Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Версия для печати
Обсудить в форуме

Солидарная ответственность железных дорог Содружества

В соответствии с решением 66-го Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества 7–8 сентября 2017 г. в г. Астана, Республика Казахстан, состоялся Первый международный пассажирский форум. В работе этого важнейшего мероприятия приняли активное участие и выступили ведущие специалисты в этой области стран Содружества.

Особое внимание участников было привлечено к докладу Начальника пассажирской службы Белорусской железной дороги Александра Анатольевича Захаревича. Предлагаем вниманию наших читателей материалы из его выступления.

Солидарная ответственность железных дорог Содружества
Солидарная ответственность железных дорог Содружества
Солидарная ответственность железных дорог Содружества
Железнодорожный транс­порт Республики Беларусь является одной из узловых сфер хозяйственной жизни страны в силу ее географического положения и исторически сложившихся тесных внешнеэкономических и геополитических связей с ближайшими соседями.

На долю пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в общей транспортной системе страны приходится 27% объема, в том числе 4,6% в международном сообщении.

Начиная с 2012 года, когда удельный вес составлял 35,7% (в т.ч. международных – 9,3%), и на протяжении последующих 4-х лет под влиянием как внешних, так и внутренние факторов прослеживалась тенденция их поступательного сокращения.

В связи с этим, сохранение и дальнейшее развитие потенциала международных железнодорожных пассажирских перевозок за счет формирования качественного и конкурентоспособного рынка транспортных услуг, позволяющего полностью обеспечивать спрос населения, является одной из важных задач для Белорусской железной дороги.

Для ее решения одним из приоритетных направлений деятельности Белорусской железной дороги является участие в работе международных транспортных организаций в рамках действующих международных соглашений и договоров (ЦСЖТ, ОСЖД, МСЖД). Это позволяет сохранять и развивать общее информационное пространство, проводить согласованную тарифную политику, создавать нормативно-правовую базу и повышать эффективность использования подвижного состава при организации пассажирских перевозок.

В международном сообщении с азиатскими и европейскими странами ежегодно перевозится около 4 млн пассажиров. Пассажирское железнодорожное сообщение связывает Беларусь со столицами и административными центрами России, Украины, Литвы, Латвии, Казахстана, а также Берлином, Парижем, Ниццей, Варшавой, Прагой, Варной, Бухарестом, Веной и обеспечивается 57 парами поездов, из которых 12 пар – транзитные, в том числе 10 пар формирования РЖД.

Несмотря на то, что в период с 2010 по 2012 годы рынок пассажирских перевозок в сообщении Беларуси со странами СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья (ввоз, вывоз) продемонстрировал устойчивый рост на уровне 10,1%, произошедшие, начиная с 2013 года, экономические и социальные процессы в сопредельных государствах оказали существенное влияние на снижение потребительской активности населения на проезд железнодорожным транспортом.

В рассматриваемом периоде объемы перевозок пассажиров при совершении ими поездок железнодорожным транспортом, а, следовательно, и уровень подвижности населения носят цикличный характер. Так, при стабильном уровне подвижности в 2010 и 2011 годах и его росте в 2012?г., начиная с 2013?г. наблюдается снижение количества поездок, приходящееся на 1 жителя республики, которое продолжается до настоящего времени, при этом количество жителей республики практически не изменилось.

В связи с этим, администрацией Белорусской железной дороги, наряду с другими администрациями, предпринимались меры по оптимизации размеров движения. Так, поезда формирования Бело­русской железной дороги сокращены в графике движения поездов на 2016/2017?г. до 36 пар (в графике движения поездов на 2012/2013?г. было 54 пары), формирования других железнодорожных администраций до 18 пар вместо 32, формирования РЖД до 13 пар, вместо 15, а на совместном обслуживании сохранено 3 пары вместо 7 пар.

Сложившаяся тенденция была частично снивелирована совместными действиями железнодорожных администраций по повышению доступности услуг железнодорожного транспорта для пассажиров за счет:

– оптимизации графика движения поездов (ускорение транзитных поездов, следующих по территории Белорусской железной дороги);

– реализации двусторонних проектов, направленных на повышение скорости проезда пассажиров между столицами в более комфортных условиях;

– развития регулярного приграничного сообщения;

– диверсификации маршрутов в направлении курортов Красно­дарского края (Адлер, Анапа, Минеральные Воды), Херсона, Варны;

– существенного снижения действующих тарифов на основе двусторонних договоренностей с одновременным внедрением различных маркетинговых инициатив.

Следует отметить, что применение специально разработанных тарифных планов, скидок и маркетинговых инициатив позволили замедлить темпы снижения объемов перевозок в международном сообщении и снизить тарифную нагрузку на пассажира.

В настоящее время основными факторами, определяющими выбор пассажира в пользу железнодорожного транспорта, являются стоимость проезда, скорость его доставки к месту назначения и уровень комфорта.

В этой связи хочу более подробно остановиться на первой составляющей, а именно, на вопросах, касающихся тарифного регулирования.

Начиная с 1995 года, организация пассажирских перевозок в международном сообщении регламентирована в рамках Соглашения о Межгосударственном пассажирском тарифе (далее – Соглашение о МГПТ), утвержденного решением XIII заседания Совета по железнодорожному транспорту 19.05.1995, г.?Одесса.

Приложением к данному Соглашению о МГПТ является Межгосударственный пассажирский тариф (далее – МГПТ). Расчет тарифов осуществляется на основании таблиц МГПТ, которые являются базовыми с 01.06.1995. Кроме того, Соглашением о МГПТ предусмотрено ведение единой наиболее стабильной валюты (швейцарского франка), в связи с невозможностью проведения взаиморасчетов в условиях использования национальных валют образовавшихся железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии.

В относительно стабильных экономических условиях применение тарифной валюты не оказывало существенного влияния на изменение стоимости проезда в международном сообщении.

Первоначально тарифная политика в рамках МГПТ, как правило, основывалась на взаимном согласовании коэффициентов между отдельными железнодорожными администрациями на условиях паритета. Кроме того, принцип солидарной ответственности железных дорог за эффективность организации международных пассажирских перевозок способствовал формированию конкурентной цены перевозки и, соответственно, сохранению стабильного спроса на международные железнодорожные пассажирские перевозки.

Это позволяло принимать совместные консолидированные решения, которые в дальнейшем способствовали повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг.

Необходимо отметить, что имеются существенные различия в государственной поддержке развития перевозок железнодорожным транспортом с использованием преференций, дотаций, субсидий, уровне платежеспособности населения, инфляционных процессах.

Предпринимаемые железнодорожными администрациями совместные меры по снижению степени влияния негативных тенденций на пассажирские перевозки не позволили кардинально переломить ситуацию. Вместе с тем согласованные маркетинговые инициативы по снижению тарифной нагрузки на пассажира позволили замедлить темпы падения объемов международных пассажирских перевозок.

После проведения разноуровневых структурных преобразований на железнодорожном транспорте отдельных государств произошло разделение инфра­структуры и перевозок. Проме­жуточным результатом проводимых реформ явилось создание национальных перевозчиков, обес­печивающих, в том числе, пассажирские перевозки. В то же время считаем, обеспечение прозрачной и эффективной бизнес-модели пассажирских перевозок остается ключевым элементом при создании перевозчика.

Следует отметить, что реализация структурных преобразований на железнодорожном транспорте частично происходила в условиях затянувшейся рецессии в экономиках государств: снижения потребительской активности и усиления инфляционных процессов. В последние годы стоимость проезда в международном сообщении увеличивалась как за счет роста тарифов, так и за счет роста курса тарифной валюты – швейцарского франка – по отношению к национальным валютам. Произошло существенное снижение конкурентоспособности железнодорожных перевозок.

В связи с этим возникла необходимость пересмотра подходов к организации пассажирских перевозок в рамках Совета по железнодорожному транспорту. В результате проведенной работы утверждены порядок определения экономической эффективности курсирования пассажирских поездов (вагонов) и мероприятия по повышению экономической эффективности в международном пассажирском сообщении.

Дополнительно поручено установить порядок ежегодного проведения и рассмотрения железнодорожными администрациями расчетов экономической эффективности курсирования по всем международным пассажирским поездам.

Если в условиях солидарной ответственности железнодорожные администрации, как правило, совместно формировали тарифную политику на календарный год с учетом достигнутых результатов в международных перевозках, то в последние годы перевозчик обеспечивает эффективность перевозок в основном путем повышения тарифов в ущерб привлечению дополнительных объемов за счет снижения тарифной нагрузки для пассажира. А выстраивать конкурентоспособную тарифную политику предполагается за счет применения согласованных маркетинговых инициатив. Вместе с тем, практика согласования маркетинговых инструментов на двух- многосторонней основе сопряжена с длительными переговорами, при этом достигнутые договоренности могут быть в одностороннем порядке пересмотрены или отменены.

Превалирование коммерческих интересов в ущерб развитию международных транспортных связей в интересах населения в итоге приведет к сокращению и потере железнодорожным транспортом своей доли на рынке пассажирских перевозок.

В сложившихся экономических условиях для сохранения международных пассажирских перевозок требуются совместные усилия железнодорожных администраций по созданию условий для взвешенного мотивированного и оперативного формирования стоимости проезда с учетом конкурентной среды, маршрута поезда, платежеспособности населения, мотивации поездок, курса национальных валют, спроса на перевозки и т.д.

Необходимо исключить значительное повышение тарифов в одностороннем порядке до согласования железнодорожными администрациями результатов эффективности курсирования пассажирских поездов в соответствии с утвержденным Порядком.

Учитывая важность сохранения исторически сложившихся международных связей, а также то, что Соглашение о МГПТ предусматривает взаимоотношения между железнодорожными администрациями при осуществлении международных перевозок, полагаем целесообразным рассмотреть вариант их сохранения за железнодорожными администрациями.

Полагаем, что основными критериями для повышения конкурентоспособности международных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом являются:

– согласованные меры тарифного регулирования, основанные на принципах солидарной ответственности железнодорожных администраций, направленные на повышение доступности услуг железнодорожного транспорта за счет кардинального подхода по созданию конкурентных ценовых условий;

– дальнейшее внедрение специальных тарифных планов и маркетинговых инициатив, способствующих снижению тарифной нагрузки на пассажира;

– повышения эффективности управления расходами железнодорожных администраций за счет мер технологического и организационного характера, оптимизации накладных затрат и прочих;

– развития новых технологий сервисного обслуживания пассажиров и повышения уровня комфорта в поездах и на вокзалах;

– сокращение времени нахождения пассажиров в пути следования.

Надеемся, что наш первый пассажирский форум позволит консолидировать усилия железнодорожных администраций, направленные на сохранение международных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и повысить их конкурентоспособность на транспортном рынке.

© Евразия Вести X 2017



X 2017

Евразия Вести X 2017

Совместными усилиями к достижению поставленных целей

Сложнейшие задачи решаем вместе

Латвия расширяет горизонты

Перемены на транспорте и в логистике только начинаются

Latvijas Dzelzcels развивает инфраструктуру по плану

Грузопотоки выбирают Латвию

Латвия - узел логистики региона

О тенденциях развития сотрудничества Россия - Латвия в сфере железнодорожного транспорта

Противодействие незаконному обороту продукции железнодорожного назначения

Комиссия в очередной раз доказала свою эффективность

Корпорация УВЗ создает вагоны нового поколения

АО НК «КТЖ»: роль пассажирского комплекса в экономике страны

Первый международный пассажирский форум в Астане

Сокращая расстояния

Регистр сертификации: 20 лет на железнодорожном транспорте

Эффективность контроля соответствия продукции гарантируется

Инновационность в вагоностроении

Современные системы управления тормозами подвижного состава производства ОАО «МТЗ ТРАНСМАШ»

Межправкомиссия - платформа для поддержания стабильных контактов

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2018 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести