МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Южно-Кавказская железная дорога: инвестируя сегодня, создаем будущее

Передача железнодорожной системы Республики Армения в концессионное управление в феврале 2008 года Российским железным дорогам, в лице специально созданного для этого ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» стала одним из ключевых элементов стратегического армяно-российского партнерства.

Подписание договора о передаче железной дороги в концессию произошло на одном из наиболее трудных этапов в истории железнодорожного транспорта Армении, когда фактически стоял вопрос о его дальнейшем существовании. В частности, по экспертным исследованиям ВБ, проведенным в 2006 году, непринятие решения о модернизации железной дороги в течение последующих двух лет могло привести к ее ликвидации.

ЗАО «ЮКЖД» ставит перед собой задачу модернизации железнодорожной инфраструктуры Армении, совершенствования внутриреспубликанских и международных перевозок, развития технического и гуманитарного сотрудничества с сопредельными государствами.

Являясь дочерним предприятием одной из крупнейших транспортных компаний мира ОАО «Российские железные дороги», ЗАО «ЮКЖД» за годы концессионной деятельности удалось сформироваться в качестве эффективной национальной железнодорожной компании, обеспечивающей динамичный рост объемов перевозок пассажиров и грузов, реализацию крупных инвестиционных инфраструктурных проектов, направленных на развитие транспортной системы Армении.

Восстановление инфраструктуры и повышение качества услуг – приоритетное направление деятельности

Став концессионным управляющим армянской железной дороги, ЗАО «ЮКЖД» обязалось инвестировать в развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры Армении в 2008–2038 гг. 174 млрд 559,9 млн драмов, из которых 122 млрд 349,9 млн драмов будут инвестированы в программы по модернизации инфраструктуры, а 52 млрд 210 млн драмов – в обновление подвижного состава.

Очевидно, что далеко немногие из хозяйствующих субъектов Армении могут гордиться такими объемами инвестиций в экономику Армении.

Результаты инвестиционной программы налицо: ЮКЖД существенно повысила свой статус и положение на армянском рынке транспортных услуг, из года в год повышая качество предоставляемых услуг. Компании, в частности, удалось увеличить скорости движения поездов. К примеру, средняя участковая скорость возросла с 21,9 км/час в 2008 году почти до 33 км/час в 2013 году, а средняя техническая скорость – возросла с 27,5 км/час до почти 40 км/час.

Для удобства работы грузоотправителей в 2011 году был создан Центр транспортных услуг (ЦТУ), ставший единым центром по работе с клиентами. В компетенцию ЦТУ входит осуществление организации работы по экспедированию грузов по принципу «от двери до двери», прием и обработка заявок и иной корреспонденции, связанных с организацией перевозки грузов. Что немаловажно, структура действует по принципу «одного окна», а это позволяет существенно упростить процесс грузоперевозок, процедуры оформления различных заявок и иной документации.

Клиентам Центра предоставляется полная логистическая схема перевозки груза с учетом расстояния, объема и срока доставки, в комплексе с дополнительными услугами по работе с терминалами. А внедрение автоматизированных систем позволяет клиенту не только оформить заказ на перевозку и перевозочные документы, контролировать наличие средств на своем лицевом счете, но и осуществлять все необходимые действия в он-лайн режиме.

А в сфере пассажирских перевозок ЮКЖД уже задействовала интернет-продажу билетов на международные поезда, сократив время следования пассажирского поезда Ереван – Батуми – Ереван на 6 часов: с 21,5 часов в 2009 году до 15 ч. 45 мин. в 2013 году.

А в 2013 году пассажиры купе и СВ поезда Ереван – Батуми смогли воспользоваться бесплатной Wi-Fi-связью.

На каждый из периодов работы Компании определены приоритеты инвестиционной деятельности. В частности, в 2008–2009 гг. таковым стало обновление парка подвижного состава, в 2010– 2011 гг. – модернизация путевой инфраструктуры и искусственных сооружений, а в 2012–2015 гг. приоритетом являются повышение грузоподъемности поездов и модернизация станций.

Всего же за пять лет работы в Армении с 2008 по 2013 годы ЮКЖД инвестировала в сферу железнодорожного транспорта более 91,4 млрд драмов, из которых 64 млрд 431,3 млн драмов были направлены на модернизацию инфраструктуры и 26 млрд 96,2 млн драмов – на обновление подвижного состава.

Фактически инвестиции Компании создали основу будущего благополучия всей железнодорожной системы Республики.

За счет выделенных средств в Армении были проведены работы по модернизации инфраструктуры и обновлению подвижного состава, которые невозможно было эксплуатировать, практически с нуля построены и сданы в эксплуатацию три основных железнодорожных моста, заменившие мосты 1898 года постройки: старейший в Армении Заманлинский мост, мост «Сатаникамурдж» и мост на перегоне Кобер – Туманян.

В частности, различными видами ремонта было заменено более 557 тыс. шпал, отремонтировано 348 км пути, 70 стрелочных переводов, 52 переезда, 5 мостов, произведено детальное обследование Джаджурского тоннеля, завершена модернизация базы путевой машинной станции и механизированной дистанции пути в Санаине.

Помимо этого, ведутся регулярные работы по обновлению парков подвижного состава, модернизации путевой инфраструктуры, реконструкции комплексов депо, проведена реконструкция зданий основных вокзалов Еревана, Ванадзора и Гюмри.

В частности, в рамках модернизации парков подвижного состава было приобретено 60 вагонов МВПС, 10 тепловозов ЧМЭ-3, 8 электровозов ВЛ-10, 32 единицы путевой техники. Кроме того, с продлением срока службы отремонтировано 18 электровозов ВЛ-10, 700 грузовых, 27 пассажирских вагонов, 3 дизель-тепловоза ЧМЭ-3.

Для осуществления инструментальной диагностики состояния пути приобретены дефектоскоп-путеизмеритель, вагон-путеизмеритель, щебнеочистительная машина, выправочно-подбивочно-рихтовочные машины, 4 транспортно-погрузочных мотовоза, 3 козловых крана, путевой тяговый модуль, снегоуборочная машина, укладочный кран и 16 путеизмерительных тележек.

2013 год стал для железной дороги Армении годом реализации крупных инфраструктурных проектов, среди которых особо следует выделить масштабную реконструкцию с восстановлением объектов инфраструктуры железнодорожного узла в Гюмри и реконструкцию станции Туманян в Лорийской области.

Носящая имя великого армянского поэта и писателя Ованнеса Туманяна станция не только имеет важное значение для железнодорожного транспорта, но и представляет историческую ценность.

Реконструкция локомотивного депо и вагоноремонтного депо в Гюмри позволила создать один из самых современных машиностроительных комплексов в Армении. Новое оборудование, которым оснащены оба депо, позволяет применять современные технологические процессы для обслуживания и ремонта парка вагонов, тем самым существенно повышая качество работ и снижая эксплуатационные издержки.

К слову, депо были сданы в эксплуатацию в присутствии премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, генерального директора ЗАО «ЮКЖД» Виктора Ребца и других высокопоставленных гостей в важный и символичный день – в День Республики 28 мая.

Только в 2013 году фактические затраты по инвестиционной программе составили 6 млрд 342,29 млн драмов против планируемых 6 млрд 309,99 млн драмов. Из них в инфраструктуру было вложено 6 млрд 341,59 млн драмов, а подвижной состав 0,71 млн драмов.

Социальная политика – инвестиции в будущее железной дороги

Однако за результатами всех программ и достижений ЮКЖД стоит каждый из работников большого, ответственного и сплоченного четырехтысячного коллектива Компании, коллектива, обладающего настоящими «антикризисными навыками» и умением работать на результат.

На железной дороге умеют ценить верность профессии и профессионализм. С целью стимулирования притока новых кадров в систему железнодорожного транспорта, карьерного роста молодых сотрудников, а также для оказания содействия железнодорожникам в Компании действует целый комплекс социальных программ.

Реализуемая социальная политика рассматривается не как затратный механизм, а как инвестиции в будущее успешное развитие. В Компании действуют проекты по обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников, бесплатному медобслуживанию сотрудников, организации отдыха сотрудников и их детей. За годы своей работы в Армении ЮКЖД неоднократно принимала участие в различных благотворительных акциях, оплачивая лечение больных детей, выступая спонсором различных фестивалей, оказывая содействие школам в селе Фиолетово и № 6 города Еревана.

Особая роль в Компании отводится работе с молодежью и поддержке молодых специалистов. Для стимулирования и развития молодежного потенциала в Компании действует Совет молодежи, который организует различные корпоративные мероприятия, в частности, футбольные чемпионаты, способствующие укреплению здоровья, пропаганде массовости спорта, формированию сплоченных внутрикорпоративных отношений.

Ежегодно между командами различных подразделений железной дороги проводится чемпионат по игре «Что? Где? Когда?», в котором принимают участие все желающие сотрудники.

В современном быстро развивающемся мире, где все большее значение придается качеству знаний, умению быстро ориентироваться в технических новинках, перестраиваться в зависимости от внедрения в производственные процессы различных инноваций, все важнее становится профессиональный уровень железнодорожных кадров, привлечение на работу высокопрофессиональных специалистов, переобучение сотрудников в соответствии с современными требованиями.

В целях обучения, подготовки и переподготовки специалистов-железнодорожников ЮКЖД сотрудничает с ведущими армянскими и российскими вузами и средними специальными учебными заведениями. Например, по направлению ЮКЖД в Гюмрийском государственном техническом колледже обучаются 326 студентов, из которых 227 человек составляют сотрудники железной дороги, а 99 человек – дети сотрудников.

В Государственном инженерном университете Армении обучается 44 сотрудника, а в Ростовском государственном университете путей сообщения – 15 сотрудников железной дороги Армении.

Предпринимаемые меры, сотрудничество с учебными заведениями, прохождение студентами практики на железной дороге призваны получить после завершения обучения квалифицированных специалистов, которые смогут работать в системе железнодорожного транспорта с первого же дня, не затрачивая времени и ресурсов на то, чтобы ввести их в курс дела.

В 2014 году ЮКЖД ожидает напряженная работа в направлении модернизации путевой инфраструктуры, обновления подвижного состава, повышения качества предоставляемых услуг.

В последующих номерах читателей ждет более подробная информация об осуществляемых ЮКЖД пассажирских и грузовых перевозках, действующих на железной дороге инновационных методах работы.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru