Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2016


Версия для печати
Обсудить в форуме

Инновационные технологии - залог эффективности компании

Безопасное функционирование железнодорожного транспорта как сложной технико-технологической системы требует обеспечения согласованной технической политики на всех этапах жизненного цикла – создания, производства, эксплуатации, совершенствования существующих и разработки новых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.

Этим вопросам посвящена статья начальника управления автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Валерия Владимировича Аношкина.

Инновационные технологии - залог эффективности компании
Инновационные технологии - залог эффективности компании
Инновационные технологии - залог эффективности компании
Инновационные технологии - залог эффективности компании
Техническая политика в хозяйстве автоматики и телемеханики направлена на обеспечение:

– безопасности движения поездов – повышение безотказности, готовности, ремонтопригодности систем и устройств ЖАТ;

– обновления устройств и систем ЖАТ в целях повышения эффективности перевозочного процесса, уровня надежности работы оборудования и живучести систем, создания условий для внедрения в их работу новых информационных технологий;

– функциональности – обеспечение технической и технологической совместимости в работе устройств и систем ЖАТ;

– оптимизации капитальных и эксплуатационных затрат на строительство, модернизацию и техническое обслуживание.

Устройства сигнализации, централизации и блокировки – многофункциональны, являются инструментом по непосредственному управлению перевозочным процессом, позволяя при этом реализовывать функции диагностики состояния технических средств инфраструктуры.

В настоящее время на сети железных дорог России на 5030 станциях эксплуатируется 129 671 стрелок электрической централизации, 61 011 км автоблокировки, 42 944 км диспетчерской централизации, 40 878 км диспетчерского контроля.

На сети железных дорог 5,7 тыс. км двухпутных и многопутных перегонов не оснащены постоянно действующими устройствами для организации движения по неправильному пути по сигналам локомотивного светофора, что является сдерживающим фактором повышения пропускной способности при чрезвычайных обстоятельствах и выполнении ремонтно-путевых работ на перегонах.

Несмотря на значительное физическое и функциональное старение технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики в условиях роста объемов перевозок, хозяйство в полной мере обеспечивает задачи перевозочного процесса грузов и пассажиров с заданным уровнем безопасности.

В настоящее время в ОАО «РЖД» свыше назначенного срока службы (ЭЦ – 25 лет, АБ – 30 лет) эксплуатируются 87 774 стрелок или 68% от общего количества и 2503,3 км автоблокировки или 41% от общего количества.

Выделяемые в последние годы средства на обновление основных фондов хозяйства автоматики и телемеханики не учитывают их реального состояния и не обеспечивают требуемые объемы обновления. В сравнении с 2012 годом объем инвестиций в хозяйстве снижен на 3,8 млрд рублей.

При этом можно отметить, что применение современных технических средств ЖАТ оказывает значительное влияние на эффективность, на комплексное решение проблем по снятию инфраструктурных ограничений, приводит к положительному синергетическому эффекту и в других хозяйствах.

Только внедрение систем диагностики позволило выявить на сети за истекший год более 145 тысяч предотказных состояний устройств как в хозяйстве автоматики и телемеханики, так и в смежных хозяйствах.

Сейчас в компании «РЖД» наиболее актуальны вопросы оптимизации и повышения эффективности работы по всем направлениям: эффективности инвестиций и их адресности, эффективности при достижении заданных параметров перевозочного процесса, эффективности комплексной модернизации технических средств инфраструктуры.

Эффективность компании – это не километры, а доходность, в том числе и доходность для всех участников процесса. Задача ОАО «РЖД» – максимально эффективно перевозить грузы и пассажиров.

Управлением автоматики и телемеханики в условиях снижения объема перевозок, утверждения классификации железнодорожных линий приняты и реализуются меры по изменению нормативной базы в части внедрения технологии обслуживания устройств, норм расхода на материалы, расчета нормативов численности работников дистанций СЦБ и межремонтных сроков основных объектов учета, что позволит снизить нормативные затраты уже в 2017 году на сумму 3,252 млрд рублей, а фактические – на 1,5 млрд рублей.

Основные направления развития техники и технологии в области железнодорожной автоматики и телемеханики в России предусматривают повышение эффективности работы инфраструктурного комплекса, обеспечение надежности и безопасности перевозочного процесса, применение новых технических и технологических решений.

Разработанные и эксплуатируемые системы ЖАТ находятся в разной стадии развития, что связано с финансовыми, производственными, технологическими и инжиниринговыми возможностями разработчиков и изготовителей, а отчасти и от объемов внедрения. При этом системы решают конкретные, сравнительно узкие задачи, при их стыковке на объектах внедрения зачастую требуется разработка технических решений по их взаимной увязке из-за разнородности принципов их построения, несовместимости программного обеспечения и др.

В связи со снижением в последнее время, и, видимо, в перспективе, финансирования на модернизацию технических средств инфраструктуры Управлением автоматики и телемеханики прорабатываются вопросы снижения стоимости, избыточности оборудования ЖАТ, уменьшения стоимости программного продукта и другие меры.

В ближайшей перспективе создание новых и модернизация существующих систем ЖАТ могло бы вестись по следующим основным направлениям:

– на участках со средней грузонапряженностью и сроком службы устройств СЦБ в пределах 15–25 лет, в которых надежность напольных устройств с кабельной сетью имеют достаточный ресурс до списания, обновление технических средств ЖАТ может быть выполнено путем частичной модернизации действующего оборудования с различными вариантами частичной или полной замены релейной постовой аппаратуры, пультов-табло и наборной группы на микропроцессорную с сохранением исполнительной группы;

– применение удаленного управления объектами техническими средствами МПЦ, в т.ч. с функциями АЛСО, позволяющими выполнить интеграцию функций других систем, расширяемость системы при добавлении путевого развития без замены существующего оборудования;

– применение гибридных систем увязки МПЦ и РПЦ с возможностью управлениями парками с единого рабочего места;

– применение комплексов многостанционных (гибридных микропроцессорных, релейно-процессорных, релейных ЭЦ) систем управления на выделенном полигоне;

– применение систем управления движением поездов с дублированием каналов АЛС и безопасной передачи дополнительной информации на локомотив посредством цифровых систем технологической радиосвязи.

К наиболее ответственным объектам инфраструктуры, предназначенным для организации тактового пассажирского и грузового движения поездов, к системе управления и обеспечения безопасности движением поездов предъявляются самые высокие требования в части обеспечения безопасности, надежности и живучести системы, резервирования отдельных элементов и устройств и др.

Такого рода комплексная система управления движением поездов создана и в сентябре 2016 г. введена в эксплуатацию на Московском Центральном кольце (МЦК).

На МЦК действует в режиме перевозки пассажиров автоматизированная система управления движением АСУ МЦК, реализуя функции контроля и управления выполнением графика движения поездов.

Функции системы интервального регулирования движением поездов на перегонах, в состав которых включены главные пути станций, с интервалом до 2–3-х минут без строительства цифровой сети управления по радиосвязи выполняет микропроцессорная система автоблокировки. Функции управления приготовлением маршрутов на станциях – управление стрелками и сигналами, выполняет система микропроцессорной электрической централизации. Главные пути станции выделены и могут в режиме автоматизированного управления быть частью перегона.

Функции диспетчерского управления движением поездов с логическим контролем правильности работы технических средств и действий персонала выполняет диспетчерская централизация. Введена функция автоматического управления маршрутами на всех станциях участка, функция автоматического выявления конфликтных ситуаций и управления ими.

Для эксплуатации и сопровождения комплексной системы управления на МЦК целесообразна организация единого центра технической поддержки и консультационного обеспечения.

Из проектируемых и реализуемых в настоящее время инновационных технических решений в области автоматики и телемеханики можно выделить в первую очередь такие, как:

– система интегрированной релейно-процессорной централизации для автоматизации управления движение поездов на станциях и перегонах. Проекты реализуются на Северо-Кавказской (ст. Васильево-Петровская) и Московской ж.д. (участок Ивантеевка – Фрязино);

– система интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов по сигналам автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) с передачей данных по цифровому радиоканалу без применения рельсовых цепей (участок Болшево – Фрязино);

– частичная модернизация на участке Москва – Санкт-Петербург: перегон Тосно-Саблино (ЦМ КРЦ), станция Тверь (МПЦ с наложением на существующее ЭЦ);

– управление электроприводами и сигналами светофоров по радиоканалу (МПЦ Ebilock 950 на ст. Подмосковная);

– создание российской системы МПЦ с электронным управлением электроприводами и сигналами светофоров (ЭЦ-ЕМ на ст. Вырица);

– создание новой российской системы МПЦ (МПЦ-ЭЛ на ст. Избердей);

– создание комплексной системы интервального регулирования движением поездов КСИР с применением радиоблокцентра (на базе МПЦ Ebilock 950 на участке Биробиджан-2 – Ленинск);

– создание устройств киберзащиты (в составе МПЦ EBIlock 950 на ст. Киржач);

– создание типоряда устройств электропитания для различных систем ЭЦ, МПЦ и АБ (на Октябрьской, Дальневосточной, Приволжской ж.д., УЭП-У ОАО «ЭЛТЕЗА»);

– создание новой светодиодной светооптической системы для переездных светофоров с реальным контролем светимости и новой оптической линзой (Горьковская ж.д., ЗАО «Транс-Сигнал»).

При этом современные требования по оснащению техническими средствами ЖАТ модернизируемых магистральных железнодорожных линий (БАМ, Восточный полигон) определяют, в первую очередь, экономическую эффективность проекта, а в целом – минимальную стоимость жизненного цикла систем, снижение инвестиционных и эксплуатационных расходов.

Управление автоматики и телемеханики сотрудничает со многими разработчиками и производственными организациями. Учитывая вопросы, решаемые хозяйством автоматики и телемеханики на современном этапе, разработчикам, предприятиям-изготовителям железнодорожной техники целесообразно реализовать или усовершенствовать собственные производственные и технологические процессы в части возможности (в рамках реализации инвестиционных проектов) оборудования собственными техническими средствами участков железных дорог при их модернизации, сопровождения системы (технических средств) на всех этапах жизненного цикла, создания современного производства оборудования ЖАТ с организацией аттестованных испытательных комплексов для проведения тестовых (заводских) испытаний аппаратно-программных средств, создания и использования для проектирования современных комплексов САПР, высокой заводской готовности оборудования, решения вопросов импортозамещения – с учетом перехода на независимое (открытое) программное обеспечение, российские аппаратные средства, решения вопросов киберзащищенности и информационной безопасности аппаратно-программных средств.

Реализация поставленных задач позволит обеспечить надежную, эффективную работу хозяйства автоматики и телемеханики, повысить пропускные способности станций и перегонов при безусловном выполнении безопасности движения поездов.

© Евразия Вести IX 2016



IX 2016

Евразия Вести IX 2016

Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития

Совершенствование деятельности хозяйств инфраструктуры

Нормативное обеспечение инфраструктурного комплекса

Развитие систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

Инновационные технологии в Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры

Разработки ученых РГУПС внедряются на железных дорогах России и за рубежом

Надежность и эффективность, проверенные временем

Двадцать шесть лет эффективного развития и прогресса

Современное поколение путевых устройств САУТ

Цифровые технологии, импортонезависимость

20 лет успешного сотрудничества

Качественная современная продукция для пространства 1520

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести