Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Версия для печати
Обсудить в форуме

Композиционные материалы производства «АпАТэК» на линиях метрополитенов

С момента своего создания в «АпАТэК» успешно реализуется основополагающий принцип деятельности – сочетание фундаментальной науки с прикладными исследованиями и практической работой на предприятиях, занимающихся серийным производством изделий.

Об основных направлениях деятельности «АпАТэК», которыми являются создание и производство изделий для железнодорожной и машиностроительной отраслей, метрополитенов, а также строительства и инфраструктуры городского хозяйства, мы попросили рассказать генерального директора компании, доктора технических наук, профессора, почетного железнодорожника РФ Андрея Евгеньевича Ушакова.

Композиционные материалы производства «АпАТэК» на линиях метрополитенов
Композиционные материалы производства «АпАТэК» на линиях метрополитенов
«АпАТэК» представляет в РФ один из немногих примеров предприятий, на которых реально осуществляется прорыв в новых технологиях и материалах, которые разрабатывались и применялись для создания высокоэффективных авиационных конструкций в железнодорожном и городском транспорте, а также в строительстве.

Основными партнерами по выполнению заказов федерального уровня в настоящее время являются ОАО «Российские железные дороги», ГК «Автодор», Московский метрополитен, ОАО «Уралвагонзавод».

По заданию Департамента пути и сооружений МПС РФ с 1993 года по настоящее время НПП «АпАТэК» выполнил более 30 работ по программам НИОКР.

НПП «АпАТэК» – участник многих международных конференций и выставок. На международных ежегодных выставках композиционных материалов и технологий «JEC» (Париж) в предыдущие годы были получены следующие награды:

– в 2002 году «АпАТэК» был удостоен первой премии за разработку и массовое внедрение в инфраструктуру железнодорожного транспорта композитных электроизоляционных накладок для изолирующих стыков железнодорожных рельсов;

– в 2007 году «АпАТэК» завоевал гран-при на выставке «JEC» (Париж) за создание и внедрение конструкции стеклопластиковых водоотводных лотков для железных дорог России, став дважды лауреатом этой награды. Такое случилось впервые в истории этого международного форума;

– в 2011 году компания «АпАТэК» стала финалистом конкурса инновационных технологий за внедрение волноотбойных стен из композитных материалов;

– в 2014 году компания «АпАТэК» в третий раз был удостоен первой премии JEC Awards в номинации «Железнодорожный транспорт» за достижения в области изготовления крупногабаритных конструкций из композиционных материалов в конкурсном проекте «Кузов из композиционных материалов вагона-хоппера». В настоящее время компания «АпАТэК» является единственным трехкратным обладателем первой премии JEC Awards.

Представители компании участвуют в проводимых московским метрополитеном научно-технических советах, а также принимали участие в первой международной конференции «Интерметро 2015», где «АпАТэК» представил доклад об опыте и перспективах применения композиционных материалов на строящихся и действующих линиях метрополитенов.

В настоящее время НПП «АпАТэК» разработал и поставляет на железные дороги и метрополитены России, Китая, Венгрии, стран Балтии и ближнего зарубежья свою продукцию с применением композиционных материалов.

Композитные накладки

С 1993 г. по заданию Департамента пути и сооружений МПС РФ «АпАТэК» совместно с ВНИИЖТ и ПТКБ ЦП МПС РФ разработал различные варианты композитных накладок для изолирующих стыков железнодорожного пути. С этого времени предприятие выполняет заказы ОАО «РЖД», метрополитенов различных городов и стран, обеспечивая внедрение новых конструкций изолирующих стыков с целью повышения надежности рельсовых цепей и безопасности движения железнодорожного транспорта.

Композитные накладки по ОСТ 32.169-2000 «АпАТэК» предназначены для электрической изоляции стыков железнодорожных звеньевых и бесстыковых путей с рельсами всех типов и характеризуются высокими прочностными и усталостными характеристиками, коррозионной стойкостью и низким влагонасыщением, стойкостью к кислотам и щелочам, нефтепродуктам и маслам. Их применение в изолирующих стыках обеспечивает безусловное выполнение требований по безопасности движения, надежности и эксплуатационной технологичности магистралей, а также значительно снижает эксплуатационные расходы при содержании пути за счет длительного срока службы, небольшой массы и простоты монтажа в любых климатических условиях.

Общее количество внедренных накладок данного типа на железных дорогах России, стран СНГ и Балтии, Монголии, Австралии, США, Индонезии, метрополитенах РФ и ближнего зарубежья составило более 850 тысячи комплектов.

С 1994 г. на метрополитены России и стран ближнего зарубежья поставлено более 31 тысячи комплектов изолирующих накладок производства «АпАТэК», максимальная наработка установленных в метрополитенах накладок составляет порядка 300 млн т/бр, на сети железных дорог – более 1 млрд т/бр пропущенного груза.

Клееболтовые изолирующие стыки с металлокомпозитными накладками

Клееболтовые изолирующие стыки с металлокомпозитными накладками по ТУ 32ЦП829-98 предназначены для электрической изоляции одного блок-участка от другого на магистральных железных дорогах и обеспечивает эксплуатацию бесстыкового пути во всех интервалах температур России на весь период до капитального ремонта. Общее количество внедренных накладок данного типа на железных дорогах России, стран СНГ и Балтии, Евросоюза, Китая, метрополитенах РФ составило более 112 тысяч комплектов.

На сегодняшний день на Московский метрополитен поставлено 172 металлокомпозитные накладки «АпАТэК» для изолирующих стыков, которые эксплуатируются с 2005 г. в исправном состоянии, что было подтверждено их осмотром с участием представителей Московского метрополитена и сотрудников НПП «АпАТэК». Максимальная наработка установленных в метрополитене накладок составляет порядка 140 млн т/бр, на сети железных дорог – более 1 млрд т/бр пропущенного груза.

Сборный изолирующий стык с металлокомпозитными накладками

Для расширения номенклатуры изолирующих стыков и решения проблемы намагничивания концов рельсов в проблемных изолирующих стыках совместно с ПТКБ ЦП в 2013 г. разработаны новые конструкции: сборный изолирующий стык с металлокомпозитными накладками «АпАТэК Р65 ВПМ» ЦП 554.010 ТУ.

Наибольшей эффективностью данные накладки характеризуются при установке в изолирующие стыки с высоким уровнем намагниченности концов рельсов, так как имеют массивный металлический сердечник, который шунтирует магнитное поле стыкуемых рельсов и предотвращает налипание металлической стружки – окалины, что обеспечивает высокую надежность работы рельсовых цепей.

Данные накладки поставляются с 2014 г. на сети железных дорог России и стран Балтии (3460 комплектов), на Московский метрополитен в 2014 г. поставлено 114 штук.

В 2015 г. проводился осмотр данных стыков в Московском метрополитене, который показал, что накладки эксплуатируются в технически исправном состоянии, нарушений в работе рельсовых цепей по причине неисправности накладок за период эксплуатации с момента их установки не было.

Для обеспечения качества изготавливаемых накладок всех типов выполняются следующие процедуры:

– во-первых, полный контроль технологических процессов и применяемых материалов;

– во-вторых, лабораторные и натурные испытания образцов, накладок и изолирующих стыков в аккредитованных испытательных центрах с последующим оформлением протоколов и паспортов на выпускаемую продукцию.

Кронштейн тоннельный из композиционных материалов для подвески контактного рельса

В 2006 году была разработана конструкция кронштейна тоннельного из композиционных материалов для подвески контактного рельса (ТУ 3494-001-93660864-06, 3494-031-93660864-2015, 3494-032-93660864-2015).

Разработанная нашим предприятием конструкция имеет ряд преимуществ перед металлическими аналогами:

– высокая эксплуатационная надежность и длительный срок службы – не менее 40 лет;

– обеспечение бесперебойного токосъема с контактного рельса при установленных скоростях движения и токовых нагрузках в любых атмосферных условиях;

– незаменимость при эксплуатации во влажной среде (в местах течей сводов тоннелей вблизи контактного рельса, в местах с обводненными шпалами и пр.) из-за их высокой электроизоляционной надежности;

– продолжительные межэксплуатационные интервалы, затраты минимума времени для переборки узла подвески контактного рельса.

В 2014–2015 гг. на основании предложений ГУП «Московский метрополитен» внесены изменения в конструкцию и комплектность поставки кронштейна тоннельного для рельсов типа Р-50 и разработана новая конструкция кронштейна для применения на рельсах типа Р-65.

На основании этой работы разработаны и согласованы с метрополитеном новые технические условия на кронштейны двух типов для их поставок на линии Московского метрополитена.

Всего на Московский, Петербургский и Минский метрополитены с 2007 года были поставлены более 13 тысяч комплектов кронштейнов. Имеются положительные отзывы эксплуатирующих организаций по кронштейнам тоннельным производства АпАТэК.

Скоба изолирующая из композитных материалов

В 1998 г. НПП «АпАТэК» была разработана скоба изолирующая из композитных материалов по ТУ 3494-036-11567537-02 для кронштейна подвески контактного рельса. Были проведены все необходимые испытания на прочность, трекингостойкость и другие служебные требования к скобе. На основании Акта эксплуатационных испытаний и протоколов приказом № 313 от 11.11.1998 г. скобы из КМ были введены в постоянную эксплуатацию.

В 2005–2006 гг. на основании результатов эксплуатации была модернизирована конструкция узла подвески из стеклопластика для крепления контактного рельса. Впоследствии были разработаны и утверждены у Заказчика технические условия на «узел подвески из стеклопластика с противоугонными свойствами для контактного рельса» (ТУ 3494-021-93660864-2010).

Узлы подвески, изготовленные на нашем предприятии, были поставлены на Московский, Петербургский, Минский, Нижегородский и Новосибирский метрополитены общем количеством более 16 тысяч комплектов.

По каждому из изделий были проведены соответствующие испытания на механическую и статическую прочность на основании разработанных НПП АпАТэК методик. Все испытания проводятся в аккредитованных испытательных центрах с оформлением соответствующих протоколов. Результаты проведенных испытаний и мониторинга продукции показали высокую эксплуатационную надежность и низкие эксплуатационные затраты.

Выдвижная вышка и сборно-разборные подмости

По заказу ГУП «Московский метрополитен» в 2015 г. нашим предприятием проведена работа по проектированию и изготовлению выдвижной вышки и сборно-разборных подмостей, служащих для проведения работ в сетях освещения и на светильниках, в том числе находящихся под напряжением, и для других видов работ на станциях метрополитена. Разработанная «АпАТэК» конструкция характеризуется высокими диэлектрическими свойствами и высоким уровнем мобильности и безопасности. В частности, конструкции вышки и подмостей рассчитаны на новые требования к системам обеспечения безопасности в соответствии с приказом Минтруда России «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте» от 28.03.2014 г.

Для хранения подмостей и вышки предложена конструкция декоративного укрытия, которое монтируется между колоннами станций и имеет внешний вид, имитирующий мрамор.

Данные конструкции прошли все необходимые испытания и готовы к эксплуатации в Московском метрополитене.

© Евразия Вести III 2016



III 2016

Евразия Вести III 2016

«ЭлектроТранс 2016» взгляд в будущее

Главные приоритеты – комфорт, удобство и безопасность

Чтобы в пробках не застрять, в метро скорее пересядь

На передовых позициях в обслуживании пассажиров

Новые сервисы - пассажирам метро

«Миитовская» глава в истории Московского метрополитена

Метрополитены всех стран, объединяйтесь

Комплексная диагностика инфраструктуры метрополитенов

Безопасность превыше всего

Старейшее предприятие с современными технологиями

Что поможет поднять эффективность эскалаторостроения

Электрический транспорт собирается на «ЭлектроТранс-2016»

Дефектоскопы «РДМ-ВИГОР» на службе безопасности движения в метрополитенах

Реставрация в Московском метрополитене

Вибрация и шум уходят в прошлое

«СИДАЛ ГРУПП»: современные методы обеспечения эксплуатационной надежности ответственных сооружений

«Элером» гарантирует надежность и качество

Инновационные технологии снижения рисков возникновения аварийных ситуаций

Гидроизоляция: важная составляющая в реконструкции метрополитена

НИИЭФА-ЭНЕРГО: инновационный производитель из северной столицы

Системы ЖАТ для Московского метрополитена

Современные системы обеспечения безопасности движения городского рельсового транспорта

Тренажеры ПФ «Логос» на службе машинистов метрополитенов

Компания Tines: эффективные решения для метрополитена

InnoTrans 2016: мировой лидер железнодорожной выставки

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести