Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ТРАНСЖАТ 2016


Версия для печати
Обсудить в форуме

Разработки ученых РГУПС внедряются на железных дорогах России и за рубежом

В Ростове-на-Дону 5–7 октября 2016 г. состоится восьмая Международная научно-практическая конференция «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» «ТрансЖАТ-2016». Накануне этого события представители редакции транспортной газеты «Евразия Вести» встретились с руководством Ростовского государственного университета путей сообщения – одного из организаторов конференции.

На вопросы нашего корреспондента отвечали ректор РГУПС, доктор технических наук профессор Владимир Дмитриевич Верескун, заведующий кафедрой «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» РГУПС, доктор технических наук профессор Игорь Давидович Долгий и декан факультета «Информационные технологии управления» РГУПС, доктор технических наук профессор Мария Александровна Бутакова.

В.Д. Верескун
И.Д. Долгий
М.А. Бутакова
Разработки ученых РГУПС внедряются на железных дорогах России и за рубежом
Разработки ученых РГУПС внедряются на железных дорогах России и за рубежом
– Уважаемый Владимир Дмитриевич, расскажите, как университету удается занимать лидирующие позиции в научной деятельности по проблемам транспортной отрасли?

– За 87 лет существования Ростовский государственный университет путей сообщения старейший транспортный вуз Юга России подготовил более 85 тысяч специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства страны. Университет сегодня – мощный научно-исследовательский центр с большим потенциалом и широкими возможностями для разработки и внедрения передовых инновационных технологий, осуществления комплексных научных исследований по приоритетным проблемам транспортной отрасли.

Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, накопленный многолетний опыт исследовательской работы, уникальное оснащение научно-исследовательских лабораторий, работа по сохранению и приумножению научного потенциала путем привлечения талантливых студентов к научной деятельности позволяет университету занимать лидирующие позиции в науке.

Одной из важнейших составляющих деятельности университета является решение актуальных задач научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте и в других отраслях экономики. Ученые университета принимают активное участие в подготовке комплекса программных материалов, определяющих стратегические цели и задачи, перспективы развития транспорта России. Ежегодно для российских и зарубежных предприятий выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на сотни миллионов рублей. Университет ведет научные исследования по заказам Министерства образования и науки Российской Федерации, компании ОАО «Российские железные дороги», Новочеркасского электровозостроительного завода, других крупных российских компаний и предприятий.

Разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки и техники в области нового подвижного состава, в том числе на магнитном подвесе, управления движением поездов, диагностики и мониторинга состояния технических систем, нанотехнологий, криогенной техники, предотвращения чрезвычайных ситуаций, систем навигации и др. В университете созданы уникальные учебно-научные лаборатории, позволяющие проводить фундаментальные исследования на мировом уровне. Развивается и укрепляется сотрудничество со структурами Российской академии наук – созданы совместные лаборатории.

Разработки ученых РГУПС востребованы и внедряются на железных дорогах России и за рубежом. Наиболее значимые из них:

– системы диспетчерского управления движением поездов;

– вагоны лаборатории (тягово-энергетические, экологические, тормозоиспытательные);

– комплексы по диагностике пути;

– детали и узлы машин из новых композиционных и наноматериалов;

– новые виды смазок;

– вентильно-индукторные двигатели и генераторы и многие другие.

Ученые и специалисты нашего университета участвовали в крупных проектах ОАО «Российские железные дороги» по созданию транспортной инфраструктуры для Олимпиады в г. Сочи, создании уникального газотурбовоза, совершенствовании транспортной инфраструктуры Юга России.

В научных исследованиях вместе с известными в мире и России учеными активное участие принимают молодые преподаватели и научные сотрудники, аспиранты и студенты университета. Студенты, участвующие в научных исследованиях, выполняемых по договорам и грантам, получают достойную заработную плату, имеют научные публикации по результатам работы.

В университете созданы все условия для привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, в вузе под руководством ведущих ученых и специалистов действуют 240 научных студенческих кружков и 7 студенческих конструкторских бюро.

Студенты, аспиранты, преподаватели РГУПС участвуют в крупнейших международных научных конференциях (в том числе в «ТрансЖАТ») образовательных и научно-технических выставках, симпозиумах (например, в международной транспортной выставке «Иннотранс» в Берлине, международных транспортных и образовательных форумах в Пекине, Франкфурте и др.).

– Наш выпуск посвящен развитию средств и систем автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Игорь Давидович, вопрос к Вам. Расскажите о разработках ученых вашего вуза в этом направлении?

– Разработанная в РГУПС диспетчерская централизация ДЦ-Юг с РКП тиражируется на сети железных дорог с 2001 г. В настоящее время система эксплуатируется на Северо-Кавказской, Красноярской, Западно-Сибирской железных дорогах ОАО «РЖД», а также в республике Казахстан. Всего оборудовано 22 диспетчерских круга, включающих 222 станции, в том числе более 100 из них постоянно работают в режиме диспетчерского управления.

Проектирование системы осуществляется по типовым материалам проектирования ТМП-410411, техническим решениям увязки с ЭЦ-ЕМ, EbiLock 950, АСУ-Д, ЭССО, АДК-СЦБ и др.

ДЦ-Юг с РКП имеет полный набор необходимой разрешительной документации, аппаратура сертифицирована и выпускается предприятиями с системой менеджмента качества, соответствующей ГОСТ Р ИСО 9001-2008, принятые оригинальные технические решения защищены патентами.

В 2011–2013 гг. было выполнено проектирование и строительство системы на участках Туапсе – Сочи (искл.); Сочи – Адлер – Веселое (искл.); Адлер (искл.) – Красная Поляна (всего 22 станции, в т.ч. 18 на ДУ) Северо-Кавказской ж.д. В проекте разработаны уникальные технические решения, позволяющие осуществлять реконфигурацию кругов и автоматизированную безопасную передачу функций управления между Дорожным центром управления движением (г. Ростов-на-Дону) и Адлеровским региональным центром, обеспечивать руководство ОАО «РЖД» данными о движении поездов и состоянии инфраструктуры, автоматизировать операции установки маршрутов движения поездов, сокращать время выполнения технологических операций и др.

По результатам проведенного в 2014 г. конкурса «За вклад в развитие науки в области железнодорожного транспорта» на присуждение премии ОАО «РЖД» разработка «Программно-аппаратный комплекс «ДЦ-ЮГ с РКП» управления движения поездов на железнодорожных объектах Зимней Олимпиады «Сочи-2014» заняла первое место.

Функциональный состав и уровень безопасности системы ДЦ-Юг с РКП соответствует требованиям национальных стандартов РФ ГОСТ Р 54899-2012 «Системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движением поездов. Требования безопасности и методы контроля», а также отраслевых нормативных документов. При этом часть информационных функций реализуется системой в результате взаимодействия с комплексами управления более высокого и смежного уровней (АСУ-Д, АСОУП, Урал-ГИД, Оскар, ИТАРУС, КУПОЛ и др.).

Установленным порядком в ДЦ-Юг с РКП реализована подсистема логического контроля обнаружения несоответствия зависимостей в устройствах автоблокировки и электрической централизации. Выполнен программный модуль, обеспечивающий двухуровневую блокировку некорректных действий персонала либо системы автоматического управления маршрутами.

Разработанный на базе РКП программно-аппаратный комплекс АРМ-ШН с функцией метрологических телеизмерений устройств ЖАТ обеспечивает:

– диагностирование устройств СЦБ на основе логического и параметрического (более 40 типов параметров) контроля;

– протоколирование и документирование технологических процессов (с реализацией функций «черного ящика»);

– отображение поездного положения;

– звуковое, голосовое и графическое оповещение электромеханика.

Особенности подсистемы диагностики обеспечивают расширенный контроль параметров устройств ЖАТ.

Технические средства РКП выпускаются отечественными производителями, установленным порядком сертифицированы в системе ГОСТ Р, блоки измерения включены в отраслевой реестр средств измерений.

Компоновка оборудования АРМов и сетей магистральной связи осуществляется на базе серийно выпускаемых промышленных компьютеров и специализированных средств.

Для тестирования и ремонта исполнительных блоков РКП разработаны стенды станционные и для РТУ дистанций СЦБ.

На специализированном рабочем месте метролога ШЧ выполняется автоматизированная аттестация измерительных блоков комплекса с автоматической выдачей готовых протоколов первичной и периодической калибровки.

В РГУПС разработан вариант релейно-процессорной централизации (РПЦ-ДОН) единственной из отечественных систем подобного класса, выполняющей на единой программно-аппаратной платформе функции электрической (ЭЦ) и диспетчерской (ДЦ) централизации, средств технического диагностирования и мониторинга, логический контроль корректности работы устройств и действий персонала.

В соответствие с нормативными документами отрасли система реализует протоколирование технологических событий, звуковое и голосовое оповещение пассажиров и персонала, реализацию «ответственных команд», управление примыкающими станциями и др.

РПЦ-ДОН может применяться как при новом строительстве, так и в случае частичной модернизации существующих ЭЦ. В обоих случаях сохраняется релейная исполнительная группа ЭЦ, которая переходит под управление микропроцессорной подсистемы, реализующей логику работы, отображение и передачу команд, информационную связь с внешними компьютерными комплексами и др.

Строительство РПЦ-ДОН требует гораздо меньших капитальных вложений в сравнении с микропроцессорными системами централизации (МПЦ). При этом разница показателей наиболее заметна при строительстве станций до 50 стрелок.

Эта область применения относится к 70–80% всех станций ОАО «РЖД».

Использование отечественной защищенной операционной системы реального времени «Нейтрино» (двоично совместима с ОС РВ QNX) способствует достижению требуемого уровня информационной безопасности, что подтверждено решением Федеральной службы технической экспертизы и контроля (ФСТЭК России) в отношении программного обеспечения ДЦ-Юг с РКП.

Получены положительные результаты по замене импортной элементной базы на отечественные изделия предприятия «Миландр» (г. Зеленоград).

На базе научно-исследовательской лаборатории «Системы диспетчерского контроля и управления» созданы учебно-научные лаборатории, оснащенные реальной аппаратурой ДЦ-Юг с РКП, где проходят обучение специалисты с дорог внедрения системы. Прошедшим подготовку на специальных курсах выдаются установленного образца свидетельства на право эксплуатации, обслуживания и тестирования технических средств системы.

Методическое сопровождение процесса обучения обеспечено учебными пособиями, монографиями.

В настоящее время хозяйству автоматики и телемеханики ОАО «РЖД» требуются специалисты, способные с высоким профессионализмом выполнять работы по проектированию, внедрению, обслуживанию и ремонту действующих и перспективных технических средств, внедрять и сопровождать современные информационные технологии, а также готовые к принятию решений и действиям в нестандартных ситуациях. Подготовка выпускной квалификационной работы (дипломного проекта) является заключительным и одним из важнейших этапов формирования компетенций специалистов. Дипломные проекты, выполняемые лучшими выпускниками кафедры «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», имеют исследовательский или прикладной характер. Студентам неоднократно присуждались гранты ОАО «РЖД», их дипломные проекты занимали призовые места в олимпиадах дипломных проектов студентов вузов Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Таким образом, дипломное проектирование с элементами реальных разработок и научных исследований позволяет студентам получить глубокие знания в области профессиональной деятельности, развить способность к самостоятельной научно-исследовательской и прикладной работе, а также играет важную роль для последующего трудоустройства и развития профессиональной карьеры.

– И, конечно, вопрос о подготовке специалистов в области автоматики и телемеханики на ж.д. транспорте. Мария Александровна, расскажите, что делается в вашем вузе в этом направлении?

– У нас есть факультет «Информационные технологии управления», который является основным поставщиком высококвалифицированных кадров в области автоматики, телемеханики и связи для предприятий – филиалов и структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ Северо-Кавказского, Приволжского и Юго-Восточного регионов.

Принятая ОАО «РЖД» стратегия развития транспорта предусматривает модернизацию и создание новых систем управления технологическими процессами. Приоритетным направлением работ молодых ученых факультета ИТУ является повышение эффективности технологии производства за счет развития средств автоматизации и интеллектуализации процессов управления движением поездов, надежности и безопасности транспортных перевозок. В последние годы выпускники факультета все чаще выбирают научную деятельность, поступая в аспирантуру, связывая свою дальнейшую жизнь с наукой. Результатами научных исследований аспирантов и молодых ученых являются новые методы и подходы к решению вопросов автоматизации производственных процессов на транспорте, безопасности перевозочного процесса, интеллектуализации процессов управления. За последние 15 лет в РГУПС было защищено более 40 диссертационных работ по научной специальности «Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами на транспорте». Научные исследования ученых РГУПС ориентированы на приоритетные направления развития устройств автоматики и телемеханики:

– создание и внедрение интегрированной многофункциональной системы управления движением поездов, маневровой работой, работой сортировочных станций на основе интеллектуальных технологий и спутниковой навигации;

– внедрение многоуровневой автоматизированной системы технического диагностирования и мониторинга состояния устройств СЦБ с одновременным контролем выполнения регламентных и ремонтных работ с соответствующим архивированием, включая мобильные диагностические комплексы;

– создание малообслуживаемого напольного оборудования СЦБ, средств механизации сортировочных горок нового поколения с элементами резервирования, диагностики, защищенного от несанкционированного доступа с применением композитных материалов и нанотехнологий.

Отрадно, что факультет «Информационные технологии управления» постоянно способствует расширению взаимодействия между студентами и выпускниками специальностей «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта», «Информационные системы и технологии на транспорте», молодыми учеными, преподавателями, с одной стороны, и специалистами ОАО «РЖД», с другой стороны, с целью обмена новыми знаниями, развития и реализации творческого потенциала в научно-технической и образовательной сферах.

– Благодарим Вас за интервью.

© Евразия Вести IX 2016



IX 2016

Евразия Вести IX 2016

Надежность инфраструктуры - гарантия стабильности и развития

Совершенствование деятельности хозяйств инфраструктуры

Инновационные технологии - залог эффективности компании

Нормативное обеспечение инфраструктурного комплекса

Развитие систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики

Инновационные технологии в Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры

Надежность и эффективность, проверенные временем

Двадцать шесть лет эффективного развития и прогресса

Современное поколение путевых устройств САУТ

Цифровые технологии, импортонезависимость

20 лет успешного сотрудничества

Качественная современная продукция для пространства 1520

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести