МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


«Азербайджанские железные дороги» на этапе интенсивной модернизации

Председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Ариф Аскеров рассказывает о том, как продолжается форсированное выполнение госпрограммы развития стальных магистралей республики.

В одном ряду с высокоразвитыми государствами мира независимый Азербайджан принимает активное участие в реализации международных и региональных проектов, осуществляет, в частности, крупномасштабные начинания и в транспортном секторе.

Представляя собой одну из ветвей транспортной системы страны, стальные магистрали Азербайджана находятся сейчас на этапе своего стремительного развития. Мощный толчок к их основательным преобразованиям был дан общенациональным лидером Гейдаром Алиевым в самом начале периода его руководства нашей страной (1969–2003 годы). Достаточно привести такой факт: особо важные объекты сдавались в эксплуатацию по его инициативе и под его строгим контролем. В те годы во всех сферах отрасли было внедрено 14 300 технических новшеств, железные дороги снабжались прогрессивной импортной техникой.

Сотни тружеников стальных магистралей были награждены тогда орденами и медалями, большое число специалистов прошли обучение за рубежом, многие из них работают сегодня на руководящих должностях…

Стратегия социально-экономического развития страны проводится на современном уровне президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Интенсивно модернизируется транспортная инфраструктура, что подтверждается нашим участием в реализации международных и региональных транспортных коридоров, таких как «Баку – Тбилиси – Карс» и «Север – Юг».

С целью добиться соответствия уровня наших дорог мировым стандартам Ильхам Алиев подписал 20 июля 2009 года распоряжение о создании ЗАО «Азербайджанские железные дороги». 15 февраля 2010 года правительством были утверждены Устав и структура нашей компании.

Так был дан старт процессу реформ в направлении совершенствования и реструктуризации отрасли, в частности, модернизации железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.

Логическим продолжением этих работ стало распоряжение президента от 6 июля 2010 года об утверждении государственной программы по развитию железнодорожной транспортной системы Азербайджана на 2010–2014 гг. Это распоряжение можно назвать самым весомым документом в ее истории. В программе нашли отражение все основные аспекты, обеспечивающие будущий стремительный прогресс железных дорог страны.

В соответствии с госпрограммой предпринимаются шаги по обновлению вагонного и локомотивного парка, электроснабжения, хозяйств сигнализации и связи, по капитальному ремонту дорог и переходу с переменного тока на постоянный на направлении Баку – Беюк Кясик, по модернизации технических средств…

Основная цель программы – увеличение транзитного потенциала, повышение уровня услуг, обеспечение плодотворной деятельности транспортного комплекса путем уменьшения расходов в пассажирских перевозках.

Осуществляемые в последнее время интенсивные двухсторонние и многосторонние взаимосвязи с международными финансовыми структурами также окажут свое положительное влияние на развитие наших железных дорог. Связано это с тем, что переговорный процесс с финансовыми структурами вступил в новый этап. Благодаря поддержке главы государства в части финансирования «Проекта поддержки железнодорожного транспорта и торговли», направленного на совершенствование инфраструктуры и управления, подписаны кредитные соглашения, в соответствии с которыми Международной банк развития и реконструкции (Всемирный банк) выделил кредит в размере 450 миллионов долларов, а Экспортный банк Чехии – 215 миллионов евро. Согласно госпрограмме эти средства будут использованы для реконструкции локомотивов, дорог, энергоснабжения, хозяйств сигнализации и связи, для приобретения новых локомотивов и внедрения международной системы финансовой отчетности.

С целью определения экономической, правовой и организационной основ нашей компании в рамках программы по развитию железнодорожной системы страны на 2010–2014 годы законопроект «О железнодорожном транспорте Азербайджана» был пересмотрен в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» с учетом мнений и предложений Министерства юстиции и предоставлен Министерству транспорта.

Согласно договору между предприятием VEST QAS и ЗАО «Азербайджанские железные дороги», в феврале 2009 года пять вагонов состава «Экспресс» были отправлены для проведения капитально-восстановительного ремонта на завод «Sazvzuduki» Словацкой Республики. 28 октября 2011 года восстановленные вагоны были возвращены в Азербайджан (24 ноября президент Ильхам Алиев посетил пассажирскую станцию Баку с осмотром). Эксплуатационный срок обновленных вагонов составляет 28 лет, иными словами, при скорости 160 километров в час они смогут проработать до 2039 года.

Для реконструкции существующего вагонного парка планируется провести целый комплекс мероприятий. Так, 60 пассажирских вагонов недавно были отправлены на ремонт в Днепропетровск (Украина), а 16 – в Воронеж (Российская Федерация). После ремонта они задействованы на линиях Баку – Тбилиси и Баку – Москва.

Продолжается успешное выполнение государственной программы. 10 декабря 2013 года был завершен капитальный ремонт дороги в направлении Баку – Беюк Кясик протяженностью 317 километров (на 272 километрах пути рельсы были заменены на длинные – восемьсотметровые).

На этапе старта работы по реконструкции энергоснабжения, хозяйства сигнализации и связи. На повестке дня – приобретение новых локомотивов и вагонов различного назначения.

В рамках проекта Всемирного Банка по переходу тяговой системы участка Баку – Беюк Кясик на переменный ток 25 kV проводятся соответствующие процедурные работы по приобретению пятидесяти новых грузовых локомотивов на переменном токе.

Реконструируется материально-техническая база ООО «Поезд чрезвычайных ситуаций». С целью противодействия потенциальным разливам нефти в процессе транспортировки приобретены современная техника, машины и механизмы, материалы, которые распределены между участками Гянджа, Баладжары, Гаджигабул, Имишлы, Евлах и Шабран.

Говоря о выполненных работах, упомяну строительство второго моста через реку Кура и железнодорожную ветку, проходящую по мосту, на 73 километре участка Салоглу – Пойлу, реконструкцию железобетонного моста через реку Вялвялячай на 2508 километре участка Чархы – Ширван и металлического моста чрез реку Араз на 98 километре участка Саатлы – Беджар.

Для должного содержания наших дорог в Австрии приобретены новые дорожно-ремонтные машины марок GSM 09-32, RM – 80 и USP-2000, а в Баладжарской мастерской завершено строительство ангара.

В рамках плана мероприятий госпрограммы завершается обновление водоперекачивающих и канализационных систем на территории станции Баладжары, старт которому был дан в начале 2012-го.

22 февраля того же года начались изготовление и перевозка длинных рельсов (800 м) на рельсосварочном поезде № 24 в Сальянах, а 4 июля была сдана в эксплуатацию вторая производственная линия и бункер завода «Гызылджа гырмадаш».

Следует также отметить, что с марта 2012 года с помощью POS-терминалов, установленных в билетных кассах на пассажирской станции Баку, осуществляется безналичный расчет при приобретении проездных документов.

Нет сомнений, что в результате осуществления мер, предусмотренных госпрограммой, будет обеспечено безопасное движение поездов и увеличена скорость движения составов.

Выполняя распоряжение президента Республики о подготовке концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд на будущее», ООО «Капитальное строительство и технический контроль» выполнило ряд важных работ по реализации проектов, связанных с государственной программой, по созданию ТЭО и технической документации, а также по формированию концепции развития железной дороги до 2020 года.

В заключение хочу заверить, что азербайджанские железнодорожники приумножат достигнутые успехи, сполна используют весь существующий потенциал для успешного выполнения задач, поставленных перед ними государством и правительством, на деле оправдают оказанное им доверие.

Государственная программа развития стальных магистралей Азербайджана в 2010–2014 годах открывает перед нами широкие перспективы. Предначертанная общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и продолженная президентом Ильхамом Алиевым стратегия позволит ЗАО «Азербайджанские железные дороги» занять достойное место среди передовых железных дорог мира.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru