МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Сотрудничество производителей и операторов железнодорожного транспорта

Конференция на тему «Перспективы взаимодействия НП «Объединение производителей железнодорожной техники», НП «Объединение вагоностроителей» и СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» состоялась 18 апреля 2014 года в Москве.

Мероприятие прошло под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД», президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича. Модератором конференции выступил вице-президент НП «ОПЖТ», председатель Комитета по грузовому подвижному составу НП «ОПЖТ» Сергей Калетин.

В конференции приняли участие президент НП «Объединение вагоностроителей» Виктор Мажукин, Председатель Президиума НП СРО «Совет операторов железнодорожного транспорта» Сергей Мальцев, а также представители крупнейших компаний производителей, ремонтных предприятий и собственников грузовых вагонов.

Участники конференции заслушали информационное сообщение президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича о проделанной работе и готовности к введению в действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава». В режиме блиц были заданы насущные вопросы, волнующие вагоностроителей, вагоноремонтников, собственников инфраструктуры и грузовых вагонов, на которые все желающие получили полноценные ответы. Конференция отметила, что вопросы, связанные с введением в действие 2 августа 2014 года технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», решаемы и никаких препятствий для ввода регламентов, при наличии двухлетнего переходного периода, несмотря на определенные трудности перехода на новую систему технического регулирования на пространстве Таможенного союза нет. Необходимо наладить совместную работу по оказанию всесторонней помощи по оперативному рассмотрению нормативно-технических документов для вагонного комплекса и обеспечить участие членов некоммерческих партнерств в разработке стандартов и сводов правил в области железнодорожного транспорта, организовать постоянный обмен информацией между некоммерческим партнерствами по острым вопросам ввода технического регламента Таможенного союза. Принято решение инициировать организацию «электронного консультанта» по актуальным вопросам введения в действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» на сайте НП «ОПЖТ».

В своем докладе заместитель исполнительного директора СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» Андрей Тонких предложил конференции рассмотреть вопрос о стратегическом сотрудничестве и взаимодействии. Участники поддержали предложение подписать Соглашение о сотрудничестве между СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» и НП «ОПЖТ», в рамках Сочинского IX Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое Партнерство 1520».

Ввиду актуальности сложности задач принято решение о проведении и обсуждении вопросов ежеквартально с участием специалистов Беларуси и Казахстана.

Председатель Комитета по грузовому подвижному составу Сергей Калетин в своем докладе о работе комитета вернулся к вопросу критериев инновационного грузового вагона и предложил подготовить обращение Комитета НП «ОПЖТ» на имя руководства Минпромторга и Минтранса России с предложением внести изменения, включив нагрузку в 23,5 тонны на ось для вагонов, у которых данный критерий не является регламентирующим (цистерны, автомобилевозы и т.п.). Предложение было поддержано всеми тремя Некоммерческими партнерствами.

Участники рассмотрели также стратегическое направление сотрудничества и взаимодействия между производителями железнодорожной техники и операторами грузовых вагонов, основные этапы развития и современное состояние системы КАСАНТ, системы электронного документооборота с собственниками подвижного состава (ЭДО СПС).

Обсудили качество ремонта вагонов частными вагоноремонтными депо, проект «Порядок производства технического обслуживания грузовых вагонов с диагностированием» (ТОД), а также положение по авторизации подразделений предприятий на готовность проведения ремонта вновь разработанных инновационных узлов грузовых вагонов и поддержали инициативу Подкомитета по ремонту вагонов на разработку проекта модели «Инспекторского контроля организации ремонта вагонов и допуска их на инфраструктуры».

НП «ОПЖТ» считает, что более тесная и согласованная работа с СРО НП «Совет операторов железнодорожного транспорта» и НП «Объединение вагоностроителей» позволит более качественно выполнять задачи, установленные Уставами Некоммерческих партнерств.

На основе анализа работы Некоммерческих партнерств отчетливо прослеживаются главные составляющие их деятельности, исходные принципы и ориентиры. Работа Некоммерческого партнерства определяется рядом факторов. Среди них, естественно, индивидуальность, специализация членов партнерств и поставленных задач. Поэтому совместные действия по разработке и корректировке правовых документов, включая ГОСТы, созданию новой техники, качеству выпускаемой продукции, сервисному обслуживанию обречены на успех.

Для координации работы предприятий вагонного комплекса 5 февраля 2008 года был образован Комитет по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов. На первом заседании в 2008 году в работе Комитета приняли участие представители от 12 предприятий. За прошедшее время Комитет расширился, и сегодня в его работе принимают участие 61 предприятие вагонного направления на постоянной основе. Членами Комитета являются крупнейшие в России производители вагонов и их компонентов, научно-исследовательские институты, вагоноремонтные предприятия, вагоноремонтные заводы, частные ремонтные депо и крупнейшие операторы подвижного состава.

Комитет образован из числа членов Партнерства и является его рабочим органом.

Определены основные направления деятельности Комитета:

– разработка и корректировка законодательных правовых, нормативно-технологических актов, методических документов, включая вопросы ТР, ГОСТов, стандартов и сертификации;

– создание новой техники, принятие общих технологических и конструкторских решений, связанных с требованиями основного заказчика – владельца инфраструктуры;

– вопросы качества выпускаемой продукции и разработка мер по совершенствованию технологии ее изготовления, вопросы сервисного обслуживания, включая организацию ремонта грузовых вагонов;

– вопросы комплектующего оборудования, включая такие позиции, как литье, прокат, автотормозное оборудование, продукция химической промышленности.

5 декабря 2013 года, в соответствии с решением Наблюдательного совета НП «ОПЖТ» о внесении изменений в структуру, на базе Комитета по координации производителей грузовых вагонов и их компонентов создан Комитет по грузовому подвижному составу и:

– Подкомитет по вагоностроению, председателем Подкомитета по вагоностроению выбран Лосев Д.Н. (заместитель генерального директора ООО «ОВК»);

– Подкомитет по эксплуатации, председателем Подкомитета по эксплуатации избран Гончаров С.Е. (и.о. заместителя генерального директора ОАО «Первая грузовая компания»);

– Подкомитет по ремонту грузовых вагонов, председателем Подкомитета по ремонту вагонов избран Сапетов М.В. (генеральный директор ОАО «ВРК-2»);

– Подкомитет по автотормозам, председателем Подкомитета по автотормозам избран Шпади Д.В. (начальник Управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта).

За период с 2008 по 2014 год Комитетом было проведено 27 заседаний, из них 7 заседаний были организованы с выездом на предприятия железнодорожного машиностроения.

По итогам проводимых заседаний подготовлены протоколы, намечены мероприятия, назначены сроки и ответственные.

В рамках программ выездных совещаний организовывались посещения ведущих региональных предприятий, работающих в отрасли железнодорожного транспортного машиностроения.

Члены Комитета, производители вагоностроительного комплекса, принимают активное участие в работе международной железнодорожной выставки «EXPO 1520».

20 марта текущего года в г. Москве в рамках НП «ОПЖТ» состоялся семинар-тренинг на тему «Инновационные технические решения компании «Кнорр-Бремзе» в области разработки тормозного оборудования. Сервисное обслуживание оборудования «Кнорр-Бремзе» в РФ и ЕС».

В ходе семинара участники обсудили принципы обеспечения надежности и безопасности железнодорожной техники и концептуальной организации сервисного обслуживания тормозного оборудования.

В заключение участники высоко оценили проведенный семинар-тренинг и приняли решение, что практику проведения подобных встреч такого формата следует продолжить.

При активном участии членов Комитета разработана методика «Расчета экономически обоснованных цен на новые модели грузовых вагонов и комплектующие к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла», в данном документе реализованы положения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Комитетом рассмотрены и утверждены технические параметры, обеспечивающие инновационность грузового вагона.

В октябре 2012 года утвержденные параметры, обеспечивающие инновационность вагонов, были направлены в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для подготовки государственной поддержки стимулирования спроса на отечественный железнодорожный подвижной состав и разработки финансово-экономического обоснования в части снижения ставок на 1 км груженого рейса в инновационных вагонах.

В мае 2013 года принято «Положение о сервисном обслуживании поглощающих аппаратов автосцепного устройства подвижного состава железных дорог».

В июле Комитет согласовал в окончательной редакции разработанный «Руководящий документ. Критерий браковки литых деталей тележек грузовых вагонов модели 18-100 и их аналогов в эксплуатации».

4 октября 2013 года в г. Харькове Комитет рассмотрел и согласовал окончательные редакции:

– типовой программы по организации и проведению подконтрольной эксплуатации новых моделей грузовых вагонов и их составных частей;

– типового положения о сервисных центрах по ремонту грузовых вагонов нового поколения, их узлов и деталей.

В феврале 2014 года Комитет рассмотрел замечания по итогам эксплуатации и внес соответствующие изменения в «Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы», начало действия регламента планируется с 1 мая 2014 года, согласовал окончательную редакцию «Регламента осмотра колесных пар с подшипниками кассетного типа при тревожных показаниях напольных средств теплового контроля (КТСМ) железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД».

Все документы, принятые Комитетом, утверждены Президентом НП «ОПЖТ» и размещены для использования в работе на сайте Некоммерческого Партнерства.

В этом году на страницах сайта НП «ОПЖТ» начали размещать аналитическую информацию по вопросам безопасности работы вагонного хозяйства, аналитическая информация интересна как производителям, так и операторам, вагоноремонтным предприятиям и поставщикам вагонных комплектующих. Такая информация позволит производителям увидеть себя среди конкурентов, а потребителям сузить круг выбора.

Члены Комитета активно учувствуют в работе по рассмотрению и обсуждению ГОСТов.

Площадка Некоммерческого партнерства позволяет всем членам Комитета по грузовому подвижному составу использовать дополнительные ресурсы, активно участвовать в создании нормативной и руководящей документации, обмениваться новыми идеями и разработками, договариваться о поставках продукции, а прошедшая конференция позволила различным участникам вагонного комплекса лучше узнать друг друга.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru