МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Чтобы что-то изменить, надо в чем-то уступить

После завершения 57-го заседания Комиссии Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства наш корреспондент взял интервью у заместителя Председателя Комиссии, начальника службы вагонного хозяйства ГО «Белорусская железная дорога» Александра Александровича Архипенко.

– Александр Александрович, как бы вы охарактеризовали результаты работы 57-го заседания Комиссии?

– На мой взгляд, заседание прошло плодотворно. Прежде всего надо отметить конструктивную и эффективную работу Комиссии. Все вопросы, рассматривавшиеся на заседании, важны, и каждая делегация заинтересована в достижении положительных результатов, так как они напрямую влияют на работу каждой железнодорожной администрации. Речь идет о согласованном развитии инфраструктуры, модернизации эксплуатационного парка, повышении его технической надежности и работоспособности, совершенствовании тарифной политики.

В частности, на этом заседании были рассмотрены технические условия на новые виды подвижного состава, согласованы нормативные документы, касающиеся требований в области технического обслуживания, содержания и ремонта грузовых вагонов, приняты необходимые методические рекомендации. Все это направлено, в первую очередь, на обеспечение безопасности движения и улучшение технического обслуживания подвижного состава. А в итоге должно способствовать улучшению совместных действий железнодорожных администраций на «пространстве колеи 1520», что особенно важно также для эффективного развития отрасли.

В числе положительных моментов стоит отметить согласование теперь уже практически всеми железнодорожными администрациями (кроме Грузии) курсирования в международном сообщении вагонов с осевой нагрузкой 25 тс, вагонов габарита «Тпр», а также предоставление ряду вагоноремонтных предприятий права проведения капитального ремонта с продлением срока службы грузовых вагонов.

– Есть ли, по вашему мнению, резервы для улучшения взаимодействия железнодорожных администраций в области эксплуатации, ремонта и технического обслуживания вагонного парка?

– Во-первых, я бы отметил, что при выработке совместных решений, направленных на достижение единых подходов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта вагонного парка, уровень взаимодействия достаточно высок. Об этом свидетельствуют согласованные Комиссией нормативные документы и большинство принимаемых решений.

А резервы есть всегда, хотя бы потому, что нет предела совершенству. И первый из них: добиваться, чтобы принятые Комиссией решения выполнялись всеми без исключения железнодорожными администрациями. Тогда их ответственность становится выше, а это важный рычаг влияния при обсуждении конкретных вопросов. То есть, это способствует успешной выработке совместных решений на основе единых подходов при согласовании тех или иных нормативных документов.

Правда, порой, в угоду собственным интересам могут приниматься решения, которые идут вразрез с действующими соглашениями между железнодорожными администрациями. Иногда это происходит потому, что, с точки зрения технического обслуживания и ремонта вагонного парка развитие в разных странах идет неравномерно. Так, у России, Украины имеются крупные вагоностроительные предприятия и мощные научные организации, поэтому именно они в значительной степени, как говорится, двигают прогресс. А остальным приходится «подтягиваться», с точки зрения, например, использования инновационных вагонов, их отдельных узлов и элементов.

С точки зрения обеспечения безопасности движения особенно важное значение имеет задача предотвратить появление некачественной продукции на «пространстве колеи 1520». Здесь у всех железнодорожных администраций есть полное взаимопонимание. Достижению поставленных целей будет способствовать, в частности, возобновление лицензирования деятельности по выполнению плановых видов ремонта подвижного состава, установление обязательной гарантийной ответственности участников транспортного рынка за процессы производства, ремонта, содержания и эксплуатации подвижного состава, в том числе при продлении срока его службы. Не менее важно разработать алгоритм ограничения эксплуатации потенциально опасной продукции, которую используют железнодорожные администрации.

Можно с уверенностью констатировать, что несмотря на отдельные различия в подходах к решению проблем у ряда администраций, Комиссия стремится строить свою работу так, чтобы все они координировали свои усилия в области эксплуатации, ремонта и технического обслуживания вагонного парка и действовали в едином ритме.

– Как влияют принимаемые на заседаниях Комиссии решения на развитие и совершенствование обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на «пространстве колеи 1520»?

– Тут надо подчеркнуть, что, как правило, поднимаемые проблемы связаны с развитием вагоностроения, внедрением каких-либо новаций в организации и методах работы вагонного комплекса, например, выделением в отдельную производственную структуру ремонтного комплекса. Происходит это не везде одновременно, ввиду специфики и различных потенциалов наших стран. Поэтому поднимаемые на заседаниях Комиссии вопросы такого порядка оказывают влияние на развитие железнодорожного хозяйства всех администраций. И вполне понятно, что по мере технического и технологического развития возникает необходимость пересматривать отдельные нормативные документы.

Есть и другие причины – возникновение определенных проблем иногда у целого ряда администраций. Речь идет, например, об изломах боковых рам, недостатках в работе автотормозов, буксовых узлов и тому подобное. Кого-то эти проблемы еще не затронули достаточно серьезно. Тем не менее, благодаря тому, что у отдельных администраций уже накоплен опыт, имеются наработки по определенным вопросам, другие имеют возможность применять у себя эти наработки. «Болячки» то, в итоге, никого не обходят стороной, иногда «выстреливают» совершенно неожиданно. Так что упреждающие меры, принимаемые Комиссией, оказываются весьма и весьма эффективными.

И все это способствует главному: принимаемые Комиссией решения позволяют обеспечить организованное, качественное движение и его безопасность. Меньше отцепляется вагонов по различного рода неисправностям, лучше обеспечивается сохранность грузов. Делается все возможное, чтобы поезда шли без задержек при пересечении межгосударственных пограничных стыковых пунктов. В итоге, достигается более высокий уровень услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом. А поскольку сейчас уже основная часть вагонного парка – это собственные вагоны, можно с полным основанием говорить, что улучшается работа у операторов и владельцев подвижного состава.

– Наверное, существует целый ряд критериев для определения эффективности работы Комиссии. Какой оценки, по вашему мнению, заслуживает прошедшее заседание? Можно ли ее повысить, и если да, то за счет чего?

– На мой взгляд, работа Комиссии достаточно эффективна. А повысить ее можно главным образом за счет заблаговременной и тщательной подготовки вопросов повестки дня. Это забота каждой железнодорожной администрации, Они должны нацеливать своих представителей на эффективную работу между заседаниями Комиссии.

И, конечно, особенно важно для всех нас, как действует экспертная группа. Как все ее члены прорабатывают наиболее важные вопросы и всесторонне учитывают мнения каждой железнодорожной администрации. Поэтому любой хорошо подготовленный вопрос – это залог принятия действенного, конструктивного решения.

Убежден, что нельзя все свои замечания приносить непосредственно на заседание Комиссии.

– Можно ли сказать, что в работе Комиссии главенствует принцип: стремиться к единству действий на основе достижения компромиссов даже при обсуждении самых трудных вопросов?

– Однозначно, можно! Комиссии приходится решать очень серьезные и ответственные вопросы, которые требуют системного подхода и координации усилий всех железнодорожных администраций. Понимание ее необходимости пришло еще двадцать лет назад, когда члены Совета по железнодорожному транспорту убедились, что без совместного и грамотного решения вопросов эксплуатации и ремонта вагонного парка возникнут серьезные проблемы.

Когда что-то рождается искусственно – оно, в конце концов, деградирует и усыхает. А наша Комиссия, по мнению многих ее бывших и нынешних участников, постоянно совершенствует свою работу, благодаря чему удается постоянно повышать качество и эффективность перевозочного процесса в международном сообщении.

По моему мнению, особенно важно, что ни один вопрос, который выносится на обсуждение железнодорожными администрациями, не отбрасывается просто так. В него все стараются вникнуть, всесторонне обсудить, хотя не у всех он в данный момент стоит одинаково остро. При этом друг другу подсказывают варианты и пути решения вопроса.

На практике иногда кому-то приходится идти на уступки. Ведь возникают порой такие трудные вопросы, по которым и после обсуждения у членов Комиссии остаются разные мнения. Тогда вопрос демократично выносится на голосование. И принимается решение, которое поддерживает большинство.

Так что повторюсь: чтобы двигаться вперед, кому-то иногда в чем-то приходится уступать. Но это заведомо лучше, чем топтаться на месте.

В заключение следует отметить, что, несмотря на большой объем вопросов, рассматриваемых на заседании Комиссии, Дирекция Совета провела данное мероприятие на высоком профессиональном уровне, в соответствии с установленным регламентом и без каких-либо отклонений.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru