Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2016


Версия для печати
Обсудить в форуме

Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития

Эффективная работа железнодорожного транспорта невозможна без внедрения новых технологий, технических и управленческих решений при организации перевозочного процесса. А качественное содержание и развитие инфраструктуры обеспечивает выполнение задач, связанных с улучшением использования подвижного состава. При этом должно быть достигнуто снижение себестоимости перевозок и оптимизированы затраты на содержание устройств.

Об этих и других важных проблемах идет речь в статье старшего вице-президента ОАО «РЖД» – начальника Центральной дирекции инфраструктуры Геннадия Викторовича Верховых.

Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития
Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития
Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития
Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития
Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития
Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития
Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития
Инфраструктурный комплекс ОАО «РЖД» является определяющим звеном железнодорожного транспорта, существенно влияющим на себестоимость перевозок, скорость и безопасность движения поездов. Его основной задачей является готовность объектов и технических средств к оптимальному использованию пропускной способности, внедрение прогрессивных технологий в целях обеспечения эффективности перевозок.

В настоящее время инфраструктурный комплекс является крупнейшим в компании и включает в себя 8 отраслевых филиалов и 10 дочерних и зависимых обществ, обеспечивает текущую эксплуатацию, ремонт и обновление объектов, а также разработку нормативной и технической документации и ее своевременную актуализацию.

Для понимания нашей доли в компании приведу только одну цифру – филиалы, входящие в инфраструктурный комплекс, занимают в общей сложности 40% от всех расходов ОАО «РЖД» по перевозочным видам деятельности. И крайне важно, чтобы затрачиваемые средства приносили отдачу, работали на эффективность отрасли.

Курс на повышение эффективности

Основной задачей инфраструктурного комплекса является повышение эффективности производственной деятельности.

В соответствии со Стратегией научно-технического развития ОАО «РЖД» до 2020 года перед Центральной дирекцией инфраструктуры поставлены задачи повышения эффективности работы хозяйств, в том числе:

– применение новых технических решений и высокопроизводительных машин и механизмов;

– внедрение комплексных систем диагностики и мониторинга, малообслуживаемых конструкций инфраструктуры;

– пересмотр нормативной базы для утверждения обоснованных нормативов содержания инфраструктуры, в том числе отмену документов, утвержденных МПС СССР и МПС России, что позволит дифференцировать нормативы содержания инфраструктуры в зависимости от интенсивности ее использования;

– снижение стоимости жизненного цикла объектов за счет увеличения межремонтного срока и снижение затрат на текущее содержание инфраструктуры;

– подготовка инфраструктуры для организации скоростного и высокоскоростного движения, развитие тяжеловесного движения;

– разработка отраслевых стандартов содержания устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.

Задача пересмотра нормативов содержания инфраструктуры в зависимости от интенсивности ее использования поставлена перед ОАО «РЖД» на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта. Основные направления проводимой работы утверждены протоколами итоговых заседаний правления ОАО «РЖД» за 2013, 2014 и 2015 годы.

В 2014 году проведена актуализация методики классификации и специализации железнодорожных линий и согласован перечень нормативно-технических документов ОАО «РЖД», требующих пересмотра.

В 2015 году завершена работа по классификации железнодорожных линий в соответствии с актуализированной методикой и пересмотр нормативно-технических документов, регламентирующих содержание и ремонт объектов инфраструктуры.

С учетом проведенной классификации разработаны и утверждены новые нормативные документы:

– Положение о системе ведения хозяйства автоматики и телемеханики;

– Положение о системе ведения путевого хозяйства;

– Инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки;

– Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи;

– Правила содержания тяговых подстанций, трансформаторных подстанций и линейных устройств системы тягового электроснабжения.

В 2016 году продолжается актуализация нормативов по устройству и содержанию объектов инфраструктуры и норм затрат труда работников с учетом классификации и специализации железнодорожных линий.

Критерии для выбора класса:

– годовая приведенная грузонапряженность по железнодорожной линии (поездо-участку), млн т/км брутто/км;

– средняя за отчетный год техническая скорость движения грузовых поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч;

– средняя за отчетный год техническая скорость движения пассажирских (в том числе пригородных) поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч.

Критерии для определения специализации:

– размеры движения грузовых поездов, в том числе грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, а также, пар поездов в сутки;

– размеры движения пассажирских и пригородных поездов, пар поездов в сутки;

– установленная скорость движения высокоскоростных и скоростных пассажирских поездов, км/ч.

Важнейшим направлением научно-технического развития является разработка требований к элементам инфраструктуры, направленных на повышение эффективности работы инфраструктурного комплекса исходя из расчета жизненного цикла его объектов.

Поэтому, кроме организационно-технических задач, перед инфраструктурным комплексом поставлены цели по заметному снижению стоимости работ и повышению производительности труда. Предстоит добиться увеличения срока жизненного цикла самого пути, повышения качества содержания и ремонта всей инфраструктуры, снижения затрат на административно-управленческий персонал и сокращения непроизводительных потерь.

Новые технологии в содержании путевого хозяйства

Учитывая, что основную долю (55%) от общего бюджета Центральной дирекции инфраструктуры составляют затраты на путевой комплекс, главным ориентиром нашей работы стало увеличение продолжительности жизненного цикла верхнего строения пути и проведение работ по увеличению гарантийного срока службы всех его элементов до 700 млн т брутто, а назначенного ресурса до 1,5 млрд т брутто. Для реализации этой задачи проведена инвентаризация существующих технологических процессов в части ремонтов, текущего содержания и применяемых материалов.

В 2015 году мы полностью перешли на укладку рельсов высшей категории только российского производства и поставили перед отраслевой наукой (ОАО «ВНИИЖТ») задачу разработки комплекса мер по обеспечению нормативного срока службы рельсов по пропущенному тоннажу (в настоящее время 700 млн т брутто).

Применение 100-метровых рельсов высшей категории качества (ДТ – диффенцированно-термоупрочненные) позволит снизить количество сварных стыков, повысить прямолинейность рельсовой колеи, улучшить динамику и повысить эксплуатационный ресурс колеса и рельса.

Начиная с января 2016 года, ООО ЕвразХолдинг повысил гарантийный ресурс рельсов до 700 млн т брутто и вышел с предложением о повышении назначенного ресурса на рельсы категорий ДТ до 1,5 млрд тонн брутто.

Такие же задачи по срокам эксплуатации поставлены перед всеми производителями комплектующих для верхнего строения пути.

Разработана технология укрепления балластной призмы двухкомпонентной полиуретановой системой, что позволяет повысить безопасность движения, в том числе в кривых малого радиуса, обеспечить стабильность рельсовой колеи и очертаний балластной призмы, снизить затраты на шпалоподбивочные работы и на работы по выправке пути.

С целью испытания данной технологии на Забайкальской железной дороге проводятся работы по укреплению плеча балластной призмы в кривых малого радиуса вяжущими материалами в объеме 6 км на участках: Жипхеген – Хилок, Кручина – Новая, Кудала – Чита-1, Размахнино – Солнцевая – Казаново.

Одним из направлений работы является повышение надежности, долговечности железобетонных шпал, изготавливаемых на автоматизированных высокотехнологических линиях «OLMI», в частности доведения их срока службы до 50 лет и назначенного ресурса до 1,5–2,0 млрд т брутто.

Перед нами и производителями элементов верхнего строения пути также стоит задача по повышению гарантийной наработки до 700 млн т брутто и назначенного ресурса до 1,5 млрд тонн брутто пропущенного груза на элементы промежуточных рельсовых скреплений. Пока применяемые конструкции рельсовых скреплений имеют недостаточный ресурс, по отдельным элементам он составляет всего 100–200 млн/т брутто или не более 5 лет.

Завершаются стендовые ресурсные испытания узлов рельсового скрепления ЖБР-65Ш на 1,5 млрд т брутто наработки тоннажа. Также на стадии завершения работы по сертификации скреплений ЖБР-65Ш и ЖБР-65ПШМ.

Принято решение о внесении в технические условия на все элементы скрепления АРС показателя надежности по гарантийному до 700 млн т брутто и назначенному ресурсу до 1,5 млрд т брутто. В то же время остаются не решенными вопросы ремонтопригодности, механизации скрепления АРС. В настоящее время данная работа продолжается с их производителями.

Кроме этого, налажено производство элементов рельсовых скреплений из инновационного материала термополиуретана. Проведены заводские испытания на соответствие заявленному ресурсу, получены положительные результаты. С целью испытания таких изделий будет проведена их апробация на опытных участках железных дорог.

Аналогично ведутся испытания новых конструкций пути для скоростного и высокоскоростного движения. На Экспериментальном кольце ВНИИЖТ проводятся ресурсные испытания безбалластных конструкций пути четырех производителей.

Одновременно ведется эксплуатационное наблюдение и отрабатывается технология текущего содержания безбалластного пути на перегоне Тосно – Саблино Октябрьской железной дороги и в тоннелях на участке Адлер – Красная Поляна.

По результатам испытаний будут выбраны конструкции с наиболее качественными характеристиками для применения на инфраструктуре железных дорог.

Эффект от внедрения инноваций

Продолжая развивать тему эффективности применения новых разработок в инфраструктурном комплексе, хочу отметить положительные результаты от использования высокопроизводительных машин, что позволило значительно сократить количество «окон» на выполненный объем ремонтно-путевых работ.

В качестве примера можно отметить работу инновационных щебнеочистительных машин ЩОМ-1600, RM-95RF, которые позволили увеличить производительность вырезки и очистки щебеночного балласта в 1,5–2 раза, в сравнении с находящимися в настоящее время в эксплуатации щебнеочистительными машинами типа ЩОМ-6, RM-80, средняя выработка которых за час «окна» составляет 112–125 метров. А средняя выработка машины RM-95RF составила 180 м/ч, и ЩОМ -1600 – 400 м/ч.

При этом техника обеспечивает равномерное, качественное распределение щебня после очистки под рельсошпальной решеткой, при отсыпке очищенного балласта имеется возможность понижения пути на величину более 200 мм за счет работы контрольно-измерительной системы в автоматическом режиме (заглубление, поддержание заданного уклона).

Аналогичная ситуация и с выправочными машинами нового поколения. Применение Динамик 09-3Х (выработка 3300 шпал/ч) и Унимат 08-475/4S (700 шпал/ч) позволило увеличить производительность выправки по сравнению с машинами ВПР и ВПРС.

Всего же, в рамках реализации Программы по обновлению путейской техники, за последние пять лет приобретено без малого 5 тысяч специализированных машин для ремонта и обслуживания инфраструктуры. Это позволило пересмотреть подходы к технологии ремонта. Ее ключевыми принципами стали высокое качество планирования «окон» и выбор приоритетных участков для их проведения.

Важнейшим результатом реализации проектов последних лет явилось создание инновационной технологии проектирования ремонта и эксплуатации железнодорожного пути с использованием комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ) и внедрением координатных методов проектирования, ремонта и эксплуатации объектов инфраструктуры.

Принципиальное отличие такой технологии от действующей в настоящее время – это разработка проектов с выдачей цифровой модели пути (ЦМП) в ВКС, что дает возможность на весь период жизненного цикла устранять возникающие в процессе эксплуатации отклонения в его содержании не традиционными методами, а приведением пути в проектное положение при его техническом обслуживании.

Применение данной технологии позволит обеспечить сокращение издержек при проведении изысканий, в особенности на полигонах скоростного и высокоскоростного движения, оптимизацию использования путевых машин, значительную экономию средств на содержание пути за счет повышения качества работ, повышение эффективности контроля геометрических параметров пути на всех этапах жизненного цикла.

Получены результаты прохода вагона-путеизмерителя на участке Московской железной дороги Уваровка – Гагарин, отремонтированном по традиционной технологии, и на участке ремонта с использованием технологии КСПД ИЖТ Октябрьской железной дороги Академическая – Вышний Волочек. Видно, что положение пути в плане существенно отличается друг от друга – а это, прежде всего, влияет на вписывание подвижного состава. Там же приведены фактически измеренные горизонтальные ускорения. На перегоне Уваровке – Гагарин при скорости 130–140 км/час ускорения превышают норматив практически в 2 раза, на участке, с содержанием пути в проектном положении (Академическая – Вышний Волочек) на скорости 200 км/час величина непогашенного ускорения соответствует нормам.

Мы знаем, что это и снижение взаимодействия пути и подвижного состава, следовательно, сокращаются расходы на текущее содержание пути и обслуживание вагонов, увеличиваются межремонтные интервалы, повышается безопасность движения поездов.

Экономическая целесообразность и ориентация на клиента

Реализация указанных направлений приводит к изменениям технологий ремонта и содержания инфраструктуры, В хозяйстве автоматики и телемеханики для увеличения скоростей движения пассажирских поездов свыше 160 км/час без реконструкции действующей автоблокировки разработан комплекс устройств передачи информации на локомотив о состоянии блок-участков c использованием цифрового радиоканала АБТЦ-МШ.

Система характеризуется улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками благодаря уменьшению капитальных затрат по сравнению с другими системами, снижением эксплуатационных расходов на содержание и обслуживание, повышением коэффициента готовности за счет резервирования основных элементов и модулей, сокращением сроков проведения проектных работ и монтажа оборудования при вводе системы в эксплуатацию и эффективной реализации ее функций.

В хозяйстве электрификации и электроснабжения широко применяется система автоматизированного измерения параметров износа контактного провода (КП) путем оптического контроля контактной подвески «Износ», работа которого основана на принципе фиксации формы профиля изношенной части провода с последующим вычислением остаточной высоты или остаточной площади сечения, а также измерение положения КП относительно оси токоприемника. Данная система установлена на диагностических вагонах исследования контактной сети (ВИКС) и позволяет с минимальным привлечением персонала обеспечить точность измерений и предупредить нежелательные последствия обрыва проводов.

В хозяйстве пути основной задачей совершенствования технологических процессов является внедрение инновационных методов диагностики, обеспечивающих более качественный и достоверный контроль и сокращение использования съемных средств дефектоскопии рельсов.

Об изменениях в структуре управления хозяйством механизации я уже говорил выше, теперь коротко остановлюсь на проводимой работе в части организации системы контроля рельсов и оптимизации средств диагностики.

Разработанная новая система контроля способна обеспечить бесперебойность перевозочного процесса благодаря выявлению предотказного состояния и опасных отказов технических средств. Также изменение периодичности контроля рельсов, в первую очередь на малодеятельных участках пути и станционных путях, позволит оптимизировать парк техники и персонал для ее обслуживания, снизить отвлечения сигналистов и контролеров-обходчиков пути от их основной деятельности.

Все шире внедряется дефектоскопный диагностический комплекс «Спринтер» со скоростью контроля до 140 км/ч, тогда как до последнего времени максимальная скорость мобильных средств дефектоскопии рельсов не превышала 55 км/ч. Внедрение этого комплекса позволит заменить два существующих вагона-дефектоскопа и уменьшить эксплуатационные расходы, а ввод в эксплуатацию дефектоскопов нового поколения позволит перейти на полигонные технологии диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры.

Совместно с производителями мобильных диагностических средств идет разработка и поэтапный ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения по автоматизированной расшифровке данных видеоконтроля с целью передачи в электронный архив адресных видеофрагментов с выявленными отступлениями от норм на объектах инфраструктуры.

Кроме того, уже реализуется проект перехода работы мобильных путеизмерительных средств на полигонные технологии, в котором с 1 августа на пятнадцати маршрутах вагонов-путеизмерителей увеличены плечи обслуживания до 2065 км с охватом одновременно территорий 2–3 железных дорог и проверкой до 8200 км в месяц на 1 вагон при нормативе 3900 км. Это позволит оптимизировать существующий парк путеизмерительных вагонов.

А все вместе позволит полнее удовлетворять потребности экономики в необходимых объемах перевозок и соблюдении сроков доставки грузов.

2016 год в компании ОАО «РЖД» объявлен «Годом пассажира». Поставлена задача добиться точного выполнения графика движения, удовлетворенности пассажиров в качественном, комфортном обслуживании, и это для компании – приоритеты. Поэтому работа хозяйств инфраструктурного комплекса позволила в полном объеме обеспечить потребность в пассажирских перевозках, в том числе на высокоскоростной линии Москва – Санкт-Петербург, где ежедневно курсирует до 15 пар поездов.

Для работы с высокотехнологичным оборудованием, внедрения инновационных решений, Компании нужны высококвалифицированные молодые специалисты, люди новой формации, владеющие информационными технологиями и техникой, знающие современную экономику, менеджмент, право, обладающие лидерскими качествами и здоровыми амбициями.

Молодежь – наш стратегический актив, который поведет железнодорожную отрасль в будущее.

Ежегодно ряды работников ОАО «РЖД» пополняют более 6 тысяч выпускников, обучавшихся в учебных заведениях железнодорожного транспорта по договорам о целевой подготовке, из которых почти 4,5 тысячи трудоустраиваются на предприятия инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД».

Сегодня в ОАО «РЖД» работают свыше 221 тысячи работников в возрасте до 30 лет (27,3% от численности всего персонала). Доля молодежи в кадровом составе компании за последние десять лет увеличилась на 5%. Для нас это очень важный показатель. Все больше молодых людей осознанно связывают свою судьбу с железными дорогами. С каждым годом Компания становится все более привлекательной. Молодежь видит в нас не просто гаранта в обеспечении надежного места работы, уверенности в завтрашнем дне, но, прежде всего, возможность для профессионального и личностного роста.

© Евразия Вести IX 2016



IX 2016

Евразия Вести IX 2016

Совершенствование деятельности хозяйств инфраструктуры

Инновационные технологии - залог эффективности компании

Нормативное обеспечение инфраструктурного комплекса

Развитие систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

Инновационные технологии в Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры

Разработки ученых РГУПС внедряются на железных дорогах России и за рубежом

Надежность и эффективность, проверенные временем

Двадцать шесть лет эффективного развития и прогресса

Современное поколение путевых устройств САУТ

Цифровые технологии, импортонезависимость

20 лет успешного сотрудничества

Качественная современная продукция для пространства 1520

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести