МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Транспорт России - основа геополитики

В конце марта в Москве состоялось заседание расширенной Коллегии Министерства транспорта РФ, посвященное социально-экономическому развитию транспорта в 2011 году, задачам на 2012 год и среднесрочную перспективу до 2014 года включительно.

На Коллегии присутствовали представители органов федеральной исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, транспортных фирм, ректоры транспортных вузов.

Особый интерес присутствующих вызвало выступление Заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Олеговича Рогозина, курирующего Оборонно-промышленный комплекс и возглавляющего Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ.

Д.О. Рогозин, основываясь на своем огромном политическом опыте, в частности, опыте взаимодействия с международными структурами, наметил основные требования к транспортной системе России, исходя из того положения, что транспорт является важнейшим геополитическим фактором.

Россия с ее масштабами, ее огромными неосвоенными территориями, находящимся, в основном, за пределами Уральских гор, не могла раньше и, тем более, не может сейчас развиваться без транспорта. Если взглянуть сегодня на огромную территорию нашей страны, можно увидеть, что население сосредоточено, прежде всего, в европейской части, а за Уральскими горами его совсем мало. И потому добиться развития равновесной территории, создания второго геополитического центра на востоке, причем, удерживая эти территории в условиях очень жесткой конкурентной борьбы за ресурсы, землю, воду, воздух, лес, – не удастся, если мы по-настоящему не двинем вперед развитие, в первую очередь, транспортных средств.

Любая дорога – воздушная, наземная или морская – всегда дорога жизни. Дороги являются каркасом, остовом и стержнем великой державы. Вокруг них формируется инфраструктура – начиная от малого, среднего бизнеса, заканчивая созданием серьезных артерий, которые позволяют действительно чувствовать свое единство со всей великой страной. Поэтому, на деле, Министерство транспорта РФ – это министерство, которое ставит и решает задачи развития страны в целом. Я хотел бы вас призвать, уважаемые коллеги, начать мыслить геополитически глобально. Следует понимать, что за текучкой, которой обременен каждый, кто имеет отношение к транспортному развитию России, стоят огромные национальные задачи. Задачи конкурентной борьбы России за свое будущее, лучшее будущее в тех условиях, когда у нас совсем непростое окружение. И XXI век, как мы видим, начался достаточно тревожно.

Отдельно хотелось бы сказать о территориях, которые находятся за пределами России, прежде всего о Калининградской области. Для меня это в каком-то смысле личная тема, несколько лет назад я занимался переговорами с Европейским Союзом и Литвой по обеспечению калининградского транзита. Не знаю, о чем думал тот, кто в 91-м году принимал решение, каким будет РФ, забыв об этой анклавной территории и о способах поддержки с ней сообщения. Это были тяжелейшие переговоры. И те решения, которые были достигнуты в 2002 году с участием президента В.В. Путина на саммите Россия-Евросоюз, по сути, формировали временную схему транзита, действующую и поныне, ведь, как всегда это бывает у нас, временное становится постоянным. Зато стратегические решения, в том числе и по запуску «безвизового» скоростного поезда, так и не были реализованы в силу того, что порой мы подходим к решению важных вопросов с точки зрения некой «кампанейщины», иными словами, тему закрыли и она становится менее актуальной. При этом забывается, что мы преодолели только первую ступеньку. Поэтому в плане задач, которые сегодня будут стоять перед Министерством транспорта, надо найти решение полноценного, полноформатного, полнокровного сообщения с нашими гражданами – миллионом наших граждан! – которые живут в калининградском регионе. Как бы нам не пакостили и не пытались помешать в этом вопросе. Наоборот, вопреки всему этому надо найти такое решение. Либо избрав совершенно иной принцип воздушного сообщения, либо путем запуска скоростных кораблей по морю, чтобы в считанные часы доставить наших граждан из России в Россию. Невзирая на то, что сегодня очень многим хотелось бы создавать искусственные препятствия для нашей страны, тем самым показывая, что наши достижения по территории, которые были оплачены кровью миллионов наших соотечественников, наших отцов, наших матерей, бабушек и дедушек, что все эти завоевания ничего не стоят. Потому что мир, якобы, изменился. Но мир не изменился! А если изменится, менять его будем, в первую очередь, мы.

Второй момент, о котором я хотел бы сказать, это, конечно, Дальний Восток и Сибирь. Ситуация, когда сообщение с нашими дальними регионами осуществляется таким образом, что десятки миллионов людей ни разу не были в других регионах нашей страны, абсолютно неправильная. Да, страна у нас большая, но это значит, что тем более надо ставить амбициозные задачи соединения огромной территории посредством транспорта. Особенно следует обратить внимание на восточные регионы. Это важно потому, что сегодня геополитическая борьба сдвигается с запада на восток. Если мы говорим, что у нас на западе – страны Восточной Европы, то на востоке у нас Китай, США, Канада, Япония, две Кореи и весь огромный азиатский мир. Вся вторая половина XXI века будет развиваться и формироваться там. Такова повестка дня. И если Россия не будет представлена на Востоке, она не будет представлена нигде. И решить вопрос о нашем участии в большой игре за ресурсы, за авторитет, за возможность влиять в этом мире может именно Министерство транспорта. Оно может фактически стать элементом новой колонизационной культуры, цивилизационной колонизации наших территорий. Безусловно, я сейчас говорю не только о каком-то наземном или морском транспорте, речь идет обо всех видах транспорта. Поэтому необходимо понять и прочувствовать ту степень ответственности, которая лежит на вас. Не потому, что это приказали, указали на это или дали какое-то распоряжение, даже приняли постановление правительства. Нет, это запрос, который формирует наши будущие поколения. Это надлежит сделать ради будущего наших детей.

И отдельно я хотел бы сказать о министре транспорта РФ. Я его знаю давно, когда мы с ним познакомились, он еще не был министром. Вот первое мое впечатление о его работе в первые дни после назначения И.Е. Левитина министром транспорта. 10 лет тому назад он приехал ко мне, спецпредставителю президента, и с карандашом в руке записывал подробности тех соглашений, которых мы добились в Европейском Союзе. Он вникал в тему, я видел, насколько это для него важно. Не только потому, что он занимался этим как профессионал, как министр, но потому, что он гражданин огромной страны, гражданин с большой буквы, и сделал за эти годы очень много.

Уважаемые коллеги, давайте приступим к работе. И еще хочу вас призвать не стесняться ставить амбициозные задачи и, набравшись духа, не бояться их решать. Мы великая страна, мы граждане великой страны, и такие задачи нам по плечу.

Продолжая тему транспортного обеспечения, министр транспорта РФ, в частности, сказал:

– Деятельность министерства в последние годы, включая 2011 г., была сконцентрирована на следующих важнейших направлениях:

– модернизация и развитие инфраструктуры всех видов транспорта и обновление парка транспортных средств;

– повышение качества и доступности услуг пассажирского транспорта;

– повышение уровня безопасности на транспорте;

– совершенствование системы финансирования отраслей транспортного комплекса и повышение их инвестиционной привлекательности.

Исходя из этого, хочу остановиться на наиболее значимых задачах по каждому направлению.

Первое – модернизация и развитие транспортной инфраструктуры на инновационной основе. В этом направлении на первый план выходит задача совершенствования связанности инфраструктуры, имея в виду, в первую очередь, взаимоувязанное взаимодополняющее развитие всех транспортных коммуникаций – водных, автомобильных, железнодорожных и авиационных.

Безусловным приоритетом является реализация в планируемые сроки и в планируемом объеме программ развития транспортных узлов. В течение ближайших двух-трех лет необходимо завершить устранение основных узких мест во всех транспортных коммуникациях.

В дорожной отрасли одним из основных узких мест является автомобильный транзит через центры российских городов. Представляется целесообразным в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» эти проекты выделить в отдельную подпрограмму и ее реализацию считать приоритетной, включая направление дополнительных перераспределяемых финансовых средств. Еще одним узким местом дорожной инфраструктуры является ненормативное содержание и ремонт. С 2014 года мы обязаны исключить термин «ненормативное содержание», поскольку норматив будет один – содержание и ремонт 100%.

Узким местом являются автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам. Здесь очевидно, что простым наращиванием физического размера инфраструктуры не обойтись. На первый план должна выйти работа над совершенствованием логистики обработки грузов, оптимизации взаимодействия видов транспорта.

Дополнительно необходимо вернуться к вопросу о развитии терминальных мощностей в морских портах.

Второй вопрос – о программе развития мощностей по переработке грузов. В 2012 году предусматривается увеличение портовых мощностей еще на 75 млн. тонн, и мы будем стимулировать работу в этом направлении. К 2016 году планируется обеспечить перевалку грузов в портах России в объеме 770 млн. тонн в год, в том числе иметь 15%-ный резерв пропускной способности.

Приоритетными в сфере внутреннего водного транспорта являются вопросы обеспечения безопасности судоходства. Минтрансом России подготовлен законопроект о внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта, который предусматривает ряд мер, в том числе введение института государственного портового контроля в речных портах.

В обеспечении доступности транспортных услуг для населения прежде всего стоит вопрос о развитии региональных и местных воздушных перевозок. Следует продолжить работу по расширению сети аэродромов, включенных в систему казенных предприятий.

В этом году Правительством принято решение о начале программы по поддержке межрегиональных перевозок через механизмы субсидирования. В настоящее время сформировано 80 направлений и определены условия предоставления субсидий.

Еще раз хочу вернуться к очень важной теме – дорожным фондам. В настоящее время 69 субъектов Российской Федерации приняли Порядки формирования и расходования ассигнований региональных дорожных фондов. Представляется необходимым субъектам Российской Федерации в кратчайшие сроки завершить эту работу. Нужно еще раз обратить внимание на формирование в этих Порядках долгосрочных приоритетов финансирования, рассматривать в числе первых приоритетов выполнение работ, влияющих на безопасность движения, сохранность дорожных сооружений, качество обслуживания пользователей, экономичность перевозок. Для повышения эффективности функционирования дорожных фондов Минтрансом создана новая система мониторинга дорожной деятельности на дорогах всех уровней. Приоритетом деятельности в 2012 году должна стать организация эффективного применения результатов этого мониторинга для взаимной увязки работ на дорожных сетях всех уровней по срокам и техническим характеристикам объектов.

© Евразия Вести IV 2012

www.eav.ru