Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2016


Версия для печати
Обсудить в форуме

Нормативное обеспечение инфраструктурного комплекса

Главный инженер проектно-конструкторское бюро инфраструктуры (ПКБ И) Виталий Михайлович Кайнов посвятил свою статью основным задачам нормативного обеспечения, стоящим перед инфраструктурным комплексом.

Нормативное обеспечение инфраструктурного комплекса
Нормативное обеспечение инфраструктурного комплекса
Нормативное обеспечение инфраструктурного комплекса
Проектно-конструкторское бюро инфраструктуры создано в 2015 году на основе нескольких отраслевых КБ. Проблемы нормативного обеспечения должны решаться комплексно, в рамках инфраструктуры в целом. Если рассматривать вопросы исключительно одного хозяйства, результат окажется однобоким, малоэффективным. Ведь конечный итог деятельности бюро – обеспечение перевозочного процесса нормативной и технической документацией. На перевозочный процесс работает вся инфраструктура, которая включает в себя более тысячи подразделений, где трудятся около 300 тысяч человек. Этот факт позволяет оценить масштабность задач.

Развитие нормативного обеспечения делится на несколько направлений, и в каждом специалисты бюро принимают самое непосредственное участие.

Как следует из выдержки Положения о ПКБ И, которое утверждено президентом «РЖД»: «Основными задачами бюро являются ... своевременное и качественное обеспечение потребностей инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» в нормативной и технической документации по эксплуатации и ремонту объектов инфраструктуры».

Таким образом, решение широкого круга задач по нормативному обеспечению обслуживания и ремонта технических средств инфраструктурного комплекса представляет собой наиболее значимую частью нашей деятельности.

В качестве подтверждения необходимо отметить, что из 192-х работ плана ПКБ И на 2016 год почти 140 (80%) напрямую связаны с созданием нормативной и технической документации, включая стандарты, правила, карты технологических процессов, технико-нормировочные карты, инструкции по охране труда.

Отдельной строкой идет документ высшего уровня – межгосударственный стандарт «Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок разработки, постановки на производство и допуска к эксплуатации». Тематика этого документа также охватывает инфраструктуру в целом.

Итак, каковы направления развития нормативного обеспечения?

Прежде всего, это – обеспечение организационных инноваций.

К ним следует отнести работу по созданию объединенных дистанций инфраструктуры (ИЧ), а в хозяйстве автоматики и телемеханики – выделение ремонтной составляющей путем формирования ремонтных дистанций СЦБ.

Об объединенных дистанциях более подробно чуть позже, а сейчас надо отметить, что формирование ремонтных дистанций позволит сократить издержки за счет оптимизации производственных процессов, снизить себестоимость ремонта, повысить как производительность труда, так и качество содержания технических средств ЖАТ, предотвратить отток квалифицированных специалистов.

Подтверждением тому – семилетний опыт функционирования Псковской дистанции СЦБ. Она обеспечивает проверку, регулировку, ремонт устройств СЦБ, сопровождение работ по модернизации пути, а также выполнение сопутствующих работ для эксплуатационных дистанций СЦБ на обслуживаемом участке. Работники дистанции удовлетворены условиями труда в большей мере, чем прежде; реализованы четыре функциональных проекта по оптимизации процессов дистанции с экономическим эффектом 12 млн рублей.

Возросла и эффективность взаимодействия ремонтной и эксплуатационных дистанций СЦБ, показателем которой служит снижение эксплуатационных отказов по трем дистанциям на 36 процентов.

Ощутив реальные положительные результаты, Октябрьская ДИ продолжает развивать это направление на участке Москва – Санкт-Петербург – Бусловская.

К сожалению, только Октябрьская ДИ использует такой подход для освобождения эксплуатационного штата от выполнения несвойственных ему функций, чтобы сосредоточиться на вопросах повышения надежности устройств, отвечающих за безопасность движения поездов. А ведь хозяйство автоматики и телемеханики в инфраструктуре является единственным, где ремонтная и эксплуатационная часть до сих пор не разделены.

Переходя к вопросу создания дистанций инфраструктуры, следует отметить, что уже не первый год работает Сочинская дистанция, организованная на базе Сочинской дистанции пути, Адлерской дистанции инженерных сооружений, Туапсинской дистанции СЦБ и Туапсинской дистанции электроснабжения.

Это была первая ласточка реализации комплексного подхода к проблемам обслуживания и ремонта объектов инфраструктуры с попыткой создания единого технологического процесса.

Следующим шагом в этом направлении стало формирование на Московской ДИ инфраструктурной дистанции, получившей теперь название МЦК – Московское центральное кольцо.

Работы по обслуживанию сложных микропроцессорных систем и инновационных устройств на конечном этапе предполагается передать на аутсорсинг, причем желательно – одной организации. Такой подход будет оправдан и с технических, и с экономических позиций.

Все инфраструктурные преобразования, безусловно, требуют соответствующего нормативного обеспечения. Наши специалисты принимают участие в этих работах. На МЦК мы причастны не только к нормативному, но и к техническому обеспечению работы устройств.

К организационным инновациям необходимо отнести задачу создания дистанций инфраструктуры на малодеятельных участках линий, а в масштабах сети на отдельных ДИ (например, Красноярской) предусматривается применение такого подхода и к участкам преимущественно с грузовым движением.

ПКБ И было поручено разработать технологии обслуживания объектов инфраструктуры на малоинтенсивных участках железнодорожных линий, а также алгоритм создания единых дистанций инфраструктуры для содержания объектов инфраструктуры на малоинтенсивных участках. Поставленные задачи выполнены.

В следующем направлении, которое можно назвать экономическим, надо выделить существенную часть нормативного обеспечения, связанную с классификацией железнодорожных линий.

К этому направлению относятся работы по корректировке нормативных документов инфраструктурных хозяйств, определяющих периодичность текущего обслуживания соответствующих устройств, и переработка таких документов, как положение о системе ведения хозяйства, виды и характеристики ремонтов и т.д. Экономическим это направление можно назвать потому, что результатом действий является конкретный экономический эффект, выражающийся в сокращении трудозатрат на техническое обслуживание.

Например, с 1 апреля нынешнего года введено в действие новое положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД». В нем предусмотрена новая ремонтная схема для путей 1 и 2 класса, позволяющая заменить реконструкцию пути сплошной заменой рельсов, сопровождаемой мероприятиями в объемах среднего ремонта.

Учитывая, что единичная стоимость среднего ремонта ниже стоимости модернизации (9,4 млн рублей и 24,5 млн рублей соответственно), данный вид ремонта позволяет восстановить дренирующие и прочностные свойства балластной призмы и обеспечить равноупругость подрельсового основания, а сплошная смена рельсов – «обнулить» пропущенный тоннаж.

Исходя из объемов работ, запланированных на текущий год, экономический эффект такого подхода оценивается в 24,6 млрд рублей.

К этому же направлению относятся разработанные в нашем бюро матрицы технических требований к железнодорожным линиям по классам и специализациям, а также матрицы требований к периодичности обслуживания технических средств, в том числе порядок устранения отказов технических средств на линиях различных классов и специализации.

Направление, также требующее максимально полного нормативного обеспечения, – внедрение систем мониторинга и технической диагностики. Это – одна из важных составляющих в деле создания современной системы технического обслуживания объектов инфраструктуры. Внедрение указанных систем позволит создать предпосылки для перехода от периодического техобслуживания объектов к обслуживанию по их состоянию. В этом вопросе лидером среди других инфраструктурных хозяйств является хозяйство пути.

Глобальные задачи в части диагностики и мониторинга стоят именно перед хозяйством пути. Действует отдельная программа развития систем диагностики и мониторинга объектов путевого хозяйства, рассчитанная на период до 2025 года. Ею предусмотрена полная автоматизация контроля состояния объектов в режиме «он-лайн», причем с использованием различных технических средств, преимущественно мобильных, совмещенных на одной единице подвижного состава.

Вопрос разработки документации на вновь водимые устройства выявил такую проблему: темпы создания технологических документов не всегда соответствуют фактическому внедрению новой техники и технологий. Как правило, разработчик всегда заинтересован в максимально быстром вводе устройств в эксплуатацию, отодвигая «бумажную» проблему на второй план. Это недопустимо. Перед вводом любого устройства в постоянную эксплуатацию служба должна потребовать представления полного комплекта эксплуатационной документации.

Логичен следующий вывод: чтобы решить задачу расширения нормативной базы, нужна консолидация усилий всех подразделений хозяйства и разработчиков новой техники, выполнить такую работу силами только нашего КБ невозможно.

Говоря о развитии нормативной базы, необходимо сказать о работе, проводимой Министерством транспорта РФ в части отмены документов МПС СССР и России.

Эта работа была начата еще в 2015 году. Документы по хозяйствам инфраструктуры рассмотрены в первоочередном порядке и в большинстве приняты к отмене (из 79 актов – 55). По хозяйству пути документы, необходимые для актуализации существующей нормативной базы, исключены из проектов приказа по причине несогласования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором).

В заключение – еще несколько соображений.

Безусловно, любая работа должна оцениваться, в первую очередь, по ее эффективности. Нормативное обеспечение в части документов, устанавливающих периодичность обслуживания устройств, естественно, имеют эффективность экономическую. То же самое относится к разработке технологий на инновационную технику. Скажем, создание технологии действия современной путевой машины приводит к нормативной минимизации обслуживающего ее персонала с одновременным увеличением объемов работ.

Однако не все работы имеют экономическую эффективность. Примером может служить разработка инструкций по охране труда, которые в большом количестве корректируются с установленной в «РЖД» периодичностью. В этом случае нужного говорить о повышении техники безопасности обслуживающего персонала. При развитии нормативной базы в части требований по обеспечению безопасности движения поездов также экономическая составляющая будет отсутствовать.

Кроме того, существенное количество работ, выполняемых нашими специалистами, относится к области обеспечения требований ПТЭ, федерального закона об обеспечении единства средств измерений (работы по метрологии) и т.п. Прямой экономический эффект в данном направлении определить не представляется возможным.

В общем случае, перед принятием решения о необходимости разработки, переработки или актуализации того или иного документа любого уровня инициатор разработки (заказчик) должен определить и цель задания, и какого рода эффект он планирует получить.

© Евразия Вести IX 2016



IX 2016

Евразия Вести IX 2016

Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития

Совершенствование деятельности хозяйств инфраструктуры

Инновационные технологии - залог эффективности компании

Развитие систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

Инновационные технологии в Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры

Разработки ученых РГУПС внедряются на железных дорогах России и за рубежом

Надежность и эффективность, проверенные временем

Двадцать шесть лет эффективного развития и прогресса

Современное поколение путевых устройств САУТ

Цифровые технологии, импортонезависимость

20 лет успешного сотрудничества

Качественная современная продукция для пространства 1520

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести