МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО


Эффективность межгосударственных стандартов - залог выпуска безопасной железнодорожной продукции

Генеральный директор ОАО «ВНИКТИ» доктор технических наук профессор Валерий Семенович Коссов, его заместитель, руководитель испытательного центра кандидат технических наук Виктор Иванович Грек, заместитель гендиректора по специальному подвижному составу кандидат технических наук Александр Леонидович Бидуля и начальник научного центра стандартизации и методологии технического регулирования «ВНИКТИ» Валентина Ивановна Драгун подводят итоги работы подкомитетов МПК 6 и МПК 8 в 2013 году.

Межгосударственный технический комитет по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт», созданный для сотрудничества заинтересованных организаций и органов власти, содержит в своем составе 16 подкомитетов, в том числе подкомитеты МПК 6 «Локомотивы и МВПС» и МПК 8 «Специальный железнодорожный подвижной состав». Они сформированы на базе научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава ОАО «ВНИКТИ» (г. Коломна Московской области).

Подкомитеты сформированы с учетом принципа паритетного представительства в них заинтересованных предприятий и организаций государств-членов МТК 524.

МПК 6 имеет в своем составе 6 рабочих групп, организованных с учетом различных сфер деятельности подкомитета. (Его председателем является один из авторов этого материала – В.С. Коссов).

В структуре МПК 8 (председатель А.Л. Бидуля) рабочих групп не предусмотрено.

Среди основных задач деятельности подкомитетов – проведение научно-технической, правовой и нормативной экспертиз проектов национальных, межгосударственных стандартов и сводов правил, проектов изменений действующих стандартов, разрабатываемых как российскими организациями, так и организациями государств-членов МТК 524. Научно-техническая, правовая и нормативная экспертизы проводятся в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.6-2013 «Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы».

Членами подкомитетов МПК 6 и МПК 8 осуществляется экспертиза первой и окончательной редакции проектов стандартов. Нормативная экспертиза первой редакции проекта стандарта считается первичной, окончательную экспертизу проводят по окончательной редакции проекта стандарта. При отрицательных результатах экспертиз автору-разработчику предлагается устранить выявленные недостатки и доработать проект до рассылки его членам МТК 524 для голосования.

До 2012 года разработчиками межгосударственных стандартов в области железнодорожного транспорта являлись главным образом научные институты железнодорожной отрасли Российской Федерации, дочерние предприятия ОАО «РЖД» – «ВНИИЖТ», «ВНИКТИ» и «НИИАС», имеющие значительный опыт в проведении указанных работ.

С 2012 года, после создания Таможенного Союза, для обеспечения требований технических регламентов ТС разработку межгосударственных стандартов в области железнодорожного транспорта начали осуществлять организации Республики Беларусь и Казахстана.

В прошлом году впервые в рамках МПК 6 была организована разработка проекта ГОСТ «Колеса зубчатые тяговых передач тягового подвижного состава. Технические условия» с участием специалистов с российской стороны (ОАО «ВНИКТИ») и специалистов с казахской стороны (АО «Академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева»). Совместные усилия оказались продуктивными, так как уже при разработке первой редакции проекта стандарта рассматривались мнения специалистов двух государств, что в дальнейшем ускорило появление окончательной редакции.

Сотрудниками нашего института была оказана квалифицированная техническая помощь в создании проектов ГОСТ «Машины путевые тягово-энергетические. Общие технические требования» и ГОСТ «Специальный железнодорожный подвижной состав. Машины для строительства и ремонта контактной сети железных дорог. Технические требования» и других документов, разрабатываемых Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИCС).

Экспертиза проектов стандартов проводится в первую очередь на предмет их соответствия требованиям технических регламентов Таможенного Союза: «О безопасности железнодорожного подвижного состава», «О безопасности высокоскоростного подвижного состава», «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта».

Следует отметить, что по сравнению с предыдущими годами, начиная с 2013 г., в обсуждении проектов межгосударственных стандартов значительно активизировалось участие членов МПК 6 из Белоруссии, Казахстана, Украины, Таджикистана, Киргизии и Армении. Другие страны остаются пока в ранге наблюдателей. Необходимо, чтобы и они активизировали свою деятельность в МТК 524. Мнения специалистов по тому или иному проекту стандарта повысит качество разработки.

Чтобы экспертиза проектов межгосударственных стандартов была наиболее качественной, необходимо иметь в составе подкомитетов как можно больше экспертов по стандартизации, прошедших специальное обучение. Такие эксперты в МПК 6 и МПК 8 есть – это представители российской стороны из таких организаций, как «ВНИИЖТ», «ВНИКТИ», «ВНИИЖГ».

В Беларуси проводится обучение экспертов по стандартизации. В то же время имеется желание получить сертификат эксперта по стандартизации в рамках российской системы аккредитации экспертов.

РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» проводит курсы и семинары (в том числе и региональные) по подготовке и повышению квалификации специалистов в области технического регулирования и стандартизации. Сертификат эксперта-аудитора в области стандартизации имеют два специалиста.

Необходимо, чтобы в организациях-членах МТК 524, в МПК 6 и МПК 8 имелись сотрудники, прошедшие специальное обучение и получившие сертификаты определенного образца – сертификаты эксперта по стандартизации.

Следует уделить особое внимание возрастающей активности бизнеса в разработке и рассмотрении проектов стандартов. Так, некоторые предприятия проводят работы по созданию стандартов самостоятельно, за счет собственных средств. Заинтересованнее, чем прежде, организации бизнес-структур участвуют в обсуждении проектов стандартов, особенно влияющих на их производственную деятельность, тем самым воздействуя на сам процесс создания стандарта. И все же для выпуска наиболее качественной современной продукции бизнес-сообществам необходимо еще активнее участвовать в работах по техническому регулированию и стандартизации в целом.

2 августа 2014 года будут введены в действие технические регламенты Таможенного Союза в области железнодорожного транспорта. Объем начатой еще в 2012 году разработки стандартов, обеспечивающих соблюдение требований этих регламентов, очень велик, что накладывает определенные обязательства по ускорению их рассмотрения и проведению экспертизы в профильных подкомитетах.

В рамках МПК 6 в 2013 году было рассмотрено 38 проектов межгосударственных стандартов и сводов правил, выдано 12 экспертных заключений; в рамках МПК 8 – 21 проект и 3 заключения.

За этими цифрами – большая, кропотливая и ответственная работа руководителей, секретариата, специалистов и экспертов по стандартизации, членов подкомитетов.

Деятельность МПК 6 и МПК 8 была оценена по достоинству. Свидетельство тому – грамоты и ценные подарки ОАО «РЖД», Министерства промышленности и торговли РФ, «Белорусской железной дороги», врученные нам на форуме «День межгосударственных стандартов, применяемых на железнодорожном транспорте государств – участников СНГ», состоявшемся 27 февраля этого года.

В нынешнем году членам МПК 6 и МПК 8 предстоит рассмотреть 39 проектов межгосударственных стандартов и выдать экспертные заключения по 18 проектам стандартов. Надеемся на плодотворную работу всех членов подкомитетов. От их усилий зависит качество и эффективность межгосударственных стандартов, а в итоге – выпуск безопасной и надежной продукции для железнодорожного транспорта.

© Евразия Вести IV 2014

www.eav.ru