МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


ГАО «Latvijas dzelzcels» (LDz) решения и их воплощение в жизнь

В условиях острой конкуренции любая компания стремится к поиску наиболее эффективных и привлекательных для своих клиентов предложений. В транзитном коридоре Восток-Запад Латвийская железная дорога всегда была известна точностью работы и качеством услуг. Принимаемые в ГАО «Latvijas dzelzcels» (LDz) решения и их воплощение в жизнь опираются на четыре основные ценности: ответственность, безопасность, сотрудничество и развитие.

Именно поэтому предприятие уделяет особое внимание решениям, ориентированным на клиента. К таковым можно отнести и два актуальных на данный момент направления работы, о которых пойдет речь в данной статье: рациональное использование подвижного состава и информационное взаимодействие. Прогрессивную роль этих решений в повышении качества обслуживания клиентов отмечают деловые партнеры Латвийской железной дороги.

От грузовых вагонов – максимальную отдачу

Как и для всех железнодорожных компаний стран СНГ и Балтии, для LDz актуален вопрос рационального использования подвижного состава. С момента создания в 2007 году концерна LDz и передачи функций оператора грузовых перевозок его дочернему обществу LDZ CARGO было предпринято немало шагов по сохранению и развитию грузовой базы компании. Эти меры помогли упрочить конкурентоспособность предприятия на рынке международных грузовых перевозок и показать высокую степень ответственности Латвийской железной дороги перед всей транспортной отраслью железнодорожного пространства 1520.

В 2008–2009 годах на фоне устойчивого роста грузовых перевозок LDZ CARGO постоянно не хватало подвижного состава для обеспечения заявок грузоотправителей. На тот период лишь 8% погрузки обеспечивалось вагонами принадлежности LDz; 60% приходилось на инвентарные вагоны других железнодорожных администраций, а 32% – на приватные вагоны. В то же самое время свыше 80% вагонов инвентарного парка LDz находилось в пользовании других администраций. Приобретение новых вагонов становилось необходимым для обеспечения уже имеющихся перевозок и привлечения дополнительных объемов грузов.

Анализ потребностей грузоотправителей и тенденций развития рынка указал на приоритетные направления инвестиций, связанные с ростом спроса на перевозки контейнеров и зерновых культур. Ввиду увеличения объемов контейнерных перевозок из портов Латвии на страны Центральной Азии и реализации проектов контейнерных поездов, начиная с 2009 года, были закуплены 300 фитинговых платформ, из них 200 – 80-футовых и 100 – 60-футовых. В 2009 году начались также закупки крытых вагонов с увеличенным объемом кузова (300 единиц) и вагонов-зерновозов (200 единиц). Отсутствие же спроса на перевозки скоропортящихся грузов и дополнительные требования грузоотправителей к сохранности перевозимых грузов отдельных наименований дали стимул программе переоборудования рефрижераторных секций в крытые вагоны с термоизоляцией (918-го типа), по которой были переоборудованы 50 рефсекций.

Своевременно принятые меры способствовали сохранению грузовой базы LDZ CARGO и продемонстрировали нашим партнерам: операторам, грузовладельцам и экспедиторам, – высокую степень ответственности Латвийской железной дороги перед всей транспортной отраслью. Столкнувшись позднее с нарушениями технологии возврата инвентарных вагонов на железнодорожную администрацию-собственницу, с 2012 года предприятие начало постепенный перевод вагонов в статус собственных. Благодаря этому стали возможными рациональное планирование перевозок, своевременное информирование грузоотправителей о наличии требуемых вагонов и прогнозе их прибытия. Это снижает коммерческие риски для грузовладельцев и повышает привлекательность предоставляемых LDZ CARGO услуг.

На данный момент LDZ CARGO управляет 6731 вагоном, из которых 4917 являются инвентарными, а 1778 – приватными. В число последних входят 600 крытых вагонов с увеличенным объемом кузова (150–158 м3), 678 цистерн, 300 зерновозов и 200 фитинговых платформ.

Следует отметить, что вся сеть железных дорог пространства 1520 мм сейчас работает в условиях профицита грузовых вагонов, особенно полувагонов, цистерн, универсальных платформ и крытых вагонов. Профицит подвижного состава обусловлен спадом производства, наблюдаемого как в странах СНГ и Балтии, так и по всему миру.

Избыток вагонов влечет за собой их непроизводительный простой на станционных путях, увеличение порожних пробегов и дополнительную работу сортировочных станций, т.е. увеличивается нагрузка на железнодорожную инфраструктуру, а отдача от каждого вагона падает.

Совет по железнодорожному транспорту принимает меры к улучшению ситуации. Основная тенденция заключается в изменении нормативно-правовой и законодательной базы, действующей на сети железных дорог пространства 1520 мм, с целью исключения «лишних» вагонов из эксплуатации и оптимизации технологии работы. К решениям первого типа относятся запрет на продление срока службы грузовых вагонов сверх нормативного и их последующая утилизация, что, по предварительным оценкам, позволит только в 2014 году сократить рабочий парк на 60 тыс. вагонов. Система квотирования поможет определить максимально возможное количество вагонов на железнодорожной инфраструктуре общего пользования с учетом ее развития и объема предъявляемых к перевозке грузов. В этом направлении очень важно разработать прозрачный механизм администрирования и установления квот, чтобы оптимальный баланс вагонного парка послужил стимулом к консолидации усилий компаний – операторов вагонов, а это, в свою очередь, приведет к росту эффективности перевозок.

Технологическая оптимизация предполагает создание так называемого Единого парка грузовых вагонов. В него войдут как инвентарные вагоны железнодорожных администраций, так и собственные вагоны, принадлежащие различным компаниям. Таким образом, собственники смогут отдать свои невостребованные вагоны в управление железнодорожным администрациям, получая за это плату по фиксированной ставке. Железнодорожные администрации, со своей стороны, смогут эффективно использовать такой подвижной состав, не допуская встречных порожних пробегов вагонов, максимально используя попутную погрузку и рационально формируя вагонопотоки. Нормативно-правовая база для создания Единого парка грузовых вагонов практически готова.

LDZ CARGO открыто для любой модели сотрудничества с зарубежными коллегами, клиентами и партнерами. Мы готовы предоставить свои ресурсы для обеспечения погрузки на территории Латвийской Республики и под вывоз определенных грузов за пределами страны, вне направлений обычных маршрутов. Чтобы вагонный парк давал максимальную отдачу, нужно быть как можно ближе к клиенту, рассматривать все варианты сотрудничества. До сих пор это удавалось, поскольку даже в сегодняшних непростых условиях, когда рынок не находится на подъеме, LDZ CARGO сохраняет стабильность перевозок.

Информационное взаимодействие – залог развития успешного бизнеса

Информационное взаимодействие железнодорожных администраций СНГ и стран Балтии является основой эффективного управления железнодорожными перевозками. Его успешное развитие было бы невозможным без нормативных документов, разработанных в рамках Совета по железнодорожному транспорту и действующих под эгидой этой организации единых информационных систем. Свою роль в информационном сопровождении международных грузовых перевозок играют и двусторонние соглашения железнодорожных администраций об информационном взаимодействии.

На основе двусторонних соглашений об электронном обмене данными осуществляется, например, сопровождение грузовых перевозок данными накладных СМГС. LDz заключила такие соглашения со своими соседями – Российскими железными дорогами (ОАО РЖД) и Белорусской железной дорогой (БЧ). Обмен электронными данными накладных происходит в виде сообщений по международному стандарту UN/EDIFACT. На данный момент объем передаваемых сообщений составляет 95% от общего количества оформленных отправок. В ближайшей перспективе планируется реализация подобных проектов информационного сопровождения грузовых перевозок данными накладных СМГС с Литовскими железными дорогами (ЛГ) и Эстонской железной дорогой (ЭВР).

Своевременная организация электронного обмена данными накладных с железными дорогами России и Белоруссии позволила LDz без особых проблем обеспечить выполнение введенных в 2011 году требований таможенных органов ЕС. Они устанавливают обязательное предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом на территорию ЕС.

С 1 октября 2014 года аналогичный порядок начнет действовать и в направлении Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана. Таможенный Союз вводит обязательное предварительное информирование таможенных органов о товарах, ввозимых железнодорожным транспортом на свою территорию. Для выполнения этого требования по договоренности с ОАО РЖД и БЧ необходима передача со стороны LDz в их адрес данных не только накладной, но и сопроводительных документов.

Работа по внедрению электронного обмена данными для предварительного информирования ведется очень активно. Уже в 2013 году начата реализация Соглашения «О предварительном информировании для подготовки документов с использованием информации в электронном виде для таможенных органов РФ и ЛР о грузах, перемещаемых железнодорожным транспортом через латвийско-российскую границу». Договор с БЧ об организации предварительного информирования о грузах, перемещаемых через латвийско-белорусскую границу, и технология информационного взаимодействия находятся сейчас в стадии согласования.

Подписанные двусторонние соглашения об электронном обмене данными создают основу для внедрения безбумажной технологии перевозок. Так, в 2012 году была начата реализация проекта перевозок по безбумажной технологии порожних приватных вагонов приписки ОАО РЖД из Латвии в адрес получателей на станциях ОАО РЖД. С начала проекта количество переданных электронных накладных на порожние приватные вагоны составило более чем 113 750. Таким образом, на Российские железные дороги было передано около 492 тысяч приватных вагонов с оформлением электронных документов.

На Латвийской железной дороге ведутся работы по созданию информационной системы «Управление грузовыми перевозками».

На первом этапе этой работы был создан Клиентский портал, позволяющий клиентам готовить и представлять в электронном виде на станцию отправления накладные на международные или внутренние грузовые перевозки. В случае необходимости накладные можно распечатывать. На портале клиент может получить информацию о подтверждении переданной накладной и изменениях ее статуса. Данные из накладной, поданной ранее, можно использовать при электронной подаче заявки на переадресацию отправки.

Таким образом, портал помогает клиенту экономить время на доставке накладных в товарную кассу. Грузоперевозчик, в свою очередь, получив данные в электронном виде, может сэкономить время за счет исключения их повторного ввода в систему обеспечения грузовых перевозок.

Эксплуатация Клиентского портала в тестовом режиме началась 17 февраля 2014 года и продлится до конца года. К ней привлечены клиенты дочернего предприятия Латвийской железной дороги – ООО LDZ CARGO, занимающегося международными и местными грузовыми перевозками, а также работники товарных касс на рижских портовых станциях Рига-Краста, Зиемельблазма и Мангали.

Параллельно с тестированием Клиентского портала будет продолжаться работа по развитию системы, предусматривающая электронизацию процедур подачи планов перевозки и согласования ведомостей подачи/уборки вагонов. Возможности системы предполагается задействовать и в организации электронного обмена с ОАО РЖД и БЧ для предварительного информирования таможенных органов о грузах, ввозимых железнодорожным транспортом на территорию Таможенного Союза.

Администрация дороги делает все возможное для того, чтобы улучшить качество обслуживания нашего клиента.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru