Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН


Версия для печати
Обсудить в форуме

Московский метрополитен и МИИТ надежно связаны тоннелями

С момента создания, в 1896 году, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II является головным вузом по подготовке инженеров-тоннельщиков и имеет большой опыт подготовки специалистов и научных кадров в области проектирования, строительства и эксплуатации транспортных сооружений, в том числе и по такой актуальной специальности, как «Тоннели и метрополитены».

О деятельности ведущего транспортного вуза страны по подготовке высококлассных специалистов для метрополитена мы попросили рассказать ректора МИИТ д.т.н., профессора Бориса Алексеевича Лёвина и директора Института пути, строительства и сооружений МИИТ д.т.н., профессора Таисию Васильевну Шепитько.

Московский метрополитен и МИИТ надежно связаны тоннелями
Московский метрополитен и МИИТ надежно связаны тоннелями
Московский метрополитен и МИИТ надежно связаны тоннелями
С 1998 года, после того как один из старейших факультетов вуза «Мосты и тоннели» вошел в состав вновь образованного структурного подразделения МИИТ – «Института пути, строительства и сооружений», подготовлено более 200 высококвалифицированных инженеров по специализации «Транспортные тоннели и метрополитены».

При этом дипломы об окончании МИИТ получают не только россияне, но и граждане многих стран ближнего и дальнего зарубежья.

Особо следует выделить студентов из Вьетнама и магистров из Мьянмы. В течение нескольких лет они по государственному заказу своих стран проходят подготовку для реализации проектов строительства метрополитена в крупных мегаполисах этих государств. Часть выпускников-тоннельщиков из Вьетнама и Мьянмы продолжили свое обучение в аспирантуре МИИТ под руководством профессоров Е.Н. Курбацкого, С.Б. Косицына, доцента И.В. Нестерова и других ученых.

Очень важно, что в диссертационных работах по специальностям «Подземное строительство», «Строительная механика» решались с научной точки зрения проблемы, имеющиеся на родине соискателей.

Напомним, что с 2011/12 учебного года в результате реформы высшего образования Россия перешла на двухуровневую систему подготовки (бакалавр – магистр), которая потребовала введения в действие федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения.

Министерству транспорта РФ при поддержке ОАО «РЖД» удалось убедить Минобрнауки России в необходимости сохранения специалитета с 5-летним сроком обучения для подготовки специалистов по основным специальностям, обеспечивающим безопасность движения поездов – тоннельщиков, мостовиков, строителей железных дорог, путейцев и т.д.

С 2011 года в МИИТ и других отраслевых вузах проводится прием на объединенную специальность «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», в составе которой «Тоннели и метрополитены» являются одной из четырех специализаций. В результате такой «оптимизации» выпуск российских инженеров-тоннельщиков значительно снизился. Это привело к острой кадровой нехватке квалифицированных специалистов для метрополитенов.

Подобная ситуация заметно усложнила выполнение планов Московского Правительства по увеличению темпов строительства новых линий столичного метро.

Решением проблемы занялся мэр Москвы С.С. Собянин. При его содействии Минобрнауки России вдвое увеличило число госбюджетных мест для специализации «Мосты» и «Транспортные тоннели и метрополитены». В результате набор в МИИТ на эти престижные и востребованные специализации (включая тех, кто поступил на платную основу обучения) в 2016 году составил 100 человек.

Надеемся, что через пять лет и выпуск тоннельщиков вырастет в два раза.

МИИТ уверенно сохраняет традиции, в соответствии с которыми подготовка инженеров-тоннельщиков ведется в тесном контакте с ведущими строительными предприятиями и организациями отрасли. Среди них:

– ОАО «Трансинжстрой» – российская строительная компания, один из основных подрядчиков строительства Московского метрополитена и других сложных инженерных объектов в Москве и Московской области;

– ОАО «Метрогипротранс» (одна из крупнейших проектно-изыскательских организаций России);

– ОАО «Московский Метрострой».

Эти предприятия являются потенциальными работодателями выпускников МИИТ. Они создают все условия для высокоэффективного учебного процесса и обеспечения высокого качества подготовки специалистов, в том числе:

– принимают студентов на производственную (преддипломную) практику в соответствии с ежегодными заявками;

– предоставляют необходимую информацию о деятельности компании, которая используется в образовательном процессе, а также при выполнении по заказу компании научных тем в рамках курсового и дипломного проектирования;

– принимают участие в ежегодном мониторинге качества подготовки специалистов;

– способствуют трудоустройству студентов.

Центром интеграции деятельности перечисленных и целого ряда других организаций и предприятий является Тоннельная Ассоциация России (ТАР), объединяющая компании, занимающиеся строительством и проектированием подземных сооружений.

За 27 лет своего существования Тоннельная ассоциация предприняла ряд эффективных шагов по улучшению ситуации и повышению уровня образования в этой области.

Одним из таких шагов явилось создание в 2013 году в МИИТ кафедры «Тоннели и метрополитены». В течение четырех лет с момента создания кафедру возглавляет председатель правления ТАР профессор д.т.н. С.Г. Елгаев.

За это время кафедра стала центром сообщества профессорско-преподавательского состава высших и средних учебных заведений в области метро- и тоннелестроения и освоения подземного пространства с учетом масштабных перемен, происходящих в отрасли.

Главной своей задачей руководство кафедры «Тоннели и метрополитены» считает развитие дополнительного профессионального образования и широко привлекает к учебному процессу ведущих отечественных специалистов и ученых, имеющих современный практический опыт строительства подземных сооружений.

Кафедра проводит курсы повышения квалификации специалистов-тоннельщиков по программе: «Современные эффективные, безопасные методы и средства строительства тоннелей, метрополитенов, прочих подземных сооружений».

Слушатели изучают:

– конструкции подземных сооружений;

– инженерные системы метрополитена;

– основы проектирования;

– современную тоннелепроходческую и горно-строительную технику;

– основы организации строительства тоннелей и метрополитенов;

– строительство подземных сооружений открытым и закрытым способами;

– подземные сооружения в неустойчивых грунтах;

– вопросы охраны окружающей среды и т.д.

При этом для всех групп слушателей проводятся выездные занятия на строящихся объектах Московского метрополитена.

С 2014 года, ежегодно по названной программе повышают квалификацию до 150 специалистов.

Сегодня есть все основания утверждать, что деятельность кафедры позволяет актуализировать специальные знания инженеров-тоннельщиков, поднять качество профессиональной подготовки и повышения квалификации проектировщиков, строителей и эксплуатантов транспортных тоннелей и метрополитенов.

Залогом этого является высокий профессионализм и ответственность сотрудников кафедры.

В 2015 году столичный метрополитен отметил 80-летие, но фактически «миитовский период» его истории начался с первого дня строительства в 1931 году. Ударная комсомольская стройка проходила при самом активном участии студентов и выпускников вуза. Университет, накопивший к этому времени солидный опыт в сфере кадрового обеспечения железнодорожной отрасли, приступил к подготовке квалифицированных кадров для столичного метрополитена.

В наши дни партнерство крупнейшего транспортного предприятия города и ведущего транспортного вуза страны набирает новые обороты.

Так, в 2015 году Московский метрополитен и МИИТ стали организаторами проведения на базе университета I Международной конференции «Интерметро».

Знаковым событием конференции стало подписание начальником Московского метрополитена Д.В. Пеговым и руководством МИИТ Соглашения о сотрудничестве.

Соглашение предусматривает обоюдовыгодное взаимодействие сторон в областях образования, научных исследований, разработки нормативных документов и технологий с применением новых материалов, изделий и конструкций и успешно реализуется в настоящее время.

Заключен договор о выделении МИИТ опытно-экспериментального участка в 2 км на малодеятельной линии метрополитена для проведения испытаний новых материалов, изделий и конструкций верхнего строения пути.

Ученые МИИТ активно участвуют в эксплуатационных испытаниях, разрабатывают ТУ и другие нормативные документы, регламентирующие работу различных подсистем метрополитена. За 2015–2016 гг. выполнены НИР по научному сопровождению проектов на общую сумму более 5,0 млн руб.

С 2007 года Московский метрополитен ежегодно направляет в МИИТ 20–25 человек для очно-заочного обучения по направлению «Управление в технических системах», профилю «Управление и информатика в технических системах». Это программа подготовки академических бакалавров, которая реализуется кафедрой «Управление и защита информации».

В рамках Соглашения 2015 года и с учетом острой потребности в инженерных кадрах для Московского метрополитена университет рассчитывает на увеличение масштабов целевого обучения по наиболее востребованным специальностям.

Актуальные вопросы, связанные с перспективами Московского метрополитена и эффективным кадровым обеспечением его динамичного и масштабного развития, будут в центре внимания II Международной конференции «Интерметро», которая состоится в конце этого года.

© Евразия Вести III 2017



III 2017

Евразия Вести III 2017

«ЭлектроТранс-2017» - транспорт будущего!

Самый доступный и надежный транспорт столицы

Высокие технологии Московского метрополитена

Инфраструктура столичного метрополитена

Профориентация, обучение и развитие персонала метрополитена города Москвы

Международная и культурная деятельность метрополитена

Инновационные решения Московского метро

На благо общественного транспорта России

Ассоциация «Метро»: профессиональное сообщество метрополитенов

Эффективность отечественного метро- и транспортного тоннелестроения

Подземные горизонты «МОСМЕТРОСТРОЯ»

Компания ТВЕМА - для метрополитенов

Опыт «РДМ-ВИГОР» в сфере обеспечения безопасности движения поездов

Гарантия успешной работы - качество и надежность

Инновационная безопасность

Современные технологии Камбарского машиностроительного

«НФЛ» - светотехника для транспорта

«АпАТэК» - внедрение изделий из полимерных композиционных материалов на линии метрополитенов

ИНГЕОКОМ: изменяя мир к лучшему

Отличный российский продукт от надежного отечественного поставщика

ПФ «Логос»: реальные инновации в России и за рубежом

Проекты ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» для городского рельсового транспорта Москвы

Реализация проекта XXI века

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести