Транспортная газета Евразия Вести

Разделы:

 Свежий номер
 Подшивка
 Материалы
 Новости
 О газете
 Редакция
 Подписка

 Консалтинг
 Лицензирование
 Сертификация
 Юридические
 услуги

 Партнеры
 Ресурсы сети
 Реклама на сайте

Поиск:


 

ЭЛТРАНС 2017


Версия для печати
Обсудить в форуме

Тарифное регулирование услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» является владельцем одновременно двух инфраструктур – железнодорожной и электросетевой. Оба вида деятельности относятся к монопольным и жестко регулируются государством. При общности принципов, конкретные механизмы регулирования, соответствующее законодательство и нормативная база (по железнодорожной отрасли и электроэнергетике) значительно различаются.

Вопросам тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии посвящена статья директора Трансэнерго – филиал ОАО «РЖД» Алексея Анатольевича Евдокименко.

Тарифное регулирование услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД»
Тарифное регулирование услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД»
Тарифное регулирование услуг по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД» – территориально сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, как для соб­ст­венных нужд, так и сторонним потребителя (субабонентам), присоединенным к сетям ОАО «РЖД» в границах 75 субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Феде­ральным законом от 26 марта 2003 г. № 35 «Об электроэнергетике» тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, входят в систему цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию.

Таким образом, являясь субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, ОАО «РЖД» не имеет возможности диверсификации источников дохода, обладая исключительным финансовым инструментом для пополнения собственных средств – энерготарифы. Оплата услуг по передаче электроэнергии является основным источником финансирования доходной части бюджета Трансэнерго, в связи с чем работа по формированию и утверждению экономически обоснованных тарифов на передачу электрической энергии для ОАО «РЖД» имеет особо важное значение для Холдинга.

Государственное тарифное регулирование ОАО «РЖД» в части оказания услуг по передаче электроэнергии осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на основе долгосрочных параметров регулирования, в соответствии с которым тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на срок не менее чем пять лет (не менее чем 3 года для первого долгосрочного периода регулирования).

Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с принципами и методами, определенными Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе необходимой валовой выручки – экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности. При использовании метода долгосрочной индексации основными составляющими необходимой валовой выручки являются подконтрольные и неподконтрольные расходы, включая расходы на амортизацию основных средств и расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли. При этом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации расходы на финансирование капитальных вложений не могут превышать 12% от необходимой валовой выручки сетевой организации.

Исходя из особенностей электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» при формировании тарифов на передачу электроэнергии по сетям ОАО «РЖД», первоначально определяется расчетный объем необходимой валовой выручки на содержание сетей (НВВ сети) структурных подразделений ОАО «РЖД», обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов на осуществление передачи электрической энергии. НВВ сети представляет собой совокупность расходов, связанных с осуществлением передачи электрической энергии как собственным, так и сторонним потребителям ОАО «РЖД».

После этого регулирующими органами определяется объем необходимой валовой выручки, подлежащей компенсации сторонними потребителями (НВВ сторонних) исходя из баланса электрической энергии (мощности).

Важным фактором тарифного регулирования является формализованность процесса тарифообразования. В соответствии с требованием законодательства процедура государственного регулирования тарифов строго регламентирована и имеет четкий перечень мероприятий прохождения тарифной кампании, со сроками их проведения.

В связи с тем, что в настоящее время Правительством Российской Федерации все больше внимания уделяется государственной тарифной политике, в том числе в части формирования тарифов на передачу электрической энергии, к электросетевому комплексу Российской Федерации со стороны регулирующих органов предъявляются все новые и новые требования. Они касаются в первую очередь надежности и безопасности электроснабжения, присоединения новых генерирующих мощностей и потребителей, а также экономичности и эффективности функционирования и развития электросетевого хозяйства.

Все это увеличивает ответственность Трансэнерго по защите интересов ОАО «РЖД» в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Электросетевая деятельность ОАО «РЖД» характеризуется ежегодным ростом защищаемой в регионах необходимой валовой выручки на содержание сетей и ростом доходов от оказания услуг по передаче электрической энергии.

Однако, деятельность ОАО «РЖД» в части защиты и утверждения экономически обоснованных тарифов на передачу электрической энергии сопряжена с определенными трудностями, не позволяющими в полной мере обеспечивать объективную величину прироста необходимой валовой выручки.

Во-первых, это долевое распределение расходов на передачу электрической энергии между собственным потреблением ОАО «РЖД» и сторонними потребителям. В соответствии с нормами законодательства, для организаций, осуществляющих передачу электрической энергии сторонним потребителям и для собственного потребления, распределение расходов между субабонентами и организацией производится пропорционально отпуску (передаче) электрической энергии.

В 2016 году фактический объем переданной электрической энергии сторонним потребителям по сетям ОАО «РЖД» составил 32,8 млрд кВт/ч, таким образом, доля стороннего потребления в общем балансе электрической энергии и мощности ОАО «РЖД» составляет порядка 40%.

В условиях роста объемов электрической энергии, предназначенных для собственных нужд ОАО «РЖД», доля электрической энергии, передаваемая сторонним потребителям, снижается, что приводит к соответствующему сокращению расходов, включаемых в необходимую валовую выручку. При этом фактические затраты на обслуживание оборудования, участвующего в процессе передачи электрической энергии, не зависят от колебаний объемов потребляемой энергии для электроснабжения тяговых и нетяговых нужд.

Во-вторых, постановлением Правительства Российской Феде­рации от 28 февраля 2015 г. №?184 утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, соответствие которым является основанием для установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

К одному из критериев относится владение на праве собственности или на ином законном основании силовыми трансформаторами, суммарная установленная мощность которых составляет не менее 10 МВА.

Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов, используемых для осуществления регулируемой деятельности Горьковской дирекцией по энергообеспечению в границах Республик Марий Эл и Мордовии, Северной дирекцией по энергообеспечению в границах Ямало-Ненецкого автономного округа, Северо-Кавказской дирекцией по энергообеспечению в границах Республик Ингушетия, Калмыкия и Карачаево-Черкессия, Юго-Восточной дирекцией по энергообеспечению в границах Тульской области, Куйбышевской дирекцией по энергообеспечению в границах Тамбовской области и Южно-Уральской дирекцией по энергообеспечению в границах Са­мар­ской области ниже количественной характеристики, установленной Критериями.

В 2016 и 2017 годах году в границах четырех субъектов (Республика Мордовия, Тульская, Тамбовская и Самарская области) ОАО «РЖД» был сохранен статус сетевой организации путем объединения в одно тарифное дело необходимой валовой выручки двух дирекций по энергообеспечению, осуществляющих регулируемую деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, и установлен единый тариф на передачу электроэнергии.

По Северо-Кавказской (в границах Республик Ингушетия, Калмыкия и Карачаево-Черкес­сия), Северной (Ямало-Ненецкий автономный округ) и Горьковской (в границах Республики Марий Эл) дирекциям по энергообеспечению ввиду технологических и регуляторных особенностей объединение необходимой валовой выручки и установление единого тарифа не представляется возможным. По данным субъектам с 2016 года ОАО «РЖД» лишено статуса сетевой организации.

Величина недополученного дохода по указанным субъектам в 2016 году составила 11,5 млн рублей, прогноз на 2017 год – 11,9 млн рублей.

Согласно законодательству Российской Федерации ОАО «РЖД», не имея статуса сетевой компании, обязано продолжать эксплуатировать объекты электросетевого хозяйства самостоятельно (нести бремя содержания), оплачивая стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства, не получая при этом дохода и не препятствуя перетоку электрической энергии через свои объекты сетевого хозяйства.

В-третьих, отсутствие в ОАО «РЖД» на протяжении длительного времени единого центра по координации электросетевой деятельности являлся сдерживающим фактором для повышения эффективности «защищаемости» расходов на услуги по передаче электрической энергии сторонним потребителям в регулирующих органах.

Неутверждение в уполномоченных органах инвестиционных программ по обновлению и развитию сетевого хозяйства ОАО «РЖД» и, как следствие, не включение инвестиционной составляющей в тарифы на передачу электрической энергии привело к недорегулированности энерготарифов по отдельным субъектам Российской Федерации и существенному снижению амортизации основных средств.

При этом в соответствии с правилами государственного регулирования тарифов, в случае утверждения регулирующим органом инвестиционной программы и ее неисполнения регулируемой организацией, расходы на финансирование мероприятий указанной инвестиционной программы, ранее учтенные в необходимой валовой выручке, подлежат исключению при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на очередной календарный год.

Таким образом, в границах субъектов Российской Федерации, где инвестиционная программа для ОАО «РЖД» была утверждена, но не исполнена, регуляторы, руководствуясь действующими нормами законодательства, исключили из необходимой валовой выручки Компании на 2017 год неосвоенные целевые средства.

Выделение с 1 октября 2016 г. энергетического комплекса позволит организовать работу по формированию и утверждению в субъектах Российской Федерации инвестиционной программы в области электроэнергетики и получить тарифный источник возмещения инвестиционных затрат на реконструкцию и модернизацию энергетической инфраструктуры ОАО «РЖД».

В целях повышения эффективности работы по тарифному регулированию услуг по передаче электроэнергии по сетям ОАО «РЖД» в дирекциях по энергообеспечению – структурных подразделениях Трансэнерго с 1 октября 2016 г. образованы секторы по тарифному регулированию. Работники секторов на протяжении всего периода тарифной кампании осуществляют взаимодействие с регулирующими органами по вопросам обоснования и защиты заявленных ОАО «РЖД» расчетов.

Согласно действующему законодательству, начиная с 2020 года, ОАО «РЖД», в границах большинства субъектов Российской Федерации, переходит на очередной долгосрочный пятилетний период регулирования (2020–2024 годы). В настоящее время Трансэнерго ведет активную работу по формированию экономически обоснованной тарифной базы для защиты и утверждения в регулирующих органах экономически обоснованных расходов в новом долгосрочном периоде регулирования, которая позволит увеличить выручку от оказания услуг по передаче электроэнергии, предусмотренную долгосрочным планом развития ОАО «РЖД».

Вопросы выполнения требований электросетевого и электроэнергетического законодательства Российской Федерации находятся на особом контроле у руководства Компании, обеспечены инвестиционными ресурсами и будут, безусловно, выполнены.

© Евразия Вести XI 2017



XI 2017

Евразия Вести XI 2017

О реформировании энергетического комплекса ОАО «РЖД» и развитии электросетевой деятельности

Управление профессиональными рисками в области охраны труда

Инновационные решения по контактной сети для высокоскоростных магистралей

Ресурсосберегающие технологии энергообеспечения на железнодорожном транспорте

Новые технологии на МЦК

Долгосрочные перспективы электрификации сети российских железных дорог

Энергоэффективность электрифицированных магистралей

Энергетическая эффективность железнодорожных перевозок

Перспективные технологии капитального ремонта контактной сети и современные разработки МЭЗ

ПКБ И: взаимодействие с электроэнергетическим комплексом ОАО «РЖД»

Московское центральное кольцо – часть транспортной системы будущего столицы

Современные тенденции в технологиях реконструкции и строительства тяговых подстанций городского электротранспорта

ЭНЕРГОПРОМСБЫТ - основные задачи и перспективные проекты для нужд ОАО «РЖД»

10 лет на защите здоровья и жизни работников РЖД

Комплексные решения ЗАО «ЗЭТО» для строительства и модернизации тяговых подстанций

«ЭНЕРГОТРАНСИЗОЛЯТОР» - современные изоляторы для контактной сети

Видеоизмерительные системы диагностики контактной сети

Отраслевой Центр Компетенции на базе АО «ВНИИЖТ»

PDF-формат



 

Copyright © 2003-2016 "Евразия Вести"
Разработка: интернет-студия "ОРИЕНС"

Евразия Вести