РЕФОРМЫ


Итоги года – фундамент дальнейшего развития компании ОАО «РЖД»

В завершающемся 2006 году компания «Российские железные дороги» полностью реализовала задачи, поставленные Президентом и правительством страны, и обеспечила плановые параметры работы, утвержденные советом директоров. Эти результаты достигнуты благодаря добросовестной работе более 1,3 млн. железнодорожников, инициативе и ответственности командного состава отраслевых хозяйств, железных дорог, отделений, линейных предприятий и, конечно, правления компании. Важнейший признак уходящего года – вхождение в заключительный этап реформирования железнодорожного транспорта. Этим вопросам был посвящен доклад президента компании ОАО «РЖД» В.И. Якунина на расширенном заседании правления 18 декабря 2006 года. (Доклад публикуется в сокращении)

В 2006 году коллективом компании достигнуты лучшие показатели работы за все 15 лет существования железных дорог новой России. Обеспечен наивысший за этот период уровень безопасности движения поездов и качества использования подвижного состава. К 1992 году вес поезда увеличен на 21%, а производительность локомотива – на 59%. Достигнута максимальная энергоэффективность перевозочного процесса за всю советскую и российскую историю железных дорог. 20 апреля т.г. поставлен абсолютный рекорд суточной погрузки с 1993 года – 4 млн. 98 тыс. тонн.

Проделанная работа по реализации целей реформы – обеспечение роста устойчивости работы и безопасности, снижение народнохозяйственных транспортных издержек – получила высокую оценку правительства. При этом особый акцент был сделан на высоком качестве среднесрочного и перспективного планирования деятельности компании. На основе решений правительства уже приняты необходимые решения в направлении унификации тарифов на грузовые перевозки и по параметрам гибкой тарифной политики в пассажирских перевозках.

Это стало возможным благодаря глубокой аналитической работе и развитию конструктивного диалога с федеральными министерствами: транспорта, экономического развития и торговли, финансов, Федеральной службой по тарифам. Благодаря решениям правительства полностью нормализованы финансовые взаимоотношения по перевозкам с Минобороны и МВД. Организованы и четко реализуются решения о монетизации льгот по перевозкам для населения. И, конечно, самый главный результат большой работы и конструктивного взаимодействия Компании с федеральными органами исполнительной власти, а также с Государственной думой и Советом Федерации – это принятое решение о компенсации из федерального бюджета убытков от пассажирских перевозок в дальнем следовании.

О РОЛИ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ

Важнейшим результатом реформы в ОАО «РЖД» следует признать формирование эффективной системы органов корпоративного управления: совета директоров и правления компании. Их полное взаимодействие, координация создали необходимые условия для достижения намеченных целей.

Своевременные, выверенные, точные и всесторонне обоснованные решения и рекомендации Совета директоров были направлены на обеспечение динамичного и устойчивого развития ОАО «РЖД», повышение эффективности производственной и финансовой деятельности, улучшения использования имущественного комплекса, совершенствование корпоративной структуры компании. Особое внимание Совет директоров уделял мерам по реализации третьего этапа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Были тщательно рассмотрены и поддержаны стратегия организации высокоскоростного сообщения, концепции реформирования комплексов по ремонту и содержанию грузового подвижного состава, предоставлению услуг питания и торгового обслуживания, приняты решения по созданию дочернего общества в сфере перевозок автомобилей, ОАО «Скоростные магистрали», дочернего общества ОАО «РЖД» и железных дорог Финляндии в области организации скоростного пассажирского движения, приобретение пакета акций компании «Морской торговый порт Усть-Луга» и много других, важнейших для компании вопросов. Работа Совета директоров, и это стало хорошей традицией, проходит в духе предельной откровенности, тщательности и дискуссионности при обсуждении поставленных вопросов и принимаемых решений.

Отчитываясь об основных достижениях компании, следует, прежде всего подчеркнуть, что компанией в полном объеме выполнены указания Президента страны В.В. Путина по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту Усть-Луга, созданию паромной переправы Усть-Луга – Балтийск – порты Германии, развитию скоростного пассажирского сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки.

Этот год можно назвать «прорывным» по реализации поставленных главой государства задач по развитию отечественного железнодорожного машиностроения. Совместно с производителями железнодорожной техники ко Дню железнодорожника представлены принципиально новые виды тягового подвижного состава. Это первый в истории России пассажирский электровоз постоянного тока ЭП 2. Вышел со «стапелей» завода первый в истории отечественный магистральный грузовой тепловоз с асинхронным приводом 2ЭС5К «Витязь».

Сегодня успешно реализуется совместный с предприятиями аэрокосмического комплекса проект создания газотурбинного локомотива с пока еще небывалой мощностью 11300 л.с. В тесном взаимодействии с предприятиями, входящими в Трансмашхолдинг, а также Уральским заводом железнодорожного машиностроения реализуется программа создания пассажирского электровоза постоянного тока и других принципиально новых типов локомотивов.

Совместно с предприятиями российской промышленности продолжается освоение производства грузовых вагонов новой конструкции с нагрузкой на ось 25 т, длиннобазных фитинговых платформ, освоено производство высококомфортабельных пассажирских вагонов.

В рамках реализации поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи по технологической модернизации российской экономики по инициативе компании 12 декабря т.г. свыше 150 производителей отечественного железнодорожного машиностроения определили конкретные меры по улучшению качества поставляемой железнодорожному транспорту продукции и повышению ее конкурентоспособности.

Участниками подписан меморандум о сотрудничестве с компанией «Российские железные дороги», предусматривающий партнерское взаимодействие по коренному улучшению качества поставок продукции, обеспечения безопасности перевозок на основе международных стандартов, а также принято решение о создании ассоциации производителей железнодорожной техники по аналогии с европейскими и американскими организациями.

Образование ассоциации позволит отечественным производителям повысить конкурентоспособность техники для железных дорог, более успешно интегрироваться в мировую систему железнодорожных транспортных услуг.

ОБ ИННОВАЦИЯХ

Для развития систем управления и обеспечения безопасности движения в компании сделан акцент на внедрение инновационных технологий. В первую очередь это касается организации движения поездов и снижения негативного влияния на безопасность движения «человеческого фактора». На станциях и локомотивах внедряются новейшие технические средства спутниковой навигации, цифровой радиосвязи, высоконадежные, безопасные компьютерные системы.

На локомотивах серийно внедряются в едином комплексе с устройствами безопасности системы автоведения, которые позволяют улучшить исполнение графика движения, уменьшить потребление электроэнергии и ускорить процесс обучения машинистов. Эта работа, выполненная творческим коллективом под руководством вице-президента В.А. Гапановича, была удостоена Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2006 год.

О ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОГО ХОЛДИНГА

В соответствии с решениями совета директоров в текущем году компанией решались масштабные задачи по формированию эффективного, конкурентоспособного, инвестиционно-привлекательного и устойчивого холдинга. При этом в соответствии с определенными Правительством Российской Федерации принципами и задачами обеспечен старт хозяйственной деятельности дочерних компаний-операторов «Трансконтейнер» и «Рефсервис». Благодаря этому на рынках перевозок контейнерных и скоропортящихся грузов созданы равные для всех собственников подвижного состава возможности для конкуренции, а значит, обеспечения нового качества услуг.

Разворачивают работы созданные в текущем году компании в сфере научной деятельности и заводы по ремонту грузовых вагонов, ряд пригородных компаний и других проектов. Реализуется задача по выделению пассажирского комплекса. Создана и работает Федеральная пассажирская дирекция.

В год 75-й годовщины создания «Красной стрелы» на маршрут Санкт-Петербург – Москва вышел поезд, полностью сформированный из принципиально новых современных вагонов, введена электронная продажа билетов. Совместно с компанией «Сименс» подписан контракт на поставку скоростных поездов и многое другое.

Реформа обеспечивает не только организационные преобразования и изменение структуры отрасли, но и затрагивает судьбы тысяч людей. Компания делает все, чтобы это влияние было позитивным, а железнодорожники имели возможности для улучшения своего социального положения в соответствии с результатами своей работы. Для этого при создании дочерних зависимых обществ сохраняется определенный коллективным договором ОАО «РЖД» объем социальной поддержки для работников.

Приоритетное внимание мы придаем оптимизации структуры управления ОАО «РЖД». Последовательно внедряются соответствующие лучшей практике регламенты и процедуры корпоративного управления. По результатам года совокупный объем активов дочерних обществ компании превысит 83 млрд. рублей, а чистая прибыль более 4,3 млрд. руб. А ведь это результаты только первого года 3-го этапа реформы. В утвержденном правительством среднесрочном финансовом плане компании запланировано получение дивидендов от ДЗО до 1,5 млрд. руб., и еще 17 млрд. рублей инвестиций планируется получить при реализации пакетов акций дочерних обществ, которые будут направлены на развитие инфраструктуры.

Очень высокий интерес рынок капитала проявляет к компаниям «Трансконтейнер», «Рефсервис», «ЭЛТЕЗА», «Ремпутьмаш». Мы прогнозируем высокую инвестиционную привлекательность создаваемых предприятий по ремонту подвижного состава и научно-исследовательской деятельности. Но, несомненно, наиболее привлекательным объектом для вложений может стать планируемая нами «Грузовая компания», от продажи акций которой, по заключению инвестиционных банков, реально можно выручить до 120 млрд. рублей.

Эти шаги, определенные стратегией развития ОАО «РЖД», позволили бы к 2010 году существенно снизить дефицит инвестиций для обновления и развития инфраструктуры. Нами подготовлен пакет документов по созданию «Грузовой компании», проведено его всесторонние обсуждение с профильными комитетами обеих палат Федерального собрания, руководителями федеральных органов исполнительной власти, Советом директоров, грузоотправителями и крупнейшими компаниями-операторами. 2 ноября текущего года результаты реализации структурной реформы железнодорожного транспорта были одобрены Правительством Российской Федерации, что является для нас высочайшей оценкой работы правления и коллектива компании.

О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ

В уходящем году наша компания полностью обеспечила существенно возросший спрос экономики и населения страны на железнодорожные перевозки. Грузооборот увеличен на 4,3%, что соответствует динамике промышленного роста в стране. Достигнут прирост пассажирооборота на 3,8%, а это важнейший индикатор роста социального уровня населения. Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 1 млрд. 300 млн. пассажиров.

Достигнутый уровень транспортного обслуживания экономики позволил обеспечить динамичный рост валового внутреннего продукта (а он вырос на 6,8%). При этом Российские железные дороги обеспечили 74% прироста грузооборота в транспортной системе страны. Наша компания сыграла ключевую роль в увеличении российского экспорта. В целом отправление грузов на экспорт возросло на 4,8%, при этом более чем на 10% увеличены экспортные перевозки каменного угля, руды, хлебных грузов. И особую значимость имеет организованная железнодорожная перевозка нефти в Китай.

Следует подчеркнуть, что наряду с традиционными массовыми грузами обеспечивается ускоренный рост контейнерных перевозок, прежде всего в межгосударственном сообщении. Так, экспортные перевозки грузов в контейнерах с начала года возросли на 10,9%, в том числе готовых изделий из металлов – почти на 45%, химикатов – более чем на 30%. Это свидетельствует о создании Российскими железными дорогами условий, соответствующих поставленным правительством задачам по стимулированию отечественных производителей к наращиванию несырьевого экспорта. А это – одна из задач экономической стратегии государства.

При индексации грузовых тарифов ниже уровня инфляции обеспечен рост доходов компании выше установленного плана. Необходимо подчеркнуть, что 21% общих доходов компании, а это свыше 179 млрд. рублей, перечислено в бюджеты и внебюджетные фонды. Это один из элементов, из которых складывается государственная и социальная ответственность нашей компании «Российские железные дороги». Проведена огромная работа по увеличению эффективности использования всех видов ресурсов. В прошлом году мы ставили перед собой задачу повышения рентабельности. В этом году она превысила 3%, что почти в 2,5 раза больше прошлогоднего уровня (1,3%). Однако, это все еще значительно ниже, чем у других крупнейших компаний страны, а главное – ниже уровня, необходимого для интенсивного развития Компании. Поэтому повышение прибыльности компании остается важнейшей задачей ОАО «РЖД».

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ

Год назад на расширенном заседании правления, мы определили как одну из главнейших задач Компании на ближайшие годы обеспечение устойчивого роста инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав. За прошедший год мы существенно продвинулись в этом направлении, обеспечив организацию инвестиционного процесса на проектных принципах. В 2006 году с учетом лизинга в развитие и модернизацию производственной базы компании вложено более 200 млрд. рублей, что на 19,3% больше, чем в предшествующем году. Это позволило решить важнейшие задачи по развитию и обновлению инфраструктуры, в первую очередь на основных транзитных и экспортно-ориентированных направлениях. Их реализация осуществлялась в рамках приоритетных инвестиционных проектов: – «Кузбасс – Дальневосточный транспортный узел», – «Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел», – «Кузбасс – Северо-Запад», – «Перевозки нефти на Китай» и другие проекты.

В постоянную эксплуатацию введены такие важнейшие объекты, как: Лагар-Аульский тоннель на Дальневосточной дороге; Большой Петлевой тоннель на Северо-Кавказской; вторые пути на Куйбышевской, Приволжской, Забайкальской, Северной дорогах, транзитно-выставочный парк «Южный» предпортовой станции Лужская.

В ограниченные сроки выполнен комплекс работ по усилению инфраструктуры железнодорожной линии Москва – Санкт-Петербург, что позволило сократить время движения скоростных пассажирских поездов между российскими столицами до 3 часов 55 минут. Нам удалось значительно увеличить объемы закупок и модернизации подвижного состава, необходимого для удовлетворения растущего спроса на перевозки. Более чем в полтора раза, до 278 единиц, возросли закупки локомотивов, на 13% – пассажирских вагонов, более чем на 71% – грузовых. Значительно увеличены и объемы модернизации подвижного состава.

В то же время рост спроса на перевозки диктует необходимость гораздо более значительного наращивания инвестиций в развитие и модернизацию производственной базы ОАО «РЖД». Для этого требуется эффективная реализация долгосрочной стратегии развития компании при поддержке государства в реализации общенациональных проектов развития железных дорог России и транспортного машиностроения, а также принятие наиболее эффективных решений по структурной реформе отрасли.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КОМПАНИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

В уходящем году наши контакты с депутатами Государственной думы, членами Совета Федерации, министерствами и ведомствами способствовали решению ряда важнейших вопросов. Нам удалось продвинуться в понимании комплексного подхода к изменениям в законодательстве, регулирующем деятельность железнодорожного транспорта.

В этой связи хочется высказать особую благодарность Комитету Государственной думы по энергетике, транспорту и связи и его председателю Валерию Афанасьевичу Язеву за понимание проблемы и за организацию «площадки», на которой нам совместно с Минтрансом России удалось договориться с законодателями по подходам к изменению Устава железнодорожного транспорта и закона «О железнодорожном транспорте».

Мы нашли понимание нашей позиции в части необходимости сохранения контроля за электросетевыми объектами ОАО «РЖД» со стороны Минтранса России, депутатов и членов Совета Федерации. В очередной раз об этом было заявлено на заседании Правительства РФ 14 декабря И.Е. Левитиным. Однако, считаю необходимым обратиться к председателю совета директоров ОАО «РЖД» А.Д. Жукову, не ослабевать контроль за подготовкой документов правительства по этим вопросам, так как резолюция Президента РФ о недопустимости разрушения сетевого хозяйства отрасли так и не выполнена. А последние решения правительства по реформированию электроэнергетики уже приводят к тому, что и ОАО «РЖД», и Минобороны получают дополнительные и непредусмотренные в бюджетах счета на электроэнергию.

Совместными усилиями Минтранса, депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации нам удалось убедить Минфин в необходимости государственной поддержки пассажирского комплекса. Впервые в 2007 году на его поддержку в бюджете страны выделено 10,9 млрд. руб. Тем не менее есть еще большой круг законодательных вопросов, которые нам необходимо решить для успешной реализации реформы железнодорожного транспорта. Требуется ускорить решение вопроса о полной компенсации убытков от пассажирских перевозок, как в дальнем, так и в пригородном сообщении. В ближайшие три года необходимо сформировать законодательную и нормативную базу в сфере технического регулирования. По нашим оценкам для этих целей необходимо принять десятки законов и тысячи нормативных актов!

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ

На качественно новый уровень партнерских отношений выводится взаимодействие ОАО «РЖД» с субъектами Федерации. Помимо безусловного выполнения компанией основной функции в удовлетворении региональных потребностей в перевозках, существенный вклад ОАО «Российские железные дороги» вносит в развитие транспортной инфраструктуры регионов. Только на территории Сибирского федерального округа выполнены объемы капитальных вложений более 33 млрд. руб. Более 32 млрд. руб. проинвестировано в транспортную инфраструктуру Центрального Федерального округа, свыше 27 млрд. руб. – Северо-Западного федерального округа, от 15 до 27 млрд. руб. капитальных вложений реализованы на территории Южного, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. В условиях реформирования, на мой взгляд, открываются возможности вывести совместную работу компании и регионов на новый уровень.

Особенно хочу отметить то внимание, которое уделяет мэр города Ю.М. Лужков вопросу финансового обеспечения работы пригородного пассажирского комплекса, что особенно важно в столичном регионе, где осуществляется более 40% общего объема пригородных перевозок. Впервые подписано трехстороннее соглашение между ОАО «РЖД», Росавтодором и Московской областью по совместному строительству 28 путепроводных развязок на период до 2015 года взамен железнодорожных переездов, что крайне важно для повышения безопасности движения. Конструктивные отношения сформированы у компании с регионами Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Успешно работают пригородные пассажирские компании, созданные с участием субъектов Российской Федерации в Новосибирске, Омске, Кемерово, Барнауле, Красноярске, Екатеринбурге и Владивостоке. В текущем году продолжена реализация программы совместных проектов, развития железнодорожной инфраструктуры с использованием механизма государственно-частного партнерства с участием администрации Кемеровской области, ОАО «РЖД» и угольных компаний. В соответствии с этой программой только в 2006 году ее участниками будет инвестировано свыше 4 млрд. рублей. ОАО «РЖД» планирует принять участие в реализации таких масштабных проектов, как развитие зоны Нижнего Приангарья в Красноярском крае, освоение крупных месторождений со строительством нового железнодорожного участка в Читинской области.

О РАЗВИТИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Международная деятельность ОАО «РЖД» в уходящем году была подчинена решению стратегической задачи укрепления позиций компании на евроазиатском рынке транспортных услуг. Хочу подчеркнуть, что эта работа проходит в условиях нарастающей глобальной конкуренции как со стороны других видов транспорта (прежде всего судоходных компаний), так и иностранных железных дорог. Компания отстаивает свои конкурентные позиции на международном рынке при эффективной поддержке со стороны ведомств российского внешнеполитического блока.

Особо отмечу, что эта поддержка стала еще более ощутимой с подписанием в январе 2006 г. соглашения о сотрудничестве с МИД России. Приоритетное внимание мы уделяем укреплению взаимодействия железных дорог стран СНГ и Балтии. Состоявшиеся в Таллинне и Ереване заседания Совета по железнодорожному сотрудничеству государств СНГ вновь подтвердили высокую эффективность этой организации. Проведенный по нашей инициативе в мае бизнес-форум «Стратегическое партнерство 1520» стал мощным фактором объединения интересов и развития деловых связей железнодорожных компаний и ориентированных на транспортную отрасль бизнес-структур.

Благодаря последовательности и настойчивости ОАО «РЖД» удалось существенно продвинуться в проекте воссоздания Транскорейской магистрали с выходом на Транссиб. Подписано соответствующее трехстороннее соглашение, прорабатываются конкретные технические и финансовые условия восстановления участка Раджин-Хасан. С Немецкими и Китайскими железными дорогами мы значительно продвинулись в работе по созданию совместной транспортно-логистической компании, что должно обеспечить привлечение новых грузов в транспортном коридоре «Восток – Запад».

Как уже отмечалось, 2006 год стал прорывным в области налаживания железнодорожно-паромного сообщения с Калининградской областью, которое повысит транспортную независимость России. Проводя линию на интеграцию в общемировое транспортное пространство, Российские железные дороги после 60-летнего перерыва восстановили членство в Международном союзе железных дорог. Этот шаг предоставит нам новые возможности для участия в развитии международного транспортного рынка. Визит делегации ОАО «РЖД» в ноябре т.г. в Тегеран придал новый импульс нашему взаимодействию с Иранскими железными дорогами на другом стратегически значимом для нас направлении – «Север-Юг». В этом контексте отмечу, что на уровне российского руководства решается вопрос о возможной концессии железной дороги Армении. Этот стратегический для будущего развития региона вопрос недавно рассматривался на уровне руководства страны.

(Материал использован с сайта ОАО «РЖД» www.rzd.ru)

© Евразия Вести XII 2006

www.eav.ru