МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Общие задачи - совместные решения

Председатель Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Петр Григорьевич Кучеренко накануне очередного 60-го заседания Совета рассказал корреспонденту транспортной газеты «Евразия Вести» о работе за отчетный период.

О деятельности рабочих органов Совета

За период с декабря 2013 года по апрель 2014 года состоялось около 60 совещаний уполномоченных представителей железнодорожных администраций, профильных комиссий, рабочих и экспертных групп.

В результате разработаны новые документы, подготовлены изменения в действующие правила, положения и другие нормативные и технические документы, которые выносятся для утверждения на 60-м заседании Совета. Хотелось бы отметить некоторые из вопросов, рассмотренных на совещаниях.

На 57-м заседании Комиссии полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций, которое состоялось 4–6 марта 2014 года, согласованы технические условия на строительство новых и модернизацию существующих грузовых вагонов, капитальный ремонт с продлением срока службы. Для утверждения на 60-е заседание Совета выносятся Положение об окраске собственных грузовых вагонов и Перечень основных неисправностей грузовых вагонов.

На 13-м заседании Комиссии по пассажирскому хозяйству, которое состоялось 4–7 марта 2014 года, согласованы Инструкция о порядке розыска багажа и грузобагажа в международном сообщении на железных дорогах государств – участников Содружества и Инструкция приемосдатчику багажа и грузобагажа в пассажирских поездах международного сообщения между государствами – участниками Содружества, а также извещение об изменении в Альбом «Знаки и надписи на пассажирских вагонах, курсирующих в международном сообщении» и дополнение в Инструкцию по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов). Все эти проекты документов также выносятся на 60-е заседание Совета для утверждения.

Выполняя решение 59-го заседания Совета в части обязательной установки поглощающих аппаратов класса Т2 и Т3 на грузовые вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов, а также сливных приборов с тремя степенями защиты, совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций, состоявшееся 11–14 марта 2014 года, приняло решение о необходимости завершить до 1 января 2020 года оборудование вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов (постройки с 1 января 2005 года) сливными приборами с тремя степенями защиты при проведении очередного капитального ремонта и, с учетом указанного срока, подготовить предложения по внесению изменений в Правила перевозок опасных грузов.

На 3-м заседании Комиссии по вопросам безопасности движения на железнодорожном транспорте, которое состоялось 25–26 марта 2014 года, согласованы и выносятся для утверждения на заседание Совета Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава и Положение о техническом обслуживании грузовых вагонов с диагностированием, которое направлено, прежде всего, на своевременное выявление и предотвращение изломов боковых рам тележек грузовых вагонов, что положительно скажется на состоянии безопасности движения поездов.

Краткие итоги эксплуатационной работы сети железных дорог за 2013 год и I квартал 2014 года

В 2013 году сетью железных дорог государств – участников Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров было перевезено 2 млрд 90 млн тонн грузов, что на 6,6 млн тонн или на 0,3% выше принятых в целом по сети плановых обязательств.

Перевозка грузов в контейнерах в 2013 году составила 26,7 млн тонн и по сравнению с 2012 годом увеличилась на 1,2%. Оборот контейнера на сети железных дорог ускорился на 1,1 суток и составил 23,6 суток, в том числе крупнотоннажного – ускорился на 0,7 суток и составил 19,4 суток.

За 2013 год Дирекцией Совета по обращениям железнодорожных администраций были объявлены 160 конвенционных запрещений на передачу вагонов по межгосударственным стыковым пунктам (далее – МГСП) суммарной продолжительностью 28 124 суток. Общее количество конвенций сократилось по сравнению с 2012 годом на 20,4%, при этом суммарная продолжительность увеличилась в 1,6 раза.

За 2013 год на МГСП было отцеплено 72,2 тыс. грузовых вагонов. По сравнению с 2012 годом отцепки сократились на 16%.

За I квартал 2014 года было перевезено 486,63 млн тонн грузов, что на 1,2% ниже уровня аналогичного периода 2013 года. В то же время на железнодорожных администрациях Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины наблюдался рост объемов по сравнению с прошлым годом.

Плановые показатели по погрузке грузов выполнены железнодорожными администрациями Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Киргизской Республики, Российской Федерации, Туркменистана, Грузии и Латвийской Республики.

Объемы перевозок во внутреннем сообщении сократились на 1,4%, а в международном сообщении на 3,8% и составили 16,7% от общего объема среднесуточной погрузки грузов.

Основная доля объемов перевозок приходится на такие важнейшие грузы, как уголь (26,3%), нефть и нефтепродукты (17,8%), строительные грузы (10,7%), железная и марганцевая руда (10,7%), черные металлы (5,5%), химические и минеральные удобрения (4,1%).

Перевозка грузов в контейнерах составила 7181,2 тыс. тонн и увеличилась к аналогичному периоду 2013 года на 20%, в первую очередь, за счет расширения номенклатуры грузов, перевозимых в контейнерах. Оборот крупнотоннажных контейнеров составил 19,3 суток и ускорился на 0,6 суток, прежде всего, за счет увеличения перевозок контейнерными поездами.

Средняя дальность перевозки увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 80,5 км. Увеличение средней дальности перевозок способствовало увеличению грузооборота в целом по сети железных дорог на 4,7%.

На сети дорог эксплуатировался рабочий парк грузовых вагонов в количестве 1 377 314 единиц, причем транзитная часть составляла 201 276 вагонов, что ниже установленных нормативных показателей на 1,4% и 7,6% соответственно.

Ежесуточно по стыковым пунктам передавалось 196 687 вагонов, что выше норматива на 2,9%.

Выгрузка вагонов по сети была ниже заданного норматива на 2428 и составила 84 115 единиц, при этом оборот вагона выполнен на уровне 15,6 суток и замедлен к нормативу на 0,02 суток.

Продолжалась работа по оказанию «вагонной» помощи для погрузки предъявляемых грузов вагонами принадлежности других железнодорожных администраций. За первый квартал 2014 года по просьбам железнодорожных администраций железными дорогами Азербайджана, Беларуси и Грузии было направлено 2324 вагона, в числе которых 600 полувагонов, 500 цистерн, 1045 зерновозов и 120 минераловозов.

По техническим и коммерческим причинам в 2013 году на МГСП было отцеплено 72,2 тыс. грузовых вагонов, что на 16% ниже по сравнению с 2012 годом. В первом квартале 2014 года также сохранилась тенденция к сокращению количества отцепленных вагонов.

Основными причинами отцепок являются:

– нарушения технических условий погрузки и крепления или повреждения крепления грузов, состояния и упаковки груза, не допускающие дальнейшую транспортировку;

– неполный комплект перевозочных документов или недостаток в них данных, не позволяющих дальнейшую перевозку груза, неправильное их оформления или отсутствие документов, приложенных отправителем вагонов;

– имеющиеся признаки хищения или утраты груза, возможность доступа к грузу, повреждения или отсутствия пломб (ЗПУ);

– нарушения конвенционного запрещения и другие.

Из-за несогласованности действий оперативных работников смежных железнодорожных администраций продолжаются задержки грузовых поездов на МГСП. Не обеспечивается своевременная подсылка локомотивов и локомотивных бригад, приводящая к задержкам по приему грузовых поездов. В первую очередь это относится к МГСП Карталы, Зауралье, Зилупе, Сары-Агач и Тахиаташ.

За первый квартал 2014 года инвентарный парк совместного использования грузовых вагонов сократился на 5657 вагон и составил 227 216 вагонов, парк собственных грузовых вагонов увеличился на 19 511 вагонов и составил 1 480 457 вагонов.

О перевозке пассажиров и графике движения

В международном пассажирском сообщении в 2013 году было перевезено 48,9 млн. пассажиров, что составило 95,6% к уровню 2012 года.

Увеличение количества перевезенных пассажиров достигнуто на четырех железнодорожных администрациях в основном за счет организации новых сообщений, увеличения количества рейсов и назначения дополнительных поездов, при этом эффективность действующих маршрутов (поездов) не имеет положительной динамики.

В первом квартале 2014 года тенденция к сокращению количества пассажиров, к сожалению, сохранилась, перевезено 7,4 млн. пассажиров, что составляет 81,8% к аналогичному периоду 2013 года.

В истекшем году выполнение графика движения поездов по прибытию на конечные станции улучшено на 1,0%, в том числе на железнодорожной администрации Азербайджанской Республики (на 22,4%), Республики Таджикистан (на 20,7%), Литовской Республики (на 16,8%). Однако ухудшено его выполнение по отправлению с начальных станций (на 0,1%) и по проследованию по территории железнодорожных администраций (на 0,6%).

В первом квартале 2014 года выполнение графика движения поездов ухудшено по всем трем показателям: по отправлению с начальных станций – на 0,2% (2013 год – 99,8%, 2014 год – 99,6%), по проследованию по территории железнодорожных администраций – на 2,7% (2013 год – 98,4%, 2014 год – 95,7%) и по прибытию на конечные станции – на 3,3% (2013 год – 99,0%, 2014 год – 95,7%). При этом железнодорожной администрацией Республики Таджикистан график выполнен на 100% по всем показателям, на железнодорожных администрациях Республики Армения и Республики Узбекистан – по отправлению с начальных станций.

О разработке графика движения и плана формирования вагонов и контейнеров в международном сообщении

Во исполнение решения 59-го заседания Совета на сети железных дорог завершена разработка графика движения пассажирских поездов на 2014/2015 год, который будет введен в действие 1 июня 2014 года с 0 часов 00 минут московского времени.

В графике движения поездов на 2014/2015 год предусмотрено обращение 228 пар дальних пассажирских поездов международного сообщения, 52 пары поездов приграничного пригородного (регионального) железнодорожного сообщения, 187 маршрутов прицепных и беспересадочных пассажирских вагонов и 67 маршрутов почтово-багажных вагонов, 324 назначения грузовых поездов международного сообщения, 64 пары специализированных контейнерных поездов.

При его разработке были рассмотрены все предложения железнодорожных администраций, учтена фактическая периодичность обращения пассажирских поездов, их населенность. Отдельно рассмотрен вопрос повышения маршрутной скорости следования поездов, которая составит 53,7 км/час, что на 0,4 км/час больше, чем в действующем графике.

В соответствии с решением 58-го заседания Совета в городе Таллинне с 18 по 21 февраля 2014 года проведено совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций, на котором рассмотрены и согласованы направления вагонопотоков, количество грузовых поездов, их веса и длины по межгосударственным стыковым пунктам, план формирования грузовых поездов и вагонов с контейнерами в международном сообщении на 2014/2015 год.

При определении размеров грузового движения учитывалось предполагаемое изменение объемов перевозок грузов, а также фактически выполненный обмен грузовыми поездами. В связи с ростом грузопотока увеличены размеры движения по МГСП: Бережесть на 4 пары, Горынь и Садахло на 1 пару грузовых поездов в сутки, уменьшены – Закопытье и Кудукли на 2 пары грузовых поездов в сутки.

Рассмотрены и вынесены на утверждение Совета проекты: «Порядок направления вагонопотоков» и «Общие указания» к Плану формирования грузовых поездов книг 1 и 3, а также решение о продлении действующего Плана формирования вагонов с контейнерами на 2014/2015 год с внесением отдельных изменений и дополнений. Согласованы Перечни международных контейнерных, контрейлерных и ускоренных грузовых поездов.

О ходе реализации Соглашения о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов

Решением 55-го заседания Совета по железнодорожному транспорту созданы рабочие группы по подготовке проектов нормативных документов в соответствии с Перечнем нормативных актов, требующих внесения изменений и дополнений для обеспечения условий функционирования единой системы управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ), принятым за основу на 54-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту.

За период с февраля 2012 года по январь 2014 года проведено 6 заседаний рабочей группы, на которых подготовлено и рассмотрено 10 методологических подходов к определению ставок платы за пользование грузовыми вагонами, применительно к вагонам Единого парка, по четырем из которых произведен предварительный расчет ставок платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка.

На совещании уполномоченных представителей железнодорожных администраций, состоявшемся 19–21 марта 2014 года, вынесено 3 варианта проекта Методики определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, применительно к вагонам Единого парка.

Большинством голосов за основу для рассмотрения принят вариант проекта Методики, предложенный ОАО «РЖД», который был доработан с учетом замечаний и предложений железнодорожных администраций.

В соответствии с проектом Методики базовая ставка платы за пользование грузовыми вагонами Единого парка определяется по каждому роду вагонов путем умножения действующей ставки платы за пользование грузовыми вагонами инвентарного парка, рассчитанной в соответствии с Методикой определения ставок платы за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (утвержденной на 47-ом заседании Совета 23 ноября 2007 года), на коэффициент рыночной адаптации, который устанавливается в диапазоне от 1,0 до 1,2, отдельно по каждому роду вагонов Единого парка, в зависимости от рыночной потребности этого рода вагонов при перевозках. Разработан и вынесен на рассмотрение совещания уполномоченных представителей железнодорожных администраций проект изменений и дополнений в Правила комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств – участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики.

Большинство железнодорожных администраций сочли, что проект Методики требует дополнительного рассмотрения и проведения предварительных расчетов ставок платы. В связи с этим железнодорожные администрации дополнительно рассмотрят и сообщат свое решение относительно этого проекта Методики.

Об итогах общесетевого совещания руководителей хозяйства перевозок

9–10 апреля 2014 года в г. Витебске (Республика Беларусь) состоялось сетевое совещание руководителей хозяйства перевозок железных дорог государств – участников Содружества.

В работе совещания приняли участие представители 13 железнодорожных администраций, участвующих в работе Совета. В ходе совещания представители железнодорожных администраций проинформировали участников о состоянии дел в вопросах эксплуатационной работы, а также состоялся обмен мнениями по заслушанным выступлениям.

Одним из вопросов, рассмотренных на совещании, является минимизация встречного порожнего пробега вагонов. Для работы в этом направлении по предложению АО «Грузинская железная дорога» принято решение о проведении на железнодорожных администрациях совместных с собственниками подвижного состава совещаний для увеличения коэффициента сдвоенных операций.

На совещании также рассмотрены вопросы, связанные с улучшением работы МГСП, повышением длины контейнерных поездов не менее 71 условный вагон и другие вопросы, касающиеся работы отдельных железнодорожных администраций.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru