Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Версия для печати
Обсудить в форуме

Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»

В настоящее время в связи с реформами в ОАО «РЖД» и появлением независимых перевозчиков особо остро встает вопрос допуска подвижного состава и персонала на инфраструктуру ОАО «РЖД». Многолетний опыт и технологические решения ЗАО «ОЦВ» позволяют сохранить контроль над ситуацией и обеспечить безопасность движения.

О текущем положении дел на железных дорогах, новых проектах и перспективах совершенствования сегодняшних систем управления мы попросили рассказать генерального директора ЗАО «ОЦВ» Александра Юрьевича Тимченко.

Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»
Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»
Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»
Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»
Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»
Управление допуском подвижного состава и локомотивных бригад на инфраструктуру ОАО «РЖД»
В локомотивном комплексе уже много лет успешно эксплуатируется Автоматизированная система управления локомотивным хозяйством (АСУТ), позволяющая полностью контролировать подготовку локомотивной бригады, ее формирование и допуск к поездке, а также соблюдение технологии ремонта подвижного состава, сроков и качества их проведения.

Аналогичная система разработана и внедрена в Дирекции скоростного сообщения для эксплуатации высокоскоростных поездов. В 2015 году АСУТ модифицирована для решения задач моторвагонного комплекса (сокращенное название модифицированной системы – АСУ ПРИГ) и сегодня ведется ее активное внедрение. Также в ноябре этого года начинается полномасштабная эксплуатация системы управления процессами содержания специального подвижного состава (АСУ СПС) в хозяйстве Центральной дирекции инфраструктуры, в эксплуатации у которой находится самоходный подвижной состав. Таким образом, к концу 2015 года в контур автоматизации управления вошли все владельцы самоходного подвижного состава.

Стержнем обозначенных информационных систем является «Электронный маршрут» (ЭММ) и система учета и анализа нарушений безопасности движения поездов по результатам автоматической расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств (АСУТ НБД-2). Не секрет, что до сих пор в некоторых подразделениях ОАО «РЖД» имеет место искажение учета работы локомотивных бригад как по продолжительности рабочего времени, так и по предоставляемому отдыху между сменами. Электронный маршрут машиниста позволяет полностью исключить эти недочеты, так как он автоматически фиксирует продолжительность рабочего времени от момента появления работника на территории депо до окончания работы и оформления документов по окончании рабочего дня. При этом происходит регистрация инструктажей, медкомиссий, допусков на участки работ, сроков проведения контрольно-инструкторских поездок, а также сведений о допуске подвижного состава к эксплуатационной работе.

Если до сегодняшнего дня контроль ведения поезда осуществлялся исключительно техниками-расшифровщиками, которые, в лучшем случае, контролировали нарушения технологии движения поезда вручную и могли выявить порядка 30 типов нарушений, при этом качество расшифровки зависело в основном от человеческого фактора, т.е. от степени подготовки техника-расшифровщика и укомплектованности кадров (на время отпусков, болезней нагрузка, естественно, резко возрастает), то благодаря АСУТ НБД-2 процесс расшифровки практически не подвержен влиянию человеческого фактора, а сама система способна выявлять до 90 типов нарушений. При этом основной упор делается не столько на наказание работника, сколько на профилактику – адресное обучение, направленное на выявление пробелов в знаниях работников локомотивной бригады, следствием которых являются допускаемые нарушения. АСУТ НБД-2 способствует предупреждению дальнейшего повторения подобных нарушений.

Ниже расскажем подробнее о том, что представляют из себя упомянутые системы.

АСУ СПС

В 2015 году Управление механизации Департамента инфраструктуры ОАО «РЖД» совместно с Департаментом информатизации ОАО «РЖД» приступили к реализации комплексного проекта ЕК СПС, направленного на кардинальное устранение недостатков информационных систем, эксплуатируемых в настоящее время.

Автоматизированная система управления процессами эксплуатации и обслуживания специального подвижного состава является частью нового комплекса и отвечает, в первую очередь, за автоматизацию рабочих процессов на линейных предприятиях при безусловном использовании первичных данных:

– о персонале;

– о подвижном составе;

– о результатах обработки ранее переданной статистической информации. Данные используются исключительно из общекорпоративных учетных и кадровых систем ОАО «РЖД»:

– ЕК АСУТР (кадровая система РЖД);

– ЕС ПУЛ (СПС) (единая система пономерного учета СПС);

– ЦОММ (система централизованной обработки маршрутов машиниста);

– АСУТ НБД (система расследования нарушений безопасности движения).

Тем самым, АСУ СПС полностью исключает дублирование рабочих процессов в хозяйстве и снижает вероятность фальсификации данных, используемых в работе барьерных функций.

АСУ СПС – централизованная система. Доступ в нее осуществляется как с рабочих мест пользователей, так и с мобильных устройств (в перспективе) и стационарных цеховых терминалов.

К базовым функциям АСУ СПС относятся:

– учет работников бригад СПС;

– планирование эксплуатации СПС;

– допуск к работе бригад СПС и единиц СПС на основании комплексных данных из информационных систем ОАО «РЖД»;

– предрейсовый инструктаж бригад СПС;

– выдача маршрутных листов;

– учет, расшифровка и расследование данных из бортовых систем;

– передача данных в учетные системы ОАО «РЖД», ЦОММ и СИС «Эффект», формирование аналитической отчетности.

Конечно же, основная функция АСУ СПС – ограничение доступа на инфраструктуру ОАО «РЖД» самоходного подвижного состава и бригад, не соответствующих установленным нормам и правилам эксплуатации.

Для решения этой задачи в АСУ СПС реализованы:

– допуск машин в работу по техническому состоянию на основе данных ЕС ПУЛ (данных о прохождении машинами контрольно-технического осмотра, нарушениях установленных сроков службы машин, сроков проведения плановых видов ремонта, сроков технического обслуживания поездной радиосвязи, сроков технического обслуживания системы безопасности движения поездов (КЛУБ), техническом обслуживании СПС);

– допуск бригад на основе данных ЕК АСУТР (данных о прохождении аттестации, наличии у сотрудника заключения на тип СПС, свидетельства на право управления на данную единицу СПС, выполнении правил формирования бригады по профотбору);

– допуск бригад на основе собственных данных АСУ СПС (наличия медицинского осмотра, отметки о прохождении предрейсового инструктажа, наличия у сотрудника закрепления за машиной, наличия сведений о выданном машинистом-инструктором заключении о допуске сотрудника к самостоятельной работе на участке, на котором планируется выезд СПС).

Допуск на основе данных АСУ НБД обеспечивает своевременную сдачу кассет регистрации параметров движения путевых машин и исполнения решений по результатам расшифровки.

Таким образом, маршрут, выданный программой АСУ СПС, отличается от аналогов тем, что:

– во-первых, при его формировании пройдены логические контроли кадровых и учетных систем ОАО «РЖД», а не собственные проверки, данные для которых могут быть сфальсифицированы;

– во-вторых, маршрутный лист будет отправлен в ЦОММ автоматически и изначально составлен с учетом особенностей этой системы;

– в-третьих, каждый раздел в Маршруте составлен на основании ЦНСИ, вплоть до единиц измерения и прочих деталей.

Все эти нюансы позволяют бесшовно использовать маршруты в тяжелой отчетности РЖД, соблюдать требования ОАО «РЖД» и требования законов Российской федерации, в том числе и в части хранения персональных данных.

Первая версия АСУ СПС введена в опытную эксплуатацию в ГВЦ ОАО «РЖД» и проходит опытную эксплуатацию на Приволжской ж.д. Идет работа по внедрению АСУ СПС в постоянную эксплуатацию в ГВЦ ОАО «РЖД».

Далее предполагается поэтапное тиражирование технологии использования АСУ СПС в рабочих процессах Дирекции последовательно «по дорогам». Предполагается, что окончательно система будет внедрена на всей сети ж.д. к концу первого квартала 2016 года.

Параллельно в 2016 году предполагается внедрение в ЦДИ электронных терминалов самообслуживания, которые по опыту локомотивного комплекса вполне успешно смогут решать задачи:

– формирования маршрута;

– проведения предрейсового инструктажа;

– обеспечения работы с кассетами бортовых систем в части заполнения данными из них маршрутных листов и передачи файлов поездки в расшифровку.

АСУТ НБД-2

Данная система предназначена для автоматизации процессов учета и анализа нарушений безопасности движения поездов по результатам автоматической расшифровки кассет регистрации локомотивных устройств с последующим формированием адресных мероприятий по повышению уровня знаний работников локомотивных бригад. Система является информационной основой для создаваемых дорожных центров расшифровки.

Целями создания системы являются:

– повышение уровня безопасности движения поездов за счет достоверного и объективного выявления случаев нарушения безопасности движения поездов с последующим адресным обучением работников локомотивных бригад;

– исключение влияния человеческого фактора на процесс расшифровки бортовых носителей информации;

– сокращение эксплуатационных расходов, связанных с расшифровкой и выявлением случаев нарушений безопасности движения, а также сопровождением различных программ и НСИ.

Работы по реализации проекта начались в апреле 2014 года, когда на опытном полигоне Северной ж.д. на базе локомотивного эксплуатационного депо Ярославль Главный была установлена тестовая версия АСУТ НБД-2. Окончание работ запланировано на 2017 год.

На сегодняшний день на промышленном полигоне всей Северной ж.д., который включает 10 основных и 13 оборотных депо, электронный маршрут машиниста оформляется через электронный терминал самообслуживания (ЭТСО) при явке бригады на работу (маршрут включает в себя оформление явки членов л/бригады, учет результатов прохождения предрейсового медицинского осмотра, прохождение инструктажа, дату выдачу и окончательного формирования ЭММ после окончания поездки).

При закрытии маршрута на терминале производится считывание файла поездки с модуля памяти, после чего файл поездки автоматически объединяется с маршрутом машиниста по признаку «дата, табельный номер машиниста» и преобразовывается в стандартизированный формат. При этом происходит предрасшифровка и деление файлов по поездкам в соответствии с оформленным ранее маршрутом машиниста. После этого сформированный маршрут машиниста и файл поездки попадают на сервер Ярославского ИВЦ для хранения. С сервера предрасшифрованные файлы поездок попадают в автоматическую расшифровку, позволяя экспертам-аналитикам корректировать (принимать или отклонять) выявленные в автоматическом режиме нарушения.

Программное обеспечение АСУТ НБД-2 интегрировано с базовыми информационными системами ОАО «РЖД».

АСУТ НБД-2 получает информацию:

– о временных и постоянных ограничениях скорости движения на участках обращения;

– о маршрутах машиниста;

– о локомотивном парке (электронный паспорт подвижного состава, оборудования и устройств безопасности);

– электронные карты полигонов обращения.

Выходной информацией АСУТ НБД-2 являются сведения о:

– выявленных инцидентах и событиях;

– допуск к поездке с учетом личных профилей безопасности при оформлении электронного маршрута;

– нарушениях, допущенных бригадой;

– выявленных технологических нарушениях и отказах технических средств.

Технологическое развитие АСУТ НБД-2 в 2016 году будет включать в себя четыре основных направления.

1. Реализация подсистемы работы с персоналом (профиль безопасности, рейтинг локомотивных бригад (ЛБ), адресное обучение). Работа с персоналом выполняется через ЕК АСУТР, что позволяет реализовать персональный подход к обучению бригад, барьерные функции допуска к поездке, исключить расхождение информации с отделами кадров депо и обеспечить соблюдение закона РФ о хранении персональных данных.

2. Развитие системы автоматической расшифровки. Сокращение операций, выполняемых аналитиком-расшифровщиком с целью исключения влияния человеческого фактора при выявлении нарушений безопасности движения.

3. Запрет на закрытие маршрута машиниста без модулей памяти для локомотивов, оборудованных устройствами безопасности (УБ). Эта доработка не позволит закрыть маршрут машиниста без файла поездки, что обеспечит обязательное наличие файла поездки для каждого маршрута.

4. Проверка работоспособности модуля перед поездкой, запись электронной карты полигона обращения (ЭКПО) и предупреждений об ограничениях скорости движения на картридж. Позволит сократить количество случаев потери информации о файлах поездок в связи заведомо неисправными картриджами.

Электронный терминал самообслуживания АСУТ НБД-2

Система АСУТ НБД-2 и ЭММ с использованием терминала обеспечивает:

– открытие и закрытие маршрута;

– привязку файла поездки к ЭММ;

– передачу файла поездки в АСУТ НБД-2;

– автоматическое заполнение данных о расходе топливно-энергетических ресурсов ТЭР;

– проведение предрейсового инструктажа;

– проверку работоспособности картриджа, получение предупреждений об ограничениях скорости движения (в перспективе).

АСУ ЦОУБ

В настоящее время на базе локомотивных ремонтных депо Дирекции по ремонту тягового подвижного состава созданы Центры по обслуживанию и ремонту устройств безопасности.

В связи с этим остро встал вопрос адаптации существующих информационных систем, отвечающих за техническое состояние, к новой организационной структуре.

Для этого в настоящий момент ЗАО «ОЦВ» ведет разработку и внедрение информационных систем управления локомотивным парком. Одним из приоритетных направлений является разработка и внедрение автоматизированной системы управления центрами по обслуживанию устройств безопасности (АСУ ЦОУБ).

Основная цель создания Центров – контроль выполнения регламента обслуживания устройств безопасности на всем протяжении их жизненного цикла.

Информацию о техническом состоянии устройств безопасности, состоянии локомотивов и случаях расследования сбоев работники данных центров собирают из разных информационных систем ОАО «РЖД», таких как ЕС ПУЛ, АС ЭП, АСУТ НБД, АСУ Ш-2 (КЗ АЛСН) и т.д., что требует определенных затрат времени на поиск и обработку необходимой информации, кроме того, полученные результаты в силу специфики работы информационных систем могут отличаться и требуют дополнительной проверки и анализа.

Создание (АСУ ЦОУБ) позволит:

– своевременно выявлять нарушения в регламенте обслуживания устройств безопасности;

– оперативно реагировать на сбои и нарушения, выявленные в процессе эксплуатации устройств безопасности;

– контролировать изменения состава и технического состоянии парка устройств безопасности независимо от дислокации устройств безопасности;

– контролировать проведение проверок и ремонтов устройств безопасности с использованием исправных диагностических стендов и оборудования.

Обеспечение полноты и достоверности предоставленной информации осуществляется за счет интеграции АСУ ЦОУБ с существующими информационными системами ОАО «РЖД»:

– интеграция с Электронным паспортом локомотива позволяет получать сведения по бортовым устройствам безопасности (УБ) и месту их дислокации для пономерного выделения устройств, имеющих неисправность, а также производить их замену с использованием информации АС ЭП (электронным паспортом локомотива). В ЭП передаются сведения о поверках и ремонтах устройств безопасности на этапе их обслуживания;

– интеграция с АСУТ НБД (АСУШ-2, АСУТ НБД-2) позволяет получать сведения о сбоях, выявленных в процессе эксплуатации локомотива, и передавать из АСУ ЦОУБ в АСУТ НБД результаты расследования причин сбоя в ремонтных локомотивных депо;

– контроль дислокации локомотива по данным АСОУП позволяет своевременно оповещать работников ремонтных предприятий о заходе локомотивов, у которых был сбой УБ, для проведения проверок и выявления неисправности;

– передача в АСУТ ТП сведений о техническом состоянии, сроках поверок и ремонтов УБ позволяет настроить логические барьеры по выдаче локомотивов с неисправными бортовыми устройствами безопасности. Получение информации о техническом состоянии диагностических стендов УБ позволяет настроить логические барьеры, которые не допускают проведения диагностики УБ на неисправном оборудовании;

– интеграция с автоматизированной системой управления бюджетированием (АСБУ) позволяет получать данные по запланированным и фактически израсходованным средствам на поверку устройств безопасности, приобретение подменного фонда, запасных частей и расходных материалов, применяемых при обслуживании и ремонте устройств безопасности.

Этапы работы АСУ ЦОУБ

Получение информации по сбою устройств безопасности при заходе локомотива на предприятие сервисного обслуживания. На данном этапе существуют два источника получения информации:

– АСУТ НБД (по данным расшифровки скоростемерных лент);

– ТУ-152 (ввод информации электромехаником депо ремонта).

Диагностика

На данном этапе производится проверка работоспособности УБ и, соответственно, подтверждение либо отклонение наличия сбоя, фиксируются произведенные работы с адресной ответственностью, а также принимаются решения о:

– замене УБ;

– постановке локомотива на НР.

Передача сведений о проведенной проверке и ее результатах в:

– депо приписки локомотива;

– депо приписки бригады;

– депо ремонта УБ.

Дальнейшее расследование заключается в контроле полноты проведенной проверки, анализе выявленных неисправностей, определении вины и назначении мероприятий, после чего все сведения передаются в АСУТ НБД.

АСУ ПРИГ

В заключение изложим реализованные решения по модификации АСУТ для решения задач моторвагонного комплекса. Известно, что до настоящего времени в моторвагонном комплексе специалистами моторвагонного депо самостоятельно осуществлялось планирование работы локомотивов и локомотивных бригад, а также формирование графиков оборота подвижного состава и локомотивных бригад.

В связи с этим возникла необходимость модернизации системы АСУТ для оптимальной работы моторвагонного комплекса путем автоматизации задач, лежащих в зоне ответственности Дирекции моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД».

В 2015 году комплекс АСУТ был модифицирован, и теперь в число его функциональных возможностей входят:

– планирование работы моторвагонного подвижного состава;

– планирование работы локомотивных бригад;

– оперативное управление локомотивными бригадами;

– оперативное управление моторвагонным подвижным составом;

– исключение допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» персонала локомотивных бригад с недопустимыми характеристиками сотрудников (как индивидуальными, так и по совместимости сотрудников между собой) и с нарушениями режима домашнего и междусменного отдыха;

– исключение допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» составов электропоездов с недопустимыми характеристиками по межремонтным пробегам и техническому состоянию;

– оперативное информирование диспетчерского аппарата, отвечающего за управление работой моторвагонного подвижного состава, об инцидентах с составами и бригадами, угрожающими безопасности движения.

© Евразия Вести XII 2015



XII 2015

Евразия Вести XII 2015

Безопасность - основа работы железнодорожного транспорта

Обеспечить гарантированную безопасность и надежность перевозочного процесса

Уникальный партнер ОАО «РЖД»

Безопасность движения должна стать еще более управляемой

О действиях Профсоюза по вопросу усиления безопасности движения поездов

Ответственность автотранспортников за безопасность на переездах надо воспитывать сообща

Эффективность и качество обеспечения безопасности движения

В поисках эффективных путей повышения уровня безопасности движения

Безопасность движения - основа дальнейшего развития железнодорожной отрасли

КТС СНГ: интеграция, результативность, созидание

Скрепления АРС и ЖБР на сети дорог ОАО «РЖД»

Инновации в развитии железобетонного основания верхнего строения пути

Росжелдорпроект: проектируем будущее сегодня

Диагностика и экономика

Современные технические средства на службе безопасности движения

Вектор развития диагностики

Дефектоскопы РДМ-ВИГОР - средство обеспечения безопасности движения

Локомотивная аппаратура комплекса информационного обеспечения САУТ

Повышение киберзащищенности МПСУ ЖАТ

Перспективы развития функционала и повышения безопасности

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести