НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Бесколлекторный управляемый двигатель - будущее стрелочных переводов

Обеспечение безопасности движения поездов - одна из основных задач при эксплуатации железнодорожного транспорта. Повысить уровень невозможно без обеспечения надежной работы одного из важнейших устройств железнодорожной автоматики и телемеханики - стрелочного электропривода. О разработках в этой области фирмы "ЭЛМА-Ко" рассказывает ее генеральный директор Л.М. Епифанова.

На сегодняшний день на железных дорогах России эксплуатируется порядка 130 тыс. стрелочных электроприводов постоянного тока серии СП. Электроприводы серии СП морально и технически устарели, назрела необходимость в создании электропривода нового поколения. Однако обновить весь парк за короткий период времени не представляется возможным. В этой связи необходимо провести модернизацию, добиваясь снижения затрат на содержание стрелочных электроприводов, параллельно повышая надежность и увеличивая ресурс. При этом модернизация должна быть проведена силами дистанций сигнализации связи.

Основным функциональным элементом стрелочного электропривода, определяющим эффективность его функционирования, является электродвигатель. Сегодня в стрелочных электроприводах применяются коллекторные и асинхронные электродвигатели. Общими недостатками всех применяемых сегодня двигателей для стрелочных электроприводов является необходимость наличия фрикционной муфты, требующей периодической регулировки и имеющей малый ресурс работы.

От вышеуказанных недостатков можно избавиться, применяя принципиально новый электродвигатель для стрелочного привода, решающий задачу повышения надежности и снижения эксплуатационных затрат.

Обзор технической и патентной информации показал, что мировой тенденцией является внедрение бесконтактных двигателей во все области техники как наиболее перспективной электрической машины.

Фирмой "ЭЛМА-Ко" разработан бесконтактный управляемый электродвигатель (в дальнейшем - ДБУ), предназначенный для работы в составе стрелочных электроприводов постоянного тока. Технические характеристики ДБУ позволяют заменять двигатели МСП-0,15, МСП-0,25 в стрелочных электроприводах типа СП-6 во всем диапазоне нагрузок.

ДБУ состоит из двух частей: собственно электрической машины и электронного коммутатора в совмещенном исполнении как один узел. Электрическая машина имеет статор с обмотками и ротор, на котором расположены постоянные магниты. Принцип работы аналогичен коллекторной машине, но роль щеток выполняет электронный коммутатор.

Основные достоинства при внедрении ДБУ:

- повышение надежности работы стрелочного электропривода за счет исключения из конструкции электродвигателя ненадежного коллекторно-щеточного узла, исключения появления ложного контроля стрелки из-за паразитного зазора в коллекторно-щеточном узле;

- упрощение кинематической схемы стрелочного электропривода путем исключения фрикционной муфты, обеспечивая "электронную фрикцию" (ограничение тока двигателя);

- пусковые токи значительно меньше, чем у применяемых двигателей, и не приводят к обгоранию контактов автопереключателя стрелочного привода;

- конструктивное исполнение ДБУ практически исключает возможность пробоя обмоток, обеспечивая его повышенную надежность;

- исключение возможности пробоя обмоток при климатических и механических воздействиях за счет конструктивных особенностей;

- установка ДБУ в электроприводы серии ВСП позволяет использовать вышеприведенный электропривод на линиях постоянного тока;

- конструкция позволяет перевести электродвигатель на переменный ток, на питание от аккумуляторных батарей.

Управление бесколлектроным двигателем легко адаптируется с любой аппаратурой управления, при применении радиоканала возможно дистанционное управление стрелочным электроприводом.

ДБУ прошел механические и климатические испытания и эксплуатационную проверку.

Макетные и опытные образцы проходили испытания в ПГУПС, "Гипротранссигналсвязь", проверку в эксплуатационных условиях на Октябрьской железной дороге.

Полученные результаты показали совместимость ДБУ со стрелочными приводами типа СП-6 с двухпроводной схемой управления без доработки стрелочных приводов. Испытания показали возможность использования ДБУ на всех стрелочных приводах, обеспечиваемых двигателями МСП-0,25: от одиночных стрелок с рельсами Р50 до перекрестных с рельсами Р65. Эксплуатационная проверка показала уменьшение энергозатрат по сравнению со штатными двигателями, подтвердила возможность работы без механического фрикциона.

© Евразия Вести VII 2004

www.eav.ru