МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


«ВРК-3»: быть на шаг впереди обстоятельств и конкурентов

Генеральный директор открытого акционерного общества «Вагонная ремонтная компания-3» Игорь Анатольевич Волокитин ответил на вопросы нашего корреспондента.

– Игорь Анатольевич, расскажите, пожалуйста, об итогах работы «ВРК-3» в 2013 году и планах на ближайшее полугодие.

– Подводя итоги деятельности компании в минувшем году, можно констатировать, что он был для нас нелегким, насыщенным различными событиями и переменами. И это, безусловно, отразилось на результатах нашей работы.

Доля «ВРК-3» на рынке ремонта вагонов составляет примерно 18 процентов. С одной стороны, хороший показатель для молодой компании, с другой – необходимо продолжать укреплять свои позиции.

Замечу, что по причине избытка производственных мощностей на отдельных полигонах железной дороги ремонтный рынок из «рынка подрядчика» трансформировался в «рынок заказчика».

Бизнес-эволюция частных предприятий свидетельствуют о том, что у владельцев и операторов подвижного состава действительно есть возможность выбора вагоноремонтного предприятия, чего нельзя было сказать несколько лет назад.

Рынок плановых видов ремонта грузовых вагонов развивается динамично, становится все более ориентированным на удовлетворение реальных потребностей клиента. Определилась и интеграция вагоностроения и ремонтного комплекса, которая также приведет в последующем к снижению цены на ремонты грузовых вагонов.

Сегодняшние темпы развития требуют решить целый ряд системных проблем, связанных с эффективным использованием свободных мощностей, применением комплексного обслуживания и дифференцированного ценообразования, совершенствованием мотивации работников.

В первом полугодии 2013-го произошел спад объемов ремонта. Для его преодоления Совет директоров Общества принял ряд стратегических решений, направленных на снижение издержек. В результате запланированные бюджетом годовые показатели оказались выполнены. Основные коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности отражают положительный итог производственной и финансовоэкономической деятельности «ВРК-3».

В нынешнем году перед нами стоят сложные задачи по обеспечению роста эффективности бизнеса, выходу на новые рынки и расширению клиентской базы, созданию прочного фундамента для укрепления позиций Компании.

Как доказывает жизнь, важно не просто идти в ногу со временем, а быть на шаг впереди обстоятельств и конкурентов, мыслить глобально, действовать решительно.

Предлагая клиентам инновационные решения, мы стремимся достичь высочайшего уровня качества путем оптимального использования накопленного опыта и навыков в сфере маркетинга и предпринимательской деятельности. Нашим клиентам такой подход гарантирует дополнительную выгоду, а нам позволяет достичь основную цель – создать наиболее привлекательные условия и занять ведущее место на рынке вагоноремонтных услуг.

С первых шагов наша компания привержена принципам честного и добросовестного ведения бизнеса, что позволяет ей сохранять безупречную репутацию, завоевывать доверие деловых партнеров по всей стране.

– «ВРК-3» участвовала в работе НП «ОПЖТ» и Комиссии вагонного хозяйства полномочных специалистов стран Содружества. Что дало это в практическом аспекте?

– Общество принимало активное участие в работе Комитета по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов, в обсуждении и согласовании проектов ГОСТов, «Положения о сервисном обслуживании поглощающих аппаратов автосцепного устройства подвижного состава железных дорог», «Положения о производстве технического обслуживания вагонов с диагностированием (ТОД)», «Положения о сервисных центрах по ремонту грузовых вагонов нового поколения, их узлов и деталей», «Регламента расследования причин отцепок грузового вагона и ведения рекламационной работы», «Типовой программы по организации и проведению подконтрольной эксплуатации новых моделей грузовых вагонов и их составных частей», свода «Правил неразрушающего контроля деталей автосцепного устройства, литых деталей тележек, колесных пар (ПР НК В.1, ПР НК В.2, ПР НК В.3, ПР НК В.4, ПР НК В.5)».

Сотрудничество с НП «ОПЖТ» позволило нам ознакомиться с производством вагонов на ОАО «НПК «УРАЛВАГОНЗАВОД», цельнокатанных колес при формировании колесных пар на Нижнетагильском металлургическом комбинате, кассетных подшипников БРЕНКО в Саратове.

– Нелегкая задача – предложить нечто новое на рынке ремонтных услуг России, стран СНГ и Балтии. Игорь Анатольевич, насколько конкурентоспособна сегодня Ваша компания на этом пространстве?

– Только в Российской Федерации насчитывается более 170 предприятий, оказывающих услуги по плановым видам ремонта грузовых вагонов. Такие услуги предоставляют предприятия дочерних и зависимых обществ «РЖД», и компании, не аффилированные с группой компаний «РЖД».

На ОАО «ВРК-3», как я уже сказал, приходится не менее 18 процентов.

Наша коммерческая политика направлена на создание стабильных и долгосрочных партнерских отношений с собственниками железнодорожного подвижного состава. Главная цель – обеспечить устойчивое положение и развитие компании на рынке ремонта грузовых вагонов. Для этого мы реализуем следующие задачи:

– обеспечиваем наличие технической документации на разрешение ремонта грузовых вагонов любого типа;

– проведение текущего отцепочного ремонта;

– создание и поддержание сбалансированной структуры клиентского портфеля;

– повышение качества ремонта подвижного состава, включая выполнение взятых на себя обязательств и расширение спектра оказываемых услуг.

Учитывая распределение парка грузовых вагонов, «ВРК-3» ориентируется на работу не только с наиболее крупными клиентами, но и с региональными операторами, имеющими в оперировании менее тысячи вагонов, что способствует полной загрузке производственных мощностей.

Данный фактор является залогом устойчивого положения и развития Компании на рынке ремонта грузовых вагонов.

Стремительное развитие вагоноремонтного рынка побуждает наш менеджмент постоянно задаваться вопросом о том, какие маркетинговые шаги требуются в новых условиях, чтобы клиент пришел именно к нам. Отвечая на этот вопрос, ОАО «ВРК-3» регулярно проводит оценку удовлетворенности клиентов качеством выполняемых работ и предоставляемых услуг.

Надо признать, качество ремонта и уровень сервиса у предприятий различных собственников примерно одинаковы и не в полной мере удовлетворяют требованиям владельцев вагонов. Это обстоятельство одновременно и мешает созданию дополнительных ценностей для клиента, и дает возможность дальнейшего их развития. Я имею в виду, что сейчас на первый план выходит удобство работы с вагоноремонтными предприятиями.

Стратегическим шагом, направленным на обеспечение роста конкурентоспособности, явилось преобразование филиалов в региональные представительства компании. Их основные цели – представление «ВРК-3» в регионах, развитие сбытовой сети и маркетинговой деятельности.

Такая оптимизация системы управления позволяет нашим клиентам решать оперативные вопросы, возникающие при исполнении договоров, например, документооборот, проведение взаиморасчетов, гарантийное обслуживание. Наши специалисты предлагают оптимальное решение по размещению объектов ремонта с наименьшими транспортными затратами.

Наши приоритеты – ориентация бизнес-процессов на реальные потребности клиентов путем применения комплексного обслуживания, оптимальных схем проведения ремонтов и возможности дифференцированного ценообразования; повышение качества выполняемых работ для повышения надежности эксплуатации подвижного состава; проведение оптимизации себестоимости до уровня, необходимого для поддержания высокого качества.

В ходе договорной компании на 2013 год «ВРК-3» удалось не только не потерять ни одного клиента, но и расширить клиентский портфель. Сейчас в нем более 360 компаний и предприятий по всей стране, являющихся собственниками, операторами или арендаторами подвижного состава.

Определяющим фактором при выборе ремонтного предприятия сегодня стала именно стоимость услуг. В таких условиях сохранять свои конкурентные преимущества весьма непросто. В то же время основным показателем для нас по-прежнему остается качество услуг, от которого напрямую зависит безопасность движения, жизнь и здоровье людей, сохранность парка и перевозимых грузов.

Сегодня остро стоит вопрос фиксированной цены при плановых видах ремонта. Однако при этом должно быть понимание, что при согласовании фиксированной цены ОАО «ВРК-3» несет определенные риски по недополучению доходов. Следовательно, необходимо определить некие «правила игры». Так, мы готовы обеспечить оказание обязательного набора работ в соответствии с установленными нормативными актами ОАО «РЖД» и Министерства транспорта РФ при безусловном обеспечении безопасности движения. Дополнительные же услуги с учетом имеющихся производственных мощностей депо (такие как покраска вагонов, нанесение трафаретов, модернизация вагонов, подкатка колес повышенной твердости) мы готовы оказывать по дополнительной согласованной стоимости.

В рамках внедрения сервисного обслуживания грузовых вагонов нами предприняты следующие стратегически важные шаги:

– заключен договор с ОАО «НПК «Уралвагонзавод» на сервисное обслуживание инновационных тележек модели 18-194-1 – тележка для грузовых вагонов нового поколения с повышенными осевыми нагрузками;

– реализован проект по обеспечению обязательств ООО ПО «Вагонмаш» по техническому обслуживанию и ремонту поглощающих аппаратов РТ-120. Уже открыты первые сервисные центры, на базе которых созданы региональные склады;

– осуществляется сотрудничество с ООО «ПК «Бежицкий сталелитейный завод» по замене боковых рам, подлежащих изъятию;

– прорабатывается возможность создания сервисных центров по ремонту поглощающих аппаратов классов Т2, Т3, а также по обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками кассетного типа;

– ведутся переговоры с крупными собственниками подвижного состава об оказании сервисного обслуживания вагонов, находящихся на гарантийном обслуживании в межремонтный период. Считаю это наиболее перспективным направлением вагоноремонтного бизнеса, так как услуга предполагает, если так можно выразиться, «службу единого окна». Это позволит нашим партнерам оптимизировать свои затраты как на плановые виды ремонта, так и на эксплуатационные расходы. В свою очередь, мы, имея разветвленную сеть производственных мощностей, сможем оказывать полный спектр услуг по ремонту всех видов подвижного состава.

– Что делается компанией для повышения качества деповского и капитального ремонтов грузовых вагонов?

– В рыночных условиях, с учетом конкурентного давления со стороны частных вагоноремонтных предприятий, одним из главных резервов повышения конкурентоспособности мы считаем оптимизацию цены ремонта с гарантированным обеспечением требований безопасности перевозок.

В целях повышения качества ремонта и надежности грузовых вагонов нами был разработан и утвержден вице-президентом «РЖД» А.В. Воротилкиным «План организационно-технических мер по повышению качества плановых видов ремонта, надежности работы подвижного состава, снижению случаев отказов технических средств и случаев событий в ОАО «ВРК-3» на 2013 год».

В ходе его реализации в прошлом году достигнуто предусмотренное целевыми параметрами холдинга «РЖД» снижение на 10 процентов случаев событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, снижение на 15 процентов отказов технических средств и на 19 процентов отцепок грузовых вагонов в текущий отцепочный ремонт по технологическим неисправностям.

В 2013-ом контрольные пункты по ремонту автосцепного устройства всех депо ОАО «ВРК-3» аттестованы на право производства такого ремонта. В пяти депо проведена переаттестация автоконтрольных пунктов по ремонту тормозного оборудования. Получены разрешения на деповский и капитальный ремонты на 6 родов вагонов в семи депо.

Мы продолжаем инвестировать в наши предприятия для реализации своей стратегии: внедряется новое автоматизированное оборудование, максимально исключающее влияние «человеческого фактора», особое внимание уделяется обучению, повышению квалификации и уровня знаний наших работников. В этом году основная часть инвестиций будет направлена на обслуживание имеющихся мощностей для повышения их операционной эффективности и качества выполненных работ.

Ситуация на рынке вагоноремонта остается неопределенной, однако я убежден в том, что ОАО «ВРК-3» располагает эффективной стратегией для работы в 2014 году, в котором мы с высокой вероятностью ждем определенного роста спроса на предоставляемые услуги.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru