Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

История Грузинской железной дороги

Грузинская железная дорога – одна из важнейших частей Евроазиатского транспортного коридора, связывающая Европу с Центральной Азией. Идея построения железнодорожного пути появилась в 30-е годы XIX века. Строительство дороги в Закавказье для соединения Черного и Каспийского морей, сооружение порта на Черном море в 1861 году предложил наместник Кавказа князь А.И. Барятинский.

В 1868 году царь Петр II распорядился создать специальный временный комитет для сбора топографических и статистических сведений и позднее издает Высочайшее повеление о строительстве магистрали.

История Грузинской железной дороги
История Грузинской железной дороги
История Грузинской железной дороги
История Грузинской железной дороги
Строительство железнодорожной магистрали началось в 1865 году. К открытию дороги закуплены паровозы системы Ферли, изготовленные заводами Авонзид и Йоркшир. Первый поезд прошел по магистрали длиной 132 км 21-го августа 1871 года по участку Поти – Квирила (ныне Зестафони). Среди почетных пассажиров поезда, отошедшего рано утром из Поти, был Великий Князь Михаил Николаевич. При этом на участке Квирила – Межетубань поезда двигались только днем. К этому времени на дороге было 40 паровозов английской постройки, а также 138 пассажирских и 624 товарных вагона и платформы (то есть 14 паровозов на 100 км пути и 19 вагонов на паровоз). Однако днем рождения Грузинской железной дороги считается 10 октября 1872 года, когда из Тбилиси в Поти прибыл первый поезд.

К 1872 году пропускная способность Сурамского перевала составила 16 пар поездов в сутки, а в 1886 году доведена до 21 пары со средним составом в 12– 14 груженных товарных вагонов при паровозах Ферли. К открытию дороги закуплены 13 товарно-пассажирских танк-паровозов завода Йоркшир колесной формы 0-2-2 и 25 товарных танк-паровозов того же завода колесной формулы 0-3-2. На более ровных участках они работали в одиночку, а на сложных сцеплялись на манер «тяни-толкай».

В 1872 году создается акционерное общество Грузинской железной дороги. Акции успешно размещаются на Лондонской бирже и приносят необходимый капитал. Для железной дороги паровозы из Англии начинают поставлять с осени 1875 года.

Строительство железной дороги развивалось быстрыми темпами. Строятся железнодорожные ответвления: Риони – Кутаиси, Самтредия – Батуми, Риони – Ткибули и Зестафони – Чиатура. Строительство Ципского двухпутного тоннеля, который даже сегодня относится к уникальным строениям, завершилось 16 сентября 1890 года.

Ко второму этапу строительства Грузинской железной дороги относится железнодорожная линия Тбилиси – Баку, которая так же была частью Евроазиатского коридора. Железнодорожная линия Тбилиси – Баку в эксплуатацию вступила в 1883 году. Этот факт создал основу для экспорта Азербайджанской нефти из порта Батуми через Черное море на мировой рынок. В 1899 году открылось железнодорожное движение между Грузией и Арменией.

Следует отметить, что железные дороги способствовали развитию, прежде всего, нефтяной и марганцево-рудной промышленности. Железная дорога также способствовала подъему виноделия. В конце 1870-х по ней ежегодно перевозилось около 200 000 пудов вина.

Боржомское ущелье своими курортными условиями и знаменитой на весь мир минеральной водой «Боржоми» всегда представляло особый интерес. С целью коммерческой выгоды природного богатства Боржоми Великие Князья Романовы начали строительство железнодорожного участка Хашури – Боржоми, который в 1894 году вошел в эксплуатацию.

Узкоколейная дорога Боржоми – Бакуриани является одной из достопримечательностей Грузинской железной дороги. Ширина колеи составляет 900 мм. Одна из сложнейших по условиям строительства, железная дорога Боржоми – Бакуриани является первой узкоколейной дорогой общего пользования, которая позднее была полностью электрифицирована. Специально для данной дороги в Чехословакии был создан специальный узкоколейный электровоз ЧС 11, который по сей день можно увидеть только в Боржоми. С января 1902 года по узкоколейной железнодорожной линии Боржоми – Бакуриани проехала первая «кукушка», которая любителей спорта и туристов обслуживает по сей день.

Мост, который объединяет Цагвери с Цеми на железнодорожной линии Боржоми – Бакуриани, был заказан во Франции и сконструирован французским инженером Александр Густав Эйфелем. Мост привезли в Грузию в 1902 году и построили на реке Цемисцкали.

Одной из знаменательных дат в истории Грузинской железной дороги является 16 августа 1932 года. В этот день на Сурамском перевале прошел первый электровоз. С этого момента железнодорожные участки постепенно переходят на электрификацию. В ноябре 1967 года процесс электрификации всех участков Грузинской железной дороги, в том числе и узкоколейной линии Боржоми – Бакуриани, был полностью завершен.

С развитием ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства страны – садоводства, виноградарства, цитрусовых и чайных культур, началось строительство новых железнодорожных линий: Натанеби – Озургети, Броцеула – Цхалтубо, Сенаки – Ингири – Гали, Гали – Очамчире – Сухуми, Гори – Цхинвали.

Строительство железнодорожной линии Сухуми – Адлер, начавшееся во время Второй мировой войны, связало Грузинскую железную дорогу с Российской железнодорожной сетью. Строительство данного участка было завершено в 1949 году. В 1986 году 31 декабря завершилось строительство Марабда – Ахалкалакской железнодорожной линии. Следует отметить, что именно в Тбилиси 24 июля 1935 года открылась первая в мире детская железная дорога, которая существует по сей день. Детская железная дорога имеет конфигурацию кольца с тупиковым ответвлением к главной станции. Протяженность дороги составляет около 1200 метров.

Велико геополитическое значение железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, строительство которой завершится в ближайшее время. Этот путь соединит не только Грузию, Азербайджан и Турцию, но и станет мостом между Азией и Европой.

В ноябре 2019 года завершится проект модернизации дороги, который предусматривает полную реабилитацию железной дороги из Тбилиси до порта Батуми. В рамках проекта на участке Зестафони – Хашури строится новая 22-километровая дорога, а также 6 железнодорожных тоннелей общей длинной более 14 километров. В результате пропускная способность грузов от 27 миллион тон возрастет до 123 млн тонн в год, уменьшится время следования поездов. Стоимость проекта составляет 260 млн 126 тыс. швейцарских франков и уже проделано 32% работ.

Сложный географический рельеф Грузии вызвал строительство множества искусственных инженерных сооружений, число которых превышает 3700 единиц. Общая протяженность сети железнодорожной линии грузинской железной дороги составляет 2344, 2 километра.

На сегодняшний день «Грузинская железная дорога» – это одна из ведущих отраслей экономики Грузии. Железная дорога часть коридора ТРАССЕКА.

АО «Грузинская железная дорога», находясь в 100% государственной собственности, платит значительные дивиденды акционеру и является крупным налогоплательщиком страны, 95% прибыли которой приходит на грузовые перевозки. Железная дорога также является одной из самой большой работодательной компанией страны. На сегодняшний день в компании работает более 12 000 сотрудников.

В настоящее время «Грузинская железная дорога» осуществляет много крупномасштабных проектов, цель которых – увеличение эффективности системы грузовых перевозок. Компания также работает над расширением железнодорожной сети и стимуляцией интермодальных и пассажирских перевозок.

© Евразия Вести V 2016



V 2016

Евразия Вести V 2016

Российские железные дороги - взаимодействие и сотрудничество

Подводим итоги, делаем выводы

Связующее звено Евроазиатского транспортного коридора

Транспортные сети как развитие международных сообщений

Локомотив динамического роста национальной экономики

Инфраструктура - опора Компании

Надежность, качество и комфорт для пассажиров

Тесное взаимовыгодное сотрудничество

Профсоюз железнодорожников Грузии

Сервис, приемлемый для всех участников транспортного бизнеса

Современный подход к историческому прошлому

Росжелдорпроект: 10 лет на благо страны и железных дорог

Вместе к единой цели

На страже технического состояния вагона и безопасности перевозок

Важная составляющая безопасности перевозок

Подшипники «ЕПК-Бренко»: сделано и отремонтировано в Саратове

Под эгидой холдинга «Афина Паллада»

На принципах профессионализма и делового партнерства

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести