БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ


Перспективы эффективного применения средств ЖАТ

Согласно Стратегической программе развития ОАО "Российские железные дороги" главное, к чему нужно стремиться (или, говоря иначе, главный элемент целевого состояния), - финансово-экономическая и технологическая устойчивость. Этим продиктована необходимость модернизации и обновления основных производственных фондов, что позволит перейти в фазу устойчивого расширенного воспроизводства. Такова отправная точка в статье вице-президента компании Владимира Николаевича Сазонова.

Наши совокупные ремонтные издержки составляют сейчас около 30 процентов общих эксплуатационных расходов. Одним из основных резервов снижения себестоимости перевозок служит совершенствование работы ремонтного комплекса. На чем оно базируется?

Во-первых, на повышении надежности технических средств, снижении числа отказов и неплановых ремонтов подвижного состава и объектов инфраструктуры за счет улучшения качества ремонта. Во-вторых, должны быть сокращены простои подвижного состава в ремонте всех видов и потери в перевозочной работе, связанные с ремонтом и содержанием инфраструктуры. И, наконец, за счет концентрации "тяжелых" ремонтов и внедрения средств технической диагностики может быть существенно повышена производительность труда.

Перед хозяйством железнодорожной автоматики и телемеханики в области развития технических средств, совершенствования технологии их содержания и ремонта стоят непростые задачи. Перечислю их без особых комментариев (для многих в нашей компании они составляют смысл повседневной работы):

- переход от релейных к аппаратно-программным комплексам электрической и диспетчерской централизации, автоблокировки, систем автоматизации сортировочных станций и др., способствующим созданию многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов;

- создание систем, позволяющих заменить функции контроля за действиями оперативного персонала на функцию выполнения ответственных операций, исключающих человеческий фактор;

- разработка и внедрение необслуживаемых или обслуживаемых с минимальной трудоемкостью устройств, повышение уровня механизации обслуживания и ремонта;

- переход на сервисное обслуживание микропроцессорных систем, организация дорожных и междорожных сервисных центров обслуживания и ремонта аппаратуры; - постепенный переход от планово-предупредительной системы ведения работ к работам на основе оценки устройств по фактическому состоянию за счет значительного расширения использования средств диагностики;

- специализация работ по содержанию и ремонту устройств СЦБ путем организационного разделения функций содержания и ремонта этих устройств;

- повышение производительности труда за счет применения новых технологий, введения прогрессивных нормативов затрат труда и времени, совмещения профессий, перевода части контингента на контрактную основу.

Увеличение объемов перевозок в стране обязывает нас усилить отдельные железнодорожные направления, открыть новые подходы к портам, пограничным переходам, промышленным районам. А это означает ширящееся от года к году строительство, в том числе и в части железнодорожной автоматики.

Ныне без использования достижений научно-технического прогресса немыслимы никакие перспективы эффективного применения средств ЖАТ.

Не случайно разработки новой техники сориентированы на применение микропроцессорных систем, внедрение которых сулит ощутимое снижение затрат при проектировании, строительстве и эксплуатации.

Важной задачей в области обеспечения безопасности движения остается постоянное снижение риска возникновения аварий и связанных с ними ущерба для жизни и здоровья людей и окружающей среды, материальных и имущественных потерь. Для решения этой задачи в соответствии со Стратегической программой развития ОАО "РЖД" разрабатывается многоуровневая система управления безопасностью движения и качеством работы. Ее успешное внедрение зависит от создания высоконадежной, малообслуживаемой автоматики со средствами технической диагностики и удаленного мониторинга.

Нашим департаментом автоматики и телемеханики совместно с отраслевыми институтами ВНИИАС, ГТСС и учебными вузами проводится целенаправленная политика в области создания и внедрения новых технических средств и технологий. Привлекаем мы в партнеры организации и фирмы различных форм собственности.

Так, на станции Бекасово-Сортировочная введены в постоянную эксплуатацию технические средства управления сортировочной станцией КСАУ-СП. В этот комплекс последнего поколения входят: горочное программнозадающее устройство ГПЗУ, система автоматического регулирования скорости на микропроцессорной элементной базе АРС, горочная автоматическая централизация на микропроцессорной элементной базе ГАЦ-МН, горочная автоматическая локомотивная сигнализация на радиоканале ГАЛС-Р.

Проходят испытания микропроцессорная централизованная автоблокировка с тональными рельсовыми цепями АБТЦ-М, разработанная ВНИИАС, и децентрализованная унифицированная автоблокировка АБ-УЕ (разработка МГУПС). Внедряется микро-процессорная централизация стрелок и сигналов ЭЦ-ЕМ ("Радиоавионика" и ГТСС) с интегрированной функцией автоблокировки. На сеть дорог выходит микропроцессорная централизация стрелок и сигналов "Ebilock-950" (ОАО "Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)" с интегрированной централизованной автоблокировкой. Апробируется микропроцессорная централизация МПЦ-2, создаются блоки бесконтактного управления стрелками и светофорами (и то и другое разработки ГТСС).

Список того, что находится на разных этапах пути к практической реализации, слишком обширен. Упомяну лишь системы диагностики технического состояния уст-ройств СЦБ на станциях и прилегающих перегонах и организации их удаленного мониторинга, системы диагностики АПК-ДК, АСДК и ИВК-СЦБ; специализированные транспортные средства для хозяйства СЦБ (автомобили и ССПС); малообслуживаемое напольное оборудование, выполненное с применением современных материалов и полимерных покрытий, светофоры со светодиодными оптическими системами; устройства бесперебойного электопитания; устройства защиты аппаратуры релейного шкафа от грозовых и коммутационных перенапряжений ЗФ-220 и КЗУ-РШ.

Подготовлены эксплуатационно-технические требования к основным системам железнодорожной автоматики.

В июле в Таврическом дворце Санкт-Петербурга прошла Первая международная научно-практическая конференция "ТрансЖат-2004". Можно сказать: цель, намеченная нами (а организатором встречи выступило ОАО "РЖД"), была достигнута. Состоялся плодотворный обмен опытом работы, были обсуждены актуальные проблемы создания на железнодорожном транспорте новых технических средств автоматики и телемеханики, внедрения передовых технологий.

В работе конференции приняли участие представители Министерства транспорта и связи, руководители железных дорог, их служб СЦБ, начальники дистанций сигнализации и связи, специалисты и ученые из высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, разработчики и произво-дители систем и устройств СЦБ, представители зарубежных железных дорог, фирм и компаний.

На заседаниях секций и "круглых столах" затрагивались конкретные проблемы разработки и внедрения микропроцессорных систем и средств железнодорожной автоматики, устройств технической диагностики и обслуживания аппаратуры. Не обошли вниманием и вопрос подготовки кадров, которым предстоит эксплуатировать совершенные микропроцессорные системы ЖАТ.

Всех нас объединило глубоко осознанное убеждение: без оснащения дорог прогрессивными и надежными средствами ЖАТ, которые определяют пропускные способности стальных магистралей, невозможно обеспечить автоматизацию перевозочного процесса и безопасность движения поездов.

Проведение международной научно-практической конференции "ТрансЖат-2004" приблизило нас к решению стратегической задачи - добиться повышения эффективности работы ОАО "РЖД".

© Евразия Вести XI 2004

www.eav.ru