направляет нашу продукцию на сертификационные испытания в аккредитованную лабораторию. При положительных результатах испытаний выдается сертификат соответствия или декларация о соответствии на продукцию.

В ОАО «ЭЛАРА» вопросами сертификации и сертификационными испытаниями занимается специально созданное для этого подразделение – испытательный центр, который является испытательной лабораторией, способной пройти аккредитацию в любом Органе на общих основаниях.

В связи с введением в действие в 2014 году Технических регламентов таможенного союза (ТР ТС 001/2011; ТР ТС 003/2011) сегодня наш испытательный центр проходит процедуру аккредитации на право проведения сертификационных испытаний продукции железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Теперь, что касается контрафактной продукции. Внедренная в ОАО «ЭЛАРА» система менеджмента бизнеса (IRIS) просто исключает такую возможность. На протяжении многих лет предприятие работает только с проверенными поставщиками, что гарантирует поставку в ОАО «РЖД» качественной и сертифицированной продукции.

– Есть ли сегодня проблемы равномерной загрузки мощностей? Что вы ждете от ОАО «РЖД» для более стабильной работы РЖД-производитель, в том числе в вопросах тендерных закупок?

– Да, такая проблема есть, и она ощущается не только на рынке железнодорожной продукции. В условиях экономического кризиса, сокращения инвестиционных планов и отсутствия прогнозируемости заказов во всей железнодорожной отрасли вопрос равномерной загрузки производства становится наиболее острым. Как известно, многие машиностроительные предприятия, поставляющие конечные изделия для ОАО «РЖД», были вынуждены в начале этого года остановить производство. В результате на нашем предприятии сложился вакуум заказов, произошло затаривание складов готовых и комплектующих изделий, и мы также были вынуждены компенсировать простои нашим рабочим. Мы прекрасно осознаем, как сложно подготовить штат квалифицированных рабочих и как еще более сложно его сохранить.

Говоря о тендерных закупках, на нас как поставщиков второго и даже третьего уровня кооперации их организация существенного влияния не оказывает. В то же время мы поддерживаем подход ОАО «РЖД» и других участников рынка по объявлению тендеров на комплексные поставки, поставки техники на среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также контракты жизненного цикла.

– Расскажите о примерах и возможностях выхода компании на рынки стран СНГ и других стран. Какую поддержку экспортоориентированных наукоемких отраслей вы ждете от государства?

– За время работы на рынке железнодорожного машиностроения ОАО «ЭЛАРА» имеет опыт работы по поставкам своего оборудования для техники, эксплуатируемой на пространствах «колеи 1520». Так, реализованы примеры положительного сотрудничества с предприятиями и компаниями ЗАО «Трансмашхолдинг» по поставкам изделий в интересах железнодорожных компаний и предприятий Монголии, Литвы, Белоруссии, Украины, Казахстана. Совместно с партнерами завод регулярно участвует в переговорах с представителями предприятий стран СНГ и других зарубежных компаний на предмет дальнейшего сотрудничества.

Считаю, что на рынке железнодорожного машиностроения у российских компаний есть достаточно конкурентных преимуществ. Наши технологии не уступают лучшим мировым производителям. Мы имеем положительные примеры сотрудничества в различных отраслях транспортного машиностроения с компаниями из Германии, Бельгии, Японии, Индии и Китая.

Созданный в ОАО «ЭЛАРА» научно-технический и производственный потенциал может быть востребован при реализации крупных международных проектов в железнодорожном машиностроении и строительстве железнодорожной инфраструктуры.

Однако при реализации серьезных проектов невозможно обойтись без поддержки на уровне государства. В этой связи от руководства страны промышленники ожидают поддержки при проведении переговоров на уровне правительств и национальных компаний, а также субсидий и налоговых преференций при участии в крупных имиджевых проектах.

– Кадры решают все: где вы их готовите, и как организовано повышение квалификации персонала и его мотивация?

– Основными учебными заведениями, которые осуществляют подготовку кадров для предприятия, являются Чебоксарский электромеханический колледж (специалисты рабочих профессий) и Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (специалисты инженерно-технических профессий). С 2001 года на заводе действует собственная программа практической подготовки инженеров – «Молодежная практика». Стажеры работают на предприятии в свободное от учебы время (на условиях почасовой оплаты труда) под руководством опытных наставников.

Ежегодно формируется корпоративная программа подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала ОАО «ЭЛАРА», предусматривающая обучение всех категорий работников предприятия как с использованием внешних форм, так и через внутреннее обучение.

Широко используется как материальное, так и нематериальное стимулирование работников. К примеру, за достижение положительных финансовых результатов работы традиционно выплачивается единовременная премия («13 зарплата»), ежегодно проводится индексация заработной платы. Для работников предприятия и их детей выделяются путевки в санатории и оздоровительные лагеря, реализуется социальная программа предоставления целевого займа на улучшение жилищных условий с последующим возвратом из средств материнского (семейного) капитала. Активно поддерживаются и развиваются общественные организации: совет молодежи, женсовет, совет ветеранов ОАО «ЭЛАРА», турклуб «Прометей», футбольный клуб.

– Как Вы оцениваете конкурентоспособность ОАО «ЭЛАРА» на рынке железнодорожной продукции стран «колеи 1520»?

– Как я уже говорил ранее, считаю степень конкурентоспособности российских предприятий на пространстве стран «колеи 1520» очень высокой. Именно в России, имеющей самое протяженное железнодорожное полотно шириной 1520 в мире, сосредоточены ключевые компетенции как железнодорожного машиностроения, так и в области железнодорожной инфраструктуры. Участие же ОАО «ЭЛАРА» в поддержании инноваций и высокого технологического уровня в железнодорожной отрасли подтверждается продолжительным сотрудничеством за последнее десятилетие и поддержкой со стороны руководства ОАО «РЖД», региональных и федеральных органов власти.

Уверен, что потенциал нашего предприятия будет востребован и впредь как на российском железнодорожном рынке, так и на рынках стран «колеи 1520».

© Евразия Вести VIII 2015



VIII 2015

Евразия Вести VIII 2015

Развитие инновационных технологий в ОАО «РЖД»

Техническое регулирование: проблемы и решения

Центр технического аудита ОАО «РЖД» – обеспечить качество поставляемой продукции

Формирование новой системы технического регулирования на железнодорожном транспорте

Проект стандарта по защите изделий от контрафакта

НП «ОПЖТ» – 2015: новые вызовы и новые возможности

Современные методы усиления земляного полотна

«ИНФОТРАНС-ВЕЛАРО Rus». Диагностика будущего

Импортозамещение? Нет – импортоопережение!

Умело используя мировой опыт и собственные инновации

Уникальный опыт поставок инновационного подвижного состава

Подходим комплексно, изучаем основательно!

Система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ)

«ЭЛТЕЗА»: лидерство в отрасли сегодня и завтра

Сто лет безопасности

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести