ЖЕЛДОРРЕММАШ


«Желдорреммаш»: на пути преобразований

В связи с реформированием локомотиворемонтных заводов отрасли остро стоит вопрос сохранения высокого качества ремонта на заводах, внедрения новых перспективных технических средств и диагностики, повышения культуры производства капитальных ремонтов. О сегодняшнем положении в ремонтном комплексе и возможных перспективах корреспондент беседует с Начальником дирекции «Желдорреммаш» Сергеем Никифоровичем Гапеевым.

-Сергей Никифорович, как обстоят дела с качеством ремонта на предприятиях дирекции«Желдорреммаш»?

– Для наших предприятий качество ремонта, качество выпускаемой продукции давно стало по-настоящему вопросом номер один. Оно напрямую влияет на обеспечение устойчивой и безопасной работы компании, на бесперебойность неуклонно растущих перевозок. Эта многогранная проблема – предмет самого пристального анализа многих наших специалистов.

Но для начала назову основные факторы, оказывающие негативное влияние на качество продукции ремонтных заводов, препятствующие его росту.

Начну с морально устаревших технологических процессов. На заводах имеется в наличии 12672 комплекта технологической документации. Три четверти из них регламентируют основное производство – ремонт подвижного состава. Но лишь 57 процентов этих документов актуализировано в соответствии с современными условиями производства.

По нашим подсчетам, назрела острая потребность в разработке полутора с лишним тысяч комплектов технологических документов. Наиболее полно обеспечено соответствующей технологической документацией только собственное производство комплектующих – 3326 комплектов (актуализировано 77 процентов). Уровень обеспеченности технологической и конструкторской документацией по многим видам основной и вспомогательной деятельности наших предприятий крайне низок.

Вторая проблема – старение оборудования. На заводах «Желдорреммаш» в технологических процессах ремонта задействованы станки и оснастка, средний возраст которых 26,7 года, а износ примерно 75 процентов. Особо тревожит ситуация с испытательным оборудованием. На многих наших предприятиях оно по своим техническим характеристикам и состоянию, мягко говоря, не в полной мере обеспечивает необходимую степень технологической точности настройки и регулировки ремонтируемых объектов.

Причина такого положения в том, что приборы неразрушающего контроля, средства диагностики и испытания ТПС в последние три года приобретались лишь за счет инвестиционной программы развития предприятий в объеме амортизационных отчислений, чего явно недостаточно.

Есть определенные трудности с внедрением технических и технологических барьерных функций, не допускающих отклонения контролируемых параметров при проведении производственных операций. Это мешает добиваться гарантированной достоверности данных о качестве исполнения процессов.

Надо ли объяснять, как мешают эффективной работе поставки некачественных материалов и комплектующих?! Из-за них происходит более 10 процентов отказов локомотивов; подчас они становятся причиной массовой отбраковки узлов, деталей и материалов при производстве входного контроля.

Наконец это вездесущий человеческий фактор. Это прежде всего, текучесть квалифицированных кадров, которая объясняется нынешней недостаточно эффективной системой мотивации труда.

-– Но все эти проблемы могут быть решены с обретением заводами нового статуса. А как предприятия дирекции участвуют в реализации Стратегической программы ОАО «РЖД» управления качеством?

– Заводами по ремонту локомотивов проведен ряд серьезных мероприятий: с 2004 по 2006 год сертифицированы 71 единица продукции (в том числе локомотивы ЧС2К, ВЛ10К, ВЛ80ТК, 2ТЭ116К и 2ТЭ10МК, модернизируемые с продлением срока службы); проведена сертификация производств капитального ремонта и модернизации с продлением срока службы локомотивов.

На шести заводах (Новосибирском ЭРЗ, Улан-Удэнском ЛВРЗ, Уссурийском ЛРЗ, Челябинском ЭРЗ, Воронежском ТРЗ и Оренбургском ЛРЗ) внедрены системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001, завершаются работы по созданию и сертификации СМК на всех заводах дирекции.

Разработаны и применяются стандарты предприятий по управлению качеством и регламент «Системные меры повышения качества выпускаемой продукции». Регулярно проводятся общезаводские «Дни качества». Во время этих мероприятий в соответствии с утвержденным регламентом рассматриваются вопросы, связанные с безопасностью движения, проводятся разборы комиссионных проверок по качеству, анализируется ход выполнения мероприятий по устранению замечаний, выявленных такими проверками. Внедряется в повседневную практику «Положение об организации ведения рекламационной работы на заводах дирекции «Желдорреммаш».

Ключевым направлением осуществления функциональной стратегии управления качеством ОАО «РЖД» на наших заводах должна стать корпоративная интегрированная система менеджмента качества – КИ СМК. Мы рассчитываем на то, что она станет основой организации и совершенствования всех процессов в дирекции.

На первом этапе ее внедрения в текущем году предполагается в «пилотном» режиме апробировать систему на Ярославском ЭРЗ. Речь идет об аппарате управления дирекции во взаимодействии с ремонтными заводами. В дальнейшем, в 2008–2010 годах, планируется провести тиражирование и адаптацию найденных решений на всех предприятиях «Желдорреммаша», а также полнее проработать все технологические и бизнес-проекты.

В результате внедрения элементов корпоративной интегрированной системы менеджмента качества заводы дирекции получат управленческую подсистему, регламентирующую основные аспекты деятельности, непосредственно влияющей на качество выпускаемой продукции. Это позволит сократить издержки за счет оптимизации производственных и технологических процессов на основе их совершенствования, выявления резервов и снижения непроизводительных или неэффективных расходов ресурсов.

-– Какие вопросы необходимо решить для успешного внедрения системы менеджмента качества в нынешнем и будущем годах?

– Предстоит провести работы по актуализации технологической и конструкторской документации, обеспечивающей весь производственный цикл ремонта подвижного состава и управления производством. При этом должны быть четко определены конкретные требования к процессам и их контролируемые параметры.

При ремонте подвижного состава нужно обеспечить внедрение автоматизированных средств диагностики и испытательных комплексов, снижающих влияние человеческого фактора на качество продукции и достоверность результатов измерений.

Следует создать и сделать достоянием практики систему мотивации, направленную на повышение заинтересованности всех работников заводов и дирекции в достижении запланированного уровня качества продукции, а также на их активное вовлечение в дело улучшения системы менеджмента качества.

Одна из насущных задач ближайшей перспективы – каскадное обучение всех специалистов, включая руководителей, с целью их подготовки к работе в условиях функционирования корпоративной интегрированной системы менеджмента качества.

-– Существуют ли на сегодня пути решения всех этих вопросов?

– Обозначу главные направления, или стратегии, в области повышения качества на локомотиворемонтных заводах дирекции. Это, во-первых, стратегия соответствия. В ее основе лежит определение и документальное оформление четких необходимых и достаточных требований как ко всем процессам деятельности «Желдорреммаш», так и к их результатам – продукции или услугам.

Для реализации этой стратегии дирекции необходимо синхронизировать свои усилия по актуализации и разработке документации с изменениями нормативной базы компании «РЖД».

Подход к актуализации нормативной базы и определению требований, предъявляемых к системе менеджмента «РЖД» в перспективе до 2011 года, заключается в осуществлении четырех этапов: обязательной сертификации продукции, выпускаемой заводами дирекции «Желдорреммаш»; разработки и реализации мероприятий, направленных на достижение соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001; разработки и осуществления мер, нацеленных на достижение соответствия требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности (IRIS), адаптированного для применения в условиях российских железных дорог, и, наконец, определения и выполнения корпоративных требований ОАО «РЖД» к качеству продукции и к системе менеджмента.

Два других направления понятны без детализации – стратегия постоянных улучшений и стратегия прорывных преобразований.

Естественно, для успешного внедрения инструментов менеджмента качества на ремонтных заводах необходимо провести множество различных мероприятий, которые даже перечислить сложно. Это тема отдельного разговора. Но для нас очевидно, что система менеджмента качества представляет собой именно то средство, которое позволит уйти от неудовлетворительных, десятилетиями повторяющихся «пожарных» акций по устранению ошибок и недостатков, перейти к заблаговременному выяснению их причин и последствий и предотвращению их возникновения, изменить существующий во многих видах деятельности подход «реагировать и выправлять» на принцип «предвидеть и предупреждать».

-– Вопросы качества тесно связаны с инновационной деятельностью. Как представлена эта работа на предприятиях «Желдорреммаш»?

– В рамках выделенного на текущий год лимита финансирования научно-технических работ проведен мониторинг узких мест, в результате чего выбраны приоритетные направления инновационной деятельности. Это технологическая модернизация производственных процессов, разработка нормативно-технической документации, внедрение нового высокотехнологичного оборудования для диагностики и улучшения качества ремонта локомотивов.

Следует отметить возрастающую роль совета главных инженеров заводов дирекции в принятии решений по включению работ в планы НТР. Советом главных инженеров проводится отбор работ при формировании плана научно-технического развития и его корректировка. Можно с уверенностью сказать, что роль совета главных инженеров имеет определяющее значение в технической политике дирекции «Желдорреммаш».

До конца года на всех заводах запланировано провести большую работу по выявлению и оформлению соответствующим образом охраноспособных объектов интеллектуальной собственности.

Многого мы ожидаем от внедрения автоматизированной системы управления (АСУ ЖДРМ), которая построена на единых принципах и программных решениях с АС управления локомотивным хозяйством ОАО «РЖД».

В настоящее время АСУ ЖДРМ реализованы функции управления основным производственным процессом заводов по ремонту подвижного состава, контроль за своевременность подачи и выхода локомотивов с заводских видов ремонта.

В процессе реформирования ОАО «РЖД» и создания дочернего общества на базе заводов дирекции «Желдорреммаш» возникает острая производственная необходимость в наличии инструментов управления производственными и финансовыми процессами в условиях территориального удаления, а также в получении достоверной и своевременной консолидированной отчетности при создании дочернего зависимого общества на базе локомотиворемонтных заводов.

Финансовым инструментом здесь служит проект внедрения типовой филиальной системы проекта ЕК АСУФР системы SAP R/3.

В настоящее время производственно-финансовая деятельность заводов дирекции в части отражения в бухгалтерском и налоговом учете ведется в различных автоматизированных системах. Учитывая, что данные системы не были обеспечены своевременной методологической поддержкой при изменении законодательства, а внедрение было произведено до перехода компании на единый план счетов и утвержденный типовой перечень хозяйственных операций, достоверность бухгалтерского и налогового учета на заводах находится на недостаточном уровне.

Система SAP R/3 в части управления финансовыми ресурсами успешно внедрена и эксплуатируется на всех железных дорогах.

Положительным фактором является то, что нет необходимости в приобретении программного продукта, так как ОАО «РЖД» обладает безлимитной лицензией права пользования. Кроме того, система SAP R/3 имеет возможность информатизации технологического процесса ремонта тягового подвижного состава и управления кадровыми ресурсами предприятия, что позволит создать информационную целостность дирекции.

Можно с уверенностью сказать, что мы с оптимизмом смотрим в будущее, ведь уже сегодня делается многое, чтобы это будущее было успешным и предсказуемым.

© Евразия Вести XI 2007

www.eav.ru