Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ЭЛТРАНС 2015


Версия для печати
Обсудить в форуме

Техническое диагностирование железнодорожного электроснабжения

Важнейшим критерием оценки работы устройств электрификации и электроснабжения железнодорожного транспорта является надежность, которая обеспечивается совершенным техническим диагностированием оборудования, позволяющим своевременно и с высокой степенью вероятности определять возможные отказы и неисправности.

Этим вопросам посвящена статья Эдуарда Николаевича Шорникова, главного инженера управления электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД».

Техническое диагностирование железнодорожного электроснабжения
Техническое диагностирование железнодорожного электроснабжения
Техническое диагностирование железнодорожного электроснабжения
Техническое диагностирование железнодорожного электроснабжения
Техническое диагностирование железнодорожного электроснабжения
Цели и задачи

Целью технического диагностирования в хозяйстве электрификации и электроснабжения является повышение надежности тягового электроснабжения, снижение эксплуатационных расходов.

Поставленные цели достигаются в результате решения комплекса взаимосвязанных задач:

– автоматизация процессов сбора, передачи и анализа результатов диагностирования технических средств, составляющих инфраструктуру хозяйства;

– повышение уровня контроля за своевременностью и качеством проведения всех видов ремонтов;

– повышение контроля за техническим состоянием устройств;

– переход от планово-предупредительного ремонта к ремонту по фактическому состоянию оборудования.

Технические средства диагностирования

Хозяйство электрификации и электроснабжения с точки зрения технического диагностирования состоит из двух основных частей: контактная сеть и тяговые и трансформаторные подстанции.

Наиболее ответственной и нерезервируемой частью системы электроснабжения тяги поездов является контактная сеть. Своевременное определение отклонений от нормативов содержания и предотвращение отказов – основная составляющая технологии эксплуатации контактной сети. Для технического диагностирования контактной сети используются:

– системы автоматизированного измерения геометрических и динамических параметров контактной сети с вагонов-лабораторий контактной сети ВИКС;

– мобильные системы тепловизионной диагностики узлов контактной сети (в составе комплекса ВИКС);

– комплексные системы (в составе комплекса ВИКС) дефектировки тарельчатых фарфоровых изоляторов контактной сети с применением тепловизоров и сканеров ультрафиолетового диапазона излучений);

– устройства слежения за параметрами контактной подвески с автомотрис – УСП КП, переносные устройства дистанционного измерения параметров контактной сети «Телекс»;

– переносные средства диагностирования: приборы для проверки искровых промежутков, диодных заземлений, сопротивления опор, выявления низкоомных опор, для обследования анкерных болтов, для оценки прочности бетона.

На настоящее время функциональность ВИКС соответствует мировому уровню, а по ряду параметров и превосходит его. Так, вагоны-лаборатории ВИКС оснащаются быстродействующей лазерной системой диагностики контактного провода «ИЗНОС».

При техническом диагностировании тяговых и трансформаторных подстанций применяются как стационарные технические средства, так и проведение измерений с использованием специализированных мобильных лабораторий.

Стационарные средства диагностики в хозяйстве электрификации и электроснабжения применяются для оборудования тяговых и трансформаторных подстанций. Для подстанций одной из наиболее эффективных является непрерывная (в режиме on-line) диагностика часто повреждаемого и дорогостоящего коммутационного и выпрямительного оборудования, трансформаторов. Для стационарной диагностики на тяговых подстанциях ОАО «РЖД» применяются интеллектуальные терминалы присоединения типа ЦЗА, ЦЗАФ, ИнТер, позволяющие в реальном масштабе времени контролировать ток, напряжение, записывать осциллограммы тока и напряжения в аварийных режимах, оценивать остаточный коммутационный ресурс выключателя (предотказное состояние).

Контроль состояния трансформатора и содержания растворенных газов и влаги в масле трансформаторов проводится приборами типа «MINI-TRANS», или «Hydran M2» или на стационарных пунктах хроматографического анализа трансформаторного масла, оборудованных хроматографом «Кристалл».

В настоящее время развитие систем технического диагностирования позволяет обеспечивать работу устройств железнодорожного электроснабжения с высоким уровнем надежности.

Экономическая эффективность

Экономический эффект от внедрения средств технического диагностирования в хозяйстве электрификации и электроснабжения состоит из двух частей: эффект от повышения надежности работы оборудования, снижения внезапных отказов и повышения эффективности работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.

Наиболее характерный пример экономического эффекта.

Система «ИЗНОС» позволяет исключить человеческий фактор при проведении измерений износа контактных проводов (в сравнении с измерением износа контактных проводов вручную с использованием микрометра) и значительно снизить трудозатраты. Кроме того, снижается риск поражения работников электрическим током, риск падения с высоты. Снижение трудозатрат за счет автоматизации процесса измерения износа контактных проводов в целом по ЦДИ составляют 115,5 чел. в год.

Методология УРРАН

В рамках внедрения и развития методологии УРРАН разработана методика оценки фактического остаточного ресурса объектов железнодорожного электроснабжения и получение объективных данных о техническом состоянии объектов для планирования расходов на проведение технического обслуживания и ремонтов, а также для обоснования капитальных вложений в обновление технических средств в хозяйстве электрификации и электроснабжения.

Метод оценки физического износа и остаточного ресурса объектов железнодорожного электроснабжения включает:

– сбор и анализ первичной информации об объекте железнодорожного электроснабжения и его элементах;

– сбор и анализ результатов технического диагностирования элементов объекта железнодорожного электроснабжения;

– определение величины физического износа;

– определение остаточного ресурса (срока службы);

– оформление результатов оценки.

Оценку физического износа и остаточного ресурса проводят для основных (наиболее значимых) объектов железнодорожного электроснабжения, например, силовых трансформаторов, выключателей, опор контактной сети, жестких поперечин, разъединителей постоянного и переменного тока и др.

Объективные данные для оценки физического износа и остаточного ресурса объектов железнодорожного электроснабжения получают при проведении измерений в рамках технического диагностирования, при этом используются данные как технических средств постоянного технического диагностирования, так и периодического диагностирования.

В результате анализа установленных особенностей в организации технического обслуживания и ремонта оборудования, статистики отказов и повреждений, результатов выполнявшихся в последние годы научно-исследовательских работ, а также сведений о принимаемых в промышленной электроэнергетике технических решениях перед хозяйством электрификации и электроснабжения стоят следующие первоочередные и перспективные задачи.

Первоочередные задачи:

– внедрение в эксплуатационную практику относительно недорогих технических средств, позволяющих подвергать периодической диагностике отдельные, наименее надежные и часто отказывающие виды и элементы оборудования (детали и арматуру контактной сети, изоляторы, маслонаполненные вводы аппаратов напряжением 110 и 220 кВ) с учетом принципа максимального использования серийно выпускаемых применительно к условиям промышленной электроэнергетики средств технического диагностирования;

– совершенствование существующих и разработка новых технических средств, на основе которых может быть реализована комплексная система технического диагностирования контактной сети как наименее надежного и не имеющего резерва элемента системы тягового электроснабжения;

– формирование научно и экономически обоснованных критериев оснащения средствами технического диагностирования оборудования с разделением этих критериев в зависимости от степени ответственности, условий работы, показателей изношенности, а также местных (территориальных и климатических) условий;

– оснащение в основном серийно выпускаемыми средствами постоянного технического диагностирования наиболее ответственного оборудования тяговых и трансформаторных подстанций (в первую очередь трансформаторов напряжением 110 и 220 кВ), имеющего срок эксплуатации 30 и более лет;

– продолжение внедрения систем диагностики коммутационных аппаратов распределительных устройств напряжением 3,3 кВ постоянного тока и 27,5 кВ переменного тока;

– развитие и совершенствование систем сбора, обработки и передачи информации, полученной от средств постоянной и периодической диагностики и служащей основой для принятия решений о выполнении технических мероприятий по предотвращению внезапных отказов;

– совершенствование нормативно-методического обеспечения процессов технического обслуживания и ремонта.

Перспективные задачи:

– расширение номенклатуры диагностируемого оборудования;

– оснащение средствами технического диагностирования всего оборудования с учетом принципа соразмерности между затратами на любые виды технического диагностирования и возможным убытком от неприменения этих средств;

– поэтапная интеграция системы технического диагностирования в автоматизированную систему ЕК АСУИ, полный отказ от планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта оборудования;

– поэтапный переход от планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта отдельных видов оборудования к системе технического обслуживания по состоянию.

© Евразия Вести IX 2015



IX 2015

Евразия Вести IX 2015

Развитие сотрудничества в рамках совместных проектов

Железнодорожное электроснабжение - неотъемлемая часть инфраструктурного комплекса

Электроэнергетический комплекс ОАО «РЖД»

Обновление оборудования и устройств электроснабжения ОАО «РЖД»

Электросетевой комплекс ОАО «РЖД» - целостность и надежность технологического процесса

Развитие нормативной базы в хозяйстве

Энергетический комплекс Свердловской железной дороги

ДКРЭ делает ставку на технологию

Энергетическая эффективность: взаимодействие науки и практики

Эффективный инструмент управления энергосбережением

Деятельность отделения электроснабжения ПКБ И

Трансэнерго - энергия движения, энергия РЖД

От Москвы до самых до окраин

ЗАО «ЗЭТО» – более 40 лет на службе железнодорожной отрасли

Комплексная диагностика состояния контактной сети от МСД Холдинг

На пути дуги и электрического тока

Российские инновации для электроснабжения железных дорог

Продукция НИИЭФА-ЭНЕРГО - оборудование высокого качества любой сложности

Совершенствование системы и устройств тягового электроснабжения

Электрифицированные железнодорожные магистрали - пути совершенства

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести