Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

Единство железных дорог стран Содружества

В этом году Совету по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества исполнилось 25 лет.

Достаточно сказать, что уже в период создания Совета ему придавалось очень важное значение по сохранению единства железных дорог на постсоветском пространстве. Доказательством тому является принятие решения о создании Совета по железнодорожному транспорту на уровне глав правительств государств – участников СНГ.

Единство железных дорог стран Содружества
Единство железных дорог стран Содружества
За 25 лет проведена огромная работа всеми железнодорожными администрациями, входящими в Совет, по сохранению единого технологического и информационного пространства. Важно отметить, что проводимая Советом работа позволила создать единую многостороннюю нормативно-правовую базу для осуществления перевозок пассажиров и грузов в международном сообщении, которая насчитывает более 260 соглашений, договоров, правил и инструкций, без которых была бы невозможна согласованная деятельность железных дорог. Также были подготовлены документы, позволяющие создать систему взаиморасчетов между железными дорогами за оказанные услуги при перевозках в международном сообщении.

Анализ пройденного пути в сложных экономических условиях, после произошедшего разделения железнодорожной сети МПС СССР с ее предприятиями и организациями по образовавшимся государствам, свидетельствует о совершенно правильном, оптимальном решении о создании Совета по железнодорожному транспорту и его исполнительного органа – Дирекции Совета. Была принята и впоследствии совершенствовалась эффективная модель сотрудничества железных дорог по координации их деятельности в международном сообщении. Совет стал гарантом поддержки жизненно необходимых связей железных дорог.

Дирекция Совета обеспечивает реализацию решений Совета, в оперативном режиме координирует эксплуатационную деятельность железных дорог в международном сообщении, подготавливает совместно с железнодорожными администрациями, научно-исследовательскими и другими организациями проекты различных нормативных документов, решений и рекомендаций. Для этого за полугодовой период между заседаниями Совета организуется порядка 50 совещаний уполномоченных представителей, экспертов и т.д. по вопросам предварительной повестки дня очередного заседания Совета. Необходимо отметить, что постоянно действующими органами Совета являются 9 комиссий (по вопросам вагонного и пассажирского хозяйств, информатизации, здравоохранения, организации расчетов, реформирования, статистического учета, безопасности движения и урегулирования споров) и 9 рабочих групп (по вопросам локомотивного хозяйства, техрегулирования, антитеррористической деятельности, работы с молодежью, международных транспортных коридоров и т.д.).

За этот период число участников Совета значительно расширилось. Кроме железных дорог государств – участников СНГ, в его состав вошли руководители железных дорог Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Болгарии и Финляндии. В 2013 году в качестве наблюдателя к Совету присоединились железные дороги Исламской Республики Иран.

На повестке дня Совета всегда стоят самые важные и актуальные вопросы, решение которых обеспечивает надежность и стабильность межгосударственных транспортно-экономических связей и способствует росту объемов перевозок в международном сообщении. Кроме экспортно-импортных перевозок, по железным дорогам наших стран перевозятся значительные объемы транзитных грузов между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Персидского залива.

Таким образом, благодаря Совету, на железнодорожной сети наших стран сохранено и 25 лет успешно функционирует общее транспортное пространство, обеспечивая взаимовыгодное торгово-экономическое партнерство.

Концепция стратегического развития

Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта государств – участников СНГ до 2020 года разработана Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества и утверждена Решением Совета глав правительств СНГ 18 октября 2011 года и является важным инструментом интеграции.

Концепция охватывает практически все сферы сотрудничества и отражает согласованную позицию по наиболее актуальным направлениям взаимодействия железных дорог. К ним относятся: международные транспортные коридоры; скоростное пассажирское сообщение; информационные технологии; развитие и совершенствование работы межгосударственных пограничных переходов, а также другие направления сотрудничества.

Целью Концепции является выработка единых подходов к определению стратегических приоритетов развития железных дорог государств и формирование рынка транспортных услуг в сфере железнодорожного транспорта, а также определение комплекса мер, направленных на согласованное и эффективное обеспечение потребности в железнодорожных перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении.

Многие положения Концепции реализуются на железнодорожном транспорте и содержатся в разрабатываемых в рамках Совета по железнодорожному транспорту документах, выполняются в практической деятельности железных дорог.

Приоритетное развитие получают вопросы технического регулирования, поскольку возникла необходимость дальнейшего развития и ускорения совместных работ в данной области.

Железнодорожные администрации, не входящие в СНГ, также принимают участие в разработке отдельных проектов и общих для железнодорожного транспорта задач. Например, в развитии международных транспортных коридоров и обеспечении перевозок межгосударственного транзита, совершенствовании информационных технологий, усилении погранпереходов и так далее.

Наиболее характерными, отражающими географию торгово-экономических связей, являются международные транспортные коридоры: «Восток – Запад» и «Север – Юг».

Коридор «Восток – Запад» создает прямой выход грузам стран АТР в Европу и государства – участники СНГ через дальневосточные российские морские порты и пограничные переходы. Контейнерные сервисы являются одним из гибких инструментов, позволяющих формировать логистические цепочки, отвечающие требованиям различных компаний. В настоящее время организован целый ряд контейнерных сервисов в сообщении Китай – Европа, страны Балтии – Центральная Азия, а также реализуются новые проекты в рамках программы «Транссиб за 7 суток».

МТК «Север – Юг» должен способствовать улучшению транспортных связей России со странами Персидского залива и Южной Азии, а также развитию транзитных евро-азиатских перевозок в регионе. Для обеспечения беспрепятственного пропуска перспективных грузопотоков и повышения скоростей движения по МТК «Север – Юг» ведутся работы по усилению его инфраструктуры. Важно завершение формирования западной ветви МТК «Север – Юг», а именно – строительство железнодорожного участка Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан). Это фактически последнее недостающее звено прямого железнодорожного маршрута МТК «Север – Юг».

На международных транспортных коридорах, проходящих по сети железных дорог Содружества, в соответствии с Тарифным Соглашением ежегодно осуществляется согласование сквозных ставок провозных плат с участием нескольких железных дорог для привлечения дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт.

В сфере развития скоростного пассажирского сообщения происходят существенные сдвиги. В 2015–2016 годах на сети железных дорог были запущены новые скоростные поезда: Москва – Нижний Новгород в России, Ташкент – Бухара в Узбекистане, Баку – Сумгаит в Азербайджане, Вильнюс – Клайпеда в Литве. Увеличиваются скорости и в пригородном сообщении.

Все это, безусловно, направлено на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, усиление позиции наших железных дорог на мировом рынке транспортных услуг и привлечение международного транзита.

Взаимодействие с таможенными и пограничными органами

Если анализировать ситуацию за прошедший год с пропуском транспортных средств через государственную границу на контрольных пунктах, то можно сказать, что положение улучшается. Однако в грузовом сообщении в некоторых случаях фактическое время обработки поездов представителями контрольных органов по-прежнему превышает установленные нормы. В результате время простоя железнодорожного подвижного состава в ожидании прохождения таможенного контроля в пунктах пропуска и на подходах к ним в отдельных случаях значительно увеличивается и может доходить до нескольких суток.

Железнодорожным администрациям необходимо добиваться сокращения сроков пропуска вагонов и числа документов, представляемых в этих целях, перехода к выборочному таможенному контролю с использованием системы анализа и управления рисками.

В настоящее время идет работа железнодорожных администраций над проектом Типовой технологии взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций государств – участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Предложения и замечания железнодорожных администраций аккумулируются в Секретариате Совета руководителей таможенных служб государств – участников СНГ. В августе 2016 г. в г. Санкт-Петербурге состоялось заседание экспертов таможенных служб государств – участников СНГ, на котором был рассмотрен проект Типовой технологии.

В свою очередь, ОАО «РЖД» в 2016 году предприняло ряд практических шагов в этой сфере деятельности. Так, в Минтранс России были направлены предложениями по упрощению порядка проведения государственного контроля составов с порожними вагонами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Были подготовлены и внесены дополнительные статьи в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 г., в которых определяется порядок пропуска пассажирских поездов, следующих транзитом с территории Казахстана через территорию России назначением в Казахстан без остановки на территории России, а также пассажирских поездов, следующих транзитом с территории России через территорию Казахстана назначением в Россию без остановки на территории Казахстана. В соответствии с внесенными дополнениями пропуск поездов осуществляется без проведения контрольных операций, в том числе без осуществления пограничного контроля.

Данное Соглашение будет применено при организации курсирования скоростных пассажирских поездов из вагонов ТОО «Тулпар-Тальго» формированием АО «НК «КТЖ» в сообщениях Астана – Уральск и Алматы – Уральск, следующих транзитом безостановочно через территорию Российской Федерации без проведения пограничного контроля.

Также ОАО «РЖД» совместно с контролирующими органами Российской Федерации рассматривало вопрос о сокращении времени на проведение контрольных операций по станции Дербент на границе с Азербайджанской Республикой. С вводом нового графика движения поездов на 2016/2017 год сокращено время нахождения поездов в пункте пропуска Дербент при следовании с территории России на 28 мин. (было 128 мин., стало 100 мин.), при следовании на территорию России на 25 мин. (было 73 мин., стало 48 мин.).

Развитие электронного документооборота

Привлекательности железнодорожных перевозок существенно способствует внедрение информационных технологий, а также обмен документами в электронном виде, над которыми наши железные дороги работают давно, но первые ощутимые результаты стали появляться только в последнее время.

Одной из основных задач развития единого информационного пространства на сети железных дорог государств – участников Содружества является создание удобных инструментов для электронного обмена данными с партнерами, клиентами, государственными контролирующими органами при организации перевозок внешнеторговых грузов. Реализация этих задач многократно повышает скорость обработки документов, сокращает число ошибок и повышает эффективность всей внешнеэкономической деятельности. Активное использование цифровых технологий является сегодня объективной реальностью.

Так, практически весь объем перевозок порожних вагонов в межгосударственном сообщении с участием железных дорог Эстонии, Латвии, Украины, России, Беларуси и Литвы осуществляется по безбумажным технологиям с применением электронных юридически значимых железнодорожных накладных. В ближайшей перспективе обмен электронными накладными будет распространен на перевозки вагонов между Россией и Казахстаном, Россией и Азербайджаном.

Очень хорошие результаты достигнуты на российско-финляндском направлении. Участниками эксперимента являются российские экспортеры удобрений в Финляндию, а также производитель высокотехнологичного железорудного сырья. В настоящее время эксперимент охватывает треть объема грузов, экспортируемых за год из России в Финляндию по железной дороге.

С Белорусской железной дорогой по переходу Закопытье (Беларусь) – Злынка (Россия) окончательно отработаны все аспекты схемы двустороннего применения электронных накладных СМГС. Стороны рассматривают возможность распространить этот опыт на все белорусско-российские переходы, кроме калининградского направления.

Активно разрабатывается проект внедрения безбумажных технологий во взаимодействии с госорганами (таможенной и налоговой службами), а также с железными дорогами сопредельных стран для перевозок экспортных грузов через границу Таможенного Союза. Суть проекта заключается в том, что с момента подачи электронной таможенной декларации железнодорожный перевозчик и грузоотправители работают только с электронными документами. Сопредельному перевозчику документы передаются также в электронном виде.

Принципиально важно, что и взаимодействие с государственными контролирующими органами реализовано также в электронном формате, в том числе по подтверждению экспортерами товаров и услуг с нулевой ставкой НДС.

Реализация проекта по организации перевозок порожних приватных вагонов по электронным документам по маршруту Россия – Литва – Беларусь – Россия (Калининградская область), а также в обратном направлении по оформленным один раз в стране отправления электронным юридически значимым накладным СМГС. Впервые участниками трансграничного информационного взаимодействия стали несколько государств.

В 2016 году железнодорожными администрациями Беларуси, Литвы и России проработаны технические и технологические аспекты внедрения электронного документооборота при организации транзитных перевозок порожних приватных вагонов в сообщении Россия – Беларусь – Литва – Россия (Калининградская ж.д.) и обратно. Сторонами заключены все необходимые двусторонние организационно-технологические и технические соглашения.

Предполагается, что при любой трансграничной перевозке, например, из Германии в Китай и обратно, необходимые перевозочные документы будут оформляться в электронном виде один раз в стране отправления. Аналогичным образом в электронном виде оформляются товаросопроводительные документы, обязательные для предоставления в государственные контролирующие органы всех стран по маршруту перевозки. Комплект электронных документов с момента их оформления и электронного согласования таможенными органами страны отправления становится доступен в режиме on-line для железнодорожных администраций стран по маршруту следования.

Предусматривается, что по отдельным коридорам перевозки грузов по этой схеме можно было бы реализовать уже до конца 2018 года. Именно такой подход отвечает требованиям времени и ожиданиям бизнес – сообществ.

Тарифная политика

Концепция установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ была принята в октябре 1996 года и действует до сих пор. Она базируется на Тарифном соглашении железнодорожных администраций железных дорог государств – участников СНГ, которое было подписано в феврале 1993 года. В целях сохранения единого тарифного пространства, обеспечения конкурентоспособности перевозок грузов железнодорожным транспортом в рамках этих документов осуществляется совершенствование Тарифной политики железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении. Практически эта работа проводится на основе единых принципов на ежегодных Тарифных Конференциях железнодорожных администраций – участниц Тарифного соглашения.

При установлении тарифов на перевозки грузов в межгосударственном сообщении железнодорожные администрации руководствуются принципами Концепции.

При этом обеспечивается стабильность уровня тарифных ставок для обеспечения выполнения долгосрочных внешнеэкономических контрактов, сохраняется возможность снижения и повышения железнодорожными администрациями уровня объявленного тарифа, а также согласования конкурентоспособных сквозных тарифных ставок.

В октябре 2016 года в Республике Армения состоялась XXV Тарифная Конференция, на которой были согласованы предложения, выдвинутые железными дорогами по совершенствованию и актуализации Тарифного соглашения. А также согласована Тарифная политика железных дорог на перевозки грузов в международном сообщении на 2017 фрахтовый год, разработанная в соответствии с основными принципами, определенными Концепцией 1996 года.

Международные пассажирские сообщения

ОАО «РЖД» и железнодорожные администрации Содружества придают большое значение развитию международных пассажирских сообщений. В частности, Советом принимаются меры, направленные на сохранение международных пассажирских перевозок, в том числе по оптимизации маршрутной сети, внедрению новых технологий обслуживания пассажиров, снижению собственных расходов. Одним из решений, позволяющим сократить убыточность международных пассажирских перевозок, является переход на оплату за проследование поездов.

Выбранный механизм предусматривает, что железнодорожная администрация формирования поезда возмещает экономически обоснованные расходы железнодорожной администрации другого государства за пропуск поезда в виде платы за услугу по проследованию поезда железнодорожной администрации одного государства по территории другого государства.

В соответствии с национальным законодательством государств – участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы и Эстонии услуга по перевозке пассажиров и багажа в международном сообщении облагается НДС по нулевой ставке либо освобождается от НДС. В свою очередь, услуга по проследованию облагается НДС в соответствии с национальными налоговыми нормами, при этом у железнодорожной администрации-собственницы подвижного состава отсутствует возможность возместить из бюджета своего государства НДС, предъявленный налогоплательщиком другого государства.

Этот вопрос имеет длительный срок рассмотрения, поскольку требует внесения изменений в национальное законодательство государств Содружества в целях установления ставки НДС 0% на услуги по проследованию поездов в международном сообщении, но при этом положительное решение позволит не только сохранить международные пассажирские перевозки, но и увеличить их. В 2017 году работа в этом направлении будет продолжена.

Техническое регулирование на «пространстве 1520»

Вопросы технического регулирования на «пространстве 1520», как и в других регионах мира, являются для стран Содружества остроактуальными. Большинство международных транспортных организаций уделяет большое внимание вопросам стандартизации и разработке технических регламентов.

Общая интеграция экономик и тенденция присоединения наших государств к ВТО побудили внести соответствующие изменения в национальные законодательства, в том числе и в области стандартизации.

На всем «пространстве 1520» практически завершены или завершаются процессы законодательного оформления новых принципов в сфере технического регулирования. Утверждаются технические регламенты, разработаны комплексы национальных стандартов для их применения, что позволяет повысить качество продукции и услуг.

Если в Европе последовательно создают единство железнодорожной сети, то у нас в Совете сохранено единое технологическое пространство железных дорог колеи 1520 мм. Поэтому в рамках Совета по железнодорожному транспорту четко организована работа по вопросам технического регулирования. Ведется работа над повышением эффективности использования железнодорожного транспорта за счет принятия единых технических нормативов, обеспечения доступности к инновациям и инвестициям, совершенствования единых технологий перевозок.

Известно, где действуют строгие, четкие и предсказуемые правила игры, туда и приходят инвесторы. И эти правила обеспечиваются стандартами.

Можно привести ряд конкретных примеров. Так, в рамках Плана НИОКР железнодорожных администраций, принимающих участие в работе Совета по железнодорожному транспорту, в 2015–2016 гг. были разработаны пять межгосударственных стандартов, которые в настоящее время проходят согласование в Межгосударственном техническом комитете № 524 «Железнодорожный транспорт».

Межгосударственный стандарт «Вагоны грузовые и пассажирские. Методы испытаний на прочность и динамические качества», разработанный по Плану НИОКР в 2014 г., в 2016 г. зарегистрирован в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации.

Взаимодействие с железными дорогами Ирана

ОАО «РЖД» и железнодорожные администрации СНГ осуществляют мероприятия по формированию целостной железнодорожной инфраструктуры международного транспортного коридора «Север – Юг». Реализация его потенциала связана с созданием прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном.

Для России важно дальнейшее формирование западной ветви МТК «Север – Юг», а именно – строительство железнодорожного участка Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан).

Завершение в ближайшие годы формирования этого маршрута позволит создать железнодорожный «мост» протяженностью около 4,5 тыс. км от Санкт-Петербурга до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе и соединить более коротким путем Северо-Западную и Центральную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока, и Южной Азии.

Основные преимущества международного транспортного коридора «Север – Юг» перед другими маршрутами и, прежде всего, перед традиционным морским маршрутом через Суэцкий канал заключаются в сокращении времени перевозок (до 10 дней по отдельным корреспонденциям) и потенциально более низкой стоимости доставки.

Российская часть МТК «Север – Юг» имеет достаточно высокое техническое оснащение. В целях повышения пропускной способности и снижения эксплуатационных расходов предусмотрены работы по реконструкции и развитию железнодорожной инфраструктуры на его отдельных участках. В соответствии с «Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» до 2015 и 2020 года» запланировано строительство вторых путей и электрификация на участке Трубная – Аксарайская, реконструкция мостового перехода через р. Ахтуба в районе станции Астрахань, а также удлинение приемо-отправочных путей ряда станций.

Строительство железнодорожной линии Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), являющейся недостающим элементом для организации прямого железнодорожного сообщения по западной ветви МТК «Север – Юг», позволит сократить количество перегрузов в рамках коридора и потенциально сократить стоимость перевозки.

По предварительным оценкам, протяженность железнодорожной линии Решт – Астара (Иранская) – Астара (Азербайджан) составляет 171,9 км, в том числе по территории Ирана – 163,6 км, по территории Азербайджана – 8,3 км.

Срок реализации – 5 лет. Потенциальная грузовая база оценивается в 10–15 млн тонн в год.

В апреле 2016 г. в г. Астара (Азербайджан) проведена церемония закладки железнодорожного моста через реку Астарачай.

1 июля 2016 г. в г. Баку проведены переговоры руководства железных дорог России, Ирана и Азербайджана по комплексу вопросов развития МТК «Север – Юг» через территорию Азербайджана, в ходе которых стороны приняли к сведению информацию азербайджанской и иранской сторон о ходе реализации проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры на участке Казвин – Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан).

В ходе 8-го заседания Рабочей группы по транспорту российско-иранской МПК (31 октября – 1 ноября 2016 г.) в г. Тегеране иранской стороной были переданы ОАО «РЖД» актуальные материалы по проекту строительства железнодорожной линии Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан).

По итогам экспертизы и анализа данных материалов российской стороной в конце декабря 2016 г. направлено в Компанию по строительству и развитию транспортной инфраструктуры Ирана (CDTIC) экспертное заключение с перечнем дополнительных вопросов, ответы на которые необходимы для подготовки комплексного предложения по возможному участию ОАО «РЖД» в реализации проекта.

© Евразия Вести V 2017



V 2017

Евразия Вести V 2017

На благо железнодорожного транспорта

Взаимодействие и сотрудничество - 25 лет

Развитие интеграционных процессов в сфере транспорта стран Содружества

Совместный путь к успеху

Международное сотрудничество - для развития железных дорог Латвии

Стальной путь созидания: славная история, весомый потенциал, уникальные возможности

Вагонный комплекс Содружества

Памятные вехи столетнего пути

Современные технологии ремонта АО «ВРК-1»

Кассетные подшипники: обзор первых результатов эксплуатации

Как должны работать сервисные центры для вагонов на кассетных подшипниках

На передовых рубежах технического прогресса

Предельный износ будет достигнут при пробеге свыше одного миллиона километров

АСУ «Экспресс-3» - технологический базис инновационного развития

Развитие международного пассажирского сообщения

Транспортная безопасность: проблемы и решения

Актуальные проблемы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Обеспечение транспортной безопасности Содружества

Подразделение транспортной безопасности ОАО «РЖД» - стратегия развития и проблемные вопросы

Аттестация как мотиватор для сил обеспечения транспортной безопасности

Прорыв на рынке безопасности!

Человеческий фактор - основа безопасности движения

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести