МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Высокий эффект взаимодействия

В преддверии 60 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества его председатель президент ОАО «РЖД» Владимир Иванович Якунин ответил на несколько вопросов нашего корреспондента.

– Владимир Иванович, расскажите, пожалуйста, о взаимодействии головных железнодорожных компаний России и Республики Казахстан, где пройдет 60 заседание Совета. Каковы перспективы развития отношений наших стран в железнодорожной сфере с учетом их участия в Таможенном союзе? Какие двусторонние договоры связывают ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ»?

– Среди стран Содружества независимых государств Казахстан – один из основных торговых партнеров России.

Сотрудничество между ОАО «Российские железные дороги» и АО «Национальная компания «Казакстан темир жолы» по обеспечению перевозок пассажиров и грузов осуществляется на основании соглашений, договоров, правил и иных документов, принятых в рамках нашего Совета, Организации сотрудничества железных дорог, других международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений.

Это, прежде всего, межправительственные соглашения о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта; об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта; о порядке оплаты провозных платежей и условиях перевозок грузов по участкам железных дорог Республики Казахстан, расположенных на территории Российской Федерации, и участкам железных дорог России; о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики; о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Между Министерством транспорта России и Министерством транспорта и коммуникаций Казахстана заключены соглашения о создании благоприятных тарифных условий транзита российских грузов по территории Республики Казахстан и казахстанских грузов по нашей территории; об организации прямого международного железнодорожно-паромного сообщения через порты Астраханского водно-транспортного узла, Махачкалу (Россия) и Актау (Казахстан).

Действует договор между «РЖД» и «НК «КТЖ» об организации работы локомотивов и локомотивных бригад при совместном обслуживании поездов и взаимных расчетах.

В настоящее время в двустороннем сотрудничестве активно реализуется Соглашение между головными железнодорожными компаниями наших стран об электронном обмене данными, которое было подписано в 2008 году.

В октябре 2010-го нами был запущен в опытную эксплуатацию электронный обмен накладными.

В 2012–2013 годах в рамках совместной рабочей группы «РЖД» и «НК «КТЖ» согласованы основные принципы трансграничного юридически значимого документооборота с использованием электронной подписи.

В нынешнем году планируется реализация опытного полигона организации безбумажных перевозок грузов в вагонах по электронным юридически значимым накладным через погранпереход Карталы (ОАО «РЖД») – Тобол (АО «НК «КТЖ»).

Внедрение юридически значимого электронного документооборота при осуществлении трансграничных перевозок позволит значительно ускорить перевозки за счет сокращения времени оформления перевозочных документов, простоя вагонов и проведения таможенных формальностей.

Сейчас обсуждается вопрос организации посадки пассажиров на межгосударственные поезда формирования «РЖД» и «НК «КТЖ», курсирующие в сообщении между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, по электронным формам проездных документов.

Для осуществления поставок и продвижения продукции и услуг железнодорожного назначения российского производства на рынок Казахстана в 2011 году создано совместное российско-казахстанское предприятие – Товарищество с ограниченной ответственностью «Торговый дом РЖД». Его учредителями выступили ОАО «Торговый дом РЖД» и АО «Корпорация «АВЕ».

В связи с созданием Таможенного союза в мае 2010 года руководители железнодорожных компаний договорились создать совместную рабочую группу экспертов ОАО «Российские железные дороги», ГО «Белорусская железная дорога» и АО «НК «Казакстан темир жолы» по вопросам взаимодействия в сфере железнодорожного транспорта в условиях создания Таможенного союза. Заседания рабочей группы проводятся три раза в год.

С выносом таможенных границ на внешний периметр Таможенного союза за счет прекращения контроля товаросопроводительных документов контрольными органами стран существенно сократилось время обработки грузовых поездов на российско-казахстанской границе. Осмотр пассажирских поездов производится пограничными органами в течение их графиковой стоянки.

Дальнейшее совершенствование таможенного и пограничного контроля при перевозках пассажиров и грузов в рамках Таможенного союза позволит расширить применение порядка проведения контрольных операций в отношении пассажиров в пути следования поездов международного сообщения. Это обеспечит сокращение времени простоя поезда под контрольными операциями в пунктах пропуска, а также сделает время проведения контроля более удобным для пассажиров.

Снизить временные затраты на таможенное оформление грузов позволит электронный обмен данными между железными дорогами соседних государств, а также применение современных систем таможенного контроля подвижного состава и перевозимого груза без вскрытия грузовых мест и выгрузки товаров. Сегодня для этого существуют специальные инспекционно-досмотровые комплексы, различные системы видеонаблюдения с размещением результатов контроля в информационную базу.

В целях развития отношений в рамках Единого экономического пространства ведется подготовка к созданию Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК).

– Владимир Иванович, что Вы можете сказать об участии «РЖД» в деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в части создания единого рынка железнодорожных услуг, унификации тарифов, разработки допуска на инфраструктуру железнодорожного транспорта?

– Ключевым моментом в обеспечении интеграционных процессов ЕЭП является формирование и совершенствование нормативной правовой базы в части работы железнодорожного транспорта, а также взаимодействие с подразделениями Евразийской экономической комиссии.

Для обеспечения интересов «РЖД» по вопросам функционирования транспортного комплекса в условиях формирования ЕЭП представители нашей компании были включены в состав консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, а также в его подкомитеты по железнодорожному транспорту, по инфраструктуре и логистике.

Руководители высшего и среднего звена ОАО «РЖД» вошли и в консультативные комитеты Комиссии по финансовым рынкам, естественным монополиям, налоговой политике и администрированию, статистике, техническому и таможенному регулированию. Это – дополнительная возможность отстаивать интересы российских железных дорог на Едином экономическом пространстве.

Согласно плану подготовки документов, формирующих договорно-правовую базу ЕЭК, представители «РЖД» и «НК «КТЖ» принимали участие в разработке и согласовании соответствующих проектов, направленных на реализацию Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

Компании принимают совместное участие в подготовке и обсуждении проекта Концепции согласованной транспортной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, проекта договора о Евразийском экономическом союзе.

Их реализация направлена на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности.

– Как продвигается работа по созданию «ОТЛК»? С какими проблемами приходится сталкиваться сегодня?

– Рамочное соглашение о создании ОТЛК было подписано в июне 2013 года в ходе Петербургского международного экономического форума в присутствии глав России, Казахстана и Белоруссии. В соглашении зафиксированы принципиальные договоренности. Компания создается в соответствии с договоренностями, закрепленными Меморандумом о развитии транспортно-логистической системы Единого экономического пространства от 31 мая 2012 года.

Для координации действий и реализации проекта в Москве была создана специальная проектная компания – ООО «Проектный офис ОТЛК».

В октябре 2013-го подписано Соглашение о базовых принципах создания и деятельности ОТЛК. Кроме того, 7 ноября утвержден план-график мероприятий по созданию ОТЛК, согласно которому новая компания должна начать операционную деятельность во втором полугодии 2014-го.

25 ноября прошлого года Совет директоров ОАО «РЖД» предварительно одобрил участие в уставном капитале ОТЛК. В настоящее время подготовлен и проходит обсуждение проект акционерного соглашения по созданию ОТЛК.

Деятельность компании должна обеспечить развитие транспортно-логистической инфраструктуры трех стран, исходя из единых принципов ценовой политики, взаимного использования парка подвижного состава, внедрения единой технологии и стандартов транспортно-логистических услуг на территории ЕЭП. Это позволит создать транспортную платформу для развития интеграционных процессов в других отраслях экономики стран ЕЭП, для реализации масштабных проектов и, прежде всего, раскрытия транзитного потенциала ТС по маршруту Китай – Европа.

Учредителями ОАО «ОТЛК» выступят ОАО «РЖД», АО «Национальная компания «Казакстан темир жолы» и Государственное объединение «Белорусская железная дорога».

Первоначально доля «РЖД» в компании будет сформирована за счет внесения в оплату уставного капитала 50 процентов плюс 2 акции уставного капитал ОАО «ТрансКонтейнер» и 100 процентов минус 1 акция ОАО «РЖД Логистика».

Стороны-участницы ОТЛК предполагают передать в уставной капитал акции профильных компаний, обладающих необходимыми для реализации проекта компетенциями и активами: подвижной состав, в том числе фитинговые платформы и контейнеры, грузовые терминалы, сетевые информационные системы.

Со стороны «РЖД» планируется внесение принадлежащих нашей компании контрольных пакетов акций ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД Логистика». Со стороны «НК «КТЖ» планируется передать в ОТЛК акции дочерних компаний АО «Казтранссервис» (логистический оператор) и АО «Кедентранссервис» (крупнейший оператор вагонов и сети терминалов), а также фитинговые платформы и терминалы, расположенные на пограничных с Китаем станциях Достык и Алтынколь. Со стороны Белорусской железной дороги предлагается внести в ОТЛК терминалы на границе с Европейским Союзом, расположенные на станции Брест и другие активы железнодорожного транспорта.

В настоящий момент сформирована совместная команда из сотрудников трех железных дорог, ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД-Логистика» во главе с советником президента «РЖД» Жанар Рымжановой.

Уже достигнуто принципиальное соглашение о переходе на единую тарифную ставку за контейнеро-километр при транзите в направлении Китай – Европа – Китай. Это связано с интересом, проявленным провинцией Чунцин (КНР) к незамедлительному использованию железнодорожного транзита через территорию России, Беларуси и Казахстана для перевозки китайских грузов в Европу и импорта европейских грузов в Китай.

Проект принесет существенные финансовые выгоды как для акционеров, так и для государств ЕЭП. Согласно бизнес-плану, общий грузооборот ОТЛК к 2020 году превысит 4 млн ДФЭ. Дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около 1,6 млрд долларов США. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП, согласно расчетам, составит к 2020 году 11,3 млрд долларов США, в том числе для России – почти 5 млрд для Казахстана – 5,3 млрд для Беларуси – около 1 млрд.

– 27 февраля нынешнего года Вы побывали на международном форуме «День межгосударственных стандартов, применяемых на железнодорожном транспорте государств – участников Содружества». Какова ситуация в этой сфере? Как, в частности, работает Комитет «МТК-524»? В чем состоит участие в этой работе ОАО «РЖД» и НП «ОПЖТ»?

– Присоединение России к ВТО требует от всех машиностроителей, с одной стороны, адаптации к новым экономическим и правовым условиям, а с другой – правильного использования инструментов ВТО для отстаивания интересов отечественной промышленности на международной арене. Здесь важны информационное взаимодействие всех предприятий и своевременное принятие достаточных государственных мер для защиты их интересов.

В то же время, для эффективной работы в условиях Таможенного союза важно сформировать приемлемую законодательную базу, систему регламентов и стандартов для каждой отрасли, обеспечить защиту интересов отечественных товаропроизводителей, а также защитить рынок от проникновения контрафактной продукции.

Одной из острых проблем обеспечения безопасности поставляемой продукции стало массовое применение комплектующих изделий и узлов, не соответствующих установленным требованиям, но имеющих сертификаты соответствия. Такое положение имеет место практически во всех отраслях промышленности, начиная с производства продуктов питания и заканчивая строительством сложной технической продукции. Необходимо отдать должное механизму отработки и экспертизы стандартов, созданному в рамках «МТК-524». В его работе широко задействованы представители железнодорожных администраций стран СНГ, научного и промышленного комплексов России, отраслевых институтов и вузов, прежде всего Беларуси и Казахстана, Украины.

Активное участие в этих процессах принимает служба стандартизации ОАО «РЖД», возглавляемая корпусом главных инженеров подразделений и филиалов компании. В разработке стандартов также заинтересованы и производители железнодорожной техники в части их естественного желания защитить свою продукцию от недобросовестных конкурентов.

В этом смысле большую организующую роль играет некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники». Партнерством выстроен постоянный и активный диалог с органами государственной власти: на проводимых мероприятиях присутствуют представители Государственной Думы, правительства РФ. Члены «ОПЖТ» работают в консультативных, совещательных и экспертных органах при президенте России, профильных комитетах Государственной Думы, при правительстве нашей страны.

Всестороннее обсуждение и осмысление принимаемых нормативов вселяет уверенность в их качестве и дальнейшем эффективном применении. Как следствие, мы должны получить возможность закупать качественную технику, избавиться от контрафакта, расширить круг добросовестных поставщиков и возможности кооперации, удерживая цены на приемлемом уровне.

Уверен, что взаимодействие и партнерство по этим и другим направлениям деятельности будет еще более эффективным и обеспечит защиту интересов как предприятий транспортного машиностроения, так и потребителей их продукции.

– Скоро, в августе, вступят в силу технические регламенты Таможенного союза в сфере железнодорожного транспорта. Как «РЖД» готовится к этому моменту с учетом того, что существуют разные подходы в техническом регулировании государств Таможенного союза и государств колеи «1520»?

– На всем «пространстве 1520» практически завершены или завершаются процессы законодательного оформления новых принципов в сфере технического регулирования. Утверждены основные регламенты, предназначенные для обеспечения безопасности людей и окружающей среды, разработаны комплексы национальных стандартов для их применения.

В этой связи особую значимость приобретают техрегламенты и стандарты в сфере железнодорожного транспорта.

В Европе последовательно создают единство железнодорожной сети, а у нас сохранена единая сеть 1520 мм. Наша задача – неуклонно повышать эффективность ее использования за счет принятия единых технических нормативов, применения единых технологий перевозок, обеспечения доступности к инновациям и инвестициям.

На рынке железнодорожных перевозок формируются все новые и новые субъекты хозяйствования, расширяется круг поставщиков технических средств и предоставляемых услуг.

Известно, что инвесторы приходят туда, где действуют строгие, четкие и предсказуемые правила игры. Такие правила нам обеспечат стандарты, которые мы создаем совместно. Для этого и учрежден Межгосударственный технический комитет по стандартизации на железнодорожном транспорте («МТК-524»).

Я открывал первое заседание «МТК-524» в Сочи в 2011 году. С тех пор достигнуты неплохие результаты – подготовлено 98 новых ГОСТов на продукцию железнодорожного назначения и процессы, применяемые на железнодорожном транспорте.

Со своей стороны наша компания будет готова к вступлению в силу техрегламентов Таможенного Союза.

– Как взаимодействует возглавляемый Вами Совет по железнодорожному транспорту стран – участниц Содружества с МСЖД, Комитетом ОСЖД?

– С момента вступления в 2007 году в Международный союз железных дорог ОАО «РЖД» предпринимает действия, направленные на вовлечение железных дорог стран СНГ в работу МСЖД. Некоторые железные дороги государств – участников Содружества уже являются членами этого союза, но в целом участие наших партнеров из СНГ в его деятельности, к сожалению, пока нельзя назвать активным. Кроме «РЖД», реальную активность проявляют здесь железные дороги Казахстана и Беларуси.

В связи с введением в МСЖД русского языка в качестве рабочего открываются новые возможности более интенсивного взаимодействия в рамках этой организации.

Для более активного вовлечения железных дорог, участвующих в работе Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, в сотрудничество с МСЖД 19 ноября 2013 года в Кишиневе был подписан Меморандум о сотрудничестве между Советом по железнодорожному транспорту и МСЖД. Поскольку ряд направлений их деятельности является общим, Меморандумом предусмотрено тесное взаимодействие с целью обмена опытом по техническим, эксплуатационным и правовым вопросам.

Представляют большой интерес такие направления сотрудничества, как антитерроризм, безопасность движения, сертификация и стандарты, подготовка кадров и молодежная политика, энергосбережение и охрана окружающей среды.

31 января 2014 года в «РЖД» состоялось совещание с участием представителей МСЖД, ОСЖД и Дирекции Совета по вопросам разработки международных железнодорожных стандартов. Совещание показало наличие широкого поля для совместной деятельности и проработки значимых вопросов, касающихся международных перевозок пассажиров и грузов.

Предусматривается организация совместных мероприятий по наиболее актуальным вопросам осуществления перевозок, участие в международных конференциях, семинарах, совещаниях, представляющих взаимный интерес, проведение консультаций с целью улучшения взаимодействия по приоритетным вопросам, в отношении которых сотрудничество является желательным.

– Какие действия предпринимает «РЖД» для оптимизации порожнего пробега вагонов? Находят ли отклик предложения по взиманию платы с вагонов операторов, занимающих пути компании?

– Наша работа по-прежнему существенно осложняется наличием на сети избыточного грузового вагонного парка.

Для исправления ситуации в феврале нынешнего года ОАО «РЖД» сформировало публичной офертой условия для привлечения приватных грузовых вагонов в консолидированный парк.

Мы предложили собственникам грузовых вагонов публичную оферту на услуги по оптимизации логистических схем доставки порожних вагонов. К этой системе может присоединиться любой владелец подвижного состава.

В настоящее время договор на управление порожними вагонами подписан с ОАО «ФГК».

Разумеется, никто не принуждает пользоваться этими услугами, каждый оператор или собственник вагона будет самостоятельно принимать решение о целесообразности передачи этой функции нашей компании.

Но суть идеи очевидна – повышение технологической эффективности работы парка. В свое время именно при нахождении большей части вагонов «ФГК» в управлении «РЖД» в качестве, по сути, инвентарного парка были достигнуты максимальные параметры его погрузки. В ноябре 2012 года в парк «ФГК», 105 тысяч полувагонов которого было привлечено «РЖД», а 30 тысяч управлялось самой компанией, погрузка превысила 7,8 тысячи вагонов в сутки. В августе 2013 года, когда парк «ФГК» снова стал работать как приватный, погрузка составила только 5,4 тысячи единиц, снизившись на 30 процентов.

Именно на этом уровне оценивается разница в эффективности работы приватного и инвентарного вагона, а это колоссальные, в том числе и финансовые потери, которые операторы перекладывают на плечи грузовладельцев и экономики страны в целом.

В конечном итоге от сокращения порожнего пробега выиграет и оператор, получив дополнительный доход от перевозки попутного груза, и грузовладелец, который может рассчитывать на скидку из-за уменьшения платы за порожний пробег, и «РЖД» – за счет более эффективного использования инфраструктуры. Позитивного эффекта можно ожидать и в скорости доставки грузов.

Наиболее ощутимого эффекта, по нашему мнению, можно добиться при создании обезличенного парка полувагонов, то есть не имеющего фиксированной станции назначения для порожнего вагона и распределяемого на основе реальных потребностей в погрузке.

– Владимир Иванович, благодарим Вас за содержательное интервью.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru