Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли

Задача обеспечения безопасности движения поездов всегда считалась краеугольным камнем эффективного и бесперебойного перевозочного процесса, гарантией выполнения железнодорожным транспортом важных государственных социальных и экономических функций.

О необходимости дальнейшего эффективного взаимодействия ОАО «РЖД», научных организаций холдинга и ученных железнодорожных университетов для решения задач обеспечения безопасности движения поездов пойдет речь в материалах статьи Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) доктора технических наук, профессора Бориса Алексеевича Лёвина.

Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли
Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли
Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли
Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли
Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли
Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли
Движителем любого передового процесса, связанного с внедрением новой техники и технологий, современных управленческих механизмов является наука. Причем наука конкретная, в плотной связке с производством.

В этом плане задача обеспечения безопасности движения поездов всегда решалась совместных усилиями ОАО «РЖД» и отраслевых вузов за счет тесной кооперации деятельности научных организаций холдинга и ученых железнодорожных университетов.

На протяжении последних полутора десятков лет главным связующим звеном этой кооперации является научно-практическая конференция «Безопасность движения поездов».

Шестнадцать лет назад руководство отрасли поддержало инициативу Московского государственного университета путей сообщения о проведении ежегодной конференции по безопасности перевозочного процесса.

За это время конференция, проводимая под эгидой ОАО «РЖД», превратилась в престижный форум, с каждым годом расширяющий свои масштабы, авторитет не только в России, но за рубежом.

Свидетельство тому – активное участие в работе конференции представителей транспортной науки стран ближнего и дальнего зарубежья.

За шестнадцать лет конференция собрала более пяти тысяч участников.

Многие из бывших ее дебютантов сегодня занимают ведущие посты в отрасли, являются видными учеными и специалистами.

Именно в этом видится основная идея проведения конференции – стать не только площадкой для передачи накопленного опыта в области безопасности движения и местом проведения научной дискуссии, но и вооружить командиров и специалистов железнодорожного транспорта новыми знаниями, повысить уровень их профессиональной подготовки, подготовить к решению сложных задач, которые ставят перед нами государство и время.

Очень приятно, что конференция сохраняет свой высокий статус, традиционно собирая руководителей и ведущих специалистов ОАО «РЖД» и других предприятий и научных организаций железнодорожного транспорта, ведущих ученых транспортных вузов.

И вдвойне приятно, что заинтересованными участниками конференции по традиции являются молодые ученые, аспиранты, студенты – будущее родной отрасли.

По хорошей традиции нынешний форум ученых, как и все предыдущие, можно считать генератором внедрения в практику новых, востребованных временем научных разработок в области безопасности движения поездов.

Одним из главных направлений работы конференции явилась реализация целей и задач стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге ОАО «РЖД» на период до 2020 года.

Важнейшим фактором безопасности и надежности перевозочного процесса является эффективная политика управления рисками компании. Необходимо продолжить работу и конкретизировать систему оценки рисков на основе ИС УРРАН (разработка НИИАС), обладающей большим информационным ресурсом для оценки потенциального уровня качества и предельно допустимого риска надежности объектов инфраструктуры. Предстоит разработать критерии предельного уровня рисков перевозочного процесса как элемента системы управления рисками, обеспечивающего связь между экономическими и технологическими показателями деятельности компании, основанного на определении риск-аппетита системы менеджмента безопасности движения.

Конференция выявила еще один важный приоритет реализации целей и задач стратегии гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге ОАО «РЖД». Это – разработка системы менеджмента качества. Специалистам ОАО «РЖД» и ученым вузов предстоит разработать в 2016 году «Положение о системе управления качеством» и «Положение о системе управления рисками».

Предстоит разработать еще один важный документ – методику по мониторингу и учету нарушений безопасности движения и расследования перевозки опасных грузов.

Конференция определила перспективы научно-технического сопровождения системы менеджмента безопасности движения, методов моделирования эксплуатационных показателей объектов инфраструктуры, прежде всего мостов и тоннелей.

В этом плане необходимо рассмотреть возможность разработки мегапроекта целостности Северо-Муйского железнодорожного тоннеля для исследования конструкций искусственных сооружений (мостов) на сети железных дорог России.

Важным аспектом деятельности является совершенствование системы нормативно-правового обеспечения безопасности движения поездов. В этом плане весьма актуальными являются рекомендации конференции, предусматривающие:

– необходимость изменения и развития нормативно-правовой базы обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса;

– разработку проекта закона о техническом регулировании;

– актуализацию технических условий на предмет соответствия требованиям ГОСТ 2.114 с учетом включения разделов показателей надежности: ремонтопригодности, готовности, безотказности и долговечности.

Исходя из концепции жизненного цикла технических и технологических систем железнодорожного транспорта, конференция рекомендовала шире применять экономические критерии и показатели при принятии управленческих решений по развитию инфраструктурных объектов. Для этого необходимо разработать регламент мониторинга и оценки эффективности инвестиций в развитие инфраструктуры с позиций маржинального (приростного) анализа затрат и показателей безопасности и надежности перевозочного процесса. При этом необходимо обосновать эффективность выполнения проектов реконструкции инфраструктуры, в том числе для организации тяжеловесного движения.

Весьма актуальными следует также считать работы по обеспечению информационной безопасности и кибербезопасности программно-аппаратных комплексов, используемых на железнодорожном транспорте для организации движения поездов.

Важный вопрос – модернизация системы технического и технологического аудита в области обеспечения надежности и безопасности процессов ОАО «РЖД».

Необходимо изменить вектор развития этой системы, сформировать регламентное обеспечение внутреннего технического и технологического аудита, политику технического аудита и рассмотреть вопросы сертификации специалистов в этой области.

Итоги работы конференции позволяют одобрить результаты внедрения программы Бережливого производства в структурных подразделениях производственного блока на уровне линейных предприятий дорог, региональных дирекций, обеспечивающие совершенствование процессов, направленных на повышение безопасности перевозочного процесса и охраны труда. Здесь предстоит разработать программные симуляторы формирования проектов совершенствования процессов бизнес-единиц холдинга ОАО «РЖД» для выявления уровня надежности и безопасности перевозочного процесса.

Остановлюсь на одобренных участниками конференции предложениях МИИТ по обеспечению в 2016 году развития системы проектного мониторинга, предусматривающей внедрение модуля оценки экономической эффективности проектов улучшений и паспорта проекта, предусматривающего конкретные организационные мероприятия по улучшению процессов с использованием инструмента картирования.

Необходимо отметить значимость эффективности межфункциональных коммуникаций как элементов вовлеченности персонала в решение вопросов обеспечения безопасности и установления причинно-следственной связи негативных событий и инцидентов с факторами риска, ответственности за процессы обеспечения безопасности и качества. Отрасли нужен брэнд корпоративной культуры надежности, безопасности и качества перевозок, отраженный в единых корпоративных требованиях и профессиональных компетенциях всех бизнес-блоков компании.

С особым вниманием конференция отнеслась к вопросам повышения надежности технических средств и технологии бизнес-блока «Железнодорожные перевозки и инфраструктура ОАО «РЖД».

В этом плане конференции были представлены интересные и актуальные разработки, рекомендованные к дальнейшему внедрению.

Кратко остановлюсь на этих разработках.

С целью блокирования выхода на пути общего пользования ТПС с браковочными параметрами колесных пар и исключения человеческого фактора при выполнении технологии ремонта и обслуживания колесных пар рассмотреть внедрение стенда лазерного сканирования и дефектоскопии «Робоскоп-3000/кл» для замера параметров профиля колесной пары на предприятиях железнодорожного транспорта с последующей интеграцией в информационные систему ОАО «РЖД».

Также рекомендовано разработать и утвердить техническую документацию на производство ремонтной тележки грузового вагона (трехэлементной, тип 2) с различными модификациями комплектации буксовых узлов колесных пар (кассетный подшипник с адаптером).

Целесообразным представляется формирование программы верификации документации на соответствие сроков гарантийной ответственности узлов, деталей и материалов, входящих в комплектацию грузовых вагонов при изготовлении и выпуске из ремонта.

Сегодня необходимы требования к техническим условиям на изготовление и ремонт грузовых вагонов в части дифференцированного установления межремонтного периода в зависимости от комплектующих узлов и их технических характеристик.

Конференция рекомендовала подготовить техническое задание на разработку программы использования геоинформационных и спутниковых систем для отслеживания нахождения локомотивов в режиме реального времени и передачи данных о состоянии локомотив с бортовых систем диагностики.

Необходимо интегрировать программу геоинформационных и спутниковых систем для контроля несанкционированного движения локомотива, движения задним ходом, а также для контроля за допуском на инфраструктуру РЖД приватного подвижного состава с включением функции остановки движения.

Весьма актуальными представляются проведение испытаний:

– мобильного разрядно-импульсного комплекса для укрепления земляного полотна на полигонах Северо-Кавказской железной дороги;

– роботизированной системы комплексного неразрушающего контроля деталей вагонов, локомотивов и сварных стыков рельсов.

Конференция также рекомендовала:

– обеспечить информационное взаимодействие мобильных средств диагностики с автоматизированной системой управления инфраструктуры (ЕК АСУИ) с целью перехода на обслуживание инфраструктуры по фактическому состоянию;

– реализовать автоматизированную расшифровку данных видеоконтроля (линейного видео) мобильных средств диагностики для оперативного принятия мер к устранению выявленных неисправностей пути;

– сформировать центры по мониторингу и расшифровке параметров работы ТПС с бортовых систем диагностики в режиме онлайн с целью оперативного реагирования на предотказное состояние ТПС с использованием геоинформатических систем.

Весьма своевременным представляется решение конференции об обращении в Росжелдор рассмотреть вопрос о совершенствовании учебного плана по транспортным специальностям с целью увеличения продолжительности производственных практик обучающихся студентов с 3 до 6–8 недель.

Масштабный блок вопросов, рассмотренных на конференции, был связан с управлением рисками при перевозке пассажиров железнодорожными транспортными системами мегаполисов.

Интересным выглядит предложение о проведении комплекса НИР по:

– созданию банка имитационных моделей для выбора эффективных алгоритмов управления рисками при перевозке пассажиров в железнодорожных транспортных системах мегаполисов, в том числе и для имитационного моделирования при оценке эффективности работы ВСМ;

– созданию и внедрению централизованных и виртуальных систем управления высокоскоростными поездами магистральных железных дорог, а также технологии управления транспортными процессами;

– созданию алгоритмов управления и планирования смешанного движения на высокоскоростных магистралях с целью повышения провозной способности и использования пропускной способности железнодорожных линий;

– исследованию воздействия высокоскоростных поездов на окружающую среду;

– выбору высокоэффективных режимов управления движением поездов;

– созданию методики оценки эффективности использования систем обеспечения безопасности движения поездов на базе системы УРРАН;

– созданию экономических моделей, позволяющих учитывать колебания спроса, динамику макроэкономических показателей, чувствительность коэффициентов эффективности к изменению параметров проектов создания и эксплуатации ВСМ с целью учета особенностей определения эффективности развития транспортной структуры ВСМ на всех этапах жизненного цикла.

Необходимо отметить, что тематика одного из круглых столов конференции была посвящена развитию кадрового потенциала ОАО «РЖД» для обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса.

В этом плане конференция рекомендовала:

– определить перечень проведения исследований по повышению культуры безопасности в холдинге «РЖД» для основных целевых групп;

– подготовить предложения по реализации возможности премирования за безаварийную работу руководителей среднего звена;

– включить в план НИОКР 2016 г. проведение работы, связанной с подготовкой визуальных материалов по вопросам соблюдения норм безопасности;

– ввести в практику публичные обсуждения в компании инициатив по разработке нормативных документов по безопасности движения, создать процедуру организации каналов обратной связи по совершенствованию документов по безопасности движения;

– продолжить разработку положения о наставниках. Особое внимание уделить ответственности наставников в части обеспечения выполнения требования безопасности движения;

– подготовить предложения по включению в программу повышения квалификации пе6рсонала курса по риск-менеджменту;

– разработать целевую программу оснащения учебных центров.

Короткий обзор основных вопросов, рассмотренных на конференции, демонстрирует их глубину и многоплановость, нацеленность на комплексное решение совместными усилиями предприятий, научных организаций транспорта и отраслевых вузов.

Есть все основания полагать, что по традиции большинство рекомендаций станут основой для практического внедрения передовых разработок, направленных на надежное обеспечение безопасности перевозочного процесса как одного из главных факторов дальнейшего развития железнодорожного комплекса государства.

© Евразия Вести XII 2015



XII 2015

Евразия Вести XII 2015

Безопасность - основа работы железнодорожного транспорта

Обеспечить гарантированную безопасность и надежность перевозочного процесса

Уникальный партнер ОАО «РЖД»

Безопасность движения должна стать еще более управляемой

О действиях Профсоюза по вопросу усиления безопасности движения поездов

Ответственность автотранспортников за безопасность на переездах надо воспитывать сообща

Эффективность и качество обеспечения безопасности движения

В поисках эффективных путей повышения уровня безопасности движения

КТС СНГ: интеграция, результативность, созидание

Скрепления АРС и ЖБР на сети дорог ОАО «РЖД»

Инновации в развитии железобетонного основания верхнего строения пути

Росжелдорпроект: проектируем будущее сегодня

Диагностика и экономика

Современные технические средства на службе безопасности движения

Вектор развития диагностики

Дефектоскопы РДМ-ВИГОР - средство обеспечения безопасности движения

Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»

Локомотивная аппаратура комплекса информационного обеспечения САУТ

Повышение киберзащищенности МПСУ ЖАТ

Перспективы развития функционала и повышения безопасности

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести